Шесть ошибок воспитателей, которые ломают детскую психику.
консультация
По мнению психологов и психотерапевтов есть 6 ошибок воспитателей, котрые ломают психику ребенку. Что категорично нельзя делать педагогу, чтобы не допустить этого. Статья-выжимка тренинговой программы действующего психотерапевта и психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_oshibok_vospitateley.docx | 257.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ВАЖНО НЕ ОШИБИТЬСЯ!
ПО МНЕНИЮ ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОТЕРАПЕВТОВ ЕСТЬ 6 ОШИБОК ВОСПИТАТЕЛЕЙ, КОТРЫЕ ЛОМАЮТ ПСИХИКУ РЕБЕНКУ
«Все идет из семьи», — так, кажется, принято говорить. Но как тогда быть с установками, которые, вопреки родительскому воспитанию, а порой и здравому смыслу, навязывают в детском саду? Что недопустимо и может навредить малышу?
«Все мы имеем право на ошибки, и воспитатель — не исключение. Хорошо, если их вовремя заметили и исправили, в противном случае даже привычные мелочи могут привести к плачевным результатам. Сегодня „Марь Иванна“ пропустила поднятую руку ребенка на занятии. Он уходит с легким разочарованием и решением, что не будет больше скромно проявлять инициативу — уж лучше выкрикивать, чтобы его быстрее услышали. А завтра в ответ на вполне логичную реакцию мальчика — раздраженное „Ты непослушный ребенок, всем мешаешь, извинись перед ребятами“. Это один из самых безобидных случаев, которые я разбирала с родителями. А есть совершенно недопустимые с психологической точки зрения ситуации».
Какие же поступки воспитателей однозначно
будут иметь негативные последствия?
- Оценка (ОЦЕНИВАЕМ ВСЕ И ВСЕХ)
Зачастую, чтобы выразить отношение к происходящему, воспитатели используют слова «хорошо», «плохо». «Мишенька, ты хорошо сегодня отвечал на вопросы, держи наклейку», «Катя, сегодня ты не так хорошо себя вела как вчера, сегодня ты плохо спала, не слушалась».
Ребенок в такой ситуации старается угодить взрослому, быть хорошим, получить похвалу, у него формируется «комплекс отличника». Он будет бояться ошибиться, а в крайнем случае вообще будет отказываться что-то делать — вдруг получится плохо.
У детей, которых не похвалили, не сказали «хорошо», будет ощущение, что они не заслужили теплоты со стороны педагога, раз на них не обратили внимания. Они будут переживать это, причем, скорее всего, внутри себя.
Еще одно последствие — ребенок начинает ориентироваться только на достижения, на конечный результат. Он не получает никакого удовольствия от процесса, стараясь как можно быстрее дойти до конца.
Дети , которых так «оценили»: роль не дадим – ты плохо играешь, стихотворение не дадим на празднике – ты тихо читаешь, становятся неуверенными в себе, думают, что у них при любых обстоятельствах ничего не получится, нечего и начинать. Теряется всякое напоминание о мотивации. Дети думают, что они не такие КАК ВСЕ, что они ПЛОХИЕ!
- Сравнение
Не редкость, когда в детских садах, чтобы подчеркнуть успехи одного ребенка, замотивировать его или справиться с протестом, воспитатели используют пресловутое сравнение. «Маша посмотри, ты сидишь и уже 20 минут не можешь сделать аппликацию, а ребята уже закончили».
Или мама (ведь родитель – это первый педагог) в раздевалке : «Посмотри как Саша нарисовал, а у тебя – что?»
Подобные высказывания влияют на самооценку ребенка. Он ощущает, что не так хорош, как другие, что бы он ни делал, всегда найдется кто-то лучше. В такие моменты у него опускаются руки, мотивация падает и контакт с педагогом нарушается.
Как следствие — дошкольник может перенести этот опыт и на другие сферы своей жизни.
Когда малыш не уверен в себе, то в группе сверстников он выделяется. От уверенности в себе зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений.
Сравнивая одного ребенка с другим (создание соревновательного эффекта) педагог невольно вырабатывает у второго злость, зависть, а иногда и ссору с первым.
- Запугивание
Каждому воспитателю знакомо состояние бессилия, когда ребенок не слышит инструкцию с первого раза, балуется и хулиганит, задирает других детей. В такие моменты педагогу хочется моментально воздействовать на ребенка, чтобы тот понял, как себя вести — раз и навсегда. И тогда включается запугивание.
«Если ты сейчас не перестанешь, то отведу к директору», «Или ты все немедленно уберешь за собой, или я все расскажу твоим родителям. И пусть им будет стыдно!», «Будешь совать пальцы в розетку — отрежу. Все, прошла за ножом», — такие высказывания не могут пройти бесследно для психики. Окружающая среда становится для него небезопасной, появляется ощущение угрозы. А ведь безопасность — это базовая потребность человека. Следовательно, ее отсутствие влияет на поведение, развитие высших психических функций, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки.
Запугивание может стать одной из причин нежелания ребенка идти в детский сад! Ребенку стыдно и страшно быть не таким как все. Он боится, что сделает что-то не так, боится, что его за это накажут (накричат, пристыдят, не дадут играть и т.п.).
