План по самообразованию
учебно-методический материал (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_-_razvitie_rechi_detey_v_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx | 36.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план по самообразованию
« Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
(Старшая группа)
Выполнила воспитатель: Черанёва Татьяна Петровна
Паспорт индивидуального плана
Тема самообразования: « Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» (старшая группа)
Тип проекта: познавательно - творческий
Вид:
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.
Возрастная группа:
Старшая группа
Пояснительная записка
На современном этапе остро стоит вопрос о необходимости развития речи у детей дошкольного возраста. Анализ работы с детьми выявил ряд проблем в их речевом развитии: они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. В связи с этим был сделан вывод, что необходима дополнительная работа по данной проблеме. Было принято решение работать по теме:« Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Он включает в себя использование игрушек – кукол-марионеток,– методики релаксационного характера, а также сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам
Актуальность
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, и успешности. Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный, многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Игра близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой.
В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении; развивается способность к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений.
Поэтому возникла идея — работать по данной теме, которая позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель: Способствовать становлению и развитию личности ребёнка, социально- эмоциональному развитию; развитию речи, навыкам театрально исполнительской речи.
Задачи:
Образовательные:
- Обучить детей приемам владения различными видами театров;
- Формирование интонационной выразительности речи;
- Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений.
- Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.
- Приобщить дошкольников к театральной культуре (познакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами театров);
Развивающие:
- Развитие грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
- Развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения (при этом использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтетической выразительности).
- Развивать уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества.
- Развивать умение договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
Воспитательные:
- Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Предполагаемый результат:
в результате работы предполагается, что в результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появится возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы.
Будет развиваться связная речь, произойдёт обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации). Развитию психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии). Личностных качеств дружеские, партнёрские взаимоотношения, коммуникативные навыки, любовь к животным.
Форма самообразования: индивидуальная.
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения• словесные, настольные и подвижные игры.
Оборудование:
1.Театральные ширмы.
2.Разные виды театров: пальчиковый, кукольный, теневой, настольный, маски.
3. Компьютер, колонки.
4. Костюмы.
План реализации образовательного проекта
Длительность работы над опытом 1 год, осуществляется в три этапа.
1 этап – Теоретический, подготовительный.
Цель: создание условий для проведения эксперимента.
Тема | Алгоритм работы | Дата (месяц) |
Изучение и анализ передового опыта педагогов и психологов, методической литературы по развитию речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. | Изучение и подбор методической, педагогической и психологической литературы | Сентябрь |
Разработка методических материалов | Составление конспектов НОД: праздников, театральных представлений, оформление папок передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами | Октябрь |
Разработка диагностического инструментария к материалу | Подбор диагностических тестов, методик, направленных на выявления уровня развития речи и творческих способностей у детей. | Октябрь |
Создание соответствующей предметно – развивающей среды | Пополнение театрального уголка, литературных произведений. | Ноябрь |
2 этап – практический
Цель: выявление уровня развития речи у детей (методики, диагностики, тесты).
Работа с детьми по развитию речи посредством театрализованной деятельности (через разные виды деятельности, НОД). Работа с родителями (анкетирование, беседы, консультации, беседы, родительские собрания). Работа с педагогами детского сада (семинары, мастер – классы).
1блок – работа с детьми
2 блок – работа с родителями
Тема | Алгоритм работы | Итог работы | Дата (месяц) |
Анкетирование «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности» | Анкетирование | Сентябрь | |
Консультации «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка». Пополнение и оснащение центра эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности. | Помощь родителей в приобретении и изготовлении различных видов театров. | Консультация | Октябрь |
Привлечение к изготовлению атрибутики и изготовление костюмов к театрализованной постановке. Помощь в заучивании ролей. Открытый показ театрального представления. | Привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов и костюмов для театрализованной постановки. | Показ театрального представления | Ноябрь |
Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий. «Домашний театр: зачем он нужен и, как организовать». | Консультация для родителей | Посещение культурных мероприятий. Консультация | Декабрь |
«Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка» «Как интересно провести досуг в кругу семьи» | Консультация для родителей | Консультация | Январь |
Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома. Беседы «Играете ли вы с ребенком в театр». | Памятка для родителей | Памятка | Февраль |
Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам. | Консультация для родителей | Консультация | Март |
Помощь в заучивании ролей. | Апрель | ||
Наглядная информация «Театрализованная деятельность в детском саду». | Фотовыставка | Фотовыставка | Май |
3 блок – работа с педагогами
Тема | Алгоритм работы | Итог работы | Дата (месяц) |
«Театрализованная деятельность – путь к детскому творчеству». | Консультация для педагогов | Консультация | Ноябрь |
«Эффективность проведённых мероприятий по развитию речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. | Выступление на педагогическом совете. | Доклад | Май |
3 этап – завершающий
Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате работы. Эффективность проведенных мероприятий по развитию речи у детей дошкольного возраста (мониторинг).
Тема | Алгоритм работы | Итог работы | Дата (месяц) |
Динамика развития речи у детей до и после проведения мероприятий с использованием театрализованной деятельности. | Мониторинг качества развития речи у детей до и после проведения мероприятий с использованием театрализованной деятельности. | Мониторинг | Май |
Эффективность проведённых мероприятий с использованием театрализованной деятельности. | Выступление на педсовете о проделанной работе | Выступление на педагогическом совете МКДОУ | Май |
Список литературы:
- Антипина Е.А. «Театральная деятельность в детском саду»; М.;Т.Ц. «Сфера», 2009.
