РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО НРАВСТЕННО- ПОТРИОТИЧЕСКОМОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
рабочая программа (старшая группа)

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bespalova_rastim_patriotov_dlya_vospitannikov_5_-_7_let.docx61.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников № 10 «Родничок»

456780, Челябинская область, г. Озёрск,

фактический адрес: пер. Советский, 5;

юридический адрес пер. Советский, 5;

ИНН 7422026232, телефон : 2-05-69, 2-08-60

Принято

на педагогическом совете

№___ от г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ ДС №10

___________ Ю.С. Батуева

от #1075;.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

ПО НРАВСТЕННО- ПОТРИОТИЧЕСКОМОМУ ВОСПИТАНИЮ

«ЮНЫЙ ПАТРИОТ»

С 5 до 7 лет

На 2023-2025 учебный год

Составитель: воспитатель

МБДОУ ДС № 10, пер. Советский, 5

Беспалова Марина Евгеньевна

г. Озерск, 2023 год

Содержание:

Целевой раздел……………………………………………………………………………....3

Пояснительная записка……………………………………………………………………….3

Цели и задачи программы…………………………………………………………………….4

Срок реализации программы………………………………………………………………....4

Принципы и подходы к формированию программы………………………………………..5

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей…………………………..5

Список детей, посещающих кружок………………………….……………………………....7

Планируемые результаты освоения Программы…………………………………………….8

2.Содержательный отдел……………………………………………………………………10

Основное содержание работы…………………………………………………………...10

#1060;ормы, способы, методы и средства реализации программы.………………………...10

Календарно-тематический план………………………………………………………....11

План сотрудничество с родителями.................................................................................40

3.Организационный раздел……………………………………………………………...…41

Условия реализации программы………………………………………………………41

. Материально – техническое обеспечение программы…………..............................41

Список используемой литературы………………………………...............................42

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Актуальность программы

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Цели и задачи программы:

Цель: воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края; развитие интереса к изучению окружающего мира.

Задачи:

Обучающие: углубленное изучение истории родного края; ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта; привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Развивающие: обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

Воспитывающие: воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры; формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию.

Срок реализации программы

Программа охватывает два возрастных периода развития детей: 5-7 лет

Продолжительность занятия – 25 минут;

Форма проведения занятия: групповое.

Принципы и подходы к формированию программы

Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность.

Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность.

Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность.

Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Всё это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.

Серьёзное внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Важным показателем самосознания детей 5–7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

Список детей, посещающих кружок

п/п

Ф.И.О.

ребенка

Дата рождения ребенка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17

18.

19.

#1055;ланируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения программы.

Целевые ориентиры освоения Программы

Раздел

2023-2024 гг.

2024-2025 гг.

1. Родной край

Имеют представления о погодно – климатических и сезонных изменениях в природе.

Имеют представления о погоде, сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях. Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.

2. Географическое

положение

Знают географическое расположение города Острогожска, умеют находить город на карте.

Знают географическое расположение города, умеют находить город на карте, знают географические особенности региона,

3. Город

Знают социокультурные учреждения города, краткую историю возникновения и развития своего города. Ориентируются на карте города.

Знают социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития родного города, могут показать город на карте.

4. Население города

Имеют представления об их быте и условиях проживания.

Знают особенности быта, обычаи, праздники, традиционные занятия. Имеют представления о русском костюме.

5. Традиции, промыслы

Знают сказки, легенды, обычаи нашего народа.

Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях. Знакомы с фольклором народа (сказки, загадки пословицы, приметы), знают народные инструменты

6.

Растительный мир

Знают условия произрастания растений.

Знают условия произрастания растений и зависимость внешнего вида растений от условий и места обитания. Знают лекарственное и промышленное значение растений – заготовка ягод, лекарственные растения.

7. Животный мир

Знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной фауны – лисица, волк, заяц, белка.

Знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест обитания. Знают некоторые особенности поведения и образа жизни животных. Знают разнообразие животных: белка, барсук, кабан, косуля, сурок, бобер, куница.

#1057;одержательный отдел

. Основное содержание работы

Задачи:

1.Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).

2. Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой родного города. Воспитывать чувство любви к своей «малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.

