Проект "Удивительный мир тканей" в старшей группе.
проект по окружающему миру (старшая группа)
Среднесрочный позновательно-творческий проект, целью которого является обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_tkaney.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ТКАНЕЙ»
Актуальность:
Дети входят в этот мир, думая, что всё, окружающее их, было всегда. И мало задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? Какими качествами обладает предмет? И т. д.» И как же сделать так, чтобы у детей проснулся интерес к тому, с чем они соприкасаются каждый день?
Создание такого проекта даст детям не только возможность понять из чего сделаны ткани и какими свойствами они обладают, но и воспитает бережное отношение к предметам одежды, игрушкам, труду взрослых. Именно «проживание», создание проблемных ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его важность в жизни каждого человека.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: воспитатели группы; воспитанники группы; родители.
Срок реализации: среднесрочный.
Цель: ознакомление с видами тканей, различными видами деятельности с тканью.
Задачи:
- обобщить знания о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении;
- расширять представления детей об окружающем мире, развивать мотивацию к познавательной деятельности;
- активизировать речь, расширять словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда людей, доброжелательное отношение друг к другу, любовь к труду, интерес к чтению художественной литературы.
Итоги освоения темы:
- «Любознательно-активный»: проявляет интеллектуальную активность, познавательный интерес; может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступными способами (высказывать предположение, доказывать); проявляет догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует; испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта; фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем.
- «Эмоционально-отзывчивый»: понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей, выраженное в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта и т.п.), проявляет готовность помочь, сочувствие.
- «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: может самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия; стремится регулировать свою активность: соблюдать очерёдность, учитывать права других людей; проявляет инициативу в общении: делится впечатлениями со сверстниками, задаёт вопросы, привлекает к общению других детей.
- «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»: соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своём поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приёмами справедливого распределения предметов: по очереди, по жребию, с помощью считалок; стремится к мирному разрешению конфликтов, сдерживанию негативных проявлений поведения.
-«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы; может самостоятельно поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели; способен предложить собственный замысел о воплотить его в рисунке, рассказе; в художественной деятельности охотно принимает тему, предложенную педагогом, может её конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создаёт выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности; проявляет творчество в развивающих играх и преобразовательной деятельности; способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства – поисковые действия, сравнения.
- «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: слушает и понимает взрослого, действует по правилу, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет 2-3 последовательных действия; может удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, аргументировать свои суждения; стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, позитивной оценке результата взрослым.
Образовательные области проекта | Виды детской деятельности | Осуществляемая детьми деятельность |
Познавательное развитие | Познавательно – исследовательская | Знают некоторые виды тканей и их свойствах, активно включаются в экспериментирование |
Художественно – эстетическое развитие | Продуктивная | Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения. |
Социальное – коммуникативное развитие | Игровая Коммуникативная | Свободно и с интересом играют в разные игры: сюжетно-ролевые «Магазин «Ткани»», «Ателье «Напёрсток», игра с правилами «Дуют ветры», дидактические игры «Волшебный мешочек», «Одень куклу по погоде», «Что нужно швее». Используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. |
Речевое развитие | Восприятие художественной литературы | С удовольствием слушают жанровые произведения в исполнении взрослого. Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения. Правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. |
Физическое развитие | Двигательная | Участвуют в физкультминутках, правильно повторяют движения за взрослым, в том числе под музыку |
Структура проекта:
I этап – подготовительный:
• формирование проблемы, цели, содержание проекта, определение продукта проекта, прогнозирование результата; набор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;
• ознакомительная консультация для родителей о проекте, деятельности всех участников проекта.
II этап – основной:
• реализация проекта.
III этап – заключительный:
• подведение итогов проекта, оценка результата.
План реализации проекта:
1. История возникновения ткани и её предназначение:
- работа с тканью (определение её вида и назначения).
2.Чтение художественной литературы:
- К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»,
- Н. Носов «Заплатка»,
- В. Орлов «Портниха», и др.
3. Эксперименты с тканью (исследовательская деятельность «Свойства тканей»).
