Проект "Волшебный мир"
проект по развитию речи (старшая группа)
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками, что является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер его отношения к себе, к другим, к миру в целом.
Контакты со сверстниками приносят детям ни с чем несравнимую радость. Только с ними они учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которых не могут иметь со взрослыми. Это требует от дошкольников умения устанавливать контакты со сверстниками, находить в соответствии со своими возможностями себе место в совместной деятельности, умения согласовывать свои действия с действиями других детей и справедливо разрешать возникающие конфликты.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неусидчивость, враждебность, агрессивность, тревожность.
В своей работе детьми дошкольного возраста я всё чаще встречаюсь с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с конфликтными ситуациями в группе. Между моими воспитанниками во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений, и не всегда они складываются благополучно. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_mir.docx | 37.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Волшебный мир общения
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ №3
Хисамутдинова Г.И.
С.Верхнеяркеево
2020 год
Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми старшей группы.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители старшей
Срок реализации: сентябрь-2020г. -декабрь 2020 г
Актуальность проекта:
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками, что является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер его отношения к себе, к другим, к миру в целом.
Контакты со сверстниками приносят детям ни с чем несравнимую радость. Только с ними они учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которых не могут иметь со взрослыми. Это требует от дошкольников умения устанавливать контакты со сверстниками, находить в соответствии со своими возможностями себе место в совместной деятельности, умения согласовывать свои действия с действиями других детей и справедливо разрешать возникающие конфликты.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неусидчивость, враждебность, агрессивность, тревожность.
В своей работе детьми дошкольного возраста я всё чаще встречаюсь с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с конфликтными ситуациями в группе. Между моими воспитанниками во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений, и не всегда они складываются благополучно. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом
Объектом проекта является процесс развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи средствами инновационных технологий
Цель проекта: воспитание навыков эмоционально-доброжелательного общения с людьми.
Задачи проекта:
1. Обучить детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
2. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, ориентируясь на метод сопереживания;
3. Формировать у детей умения и навыки владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
4. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
5. Помочь в усвоении и реализации адекватного поведения, преодоления противоречий в межличностных отношениях;
6. Воспитывать уважение и терпимость по отношению друг к другу.
Обеспечение проектной деятельности
Создание предметно-развивающей среды и методического материала:
1. Создание психологического уголка;
2. Изготовить накидки на 2 стула: по цвету желтая и салатовая для снятия мышечного напряжения и профилактика утомляемости глаз;
3. Оформление фотоальбомов «Это Я»;
4. Изготовить веселые сюжетные коврики;
5. Подбор «волшебных предметов» (шляпы, накидки, короны, волшебные палочки, чудесные башмачки, волшебные туфельки и др.);
6. Изготовить: коробочку примирения,подушку для битья, доску настроений;
7. Оформить альбом с правилами: доброты, честности, вежливости, правила настоящей дружбы
8 Создание картотек игр и ситуаций по всем разделам проекта
Этапы реализации проекта
Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков с детьми старшего дошкольного возраста
Содержание работы с родителями
Продукты проекта:
- Выставка рисунков «Город волшебных слов»
- Оформление альбомов: «Пословицы и поговорки о вежливости», «Стихотворения на тему: «Этикет общения».
- Коллаж «Дерево дружбы»
Прогнозируемые результаты
Дети должны знать:
- речевые формулы этикета; общения;
- эмоциональные состояния людей в процессе общения;
- способы и правила дружеских взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и с взрослыми;
- нравственные качества людей, их поступков;
- взаимосвязь людей в обществе.
Дети должны уметь:
- осознанно выбирать этикетные формы общения в зависимости от ситуации общения, возраста, пола, собеседника, цели взаимодействия;
- отбирать речевые формулы этикета, линию поведения, вспомогательные средства общения для эмоционального расположения собеседника, с учётом эмоционального и физического его состояния;
- строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми;
- соблюдать привычки культурного общения с людьми в общественных местах;
- контролировать свои действия и поступки, проявляя нравственные качества личности;
- самостоятельно организовывать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог с взрослыми и сверстниками;
- владеть культурными формами ведения спора, проявлять активность в коллективных обсуждениях, иметь свою точку зрения на обсуждаемую тему;
- активно проявлять творчество в процессе общения.
Заключение:
Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Поэтому взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая этикет, слушать партнера. Поэтому, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников.
Список литературы
Закон « Об образовании» Российской Федерации.
Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г.
Давыдов В. В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания.
Типовое положение о дошкольном учреждении.
Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
Бычкова С.С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций».
Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».
Клюева Н.В.., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению».
Панфилова М.А. «Игротерапия общения».
Рылеева Е.В. «Вместе веселее!».
Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»
Марциновская Т.Д. Методика « Два домика».
Урунтаева Г.А, Афонькина Методика «Рукавичка».
Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет.
Урунтаева Г.А. Таблица проявления поведенческих расстройств.
Фокина Е.К. Диагностическая карта (результаты наблюдения уровня коммуникативных способностей у детей 6-7 лет).
Степанова Г.Б.Индивидуальные показатели социального развития ребенка (Дошкольное воспитание 1999, №10).
КоломинскийЯ.Л., Жизневский Б.П. Причины возникновения конфликтов с детьми в игре.