Исследовательская работа: «История Храма села Пахотный Угол»
занимательные факты
Пахотный Угол, это место, где я родилась в 1963 году, приобретала знания от родителей, в школе и от окружающих людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ «Центр психолого – педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»
Номинация:
«Есть в куполах загадочная сила»
Исследовательская работа:
«История Храма села Пахотный Угол»
Автор: воспитатель
Колтинова Людмила Викторовна
г. Рассказово
2023 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Село Пахотный Угол ……………………………………………….……...……...5
2. История создания церкви………………………………………………..…..……6
3. Верны своей вере……………………………………………………….….…..…8
4. Трудные 20-30-е годы…………………………………………………….…..…10
5. Утрата храма…………………………………………………………………..…12
6. Церковь сегодня…………………………………………………………….……13
6.1. Вывод………………………………………………………………………..…14
Заключение …………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………….16
Приложения…………………………………………………………………….17-27
Введение
«Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования».
(Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ).
Угол Пахотный веками
Вопреки всему стоит,
Горд героями своими,
С честью в прошлое глядит!
Храм среди села стоит,
Он всему свидетель,
С высоты веков глядит,
Славы добродетель.
(Внук одного из первых председателей сельского Совета с. Пахотный Угол И.П. Попова, В.В. Попов)
Пахотный Угол, это место, где я родилась в 1963 году, приобретала знания от родителей, в школе и от окружающих людей.
Пахотный Угол – это моя Родина, подтверждая слова великого поэта К.Симонова:
«Ты знаешь, наверное, все-таки Родина-
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил».
Село моё, родное! Вот уже, сколько поколений жителей может сказать эти слова о нашем селе. Каждый по- своему, но все мы любим своё село. Любим его за природу вокруг, за его прошлое, за то, что передали нам наши деды. Пройдет время, и мы передадим свою любовь к селу, к родной земле своим детям.
Актуальность этой темы состоит в том, что мы должны знать богатую историю родного села, историю создания церкви, гордиться мастерами созидателями и сделать всё возможное, чтобы сберечь это в памяти для будущего поколения, ведь без прошлого не было бы настоящего, а без настоящего не будет будущего.
Предмет исследования: история церкви старого и нового села.
Объект исследования: Богоявленский храм Села Пахотный Угол.
Гипотеза: если мы будем изучать историю малой родины, то это будет способствовать развитию нравственного и духовного воспитания, повышенного интереса современных потомков к познанию культурного наследия страны.
Методы исследования: сравнительно-исторический; наблюдение; сравнение; анализ; прогнозирование; обобщение.
Цель: изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Пахотный Угол и показать историческую значимостьцеркви в жизни села и людей.
Задачи:
- Найти сведения о возникновении села Пахотный Угол и строительстве православного храма в селе;
- Изучить историю храма: разрушение и восстановление;
- Проанализировать отношение населения к церкви;
- способствовать воспитанию любви к малой Родине и религиозным ценностям России;
- раскрыть значение храма в духовной и культурной жизни жителей;
- развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.
1.Село Пахотный Угол
Что такое Пахотный Угол?
Это название населенного пункта Бондарского района Тамбовской области. Село Пахотный Угол расположено на берегах реки Керша, при впадении в нее ручья Рудный, примерно в пятидесяти километрах к северо- востоку от Тамбова.
Село получило сразу два названия: Пахотный Угол и Солдатчино.
Название « Пахотный Угол» село получило с давнего времени, когда оно занимало годный для распашки посева небольшой уголок земли, окруженный со всех сторон дремучим лесом.
Солдатчиной оно называется потому, что сюда при Императрице ЕкатеринеВеликой были посланы отставные солдаты.
По документам от 1719 года в нём числилось 59 солдатоднодворцев. Они быстро обжились и одновременно с домами возвели деревянную часовенку. А уже следом, к 1721 году, построили деревянную однопрестольную церковь, которая была распространена в 1841 году. За двести лет она не раз приходила в ветхость. Дважды её реставрировали. И к середине XIX века сельчане пришли к мысли, что необходимо построить каменный храм.
