Воспитание у детей среднего дошкольного возраста культуры поведения; права ребенка в семье
материал (средняя группа)
Воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий. Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_u_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 139.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей среднего дошкольного возраста
культуры поведения
Когда необходимо начинать учить детей правилам этикета?
Учить культуре поведения необходимо практически с пеленок. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены.
Неприятно смотреть на малыша, который, куражась над родителями, разбрасывает руками свою еду. Нередко при этом родители или родственники еще восхищенно ахают: «Какой озорник!» А озорник и дальше будет продолжать в том же духе. Откуда тогда может появиться привычка культурно есть за столом? Как только ребенок начинает есть ложкой, надо приучать его это делать правильно, а не надеяться на «авось», на то, что с возрастом он будет все делать правильно. Не будет, если не научится!
Далее растет ребенок, и вместе с ним должна расти его культура пребывания в обществе. Конечно, главными объектами для подражания выступают родители. Если в семье за столом не принято есть из красиво сервируемой посуды, то где интересно ребенок научится красиво кушать. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует внимания родителей, а. следовательно, дополнительного времени.
Очень важно научить ребенка вести себя правильно в общественных местах: транспорте, театре, музеях, зоопарке. Есть несколько несложных правил, выполнение которых формирует у ребенка навыки культуры поведения.
Прежде всего в общественных местах не принято громко разговаривать. Особенно это касается музеев и театров. Ребенок, которого привели в музей или театр, должен четко понимать цель прихода. Для этого дома перед поездкой надо проговорить, как себя вести в этих местах. Конечно, одного разговора мало. Необходима система воздействия. Если ребенок посещает театры с малых лет, постепенно он учится правильному поведению, поскольку родители постоянно ему подсказывают, как себя вести.
Далее, неприлично, сидя в театре, шелестеть фантиками от конфет, есть на месте или пить воду. Для этого имеются антракт и буфет. После действия нет необходимости бежать сломя голову в буфет. Можно спокойно придти и все успеть. Ребенку необходимо объяснить, почему, к примеру, в кино можно есть попкорн и пить кока-колу, а в театре нет. Нужно подробно и не один раз рассказывать ребенку о театре, о тех требованиях, которые предъявляются к его посетителям.
Особый разговор о поведении ребенка в транспорте. С детства ребенок должен усвоить, что сидеть в транспорте ему абсолютно не обязательно, а наоборот, если он сидит, а взрослый над ним стоит, надо встать и уступить место. Очень неприятна картина, когда пожилая бабушка стоит над сидящим упитанным карапузом. Никакой трагедии не случится, если ребенок постоит, у него энергии на троих взрослых хватит. А вот вреда от такого сидения немало! Ребенок учится не уважать старших, не испытывать к ним сострадания и сочувствия.
Следующее правило касается поведения ребенка на выставках и в музеях. Необходимо научить его не трогать ничего руками, не входить с мороженым и не подходить к экспонатам, присосавшись к бутылке с кока-колой. Быть внимательным и слушать экскурсовода. Для того чтобы было ребенку интересно, родителям необходимо проводить подготовительную работу. Заинтересовать ребенка, рассказать о выставке, сформировать потребность познакомиться с экспонатами. Тогда ребенку легче управлять своим поведением.
Воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий. Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.
Советы для родителей |
1. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.
2.Любой ребенок-отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.
3.Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.
4.Собственными отношениями к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.
5.Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.
6.Хвалите своего ребенка за проявления его достоинства в дружбе.
7.Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
8.Помните, что дружба в детстве, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
9.Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
10.Учитесь быть своему ребенку другом.
11.Если ваш ребенок доверит вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.
12.Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
13.Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.
14.Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.
Рекомендации для родителей по воспитанию
И семья, и детский сад выполняют свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.
Интересуйтесь, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл…Какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.)
Вместе с ребенком принимайте участие в жизни группы, в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада.
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, хорошее поведение в детском саду.
Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей.
Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.
Мы гордимся своим детским садом и стараемся передать свою любовь и гордость детям.
Конспект родительского собрания в средней группе
Тема: «Воспитания культуры поведения у детей»
Цель: Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас в нашей группе .
Тема сегодняшнего родительского собрания «Воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста»
Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество.
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеюсь, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.
Первый вопрос, на который хотелось бы услышать ваши ответы: Как вы думаете, какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок?
Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет:
Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».
Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.
- Соблюдение правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
- У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
- Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Ребенок должен усвоить правило: «Каждой вещи – своё место».