#1047;накомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.

4. Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей.

Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности (часть занятия), так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.

. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Режимные моменты

Совместная

деятельность

с педагогом

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность

с семьей

Напоминание.

Объяснение.

Наблюдение.

Развивающие. Игры.

Игра-экспериментирование.

Проблемные ситуации.

Игровые упражнения.

Показ.

Наблюдение.

Беседа.

Занятия.

Игровые занятия.

Игровые упражнения.

Игры (дидактические, подвижные).

Тематическая прогулка.

Экскурсии.

Проектная деятельность.

Опыты.

Конкурсы.

КВН.

Продуктивная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации.

Чтение литературы.

Посещение библиотеки.

Игры (дидактические, развивающие, подвижные).

Игры-экспериментирования.

Наблюдение.

Опыты

Продуктивная деятельность.

Опрос.

Анкетирование.

Семинары-практикумы.

Консультации.

Музыкально-литературные вечера и досуги.

Коллекционирование

Беседа.

Совместная продуктивная деятельность.

Выставки.

Совместные экскурсии, прогулки в природу, походы.

Встречи с интересными людьми.

Совместная театрализованная деятельность.

Конкурсы.

Календарно-тематический план

2023-2024 год

Месяц

Название раздела

Тема

Цель

Связь с другими видами деятельности

Используемая литература

Сентябрь

3-я неделя

«Дружная семья»

Формировать представление о мире семьи. Обобщить эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений.
Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи.
Воспитывать у ребёнка привязанность к семье.

Ознакомление с художественной литературой и
развитие речи.
Чтение сказки «Гуси-лебеди».

Работа над понятием
родня (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня»)

С/р. игра «Семья».
Рисование «Моя семья»

Зеленова Н.Г.
Осипова Л.Е.
«Мы живём в
России»

4-я неделя

Беседа «На кого я похож»

Формировать интерес к своей семье. Желание узнать больше о своих родственниках.

Рассматривание фотоальбомов.

Беседа о профессиях своих родных.

Игра «Найди

свою семью»

Октябрь

1-я неделя

«Я и моё имя»

Закреплять знания детей об имени, отечестве, фамилии родственников.
Дать представление о родословной.

Познакомить детей со значением их имён,
имён их родителей.

Игра «Давайте познакомимся»

Чтение Я.Аким
«Кто кому кто»,
Л.Короткова «Висляткин ключ».
Д/игра «Назови ласково»

Составление
генеалогического древа семьи
(2-3поколения) совместно с
родителями.

Кондрыкинская Л.А.
«С чего
начинается
Родина?»

Короткова Л.Д.
«Сказкотерапия для дошкольников
и младшего школьного возраста»

2-я неделя

«Мои друзья»

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Расширять представления о дружбе.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитание доброжелательных отношений между детьми.

Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена».

Сюжетно ролевая игра «Путешествие на теплоходе»

Беседа «Что такое дружба».

Исполнение песен о дружбе.

Масалова Л.Л.

«Я и мир»

3-я неделя

Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»

Уточнить и расширить знания детей о том, где и кем работают взрослые, воспитание чувства уважения к труду взрослых.

Развитие положительных эмоций и впечатлений.

Воспитание доброжелательных отношений между детьми.

Чтение произведения С..Михалкова «Все профессии важны все профессии нужны».

Встреча с интересными людьми.

Рисование «Кем я хочу стать»

Лото «Профессии»

Сюжетные игры.
Выставка детских работ.

Арапова-Пискарева Н.А. «Мой родной дом»

4-я неделя

Осенняя ярмарка
«Что нам осень принесла»

Закрепление знаний детей о характерных для октября явлениях природы.

Воспитывать бережное отношение к родной природе города.

Использование пословиц и поговорок об октябре.
Исполнение детьми попевки «Восенушка-осень».
Рисование на тему «Наш город в октябре».

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Ноябрь

1- я неделя

«Золотая осень»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте;
Пробуждать эстетические чувства;
Воспитывать умение наблюдать явление природы и восстанавливать связь между ними;
Побуждать детей любоваться красотой
осенних деревьев;
Обогащать словарь детей: рябиновый,
берёзовый, липовый
кленовый.
Познакомить детей с поэтическими
представлениями русского народа об осени.