2.История создания церкви
Пахотный Угол к тому времени разросся и окреп. Село имело весьма выгодное расположение: на пересечении трёх трактов: на Тамбов, Моршанск и Кирсанов. В 1863 году здесь насчитывалось 400 дворов и проживало 3317 человек. Пахотноугловцы всегда были вольными, крепостное право их не коснулось. Большая часть крестьян относила себя к зажиточным людям. В череде различных дел не забывали и о грамотности детей. В селе была открыта начальная школа для мальчиков, затем появилась начальная женская школа. Согласно архивным документам в 1886 году духовным ведомством в построенном сельским обществом каменном одноэтажном здании с одной классной комнатой была открыта церковноприходская школа. А уже потом на её базе (с переводом учреждения в двухэтажное деревянное здание) открыто мужское второклассное училище для подготовки учителей церковноприходских школ и школ грамоты со сроком обучения три года. После октябрьского переворота эти учебные заведения ликвидировали.
На протяжении 25 лет(1845-1870г.г.) священником Богоявленской церкви села Пахотный Угол был Иоанн Васильевич Добросердов. За этот период о.И.Добросердовым были подготовлены и опубликованы в Тамбовских губернских ведомостях материалы об истории возникновения селаПахотный Угол.
В Справочной книжке по Тамбовской Епархии на 1876 год значится «что в селе Пахатном Угле церковь Богоявленская, деревянная, построена в 1721 году и распространена в 1841г.
Престол в ней один. При ней в с. Козованьи Параскеевская д., приписная, постр. 1767 г., перестр. 1866 г.; прест. один.
Шт. Наст., 2 помощн. и 3 псал.
Наст. свящ. Дим. Егор. Певницкий, студ., р. 1867 г.
Помощн. свящ. Вас. Ив. Добросердов, 2 разр., р. 1869 г. и Петр Вас. Соколов, студ., р. 1844 г.
Ц. стар. при 1-й ц. госуд. кр. Милосердов, 1873 г. При 2-й госуд. кр. Полетаев, 1873 г.
Уже в это время имевшаяся деревянная Богоявленская церковь не могла вместить всех желающих побывать на службе. Поэтому на рубеже 70-80х годов XIX века прихожанами было принято решение о строительстве новой, более расширенной церкви.
В апреле 1883 года утвержден проект на строительство каменного храма. Архитектор А.Ф. Миролюбов.
Когда во второй половине XIX века сельским сообществом была поддержана мысль о закладке каменного храма, как говорится, всем миром стали собирать деньги. Пахотноуловцы не поскупились на грандиозный проект. Богоявленская церковь ныне является, по утверждению специалистов, шедевром руссковизантийского стиля. Пятиглавый трёхпрестольный кирпичный храм площадью 850 квадратных метров и высотой 50 метров возводился 13 лет и был открыт в 1893 году. Величественность сооружению придали три престола: главный — в честь Богоявления Господня, правый — Пресвятой Троицы, левый — Казанской иконы Божией Матери.
Бесспорно, архитекторы достигли своей цели. Богоявленский храм производил неизгладимое впечатление на каждого. Впрочем, и сегодня он всё так же заставляет трепетать сердца. Подъезжая к селу Пахотный Угол, в первую очередь видишь громаду белоснежной церкви, возвышающуюся над зелёными купами деревьев.
3.Верны своей вере
В середине 30 годов двадцатого века происходила борьба с церковью.
Жительница села Екатерина Николаевна Сопина вспоминает. «Когда ей было 10 лет, это было в 1935 году, она вместе со своей бабушкой была в храме на службе. Во время службы, в момент, когда отец Сергий стоял за кафедрой, в храм с криком ворвалась группа «активной» молодежи. «Активисты начали кричать и самое главное сбросили на пол горящие свечи с подсвечников. Отец Сергий дал знак прихожанам, чтобы не предпринимали никаких действий в отношении хулиганов. Через какое-то время «активисты» выбежали из храма. Прихожане быстро собрали разбросанные свечи. Они купили новые свечи, поставили их на подсвечники и служба продолжена».
