Доклад на тему: «Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ» 2023г.
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Ужурский детский сад №3 «Журавлёнок»
Доклад на тему:
«Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ»
Приготовила:
Гончарова Мария Владимировна
музыкальный руководитель
2023 г.
Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребенка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребенка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, в дошкольном учреждении должны использоваться методы и приемы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.
Музыкальная деятельность оказывает влияние не только на развитие творческих сторон личности ребенка, но и на сферу познавательного развития. В современном образовательном учреждении созданию музыкальной предметно-развивающей среды отводится особая роль. Поэтому одна из целей в работе музыкального руководителя – найти инновационные подходы в обучении и построении музыкально-игрового пространства, создание комфортных условий для усвоения программного материала. Ведь от того, насколько продуктивна, интересна и доступна музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповых музыкальных уголках, зависят показатели музыкального и личностного развития каждого ребенка, уровень его активности, эмоциональное состояние. При создании предметно-развивающей среды в образовательной области «Музыка» учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад.
У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по- другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также
претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках.
Использование компьютера в учебном процессе дает, во-первых, дополнительную учебную информацию, во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приемов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала.
Например, знакомство с новой темой можно сопровождать показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использовать при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов; демонстрировать графический материал (модели, схемы); «посещать» музеи, театры, концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
В ООД используются презентации по темам: «Музыкальные инструменты», «Оркестр», «Композиторы». С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш- в младших группах, опера, балет – в старших), а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт»,
«трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижер» и многое другое. Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «Цветик-семицветик», «Ритмические дорожки», «Песня, танец, марш», «Узнай свой инструмент», «Что лишнее», «Весело- грустно» и др.
Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма. Музыкальные клипы и показ репродукций великих художников на тему «Природа и музыка» позволяют более комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют более полному пониманию красоты и богатства музыкальной культуры человечества, развитию эстетического восприятия окружающего мира. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига, Сен-Санса, Римского-Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия.
В разделе «Пение» для разучивания новых песен используются дидактический прием: на экране появляются картинки, соответствующие словам песни или ребенок должен узнать песню по картинкам и исполнить ее. Этот прием закрепляет ранее разученные песни, тренирует память.
В разделе «Игра на музыкальных инструментах» компьютерные презентации и игры помогают запоминать названия музыкальных инструментов, вовремя вступать, соблюдать общий темп и динамику при игре в оркестре.
Веселые занятия с использованием такого дидактического материала, как «Загадки про инструменты» помогают преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов по теме праздника. Использование в работе музыкального руководителя компьютерных технологий помогает и в такой сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками и традициями.
Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ»
При создании развивающей предметно‐пространственной среды для музыкального развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитан...
Методическая разработка: Инновационные методы в работе Музыкального руководителя ДОУ
При создании развивающей предметно-пространственной среды для музыкального развития дошкольника учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитани...
Инновационные методы в работе музыкального руководителя в ДОУ
Методическая разработка...
Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ
При создании развивающей предметно-пространственной среды для музыкального развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитан...
Инновационные методы в работе музыкального руководителя
Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных прог...
Доклад для педагогов: «Инновационные технологии в работе музыкального руководителя и их использование»
Доклад для педагогов: «Инновационные технологии в работемузыкального руководителя и их использование»...
Методическая разработка на тему: «Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ».
Методическая разработка на тему:«Инновационные методы в работемузыкального руководителя ДОУ»....