Занятие-беседа об осенних приметах,
Рассматривание осенних пейзажей.
Чтение А.С.Пушкин
« Уж небо осенью
дышало…»
И.Соколов-Микитов
«Осень в лесу»
Народные приметы об
осенних месяцах, пословицы о приметах
погоды.
Д/игры: «Овощи и фрукты»,

«С какого дерева лист»,
Народная игра «Царь-картошка»,
Аппликация «Соберём
урожай»

«Планирование занятий по экологии»

2-я неделя

Экскурсия-занятие красивым местам

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
Воспитывать интерес и желание бережно относиться к объектам экологической тропы.

Коллективные наблюдения за признаками осени.
Сбор природного материала.
Выставка «Дары земли русской».
Л.Пантелеева «Играем в камешки».

Хабарова Т.В. «Планирование занятий по экологии»;

Т.И.Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе»

3-я неделя

«Животные и птицы нашего края»

Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения

Беседы о животных родного края.

Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых.

Загадывание загадок.

Дидактические игры.

Совместно с родителями создание коллекции «Наши любимые животные»

4-я неделя

«Лес в жизни человека»

Дать представления о значении леса для человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
Уточнить представления о правилах поведения в лесу.
Воспитывать желание бережно относиться к лесу.

Экскурсия на выставку «Лес в жизни человека».
Пословицы о лесе.
Обсуждение правил поведения в лесу.
Рисование на тему «Самый красивый лес»

Декабрь

1-я неделя

«История возникновения родного города»

Познакомить с историей возникновения города.
Воспитывать интерес к истории родного города.

Подвести детей к пониманию того, что все мы живём в одном городе.
Рассказать о праздновании Дня города.
Обогащать речь детей
новыми словами: газон тротуар, проезжая часть, пешеходный переход.

Экскурсия по городу,
совместно с родителями.
Рассматривание фотоматериала
с изображением
памятных мест г.Ульяновска
Конкурс рисунков
«Наш город глазами детей»

Экскурсия в краеведческий музей с. Салмановка

2-я неделя

«Зачем нужно село?»

Познакомить детей с особенностями жизни людей в селе, характером их занятий, формировать у детей интерес и любовь к своей малой родине.

Беседы о жизни людей в селе.

Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений и произведений о жизни в селе, красоте русской природы.

Дидактические игры.

Рисование «Мое село»

3-я неделя

«Мой город самый красивый»

Закрепить представление о городе в котором мы живем, дать понятие «ульяновцы», указывающее на принадлежность человека к городу. У каждого есть родной дом и город в котором он родился и живет.

Показ слайд шоу

Чтение стихотворений Волчихина

Рисование «Мой любимый уголок»

Оформление альбома «Природа моего края».

4-я неделя

«Новый год у ворот»

Формировать первоначальные

представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско – патриотическое чувство. Пополнять словарь названиями стран.

Рассказ о разных национальностей живущих в нашем городе.

Рассматривание иллюстраций с празднованием Нового года.

Чтение стихотворений про Новый год, о зиме.

Рисование «Новый год»

Конкурс поделок на лучшую новогоднюю игрушку. (совместная деятельность с родителями)

Январь

2-я неделя

Развлечение «Рождест -
венские посиделки»

. Знакомить детей с историей возникновения и
традициями празднования христианского праздника-Рождества.
Развивать речевые,
музыкальные, коммуникативные способности
детей.
Воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России.

Воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Пение русских народных песен, частушек, колядок.

Народные игры

Изготовление открытки

Гаврилова И.Г.
«Истоки русской народной культуры в детском саду»

3-я неделя

«Как велика моя земля, как широки ее просторы»

Закрепить знания детей о названии страны, о ее природе.

Дать детям знания о богатствах России.
Воспитывать стремление беречь и приумножать их.
Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Использование иллюстраций с изображением лесов, рек, морей, гор.
Чтение стихотворения Н.Забила «Наша Родина».
Прослушивание русской народной песни «Березонька»

Смирнова Т.В.
Филиппова Т.Ю.
«Дошкольникам о Москве и родной стране».

4-я неделя

«Наша Родина-Россия!»

Расширять знания детей
о Родине.

Вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России.

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
Чтение стихотворение М.Матусовского «С
чего начинается
Родина?».
Чтение и объяснение значения пословиц о
Родине.

Смирнова Т.В.
Филиппова Т.Ю.
«Дошкольникам о Москве и родной стране».

Февраль

1-я неделя

«Государственные
символы
России:
герб, флаг,
и гимн»

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России
гербе, флаге.
Сформировать уважительное отношение к государственным символам.
Познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.

Использование макетов герба и флага России.

Прослушивание фонограммы гимна России



Зеленова Н.Г.,
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»

2-я неделя

«Герб города Ульяновска»

Продолжить знакомить детей с историей родного города.
Познакомить с гербом города Ульяновска Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за него.

Использование фотографий города.
Рассматривание герба г. Ульяновска

Рисование герба на фоне музыкального сопровождения

3-я неделя

«Защитники отечества»

Формировать чувство уважения к защитникам Отечества.

Развивать патриотические чувства

Беседа «Что такое героизм?»
Чтение С.Маршак «Наша армия»,
Я.Аким «Земля».
Конкурс рисунков «Мой папа-солдат»
Спортивные состязания

Зеленова Н.Г.,
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»

4-я неделя

«Выдающие защитники Родины»

Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию.
Развивать интерес к прошлому своей страны.
Воспитывать уважение к выдающимся людям и желание быть полезным своей Родине.

Рассказ воспитателя.

Использование репродукций портретов А.В.Суворова.

Антонов Ю.Е.
«Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших дошкольников»

Март

1-я неделя

«Широкая Масленица»

Познакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами.

Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками

Беседа о значении Солнца в жизни славянских народов
Разучивание малых фольклорных форм:
пословиц, загадок о весне.
Разучивание русских народных игр:
«Колышки», «Удочка»
Развлечение «Приди, Весна, с милостью…»

Гаврилова И.Г.

«Истоки русской народной культуры в детском саду»

2-я неделя

«Мама- первое слово»

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.

Развлечение с мамами. Разучивание стихотворений, рисование портретов мамы, чтение произведений о маме.

Дидактические игры.

3-я неделя

«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!»

Закрепить знание детей о Москве (символика, расположение на карте страны).
Дать представление о том, что Москва-
главный город России.
Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране.

Просмотр видеофильма «Москва-столица России».
Чтение стихов о Москве.
Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).
Оформление стенда «Москва-главный город страны» (вместе с родителями).
С/Р. игра «Экскурсия по Москве».

Смирнова Т.В.
Филиппова Т.Ю.
«Дошкольникам о Москве и родной стране»

4-я неделя

«Хозяйкины помощники»

Познакомить детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской и пр.

Воспитывать интерес к прошлому нашей страны.

Посещение детьми уголка «Русская изба».
Имитация детьми стирки белья.
Исполнение русских народных песен

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Апрель

1-я неделя

«Шутку шутить – людей насмешить»

Познакомить детей с потешным фольклором.

Воспитывать интерес к истории свой страны.

Составление детьми потешного рассказа.
Использование скороговорок, небылиц, потешек.
Загадывание загадок о весенних явлениях

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

2-я неделя

«Праздник Весна красна цветами», посвященный Дню земли»

Повторение песен, закличек, пословиц о весне.

Использование пословиц и поговорок, загадок.
Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом».
Чтение сказки.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

3-я неделя

«Ордена и медали»

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Использование фотографий орденов и медалей.
Изготовление муляжей орденов и медалей.
Чтение рассказа «Зина Портнова» из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны

4-я неделя

«Этот День Победы»

Формировать чувство уважения к защитникам
Родины.

Воспитывать уважение к пожилым людям,
ветеранам Великой Отечественной войны;

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
Слушание и пение фронтовых песен.
Рисование на тему «Праздничный салют»
Утренник «День Победы»

Антонов Ю.Е.
«Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших дошкольников»

Итоговое ООД

Викторина «Мы –Россияне»

Обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд, экран, проектор, магнитофон; сундучок

#1047;еленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России.

#1047;апесочная Е.А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2013. – 32 с.: - ил. – (Вокруг есть мир!)