В своих воспоминаниях житель села Пахотный Угол Виктор Дмитриевич Милосердов отмечал, что большую активность в этот период, по вопросу недопущения богослужения в храме, проявляло руководство Пахотноугловской школы.
С окончательным закрытием церкви, веру людей в Господа Бога не удалось искоренить.
Население села Пахотный Угол не забывало о Господе Боге. Для совершения различных церковных обрядов пахотноугловцы тайно собирались у жительниц, которые были певчими в местном церковном хоре и хорошо знали порядок ведения службы. К ним относится тетя моего отца, Ярыгина Пелагея Ивановна, она была «монашка», в свое время учила нас молитвам «Живые помощи», «Отче Наш».
Жители села верны своей вере.Для большинства молодоженов в 50-60 годы прошлого века процедура венчания была обязательной нормой. Мои родители, Ярыгины Виктор Александрович и Анна Григорьевна, венчались 1958 года на Праздник Красной горки в селе Бондари.
В детстве я помню мы с мамой ходили очень рано пешком в Троицкую церковь села Бондари, чтобы причаститься к новому учебному году. Меня крестили в 1963 году в церкви села Бондари. Я верна своей вере. В настоящее время я приезжаю в свое родное село и посещаю мой родной Богоявленский храм.Мои внуки знают молитву «Отче Наш»,продолжаю с ними учить другие молитвы.Я верна своей вере, так как духовный потенциал был заложен от моих родителей.
Помню, мама всегда выходила во двор и молилась на храм. Она всегда мечтала, что возобновлят храм и она будет ходить на службу. Но в 1989 году мама умерла.В настоящее время в Богоявленский храм нашего села ходит каждый день моя младшая родная сестра, Попова Надежда Викторовна, она поет во время службы в хоре.
4.Трудные 20-30-е годы
В послереволюционные годы Пахотный Угол, как и многие, сёла Тамбовщины, оказался в эпицентре крупнейшего крестьянского восстания: здесь действовали отряды повстанцев Антонова. Жители села стали свидетелями яростных, не на жизнь, а насмерть, схваток между красноармейцами и участниками восстания. Зажиточным пахотноугловцам было что защищать. Продотряды выгребали зерно у крестьян подчистую. Возмущённые селяне вливались в ряды восставших. На стороне Антонова против большевиков воевало более 700 жителей села. В составе повстанческой армии действовал восьмой Пахотноугловский полк.
Вот как описывает эти события Александр Солженицын в своём рассказе «На краях» устами одного из персонажей:
«Совнарком распорядился: с тамбовской пугачёвщиной кончить в шесть недель, считая от 10 мая. Любой ценой! Всем нам предстоит напряжённая работа. Опыт подавления таких народных бунтов требует наводнить район восстания до полного его оккупирования и планово распределить по нему наши вооружённые силы. Сейчас прибыла из под Киева, высадилась в Моршанске и уже пошла на мятежный Пахотный Угол прославленная кавдивизия Котовского. Потом она подойдёт сюда, к центру восстания. Наше большое техническое преимущество над противником: отряд аэропланов и автоброневой отряд. Из наших первых требований к жителям будет: восстановить все мосты на просёлочных дорогах — это для проезда моторных самодвижущих частей. (Только никогда не пользуйтесь проводниками из местных жителей!) Ещё в запасе у нас — химические газы, и если будет надо — применим, разрешение Совнаркома есть. В ходе предстоящего энергичного подавления вам, товарищи командиры, представляется получить отличный военный опыт».
