Кризис трех лет и как его преодолеть
консультация (средняя группа)
Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных стабильных и более коротких, бурных, критических, т. е. кризисы - это переходы между стабильными периодами. Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. С появлением каких-то новых качеств взрослые могут сознательно утвердиться в них или примириться с новым личностным качеством. Для детей же собственное ближайшие прошлое и будущее непонятно, остается абстракцией. Современные семьи малочисленны, дети находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди взрослых и сверстников, ребенок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества, рассказывается в этой статье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_treh_let_i_kak_ego_preodolet.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Кризис трех лет и как его преодолеть
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях. Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.
Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных стабильных и более коротких, бурных, критических, т. е. кризисы - это переходы между стабильными периодами. Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. С появлением каких-то новых качеств взрослые могут сознательно утвердиться в них или примириться с новым личностным качеством. Для детей же собственное ближайшие прошлое и будущее непонятно, остается абстракцией. Современные семьи малочисленны, дети находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди взрослых и сверстников, ребенок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.
Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство - это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего « Я »; эгоизм – в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов - не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. - Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная. - Пик упрямства приходится на 2,5—3 года жизни. - Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. - Девочки капризначают чаще, чем мальчики. - В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в' день. У некоторых - до 19 раз! - Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
- Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.) !», «А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кризис трех лет и как его преодолеть
Кризисы развития - это относительные короткие периоды в жизни , в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень....
Консультация для родителей. Тема: "Кризис трех лет и как его преодолеть".
Консультация для родителей. Тема: " Кризис трех лет и как его преодолеть"....
" Кризис трех лет и как его преодолеть"
3-4 года очень важный период в жизни ребенка.Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности,формируется предпосылки нравственно-физического и умсвенного развития малыша. В этом воз...
Кризис трех лет и как его преодолеть
3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируется предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша. В этом возрас...
Консультация для родителей «Кризис трех лет и как его преодолеть»
Родительское собрание.Тема: "Кризис трех лет"«Хорошо и плохо, или что такое кризис трёх лет»Цель: Познакомить участников тренинга с основными характеристиками кризиса трёх лет.Ма...
"Кризис трех лет и как его преодолеть"
В течение жизни человек проходит несколько стадий взросления - возрастные кризисы, которые он вынужден преодолевать, развивая новые качества. Через возрастные кризисы проходит каждый из...
Кризис трех лет и как его преодолеть.
Консультация для родителей, раскрывающая основные моменты кризиса трёх лет у детей...