Наставник - это гордость нашей планеты!
учебно-методический материал
Для эффективной организации образовательной деятельности в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагога. Наставничество является одним из эффективных способов передачи знаний и навыков молодым педагогам в процессе их начала профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnik_-_eto_gordost_planety.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Наставник - это секретное «оружие» самых успешных людей планеты
Наставничество способствует:
- повышению качества подготовки и квалификации сотрудников
- развитию профессиональных компетенций педагога
- передаче ценного педагогического опыта
- освоению практических и теоретических основ педагогической деятельности получению обратной связи от наставников, стимулирующей активную деятельность
- своевременному анализу собственных сильных и слабых сторон в безопасной ситуации
- получению своевременной помощи на этапе интеграции в коллектив
- повышению самоуважения, уверенности в себе и позитивному отношению к своей деятельности
- освоению современных образовательных технологий и внедрению в образовательный процесс
- развитию способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на педагога трудовые функции
- снижению риска профессионального выгорания наиболее опытных педагогов — носителей знаний и навыков
- укреплению профессионального сотрудничества всех членов коллектива.
Основные компетенции, необходимые современному наставнику.
1. Блок психолого-педагогических компетенций: − готов помочь молодому учителю в установке целей работы; − готовность помочь подопечному обрести уверенность в себе; − способность организовывать ясное, открытое двустороннее общение; − готовность оказать поддержку или конструктивную критику при необходимости и помочь совершенствоваться при реализации программы адаптации и др.
2. Блок методических компетенций: − способен к различным стилям обучения; − способен организовать усвоение знаний и упорядочить их, создавать свои собственные приёмы обучения; − готов осуществлять контроль профессиональной деятельности молодого учителя и др.
3. Блок коуч-компетенций: − готов взять на себя ответственность за развитие и саморазвитие подопечного; − способен помочь молодому учителю «прирастить» новые знания, освоить новые технологии, сформировать жизненные принципы; − способен планировать и проектировать профессиональное развитие своего подопечного; − готов помогать развивать креативное мышление и навыки решения проблем.
Оценка эффективности наставничества.
(модель Дональда Кирпатрика)
Методикой, которая может наиболее адекватно и разносторонне оценить эффективность наставничества, является модель Дональда Кирпатрика. Она позволяет проводить измерения по четырем уровням и использовать для каждого уровня во многом специфический инструментарий (тесты, опросники, наблюдение и др.). Такой подход дает возможность оценить не только количественные, но и качественные изменения, что очень важно для оценки эффективности.
В своей модели Д. Кирпатрик предложил оценивать обучение по четырем критериям:
− оценка реакции подопечного, то есть оценка эмоциональной удовлетворенности;
− оценка полученных знаний или оценка изменений уровня знаний;
− оценка изменения поведения;
− оценка результатов деятельности подопечного для организации.
№ | Критерий | Характеристика |
1 | Оценка реакции подопечного, то есть оценка эмоциональной удовлетворенности | Необходимость такой оценки основывается на постулате, что человек учится успешнее и с большей охотой, если испытывает положительные эмоции от обучения. Для того чтобы оценить степень удовлетворения сотрудника от наставничества, используются анкеты. Вопросы анкеты отражают: − информированность о наставничестве; − время, место и условия проведения; − полезность наставничества; − квалификацию наставника; − возможность и готовность применять полученные знания в повседневной деятельности. Анкетирование проводят сразу по завершении обучения. Именно тогда есть возможность получить «чистую» информацию о качестве обучения. |
2 | Оценка полученных знаний или оценка изменений уровня знаний | Оценка знаний путем сравнения того, что знал подопечный до обучения и что усвоил в результате обучения. Наилучший способ оценки на данном уровне — тесты. Имеет смысл использовать один и тот же тест до начала обучения и после его завершения. Это даст возможность наглядно показать, что усвоил сотрудник. Проводить оценку полученных знаний лучше всего наставнику. |