4. Организация «школа юных мастеров»:
- рисование узоров на ткани «Салфетка для мамы»,
- объёмная аппликация из ткани «Цветы».
5. Сюжетно-ролевые игры:
- Магазин «Ткани», Ателье «Напёрсток».
6. Дидактические игры:
- «Волшебный мешочек», «Что нужно швее?», «Одень куклу по погоде».
7. Игра-развлечение «Дуют ветры».
8. Итоговое мероприятие:
- Викторина «В мире лоскутков».
9. Работа с родителями:
- наглядная информация для родителей о проведении проекта;
- создание альбома «Ткани»;
- экскурсионная деятельность родителей с детьми: магазин ткани, магазин готового платья, ателье, химчистка.
10. Подведение итогов проекта, выставка работ, оценка результата.
1. История возникновения ткани и её предназначение.
Первая одежда у древних людей была сделана ими из кожи животных. Позже древний человек научился делать ткань из стебельков растений. Это растение называли льном. Когда лён процветает, его подсушивают, затем обрабатывают, расчесав его стебельки на волокна. Из волокон прядут льняные нити. Ткань изо льна заменяла одежду из шкур. «Жизнь человека изменялась. Он научился стричь овец, а из их шерсти получать нити и вязать одежду. Затем человек изобрёл шелковую нить. Но её прясть не надо – её прядет гусеница бабочки, которую назвали тутовым шелкопрядом. Также человек узнал, что из растения – хлопок, тоже можно сделать одежду хлопчатобумажную. Человек – творец. Так, он изобрёл ткацкий станок, с помощью которого прядут нитки и ткут ткани. Ткани растительного происхождения: лён, хлопок, сукно, пряжа. Ткани животного происхождения: шёлк, шерсть.
Физкультминутка.
Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем.
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Работа с тканью (определение её вида и назначения).
- Какая бывает ткань? (хлопковая, трикотаж, льняная, шёлковая и пр.)
Педагог раздаёт детям образцы шерстяной ткани и нитей.
- Откуда берётся шерстяная ткань? Такую ткань делают из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки) В определённое время их стригут. Постриженные овечки гуляют на лугу, новую шерсть отращивают до следующей стрижки. Состриженную шерсть люди расчёсывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи.
- Какова на ощупь шерстяная ткань? (плотная, толстая, пушистая, тёплая)
Педагог раздаёт детям образцы хлопковой ткани.
- Для выращивания хлопковой ткани используют специальное растение – хлопок. Хлопок растёт только в жарких странах, любит тепло, воду. Плод хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют его на очистительные фабрики, там расчёсывают щётками. Вата – это и есть специально очищенный хлопок. (педагог раздаёт детям вату)
- Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядильные машины на прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань.
- Трикотаж – это вязаное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна, шерсти. Если внимательно рассмотреть трикотажную ткань, то можно увидеть косички, петельки, а не переплетения, как на льняной, хлопчатобумажной, шерстяной тканях.
Педагог организует рассматривание одежды детей: на ком трикотажная, а на ком хлопковая одежда.
Педагог раздаёт детям образцы шёлка.
- Шёлк производят в Китае. Гусеница шелкопряда превращается в куколку внутри специально предназначенного для этого кокона. Она плетёт этот кокон из шёлковой нити, которую вырабатывают её железы. Эта нить и есть натуральный шёлк-сырец. Коконы собирают, обрабатывают паром, вымачивают и аккуратно разматывают на специальных станках. Так получают тончайшую шёлковую нить.
- Эти ткани натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Они созданы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Например, куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду, они тоже сшиты из синтетических материалов.
- Кто работает с тканью? Швея (портниха) – работница по шитью чего-либо. Скорняк – мастер, занимающийся производством меховых изделий, выделкой мехов. Сапожник. Модельер. Дизайнер одежды. Дизайнер по шторам.
- Что делают из ткани? (одежду, головные уборы, обувь, шторы, постельное бельё, обивку для диванов, кресел и пр.)