Вопрос второй: С чего нужно начинать воспитание культуры у ребенка?
Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Пусть иногда в комнате ребёнка
появится фея, в волшебном фартуке которой секрет. Пусть от неё появится записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вёл себя прекрасно во всех отношениях – появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился – маска одного из гномов, если ведёт себя совсем плохо – маска дракона.
Третий вопрос: Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём:
Представьте такую ситуацию:
Мама: Здравствуйте, Анна Викторовна! Алёша, а ты чего не здороваешься? Сейчас же скажи - “здравствуйте”. Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Викторовной, сейчас же скажи “здравствуйте”. Я жду. Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне ещё его учить?”
Вопросы
- Какие бы советы дали вы матери?
- Как бы сами поступили в такой ситуации?
Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше
разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила.
Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.
Ситуация 2
Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.
Вопрос
- Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).
Прививать детям навыки культурного поведения и хороших манер можно посредством таких методов как:
Чтение книг с ярким примером хороших манер
Постоянство и настойчивость в обучении
Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье
Круг общения
Все эти методы, несомненно, имеют положительные результаты. В детском саду мы так же используем и следующее:
Игры-инсценировки, инсценировки с последующим разбором, беседой (разыгрывание детьми сценок на данную тему)
Ситуация 3
Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься?
- Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребёнок перебивая, дёргает мать за рукав). Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же.
- Не суйся, когда взрослые разговаривают.
- Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.
Ребёнок: Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?
- Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.
Ребёнок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.
- Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.
Вопросы:
- Были ли ошибки в поведении матери? Какие?
- Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор?
Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать:
- он не умеет слушать;
- проявляет агрессию к тому, кого перебивает;
- хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной);
- не обладает достаточным запасом терпения;
- не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивности).
Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, ибо мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза “Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас” станет поистине волшебной.
Ну, и, конечно же, хочется уделить внимание речевому этикету.
Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».
А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.
Известная поэтесса А. Барто в одном из своих стихотворений писала:
«Когда не ладятся дела, мне помогает похвала»
Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом или же следует хвалить только за результат?
Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка: за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?
Заключительная часть
Игра «Похвали ребёнка за проявление вежливости»
(передаётся игрушка по кругу)
Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы понять наших детей к высотам культуры поведения.
«Права ребёнка в семье»
Ф. М. Достоевский писал:
«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
В Конвенции сформулированы права детей, которые им гарантируют государства независимо от их национальности, цвета кожи, пола и религии.
Основные из них:
на жизнь;
на гражданство;
на образование;
на отдых;
на заботу родителей;
на защиту от физического и психического насилия;
развитие личных талантов, умственных и физических способностей;
сохранение своей индивидуальности;
на общение, которое развивает достоинство и значимость личности.
Большая часть позиций, принятых Конвенцией, обращены к правительствам, учреждениям и организациям, которые обладают реальными возможностями защиты детства.
Основной смысл этого документа можно выразить так: «Надо проявлять как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нем, любви к нему!». Документ провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно- правовых нормах, в основе которых лежит уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Ребёнок – это полноценная личность. Он имеет свои права и обязанности. Многое можете сделать и вы, уважаемые родители! Для этого вам необходимо знать права ребёнка, уважать их и не нарушать.
Плохих детей не бывает! Бывают дети с проблемами, бывают ребята, совершившие ошибку. Но взрослые не должны быть жестокими по отношению к детям.
Что понимается под жестоким отношением к детям? Под жестоким отношением к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком.
В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество. Одна из основных — приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей. Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена. Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации"» четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика. Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи. Часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим, жестокость по отношению к животным.
Один из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.
Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы, отсутствие должного внимания и заботы, любви.
Народная мудрость гласит: «Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается». Каждый родитель должен знать, что за грубое, жестокое отношение к своему ребёнку, за эксплуатацию его труда, за унижение достоинства ребёнка, законодательством РФ предусмотрена уголовная ответственность. Родитель или лицо его заменяющее обязан должным образом заботиться о ребёнке до достижения им совершеннолетия.
Если ребёнок оказался жертвой плохого отношения к нему, физической, сексуальной или эмоциональной жестокости, то он должен знать, что на его стороне статья Конвенции: «Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать».
Чтобы беда не пришла в ваш дом, необходимо помнить о самом главном – о родительской любви.
В семье люди относятся друг к другу с любовью, пониманием, терпением, заботой, сообща переживают горе или радость, имеют общие цели и достижения, в семье человек часто чувствует себя в безопасности.
