«Сказка- как средство экономического воспитания дошкольников»
статья
Сказка - источник мудрости, применяется как уникальный инструмент для воспитания детей. Ведь недаром говорится: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Сказка-это средство, с помощью которого происходит эмоционально–волевое развитие и духовно-нравственное воспитание дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_skazka_-_kak_sredstvo_ekonomicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5» с. Кневичи Артемовского городского округа
Доклад
«Сказка- как средство экономического воспитания дошкольников»
Цель: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах экономического воспитания дошкольников, посредством сказки.
Сказка - источник мудрости, применяется как уникальный инструмент для воспитания детей. Ведь недаром говорится: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Сказка-это средство, с помощью которого происходит эмоционально–волевое развитие и духовно-нравственное воспитание дошкольника.
Традиционно персонажей сказок мы привыкли обсуждать с точки зрения категорий добра и зла, хитрости и глупости, трудолюбия и лености.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
У сказок множество функций ориентируемых на освоение экономических понятий:
- сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- пробуждает фантазию, творческую активность;
- способствует пониманию внутреннего мира людей;
- знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
- помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;
- помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
- сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
- сказки, отражающие труд людей, трудолюбия, бережливость, расчётливость;
- сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;
- сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
- сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
В данном своем докладе, я предлагаю привычных сказочных героев рассмотреть под другим углом зрения - с учетом их экономического поведения. Сказочные персонажи точно отражают экономические проблемы человеческого общества.
Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями:
Сказки отражающие труд людей:
«Терем – теремок»
«Хаврошечка»
«Морозко»
«Мужик и медведь»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о потребностях и возможностях:
Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
К.И. Чуковский «Телефон»
Сказки о труде:
Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
Э.Успенский «Трое из Простоквашино»
Сказки о бартере:
Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Зайкина избушка»; «Мена», «Выгодное дело»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Сказки о деньгах:
К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»
Г.Х. Андерсен «Огниво»
А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»
Народные сказки «Лисичка со скалочкой»;
«Зайкина избушка»; «Кот и лиса»;
«За локоток- курочка, за курочку-гусочку»;
«Гуси – лебеди» «Выгодная сделка»;
«Кошелечек» «Золотая антилопа»,
«Али-баба и сорок разбойников»
Сказки о рекламе:
Народные сказки «Лиса и козёл»
«Два мороза»; «Колобок»;
Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
С. Михайлов «Как старик корову продавал»
Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:
Народные сказки «Мальчик - с - пальчик», «Чудесная рубашка»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Таким образом, сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств и эмоционального развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика»
Цель: развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению....
Сказка как средство экономического воспитания дошкольников
В материале представлены задачи экономических сказок, их функции. Предложены примеры сказок для экономического воспитания дошкольников...
Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»
Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»...
Консультация для воспитателей «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».
Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, треб...
Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников.
Материал для родителей....
Сказка, как средство экономического воспитания дошкольников.
Современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых форм воспитания, отвечающих современной экономической ситуации в стране. В изменяющихся условиях общественной жизни, учит...