Педагог предлагает детям осмотреть групповые помещения и найти разные виды тканей.
2. Чтение художественной литературы:
- К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»,
- Н. Носов «Заплатка»,
- В. Орлов «Портниха»,
- В. Осеева «Волшебная иголочка»,
- русская-народная сказка «Золотое веретено»,
- З. Воскресенская «На кончике нити»,
- А. Барто «Сто одежек»,
- С. Погореловский «Мастерица»,
- Б. Заходер «Портниха»,
- Братья Гримм «Три пряхи»,
- Г. Х Андерсон «Новое платье короля».
3. Эксперименты с тканью (познавательно-исследовательская деятельность «Свойства тканей»)
Материал: разные кусочки ткани (хлопок, мех, плащевая, джинсовая ткань, ситец, марля), тарелочки с водой, ножницы, клей, степлер, тазик с мылом и водой для стирки).
Опыт 1.
Дети пытаются склеить 2 куска ткани, разорвать (хлопок и мех), сшить, постирать грязный лоскуток, постирать цветную ткань, порезать ножницами, помять (натуральную и искусственную).
Вывод: основные свойства ткани – она склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, рвётся, мнётся.
Опыт 2.
Дети капают на лоскуты ткани водой и делают вывод о том, какая ткань впитывает воду, а какая не впитывает (рассматривается плащевая и хлопковая).
Опыт 3.
Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в различных лоскутках и делают вывод, что у ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, чем у непромокаемой.
Опыт 4.
Дети берут кусок ткани и кусок бумаги. Два ребёнка держат бумагу (ткань) за разные концы, третий пытается порвать.
Вывод: бумага порвалась, ткань – нет. Ткань прочнее бумаги.
Опыт 5.
Дети берут 2 куска ткани (шёлк и джинсовая ткань) и дуют на них.
Вывод: джинсовая ткань тяжелее, чем шёлковая, её труднее сдвинуть с места.
Опыт 6.
Дети берут несколько видов тканей (ситец, джинсовую, хлопок, тюль…) и режут их ножницами, после чего делают выводы о том, какая ткань режется труднее (легче).
4. Организация «Школа юных мастеров»
Рисование узоров на ткани «Салфетка для мамы».
Материал: краски, кисточки, баночки с водой, однотонные квадраты ткани размером 20х20 см, образцы салфеток для демонстрации.
Беседа:
- Скоро наступит мамин праздник. Как называется этот праздник? («День Матери») Кого вы будете поздравлять в этот день?
- Как вы будете поздравлять? (говорить слова поздравления, читать стихи, дарить открытки, подарки)
- Сегодня мы смастерим для ваших мам необычный подарок – салфетку. Для чего может пригодиться салфетка? (для украшения стола, на неё можно поставить вазу ил конфетницу)
- Посмотрите, какие бывают салфетки. Какого они цвета, что на них изображено?
Педагог демонстрирует образцы салфеток.
- Хотите своим мамам создать свои салфетки? Для начала вы должны придумать, какой узор на ней буде, и только после этого приступать к выполнению работы.
Объёмная аппликация из ткани «Цветы».
Воспитатель привлекает всех желающих заняться аппликацией. Возможно, в начале работы желающих будет 1-2 человека, в процессе присоединятся ещё несколько человек.
Материал: картон, обтянутый тканью, цветная бумага зелёного цвета для лепестков, ленточки для стебля, круги из ткани для цветка, бумажные салфетки, клей, пуговицы.
Из данного набора материалов детям предлагается самостоятельно придумать и смастерить объёмную аппликацию
Задача педагога – наблюдать и помогать в трудные моменты.
5. Сюжетно – ролевые игры.
Магазин «ТКАНИ».
Материал: разные виды ткани, фурнитура, сантиметр, карандаш, бумага, журналы мод, ножницы.
Место для игры: например, поставить столы, стулья, полочки, в магазине организовать кассу, детям раздать игрушечные деньги.