Известный педагог В. Сухомлинский писал: «В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребёнок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте». Что же нужно сделать родителям, чтобы воспитать достойного человека?
Необходимо, на мой взгляд, придерживаться следующих правил поведения в семье:
1. Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт. Чаще разговаривать с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас. Организуйте свой быт так, чтобы ребёнок в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
2. Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.
3. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребёнке. Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.
4. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители — пример для положительного подражания каждый день. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
5. Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
6. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
В заключение нашего разговора мы хотим пожелать Вам и Вашим детям любви, уважения друг к другу. Будьте терпеливы, ибо «терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами». Не скупитесь на любовь к Вашему ребёнку, независимо от его возраста, ведь «дом должен быть уютной норкой для маленького ребёнка и берлогой для большого».
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет 3 функции:
1. Первая функция - «открытие» ребенка на общение – призвано создавать комфортные условия на занятиях /в состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными/. Без реализации этой функции не удается выявить отношения ребенка к тому, что происходит вокруг него. В то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную с ним работу.
2. Вторая функция - «соучастие» ребенку в педагогическом общении - проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения педагог помогает ребенку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к культуре человечества».
3. Третья функция - «возвышение» ребенка в педагогическом общении – понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.
Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положено в основу работ американских ученых Р. Липпита и К. Уаита, которые выделяют 3 стиля профессионального общения:
Демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;
Авторитарный – в отношениях преобладает строгость, жесткие методы руководства, коллектив выступает в роли исполнителей, не участвует в принятии решений;
Либеральный – отсутствует единая линия и должная требовательность, каждый предоставлен сам себе. Теория и практика педагогической деятельности рассматривает общение как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств /речевых, мимических, пантомимических/. Оно может быть как включенным в другую деятельность, так и проявляться самостоятельно. В одних случаях она направлена на эффективное решение задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию личных отношений.
Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.
Определяются такие модели характеризующие отношение взрослого и ребенка, как:
Модель «Невмешательство в жизнь ребенка» - соответствует либерально - попустительскому стилю воспитания. Взрослый, в лучшем случае занимает позицию наблюдателя и между ним и ребенком происходит эмоциональный разрыв.
Учебно-дисциплинарная модель соответствует авторитарному стилю воспитания: взрослый – руководитель и образец.
Личностно-ориентированная модель – взрослый не подгоняет развитие ребенка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищенности, доверие к миру и радости существования.
Н. Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессиональной позиции педагога / стили общения/.
Первая позиция – дистанционная – определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака: «далеко», «близко», «рядом». Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко», - «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, принятие их интересов и чаяний.
Вторая позиция – уровневая – характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов друг к другу «по вертикали»: «на», «под», «наравне».
Для положения «над» характерно административное давление на ребенка, т. к. «он мал, не опытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребенка: чаще всего такой педагог «превращается в обслуживающий персонал» потакающий любому капризу ребенка. Положение «наравне» - это признание человека в ребенке и педагоге; при этом характерна взаимное уважение личности с обеих сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять позицию «над», т. е. подчинить себе волю ребенка в силу ответственности и опыта взрослого.
Третья позиция – кинетическая /кинетика – движение/ - предполагает движение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе».
Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, т. е. он ведет за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади». «Вместе»: оба субъекта вырабатывают стратегию в совместных действиях для достижения обшей цели. Думается, однозначности выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми он идет по жизни, преодолевая с ними ее препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор. Позиция эта динамична.
Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», «но чуть», «впереди».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста " День прав ребенка"
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста" День прав ребенка"с использованием информационно-коммуникативных технологий...
Воспитание у детей среднего дошкольного возраста культуры поведения
Рекомендации для родителей как воспитывать культуру поведения у детей дошкольного возраста. Когда начинать учить правилам этикета. На что обращать внимание....
Занятие по правовому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Право на жилье и неприкосновенность жилища»
Цель: создание условий для формирования правового сознания у детей.Задачи:Обучающая:- Формировать представление у детей о праве на жильё и неприкосновенности жилища.- Формировать представление, ...
Картотека игр, направленных на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правами ребенка
Предложенные дидактические игры направлены на формирование у дошкольников правовых знаний, накопления социального опыта и обучениие способам разрешения конфликтов. Игры можно использовать воспитателям...
Консультация для родителей : "Воспитание у детей среднего дошкольного возраста культуры поведения"
Средняя группа...
Рекомендации родителям Воспитание у детей среднего дошкольного возраста культуры поведения
Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего вида, но и поведения челов...