Всё, что происходило в этих местах в 20х годах, потом долгие десятилетия замалчивалось, поэтому реальные события превратились в легенды, которые передавались из уст в уста, да и то с оглядкой. Только последние лет пятнадцать краеведы начали по крупицам восстанавливать ход событий. А так согласно одной из народных версий, когда Антонов скрывался в селе и в подвале храма повстанцы хранили оружие, войска Котовского из села Казывань вели огонь из пушек по храму. Так что выбоина на стене храма от попавшего в него снаряда реальная и сегодня вполне различимая.
О трагической странице истории села напоминает памятник, расположенный неподалёку от храма. Надпись гласит, что здесь погребены сельчане, погибшие в борьбе с врагами советской власти, и несколько неизвестных красноармейцев. Те же пахотноугловцы, кто сражался на стороне антоновцев и заложники, расстрелянные красноармейцами, по данным Тамбовского регионального историко просветительского правозащитного общества «Мемориал» покоятся в массовом захоронении в лесном массиве близ села. Потери среди сельчан в годы восстания оказались огромны.
Неизгладимый след в сердцах и памяти пахотноугловцев оставила и Великая Отечественная война, унёсшая жизни без малого 600 человек.
5.Утрата храма
Богоявленский храм действовал до 1937 года. О жизни священников в 20—30х годах практически ничего неизвестно. Рассказывают, что последнего молодого батюшку в тот роковой год арестовали и увезли в Тамбов. Сам же храм превратили в зернохранилище. Когда матушка начала наводить справки о дальнейшей судьбе супруга, ей сказали, что он расстрелян.
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время со стороны органов власти по отношению к Русской православной церкви наметилось послабление, и пахотноугловцы стали ходатайствовать об открытии храма для богослужения. В августе 1948 года облисполком поддержал это ходатайство. Однако через два месяца такое решение было отменено.
Храм был в плачевном состоянии, обшарпанный, грязный. Стёкла побиты, многие рамы заколочены, от старинных витражей в верхних окнах ничего не осталось. Купол церкви сгорел ещё в 1956 году от удара молнии. Внутри, над трёхметровыми закромами, летали тучи голубей. Храмовый декор был утрачен, а сохранившийся иконостас от грязи, помёта и времени был так чёрен, что ликов на иконах не было видно. Его размыли и вновь покрасили. Нижний ярус иконостаса от хранения зерна оказался почти утрачен, но средний и особенно верхний ярус неплохо сохранились.
6.Церковь сегодня
В 1989 году властями было принято решение об открытии прихода и возобновлении службы в Богоявленской церкви села Пахотный Угол. Сколько было радости у местных жителей при получении известия об открытии храма в селе. Пахотноугловцы с энтузиазмом взялись за восстановление храма. На работы приходило до ста человек. Торжественное освящение храма состоялось в 1989 году. Вскоре церковь пополнилась старинными иконами. Их приносили и местные жители, и жители близлежащих сёл, хранившие в семьях иконы после разрушения храмов. Однажды прибыла большая подвода со старинными иконами из пришедшей в ветхость кладбищенской Большеникольской часовни.
Особую радость принес населению ремонт кровли Богоявленского храма, который был сделан на средства прихожан. Основные реставрационные работы продолжались до 1995года.
Встретились в вековой судьбе церкви люди, поднявшие свой скромный голос в ее защиту.Сегодня, благодаря им, не побоявшимся грубого начальственного окрика, не взиравшимравнодушно на постепенное разрушение храма, мы имеем возможность ежечасно любоваться величественной красотой Боголюбской церкви, одновременно осознавая то,как же много мы потеряли. Пережив тяжелые времена, храм был отремонтирован и ныне действует. Можно сказать, обрел второе рождение.
16 сентября 1995 года владыка архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан) освятил храм в честь Богоявления Господня.
Внутренний облик храма украшает резной деревянный четырёхъярусный иконостас, высотой более 10 метров. В 1989 году на территории храма построена сторожка, выкопан колодец. В 2008-2010годах храм преобразился. Побелен, выкрашены купола. Боголюбская церковь в селе Пахотный Угол– памятник архитектуры, охраняемыйгосударством.