3 | Оценка изменения поведения | На этом этапе основной акцент смещается в сторону вопроса: изменилось ли поведение подопечного после работы с наставником? Стали ли его уроки лучше, стал ли он лучше пользоваться образовательными сервисами и т. д. Результаты этого этапа могут дать информацию об эффективности наставничества. Кроме того, подопечный, понимая, что его поведение оценивают, стремится показать себя с лучшей стороны. Это мотивирует человека к большим достижениям. Наблюдение за изменением поведения необходимо проводить: − до начала взаимодействия с наставником; − через 2 недели после его завершения; − повторно через 2–3 месяца. Оценка может проводиться с помощью анкет, достаточно часто в подобных случаях используют метод «Тайный наблюдатель» |
4 | Оценка результатов деятельности наставляемого для организации | Этот этап наиболее сложный. Данная оценка, по сути, позволяет выявить взаимосвязь наставничества и результатов подопечного и повлиять на заинтересованность руководителей и сотрудников в дальнейшем использовании такой формы обучения. |
Такая модель позволяет самостоятельно выбирать те уровни оценки, которые являются приоритетными. Возможность подстраивать модель под новые условия работы, самостоятельно выбирать уровни оценки и простота в применении делают модель Кирпатрика крайне удобной для использования в организациях любого типа и масштаба. |
Оцените период прохождения адаптации, рассмотрев каждый вопрос анкеты и выбрав один, наиболее подходящий вариант ответа
Вопросы | Выбор ответа |
1.Было ли достаточным внимание кураторов (коллег и представителей администрации) в процессе адаптации: | |
Да, была оказана всесторонняя поддержка | 2 |
Помощь была оказана каждый раз, когда за ней обращался | 1 |
В течение всего периода адаптации практически не сталкивался с наставником | 0 |
2.В случаях, когда Вы обращались с вопросом к руководителю: | |
С легкостью спрашивали все, что Вам необходимо, так как такая возможность была обсуждена с руководителем заранее | 2 |
Испытывали неудобство, что вновь отвлекаете его от работы | 1 |
Старались реже обращаться с вопросами | 0 |
3. Как было оснащено Ваше рабочее место: | |
Все необходимые инструменты, программы, средства коммуникаций были в моем распоряжении | 2 |
Возникли некоторые затруднения в момент выхода на работу, т.к. рабочее место было недостаточно оборудовано | 1 |
При выходе на работу мое рабочее место не было определено | 0 |
4.Было ли достаточно теоретической и практической информации | |
(обучающих материалов): | |
Да, вполне | 2 |
Все материалы содержали только официальную информацию, не хватало полезной практической информации | 1 |
Вообще не получил материалов | 0 |
5.Ваши коллеги… | |
Всегда доброжелательно и с готовностью делятся информацией, готовы помочь | 2 |
Помощь от коллег была оказана недостаточно | 1 |
Не помогали, не отвечали на вопросы. Встретили агрессивно / равнодушно | 0 |
6. Как Вы считаете, какой информацией должен был поделиться с Вами наставник, для того чтобы облегчить Ваше вхождение в должность? | |
7. Ваши предложения по работе наставника? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Гордость нашей семьи»
Предлагаю Вашему вниманию познавательный семейный проект «Гордость нашей семьи». Целью проекта является формирование нравственно-патриотических чувств у воспитанников, гордости за членов своих се...
Макеты: «Гордость нашего города Златоуста»
Хочу поделится нашей гордостью в группе - макетами знаменитых зданий, которые построены в нашем городе!С чего все начиналось.В нашем городе стартовала такая программа как - "Я Златоустовец! Она рассчи...
Праздничное мероприятие «Наша гордость, наша вера, наша память» для детей старшей и подготовительной групп.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепить нравственно-патриотические чувства дошкольников, формировать знан...
Неделя здоровья "Гордость нашей группы"
Неделя здоровья "Гордость нашей группы"...
Гордость нашей нации: самые титулованные олимпийские чемпионы СССР и России.
24 июня в день создания МОК, во всем мире отмечается Международный Олимпийский день. В честь этого события редакция "Р-Спорт" вспоминает величайших отечественных спортсменов, настоящее...
Проект "Он гордость нашего села"
Формирование у дошкольниковхудожественного творчество, череззнакомство с художником А.М. Богдановым. Воспитывать и развивать у детей чувства гордости, что они живу в одном селе с замечательным и извес...
Проект "Гордость нашего района"
Крнкурс методических проектов "Моя малая родина". Номинация "Гордость нашего района"...