Вводная беседа:
- Что продают в магазине «Ткани?» (ткань, фурнитуру)
- А еще? (пуговицы, пайетки, аппликации, нитки, иголки)
- Когда и зачем люди приходят в этот магазин? (когда хотят сшить себе что-то)
- Прежде чем купить ткань, вы должны решить, что вы хотите из неё сшить и сколько ткани вам для этого потребуется, какого цвета. Также следует заранее подобрать пуговицы и другие необходимые материалы. После покупки ткани можно пойти в ателье.
Дети выбирают продавца, покупателей. Продавец организует прилавок в магазине.
Ателье «Напёрсток».
- Зачем люди приходят в ателье? (чтобы им сшили там одежду или починили её)
- В ателье можно сшить или починить одежду. Кто это будет делать в ателье? (швея, портниха)
- Если вы не знаете, какой фасон, модель платья или брюк выбрать, швея может предложить вам журналы мод, в которых есть различные варианты одежды. Вы выбираете модель, портной снимает мерки и, используя выкройку, начинает шить.
- Выкройка – это рисунки деталей вашей будущей одежды на бумаге, используя которые швея сошьёт вам то, что вы хотите. Также не забудьте прийти на примерку, после которой швея подгонит окончательную одежду под вашу фигуру, и уже тогда вы заберёте готовую работу.
Выбирают двух портных, остальные дети – посетители.
6. Дидактические игры:
«Волшебный мешочек».
На столе – несколько образцов тканей (кожа, мех, хлопок, шерсть, шёлк). Дети трогают их. Потом одному из игроков каждой команды завязывают глаза, дети по очереди достают лоскутки из мешочка и на ощупь пытаются определить материал. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.
«Что нужно швее?»
На столе – разные предметы. Команды стараются подобрать швее нужные предметы. (иголка, нитка, напёрсток, ткань, метр, и т.д.) Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
«Одень куклу по погоде».
Детям даны разные виды тканей. Одна команда отбирает ткани для шитья летнего наряда, другая – для зимнего. Побеждает та команда, которая сделает это правильно и быстрее.
7. Игра-развлечение «Дуют ветры».
На стол кладут кусочки ткани. Капитаны команд по сигналу ведущего начинают дуть на лоскутки. Чей лоскуток быстрее упадёт со стола, тот капитан победил. То же самое выполняют по очереди остальные участники команд.
8. Итоговое мероприятие: викторина «В мире лоскутков».
Дети делятся на две команды, придумывают название, выбирают капитана команды. Между командами на одинаковом расстоянии лежит флажок – кто первый схватил флажок, тот и отвечает на вопрос.
Вопросы викторины:
1. Как называются ткани, которые производят из шерсти животных? (шерстяные)
2. Кто такой скорняк? (мастер, который шьёт из меха одежду)
3. Чем занимается портниха? (портниха шьёт одежду)
4. Хлопок – это натуральная или искусственная ткань? (натуральная)
5. Откуда берётся шёлк? (его вырабатывает шелкопряд)
6. Что прочнее – бумага или ткань? (ткань)
Загадки:
• Птичка-невеличка с льняным хвостом
Сквозь стенку перелётывает. (иголка, нитка, ткань)
• Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (шарф)
• У маленькой Катюшки уселся на макушке
Не мотылёк, не птичка – держит две косички. (бант)
Работа с родителями:
• наглядная информация для родителей о проведении проекта;
• создание альбома «Ткани»;
• экскурсионная деятельность родителей с детьми: магазин ткани, магазин готового платья, ателье, химчистка.
Подведение итогов проекта, выставка работ, оценка результата.
Ожидаемый результат:
По завершению проекта у детей расширились знания по теме ткани, одежда и их назначении. Благодаря разнообразным видам деятельности были решены задачи по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи. У детей повысился интерес к образовательному процессу. В ходе проведения опытно-экспериментальной деятельности дети приобрели навык рассуждать, видеть закономерность, формировать выводы, делать новые открытия для себя, совместно обсуждать, задавать вопросы друг другу. Активизировалась творческая инициатива родителей и детей, укрепились детско-родительские отношения в процессе творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...
Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....
НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая
Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...