"Капрзы и упрямство"
консультация (младшая группа)

 Стройнова Наталья Александровна

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

1.     Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве.

2.     Детским негативизмом, непринятием чего-либо без определённых причин.

3.     Своеволием.            

4.     Недисциплинированностью.

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

Упрямство – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства: - В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. - Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов: - В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. - В недовольстве, раздражительности, плаче. - В двигательном перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1.     Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2.     Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

3.     упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

4.     Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

5.     Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

6.     Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

7.     В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

8.     Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1.     Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2.     Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.

3.     Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4.     Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5.     Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

6.     Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

7.     Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8.     Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

9.     Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1.     Нельзя хвалить за то что:

- достигнуто не своим трудом;

- не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум);

- из жалости или желания понравиться.

2. Надо хвалить:

- за поступок, за свершившееся действие;

- начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения;

- очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже;

- уметь хвалить не хваля (попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

Нельзя наказывать и ругать когда:

1.     Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

2.     Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

3.     Во всех случаях, когда что-то не получается (когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

4.     После физической или душевной травмы (ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

5.     Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

6.     Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

7.     Когда вы сами не в себе.

7       правил наказания:

1.Наказание не должно вредить здоровью.

2.Если есть сомнения, то лучше не наказывать (вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя).

3.За 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4.Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5.Надо наказывать и вскоре прощать.

6.Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7.Ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaprizy_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Капризы детей дошкольного возраста

Капризы детей дошкольного возраста : причины и проявление В психологии понятие «каприз» определяется как мелкая прихоть, причуда без действительной потребности, надобности, необходимости1. Когда такая прихоть или причуда не выполняется, ребёнок может плакать, кричать, топать ножкой и т. д. Почему у детей возникает такое поведение? Как его предотвратить? Попробуем разобраться.

Необходимо помнить, что капризным ребенок не рождается, а становится. Все дети в различном возрасте бывают капризными. Чем более они младше по годам, тем более подвержены капризному поведению. Психологи утверждают, что период капризности у детей начинается примерно с 18 месяцев. Пик капризности приходится на 2,5 – 3 года жизни. Как правило, период капризности заканчивается к 3,5 – 4 годам. Однако, случайные приступы капризности в более старшем возрасте – вещь вполне нормальная.

Рассмотрим причины капризов :

1. Хроническое или только начинающееся заболевание

Если ребёнок испытывает физическую боль, если ему душно, жарко, если его тошнит или бьет озноб, он, может быть, и не сумеет сказать об этом словами (особенно если речь идет о ребёнке до 3 лет, но будет демонстрировать испытываемый им дискомфорт в виде изменений поведения. Это будет поведение протестное или непоследовательное, эмоционально противоречивое или заторможенное.

Всегда, когда ребенок начал капризничать неожиданно или на ровном месте, в ближайшие часы следует внимательно проследить за состоянием его здоровья.

2. Различные виды нарушения воспитания в семье

В этом случае ребё нок как бы говорит родителям«Со мной нужно обращаться по-другому!».

Наиболее распространенными типами нарушения воспитания дошкольников являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный). Особо гибельным для детской уравновешенности является сочетание обоих нарушений (например, родители воспитывают в строгости, а бабушка - позволяет абсолютно всё).

Гиперпротекция приводит к тому, что ребёнок практически не знает слова «нельзя». Любое запрещение вызывает у него буйный и продолжительный протест. Настойчивые попытки ввести такого ребёнка «в рамки» приводят к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность). Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказываются от своих попыток, чем еще больше усугубляют ситуацию.

Гипопротекция ведёт к тому, что ребёнок становится дезадаптированным. Ребёнок, которому всё запрещают, сначала пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать, что «так жить нельзя». И тогда другим путём, но мы приходим всё к тому же протестному, капризному поведению, которое еще больше раздражает родителей. Родители запрещают ребёнку капризничать, он протестует против запрещения протеста - и этот замкнутый круг может вертеться годами.