В настоящее время в Богоявленской церкви села Пахотный Угол настоятель Александр Кукин. Он считает, что восстановление храма — это ещё половина дела. Необходимо наполнить его церковной жизнью. Храм не музей, а Дом Божий. Поэтому надо приобщать людей ко Христу. Возрождение веры в сердцах — нелёгкое дело, надо преодолеть долгое атеистическое воспитание населения. Поэтому надежда на молодое поколение пахотноугловцев.
При храме открыта Воскресная школа, где матушка, Татьяна, детям дает углублённые знания и приобщение к вере. В праздничные дни (Рождество, Пасха) Воскресная школа вместе с обучающимися местной школы проводят праздничные концерты, посещают святые места. Летом дети из воскресной школы отдыхают в православном лагере «Радость». Воспитанники Воскресной школы относятся очень серьезно ко всем происходящим событиям церкви. Принимают участие в различных конкурсах духовной направленности.
6.1.Вывод
Потеря православных храмов не привела к полному уничтожению веры в крае, так как духовный потенциал был заложен в нескольких предшествующих поколениях. И поэтому он остается в потомках и проявляется, если не явно, то до поры до времени тайно.
Промысел Божий никогда не оставляет сообщество людей, пока среди них есть истинно верующие.
Жизнь людей при наличии храма и их участие в церковной жизни наполняют красотой, высокими нравственными традициями и устоями, облагораживают жизнь в целом.
Восстановление храма – тенденция будущих благотворных перемен в жизни села.
Заключение
В последние десятилетие, хотя и с большим опозданием, по всей Руси восстанавливаются большие и малые храмы. Богоявленский храм -это наша гордость, наше культурное и национальное наследие. И наш гражданский долг – сохранить память односельчан о церкви и передать ее новому поколению. Здесь наши родные корни. Здесь наша Родина. Здесь наш дом. Здесь все знакомо и дорого нам. Мы «от этой земли набираемся силы», той необходимой энергии, которая поможет обрести уверенность в себе, выстоять в трудные минуты жизни, поэтому у меня, как и у моих односельчан, болит душа за все, что происходит с нашей малой родиной. И я уверена в том, что мы, живущие здесь, должны любить, беречь и благоустраивать эту землю.
Работая над данной темой, я узнала много нового и интересного из истории своего села. Основной вывод, к которому я пришла : даже маленькое село хранит в себе память духовного наследия своих предков. А самое главное, что человек должен иметь веру.
Список литературы
- «Антоновщина». Крестьянское восстание в Тамбовской области в 1920-1921г.г.Документы, материалы, воспоминания/Гос.архив тамбовской обл.
- Материалы музея Пахотноугловской школы Бондарского района Тамбовской области.
3. Милосердов А.Н. «ПАХАТНЫЙ УГОЛ» Страницы истории села.
4. Н.В. Муравьев, Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области, Воронеж,1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «Его величество уголь» в подготовительной группе.
Исследовательская работа «Его величество уголь».Наш детский сад расположен на мысу Астафьева, где недавно открыли «Угольный терминал».Взрослые спорят о пользе и вреде каменного угля.Нам ст...
Проект исследовательской работы «История Мыльного пузыря»
Проект исследовательской работы «История Мыльного пузыря»...
Исследовательская работа "История книги от каменной до электронной"
История книги от каменной до электронной...
исследовательская работа "История пластилина"
исследовательская работа...
Исследовательская работа "История фарфоровой фигурки"
Исследовательская работа на конкурс "Я - исследователь" по выявлению наиболее практичного рецепта изготовления холодного фарфора...
Исследовательская работа "История нашего сада"
Исследовательская работу про историю детского сада на конкурс "Я-исследователь"...
«Родники моего села» Исследовательская работа Направление: «Познавательное развитие»
Любой край, город, любая деревня неповторимы. Мое родное село Тюменяк - самое красивое. Разве есть что-нибудь дороже своей Родины, своего села, своего родного уголка? ...