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ

;Моя Родина - Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации. Издательство «Школьная Пресса». – 2014

2024 - 2025 год


Месяц


Название занятия


Задачи


Связь с другими видами деятельности


Используемая литература

Сентябрь

3-я неделя

«Я и мое имя»

Познакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека.

Подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка.
Научить оценивать и ценить себя.
Дать представление о том, что все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть.

Чтение А.Линдгрен «Три повести о малыше и Карлсоне» (глава «Красивый, умный и в меру упитанный»).
Игра «Фоторобот».
Исполнение песни В.Шаинского «Песенка друзей».

4-я неделя

«Мужчины и женщины в семье»

Дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
Создать эмоционально-положительное отношение к будущей социальной роли.
Формировать адекватную полу модель поведения

Беседа с мальчиками о том, где и когда они могут поступать как настоящие мужчины.
Беседа с девочками о том, как они помогают маме.

Октябрь

1-я неделя

«Моя семья, моя родословная»

Продолжать формировать представление о мире, семье; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».

Беседа «Как мы весело проводим время дома с семьей».

Чтение: Л. Успенский «Ты и твое имя».

Дидактические игры: «Измени имя», «Назови ласково», «Образуй фамилию, имя, отчество».

Сюжетно-ролевые игры «Семья».

Продуктивная деятельность: «Мой дом», «Мои родные».

2-я неделя

Итоговое занятие «Мой родной дом»

Прививать духовно-нравственные ценности.
Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким.

Выставка семейных фотографий.
Рисование на тему «Самая дружная семья».

Н.А.Арапова-Пискарева
«Мой родной дом»

3-я неделя

«Город наш родной»

Продолжать знакомить детей со своей малой родиной, улицами,
жилыми домами и общественными зданиями, их назначением.
Уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения.
Воспитывать чувство ответственности за свой город.

Игра-путешествие
«Город Жердевка»
(по карте города).

Рисование герба
города Жердевка
д./ игра «Кто больше улиц назовёт».
«Мой адрес»
Спортивный праздник «Правила
дорожные знать каждому положено»

4-я неделя

«России малый уголок»

Формировать у детей умение ориентироваться по плану на территории детского сада.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Рассматривание репродукции картин русских художников-пейзажистов.
Беседа «Природа России»
Чтение Н.Сладков «Осень на пороге»
Д/игра «С какого дерева лист», «Кто где живёт»
Рисование «Осенний хоровод деревьев.»

Кондракинская Л.А.
«С чего начинается Родина»

Ноябрь

1-я неделя

«Отдых в родном городе»

Познакомить детей со строительными сооружениями культуры и досуга, их назначением.
Продолжить формировать у детей интерес к своей малой родине.
Закрепить названия жилых и нежилых зданий.

Использование

фотографий с изображением зданий культуры и досуга.

Рисование на тему «Любимое место в родном городе»

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.
«Мы живем в России»

2-я неделя

Путешествие по улицам родного города. (близлежащим паркам)

Закреплять знания детей о родном городе: название города, основные достопримечательности; продолжать развивать интерес к родному городу.

Целевая прогулка по улице.

Беседа « Золотая осень к нам пришла».

Чтение стихотворений: С. Есенин « Береза», А. Пушкин « Унылая пора…».

Дидактические игры и упражнения: « Я живу на улице…», « Мой адрес...».

Сюжетно-ролевая игра « Путешествие по улице».

Экскурсии, наблюдения в выходной день в парках, беседы с детьми. Конкурс фото « Как наша семья проводит выходной день».

3-я неделя

Итоговое занятие «Родной свой край люби и знай»

Поддерживать познавательный интерес к истории родного города, своей малой родине.
Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам города, страны.

Рассматривание иллюстраций с видами родного города.
Изображение гербов России, Москвы, Жердевки
Чтение стихов о городе.

Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране».

4-я неделя

Игра- путешествие

«Берёза- символ России»

Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество.
Создать в воображении детей образ Родины.
Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа. Раскрыть значение дерева в жизни человека.
Дать представление о неразрывной связи человека и природы. Продолжать учить бережному отношению к природе.