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
- Журнал «Театр и дети» Буренина А. И. СПб, 2008.
- Жданова В. А. Театрализованная деятельность в детском саду. // Воспитатель №6, 2009.
- Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
- Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство Воспитания». - М.: Лепта-Книга, 2007.
- Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Маханева М.М. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Маханева М.М. Занятия по театральной деятельности в детском саду; М.,Т.Ц.»Сфера»,2008.
- Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. - Санкт - Петербург, 2013
- Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
- Синицын, Е. Б. «Умные сказки» / Е. Б. Синицын. – М.: Аист, 1998. – 168 с.
- Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов
- Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
- Фурмина Л. Театр-дома// Дошкольное воспитание №12, 2009
- Щетинин, М. Н. Методика дыхания Стрельниковой / М. Щетинин. – М.: Издательство АСТ, 2016 – 256 с.
- Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2014 г.
Отчет по теме самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Широких А.В.
«Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность - это… … не просто игра. Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Актуальность выбранной темы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» обусловлена тем, что многие дети в старшем возрасте с нарушением речи, театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества. Поэтому в нашем дошкольном учреждении в 2021-2022 учебном году педагогическая работа была направлена на решение одной из годовых задач по развитию речи: театрализованная деятельность как эффективное средство развития речи детей раннего и дошкольного возраста. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников, а ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают организация театрализованной деятельности. В театрализованной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Целью моего проекта является создание условий для развития творческой и речевой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечение становления партнёрских отношений между детьми.
Исходя из цели, поставили следующие задачи:
1. Развивать умение передавать свои чувства в художественных образах сказки: выразительной речи; пении; пластике; мимике; эмоции;
2. Совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь.
3. Развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; обучить способам моделирования сказок, способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ. 4. Учить понимать занимательность сюжета сказки, особенность их языка и формировать у детей устойчивый интерес к художественной литературе.
5. Воспитывать интерес к театру как искусству, навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.
6. Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства.
7. Активизировать участие родителей, педагогов в совместной актерской игрой в одном спектакле. За год работы по теме самообразования изучили следующую литературу: - нормативные документы по проблеме «Что должны знать о ФГОС каждый педагог ДОУ»; - Слепцова И.Ф. (Программа стандартизации содержания дошкольного образования), САН ПИН; - Агапова И., Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей»; - Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду»; - Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий; - Доронова Т. М., Доронова Е. Г. "Развитие детей в театрализованной деятельности"; - Доронова Т. М. "Развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности"; - Резцова С.В. Комплексно-тематическое планирование сказочных представлений 4-7 лет; - Интернет ресурсы. Работу начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды. Разработали и составили план совместной деятельности с детьми и план взаимодействия с родителями на учебный год. Разнообразили и дополнили развивающую среду группы новыми играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности. В своей работе используем следующие виды театра: настольный, теневой, пальчиковый, костюмированный БИ-БА-БО, сюжетно-ролевый (с применением шапочек, масок), кукольный. Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях. Дети с удовольствием участвовали в спектакле «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Репка». Показывали этюды «Злой», «Добрый», «Весёлый», «Грустный», «Угадай, что я делаю?», «Что за герой?», «Падающая снежинка» и т. д. Играли в театрализованные игры: «Волшебное превращение», «Представь себе», игра на имитацию движений («Варим борщ»), пальчиковые игры на развитие речевой активности и умение передавать характер животных. Обыгрывали с детьми знакомые сказки по ролям и с помощью настольного театра. Учили детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивали диалогическую речь. Также рассказываем про любимые игры и сказки: «Волк и семеро козлят», «Хаврошечка» (чтение, пересказ). Проводилась работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам, а так же по составлению связного рассказа по картинкам с опорой на образец воспитателя. Работая над выразительностью интонировать голоса героев сказки, на фланеллеграфе показывали любимые сказки «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Маша и Медведь» и др. Показывая настольный и кукольный театры, детям давали возможность проявить себя наедине с куклой и друзьями, развивая фантазию, воображение. Для выполнения упражнений на развитие дикции, эмоциональности совместно с педагогами изготовили картотеку скороговорок, чистоговорок, сказок, «Мимические этюды и упражнения». Создали конусный театр к сказке «Муха-Цокотуха», пальчиковый театр по любимым русским народным сказкам. Научили детей моделированию сказок и загадок с использованием мнемотаблиц. В течение года в нашей группе прошли праздники: «Осенний праздник», «День матери», «Новогодний утренник», «Мама – солнышко мое», «День защитника Отечества», «Подари книгу с любовью», спортивные досуги и ритмопластика с родителями. Наши дети читают стихи наизусть, любят сказки, умеют сочинять свои сказки, рассказывать и показывать их. Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родителей привлекали к активному участию в жизни группы и детского сада. Они оказывают помощь в разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Проявляют свои способности в совместных мероприятиях и выставках: «Осенняя ярмарка», «Умелые руки мамы», «Мастерская Деда Мороза». Оформляли родительские уголки папками-передвижками: «Что такое театр», «Правила поведения в театре»; консультации: «Организация домашнего театра». «Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»; рекомендации «Как поддержать интерес к театру», агитировали родителей на совместное с детьми посещение театров. Также в этом году мы активно взаимодействуем с социумом: посещаем городскую центральную детскую библиотеку; к нам ежемесячно приезжают с театральным представлением.
Вывод: В результате проведенной работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы, выражать эмоции, такие как сочувствие, радость за сказочного героя. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. Перспектива. В дальнейшем планируем работать над этой темой, т.к. считаем ее актуальной. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...