Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников
методическая разработка

Преснова Елена Григорьевна

Материал для педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл presnova_e.g.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Преснова Елена Григорьевна

        

Организация нравственно-патриотического воспитания дошкольников

          Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Большие изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

         Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

        Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано педагогом, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе. Нравственно – патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи.

        Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

       Как известно, дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

        Патриотическое воспитание в детском саду проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

        В работе по этому направлению я поставила для себя следующие задачи:

• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города и села.

• Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего села.

• Учить заботливому отношению к родным и близким людям, сверстникам и старшему поколению.

• Воспитывать уважение к труду разных профессий.

• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.

• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.

• Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.

• Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.

• Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.

• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.

• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

        Планируя образовательную деятельность в детском саду, воспитатель должен учитывать основные принципы работы с детьми: (регионализации, непрерывности, доступности, научности, целостности, системности, преемственности, культурообразности, стимулирования детской деятельности).

       Также следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения. Такие чувства не могут возникнуть сразу. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, в образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

        Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

       Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах города, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

       Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего района. Знакомясь с родным городом или селом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

        Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и родительского коллективов, который складывается в результате систематической работы детского сада с родителями, изучения опыта семей. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком, обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей, вовлечении членов семьи в педагогический процесс, проведение тематических собраний, бесед, создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

        Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. Если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения образовательной деятельности.

        Обязательное условие успешного нравственно-патриотического воспитания - высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношения взрослых к детям. Они должны быть основаны на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и физического развития.

       Немаловажное значение имеет и четкий распорядок жизни детского сада, оснащенность групп и участка необходимым материалом, оборудованием, педагогически целесообразное их расположение и использование.

Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. В целях осуществления нравственно-патриотического воспитания в детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку взрослых.

        В формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие к определенному поведению, к деятельности. Мотивы могут быть нравственные, общественные или эгоистические. Воспитателю непременно нужно знать о помыслах, чувствах, намерениях ребенка, чтобы правильно оценить поступок, поведение. Зная причины, побудившие воспитанника к тому или иному поступку, педагог сможет найти наиболее верные методы нравственного воспитания. Мотивы поведения формируются главным образом в процессе опыта, который приобретает ребенок в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Чем более устойчивыми и ценными оказываются чувства, привычки поведения и представления дошкольника, степень их осознанности.

         Особенностями проявления нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях. Задача воспитателя в данном случае заключается в целенаправленной работе по созданию соответствующих воспитательных моментов. Подобные задачи решаются во всех без исключения видах детской деятельности: в ООД, в играх, в труде, в быту.

          Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция, приобщение родителей к жизни своих детей - самые сильнодействующие факторы воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении отвечают актуальным взглядам, потребностям и ценностям современного общества в отношении формирования гармонично развитой личности.

          Актуальные цели и задачи нравственно-патриотического воспитания задают вектор воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, определяют основные формы, средства и методы работы с детьми. При этом учитывается тесная взаимосвязь задач нравственно-патриотического воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с социальными условиями жизни.

         Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

 Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.

Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.

Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.

Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.

         Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

Методы воспитания - это способы организации совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленной на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности воспитанника в соответствии с целями воспитания.

В педагогике существует несколько подходов в классификации методов воспитания. В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). К обеим группам методов автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

         Классификация, предложенная В.И. Логиновой, объединяет все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание).

        Наиболее целесообразна та классификация методов нравственно-патриотического воспитания, которая соответствует его механизму. Эффективный результат методы воспитания дают при определенных условиях:

• любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающем его прав;

• метод должен быть реальным, осуществимым, логически завершенным. В нравственно-патриотическом воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым;

• для использования метода должны быть подготовлены условия, средства;

• метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Иначе метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;

• методы воспитания следует применять тактично, опосредованно. Ребенок недолжен, почувствовать, что его воспитывают;

• при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

• проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;

• применение методов нравственно-патриотического воспитания требует терпимости и терпения. Следует терпеливо повторять уже используемые и подбирать новые, с понимание относиться к тому, что результат будет, достигнут не сразу;

• преобладающими в нравственно-патриотическом воспитании должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Положительные поступки взрослых не гарантируют таких же поступков у ребенка;

• методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.         Основаниями для подбора методов служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

         Существуют следующие формы работы, направленные на формирование патриотических чувств:

• приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

• знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

• проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.;

• организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

          Комплексный подход к вопросам формирования у детей любви к своей Родине - взаимосвязь различных средств, методов и форм воспитания.

Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Однако если педагог сведет работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет дать представление ребенку обо всей стране. Такую задачу он сможет решить только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов, тематических презентаций и т.д.

         Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются различные формы организации деятельности детей, основная из которых – тематическая образовательная деятельность. Они направлены на повышение детской мыслительной активности. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

        Обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к ней. Необходимо объединение одной темой нескольких видов деятельности не только по родному языку, но и ознакомление с природой, музыкой, изодеятельностью, ручным трудом.

         Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей необходимо широко применять игровые приемы. Например, изучение народных промыслов России может проходить в ходе проведения игры. Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия в прошлое города, по реке и пр. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.).

           Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

          Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.               Желательны посещения музеев, а также организации специальных помещений в детском саду. Здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. В подобных музейных уголках расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.

         Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, что способствует сохранению вертикальных семейных связей.

          В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. Тем не менее, родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.

         Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей могут быть разнообразными: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).

          В настоящее время наблюдается усиление интереса людей к своей родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов.

В рамках работы с семьей можно провести «мини-исследование» истории улицы, района. Хорошо, когда эта работа включают в себя элементы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, троицын день. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

           Таким образом, современная педагогика располагает обширным и разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную реализацию задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной эвристической среды, специализированная направленность занятий и т.д. Однако наибольшего результата можно добиться только в комплексном использовании методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей. При этом огромное значение приобретает роль семьи в воспитании нравственности ребенка, ее традиции, устои, ориентация на развитие гражданственности и духовности. Важная задача дошкольного образовательного учреждения при этом состоит в том, чтобы обеспечить семью основным педагогическим инструментарием, сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов нравственно-патриотического воспитания.

         

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2000. - 340с.

3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. - 258с.

4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.

6. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

7. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с.

8. Городская программа «Юные москвичи на пути в III тысячелетие // [Электронный ресурс] // iso.pippkro.ru›academ/174.doc.

9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

10. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1

11. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.: Аргос, 1990. - 213с.

12. И.А. Зимняя Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования) М.; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,2002.34с.

13. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.

14. Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография., М.изд. РАГС 2007г.71с.

15. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 232 с.

16. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.

17. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1946. - 450с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»  тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...