Беседа о берёзке - «Свято дерево, помоги»
(о народных приметах). Чтение стихов о берёзке.
Разучивание хоровода «Во поле берёза стояла».
Д/игра «С какого дерева лист».
Конкурс рисунков «Люблю берёзку русскую…»

Пугачёва Н.В, Есаулова Н.А.
«Конспекты занятий по этнографии и народоведению в детском саду».

Декабрь

1-я неделя

«Хлеб - всему голова»

Закреплять знания о выращивании и производстве хлеба.
Дать детям знания о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи
Познакомить с орудиями труда крестьянина-хлебороба.

Использование пословиц о хлебе, загадок.

Пугачева Н.В., Есаулова Н.А.
«Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ».

2-неделя

«Как в старину к зиме готовились»

Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов, грибов: можно сушить, солить, варить и т.д., хранением и размещением заготовок в избе.

Загадывание загадок об овощах.

Показ педагогом способов заготовки капусты.

Пугачева Н.В., Есаулова Н.А.
«Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ»

3-я неделя

«Зима – не лето, - в шубу одета»

Продолжать знакомить с характерными особенностями зимы.

Воспитывать интерес к родной природе.

Беседа о характерных особенностях зимы.
Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок».
Использование пословиц и поговорок о зиме, народных примет.
Вырезание детьми снежинок из бумаги.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

4-я неделя

«Новогодние традиции»

Познакомить с новогодними традициями России.
Формировать гражданско-патриотические чувства.

Рисование на

тему «Подарки на Новый год».
Рассказ воспитателя о новогодних традициях.

Зеленова Н.Г.
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»

Январь

3-я неделя

«Пришла коляда накануне Рождества»

Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.
Пение песенок.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

4-я неделя

Литературная викторина по русским народным сказкам

Закрепить знания детей о русских народных сказках.

Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.

Использование открыток с изображениями различных эпизодов из русских народных сказок.
Показ драматизации отрывка любимой сказки.

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».

Февраль

1-я неделя

«Сильны и могучи богатыри славной Руси»

Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильёй
Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем.
Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям.

Рассказ о русских богатырях.
Использование различных сюжетов былин о подвигах русских богатырей.
Рассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова «Богатыри».

Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников».

2-я неделя

«Защитникам Родины славу поем».

Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.

Беседа: «Есть такая профессия - Родину защищать».

Рассматривание иллюстраций наглядно – тематического пособия «Защитники Отечества».

Чтение: Е. Благина «На заставе», «Шинель».

Сюжетно-ролевые игры: «Мы - военные», «Разведчики».

Продуктивная деятельность: «Военная техника (танки, пушки из спичечных коробков)»,

3-я неделя

Спортивный праздник

«Будущие защитники»

Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины,

Развивать физические способности детей.

Рассматривание иллюстраций о родах войск.
Чтение:
Л.Кассиль
«Твои защитники»,
В. Косовицкий
«Будущий мужчина»

Зацепина М.В.
«Дни воинской славы.


Патриотическое воспитание дошкольников».

4-я неделя

«Мы -Россияне»

Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество.

Формировать у детей представление
о России как родной стране, чувство любви к своей родной стране.

Чтение стихотворения о Родине Т. Коти «Моя первая книга о России».
Использование пословиц и поговорок о Родине.
Рисование на тему «Моя Родина»

Зеленова Н.Г.
Осипова Л.Е.
«Мы живём в России»

Март

1-я неделя

«Памятники Москвы»

Познакомить детей с выдающимися людьми Отечества.

Воспитывать чувство уважения к людям, прославившим Россию.

Использование иллюстраций с изображением памятников известным людям.
Прослушивание записи произведений П.И.Чайковского «Неаполитанская песенка», «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»

Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране»

2-я неделя

«Моя мама лучше всех»

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

Рассматривание репродукции
« Мать и дитя».
Рассказы детей о своих мамах.
Чтение стихов и пение песен о маме.

Кондрыкинская Л.А.
«С чего начинается Родина?»

3-я неделя


«Города

старинные, мастерами славные»

Продолжать знакомить детей с народными промыслами разных городов.

Воспитывать интерес к народному искусству, чувство гордости за сохранение традиций предков.