- Физический контакт
Чтобы привлечь внимание ребенка или направить его в нужную сторону, воспитатели порой хватают его за руку. Часто можно увидеть недовольство воспитателя, когда ребенок не выполняет его требования: не хочет ребенок одеваться, выходит из раздевалки или музыкального зала, не хочет идти на прогулку, убирать игрушки. И что делает «горе-педагог» - дергает за руку, силой выводит из помещения, заставляет нагибаться за игрушкой или просто с силой берет за руку. А могут быть и шлепки, и другие не самые ласковые методы воздействия.
Маленький человек не может противостоять силе и власти взрослого. В таких случаях он беззащитен и не может ни к кому обратиться за помощью. Но хуже, что у ребенка появляется ощущение, что такое поведение нормальное, взрослые могут так себя вести. Малыш, погруженный в такие ситуации, может выйти из детского сада с нарушенными личностными границами. Поэтому подобные инциденты допустимы только в случае, когда ребенку что-то угрожает и нужно моментально реагировать, чтобы спасти.
- Унижение
«Мне за тебя стыдно», «Ты снова неаккуратно оделся», «Ты только посмотри на себя» — эти и подобные реплики влияют на самооценку и вызывают чувство вины, стыда. Ребенку, таким образом внушают мысль: он неполноценный. А чтобы убедить его в обратном, могут уйти месяцы занятий с психологом. В группе такой ребенок становится изгоем и несет на себе ярлык неудачника.
Реакция, несущая неуважение, может выражаться не только в словах, но и в голосе, взгляде, движениях тела со стороны воспитателя. Негативных последствий от нее будет не меньше, чем от сказанной вслух.
После унижения, дети закрываюс в себе. Даже, если ребенок и знает ответ на поставленный вопрос или сможет самостоятельно выполнить упражнение, он никогда об этом не скажет. Он просто побоится быть осмеянным, униженным и т.п. Такой тип поведения скоро приведет к тому, что маленький человек будет подстраиваться под чужое мнение, забыв о своем, о справедливости и правде. Педагог «убил» в ребенке «свое я, свое собственное мнение»
- Обесценивание родителей – это одна из страшнейших ошибок педагогов, когда воспитатель ставит себя и окружение выше родителей ребенка, указывая на их ошибки, непунктуальность, нерасторопность и т.п.
«Передай своей мамочке, что пора сдать на шторы», «Да чему тебя может научить твой папа», «Вся в мать, такая же грубиянка», — думаю, многие слышали подобное в детском саду.
Говорить негативно о родителях недопустимо, иначе ребенок впитает неуважение к ним вместе с садиковской манной кашей. Любящий родителей кроха будет внутренне поддерживать их, не соглашаясь с воспитателем. Постепенно он со все большей неохотой будет ходить в детский сад, начнет сопротивляться, вредничать, проявлять агрессию. Кроме того, может возникнуть ситуация, когда дети в группе станут напоминать ребенку о словах воситателя в игре, в режимных моментах. Сами того не желая, они делают маму ребенка нарицанием, начинается травля.
Быть педагогом – не просто» Педагог – это состояние души! И от того, с какой душой мы идем к детям и зависит их будущее.
(В СТАТЬЕ ПРИВЕДЕНЫ ПРИМЕРЫ АВТОРА ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММ ПО ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ, СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ПСИХОДРАМЫ И ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ, ПСИХОТЕРАПЕВТА - ЕКАТЕРИНЫ ВЕРЧЕНОВОЙ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 ОШИБОК ВОСПИТАНИЯ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ ДЕТЯМ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА
добиться успеха, ошибки родителей....
Консультация для родителей "Семь ошибок воспитания, которые мешают детям добиться успеха"
Консультация для родителей, где кратко и понятно изложено о самых распространенных ошибках, которые ограничивают возможности детей в достижении высоких результатов. Что в дальнейшем влияет на результа...
Ошибки воспитания (7 ОШИБОК ВОСПИТАНИЯ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ ДЕТЯМ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА)
Эксперт по лидерству, автор психологических бестселлеров Тим Элмор за время своих исследований выявил типичные ошибки родителей, которые заранее программируют в детях неуверенность и ограничивают их ш...
4 ошибки в воспитании детей, которые ломают жизнь.
Любой родитель хочет воспитать своего ребенка как можно лучше. Но все же некоторые из них допускают ряд ошибок. Они не умеют владеть собой и часто срываются на детях. Иногда они делают своим детям то,...
Фразы, которые ни за что и никогда нельзя говорить детям – опасные слова, которые ломают ребенку жизнь
Фразы, которые ни за что и никогда нельзя говорить детям – опасные слова, которые ломают ребенку жизньМногие «воспитательные» фразочки у нас, родителей, вылетают просто на автомате. ...
Консультация "5 ошибок родителей, которые готовят ребенка к школе слишком рано"
5 ошибок родителей, которые готовят ребенка к школе слишком рано...
Буклет «20 фраз, которые ни за что и никогда нельзя говорить детям – опасные слова, которые ломают ребенку жизнь»
laquo;Не будешь слушаться – отдам тебя соседке», «Не будешь спать – тебя заберет серый волк», «Будешь убегать – злой дядька тебя заберет и унесет с собой&raq...