3. Внутрисемейная дисгармония Капризными дети часто растут в семьях, где родственники постоянно ссорятся, многого требуют от своих чад, не уделяют им внимания. В таком случае есть смысл обратиться к психологу, поскольку только он может выявить, что именно в семье провоцирует у детей капризное поведение.

4. Иногда за капризы принимают что-то другое

Классической, многократно описанной в литературе подменой является игнорирование родителями требований ребёнка по предоставлению личностной самостоятельности. Классическое «Я сам!». Не умеет чисто есть, но тянется к ложке. Пытается сам завязать шнурки, потом всей семьей полчаса распутываем. Упорно надевает штаны задом наперед и так порывается идти в садик. При попытке исправить ситуацию - злится, кричит. Это тоже не капризы. В этих случаях имеет смысл сначала похвалить ребёнка за стремление к самостоятельности и отметить его очевидные достижения, а потом сообщить, что для завершения ситуации необходимо сделать еще то-то и то-то. Как правило, дети в этом возрасте требуют именно признания их попыток, ибо о какой-то реальной самостоятельности говорить ещё рано, и они на самом-то деле прекрасно это понимают.

Говоря о капризах дошкольников, необходимо упомянуть и о детской истерике. Эти две модели поведения следует различать. Капризы являются проявлением протеста на то, что на данный момент оказалось запрещённым или недоступным ребенку. Длиться они могут короткий период времени и в течение дня, недели, даже месяца. Истерики являются театральными

представлениями, которые отыгрываются детьми ярко, громко. Малыш работает на публику, усиливая свою истерику, если окружающие обращают внимание на его поведение. Если же зрители расходятся и не реагируют, тогда малыш прекращает истерику. Родителям следует обратить внимание на то, что предшествовало такому поведению ребенка. Если ребенок ни с того, ни с сего начал капризничать, то следует разобраться в причинах его поведения. Если же капризничать он начал после того, как ему отказались покупать игрушку или не повели на его любимую детскую площадку, то следует понимать, что здесь проявляется истеричное поведение.

Как бороться с детскими капризами? Детские капризы легче предотвратить, нежели заниматься вопросом, как с ними бороться. Вот почему психологи советуют сначала создать благоприятную обстановку для ребенка, спокойно с ним общаться, также оберегать от переутомления, переохлаждения, перегрева, голодания и прочих физиологических причин. Даже взрослый человек будет капризничать, когда он чувствует себя плохо и неуютно. Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с капризами : 1. Нельзя хвалить за то, что: Достигнуто не своим трудом. Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум). Из жалости или желания понравиться. 2. Надо хвалить: За поступок, за свершившееся действие. Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже. Уметь хвалить не хваля пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

Следование данным правилам уже помогает в решении проблемы. Истерики и капризы свойственны детям, однако не следует им потакать, чтобы ребенок не понял, что к ним следует прибегать при первом отказе или неудовлетворении его желаний. Стойте на своём. Если вы когда-то сказали «нет», то должны сохранять своё слово, независимо от поведения ребёнка. Четко оговаривайте перечень запрещённых вещей. Ребенок должен понимать, чего ему «нельзя», и видеть, что родители не реагируют на его капризы и не меняют решения. Продолжайте заниматься своими делами, пока малыш вопит. Запрещается ребенка утешать, ласкать и сюсюкаться с ним. Это лишь утвердит малыша в его поведении. Всегда поощряйте малыша за то поведение, которое вам нравится. Он должен четко отмечать, что есть

поведение, за которое его вознаграждают, и поступки, которые игнорируются, не дают ему счастья и удовольствия. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета». Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Упрямство и капризы.

Представлены отличия упрямства от капризов и желательное поведение взрослых....

Упрямство

Для родителей упрямых малышей...

конспект родительского собрания "Детские капризы и упрямства", презентация к собранию

Обучение родителей способом преодоления детских капризов и упрямства....

Капризы и упрямство

Капризы и упрямствоПрежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капри...

Капризы и упрямство

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматрив...

презентация "Детские капрзы"

консультация для родителей...

Капризы и упрямство/ Как справиться с капризами и упрямством детей.

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нор...