Рассказ воспитателя о народных промыслах.
Чтение рассказа А.Митяева «Свистулька».
Прослушивание мелодии песни «Незабудковая гжель» (музыка Ю.Чичкова)
Чтение рассказа Е.Каменевой «Золотые ложки»


Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране»

4-я неделя

«Коса – девичья краса»

Расширять знания детей о народных традициях и обычаях, связанных с волосом.
Развивать желание участвовать в общих делах.
Воспитывать понимание красоты женственности, гордость за русскую народную культуру.

Оформление картинной галереи с репродукциями с картин русских художников.
Исполнение хоровода под музыку.
Исполнение частушек.

Пугачева Н.В., Есаулова Н.А.
«Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ»

Апрель

1-я неделя

«История русского костюма»

Познакомить детей с историей русского национального костюма.
Учить называть части мужской и женской одежды.
Воспитывать интерес к русской культуре.
Пополнить словарь детей -
картуз, косоворотка, кокошник.

Беседа «Праздничная русская народная одежда».
Рассматривание репродукции В.Васнецова
«Три богатыря».
Д/игра
«Сложи узор».

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

2-я неделя

«Наши космонавты»

Образовательные: углубить знания детей об истории появления и развития профессии космонавта, расширить знания дошкольников о первых космонавтах, формировать представления детей об особенностях работы и отдыха космонавтов в космическом корабле.
2. Развивающие: формировать познавательный интерес к теме космоса, развивать коммуникативные способности (посредством вопросов по теме), воображение, память, сосредоточенное внимание дошкольников (посредством использования наглядных методов работы), умение рассуждать, делать выводы (посредством организации обратной связи по завершению мероприятия).
3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к профессии космонавта, любознательность у дошкольников, воспитывать любовь и уважение к своей стране и малой родине, к людям, которые её прославляют.

Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Пословицы и поговорки о космонавтах.

Конструирование космического корабля.

Интернет ресурсы

3-я неделя

«Дело мастер

а боится»

Познакомить детей с основными занятиями русских людей.

Воспитывать интерес к истории нашей страны.

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».
Повторение пословиц о труде и мастерстве.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

4-я неделя

«Путешествие в деревню Дымково»

Закреплять знания детей об особенностях дымковской росписи.
Дать представление о русской традиции проведения ярмарки.
Развивать интерес к русскому народному творчеству.
Воспитывать уважительное отношение к игрушкам, сделанным мастерами.

Использование иллюстраций дымковских игрушек.
Физкультминутка «Катание на карусели».
Роспись дымковских игрушек.
Пляска под русскую народную мелодию.


Май

«Мы этой памяти верны»

Способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
Закреплять представления детей о празднике День Победы.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

Исполнение детьми танцев, песен.
Чтение стихотворений о войне.

Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников».

План сотрудничества с родителями



Месяц


Содержание работы


1.


Сентябрь


Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание детей в современных условиях»


2.


Октябрь


Оформление папки- передвижки о названиях улиц города Ульяновска «Улицы родного города».


3.


Ноябрь


Консультация для родителей по теме «Роль семейных традиций в воспитании будущего гражданина России»


4.


Декабрь


Выставка творческих работ детей и родителей по теме «Новогодние чудеса».


5.


Январь


Организация и помощь родителей в проведении экскурсии «Путешествие по родному городу».


6.


Февраль


Организация библиотеки для родителей с художественной литературой для детей «Защитники Отечества».


7.


Март


Консультация для родителей «Как знакомить детей с историческим прошлым России».


8.


Апрель


Привлечение родителей к благоустройству территории детского сада.


9.


Май

Оформление информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!», посвященного Дню Победы.
Участие родителей в подготовке и проведении праздника «День Победы».
Родительское собрание «Наши дети - будущее России».

#1054;рганизационный раздел

Условия реализации программы

- Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;

- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;

- обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально- психологического и других компонентов; - динамичность работы;

- учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка; - объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания; совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;

- становление высоконравственных, этических норм поведения. Реализация Программы в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в ходе НОД, в совместной (партнѐрской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, помогают разнообразные формы работы с дошкольниками.

. Материально – техническое обеспечение программы

Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:

- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;

- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.

Список используемой литературы

1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2. Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, -М.2003.

3. Козлова С.А., «Я – человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру.- М.2012.

;Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» Т.С.Комарова. Москва 2012 г.

5. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.

6. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...