Программа воспитания на 2023-2024 уч.год
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа воспитания муниципального казенного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «Восход» (далее–Программа воспитания), основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России[1].
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_gr._romashka.docx | 191.83 КБ |
Предварительный просмотр:
1.15.1. Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания муниципального казенного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «Восход» (далее–Программа воспитания), основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России[1].
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества.
С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребёнок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.
Целевой раздел
Цели и задачи воспитания
Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
- формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
- становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОО:
- содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
- осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Направления воспитания
Патриотическое направление воспитания.
Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.
Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
Духовно-нравственное направление воспитания.
Цель духовно-нравственного направления воспитания – формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовнонравственного направления воспитания.
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностносмысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.
Социальное направление воспитания.
Цель социального направления воспитания – формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
Ценности – семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско-взрослых и детских общностях.
Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.
Познавательное направление воспитания.
Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.
Ценность – познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
Проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.
Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Физическое и оздоровительное направление воспитания.
Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными
гигиеническими навыками и правилами безопасности.
Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
Трудовое направление воспитания.
Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
Ценность – труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
Эстетическое направление воспитания.
Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.
Ценности – культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания
Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы
Направление воспитания | Ценности | Целевые ориентиры |
Патриотическое | Родина, природа | Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. |
Духовно нравственное | Жизнь, милосердие, добро | Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
Познавательное | Познание | Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей. |
Физическое и оздоровительное | Здоровье, жизнь | Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья - занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха. |
Трудовое | Труд | Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Эстетическое | Культура и красота | Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. |
Содержательный раздел
оту природы, рукотворного мира, искусства, музыки;
- ознакомление детей с разными видами и жанрами искусства, знакомство с произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и в том числе народного творчества (народными хороводными играми, народной музыкой и танцами, декоративно-прикладным искусством);
- становление у детей потребности в творческом самовыражении, самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Двигательная деятельность формируется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольным учреждением в соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача РФ в связи с возможностями старших дошкольников. В данном виде деятельности культура самовыражения проявляется в движениях, дошкольник может показать свое настроение, через движения.
Воспитательная деятельность, осуществляемая утром включает:
- создание игровых, проблемных ситуаций, ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости;
- трудовые поручения;
- беседы и разговоры с детьми по их интересам;
- двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной воспитательной деятельности в 1-ой половине дня;
- работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
Воспитательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
- элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
- свободное общение педагога с детьми.
Культурные практики.
Во 2-ой половине дня организуются разнообразные культурные практики с целью проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности; педагогом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества. Организация культурных практик носит подгрупповой характер.
Совместная игра педагога и детей (сюжетно ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Ситуации реально-практического характера: педагог обогащает представления детей об опыте разрешения проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей (оказание помощи малышам, старшим). Ситуации условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений): дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов»). Имитационно-игровые ситуации. Ситуации могут планироваться заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению проблем.
Организация предметно-пространственной среды
Воспитательный процесс в ДОУ организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка.
Практические усилия педагогов по его созданию и использованию подчиняются интересам ребенка и линиям ее развития в различных сферах жизнедеятельности. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных ячейках и пользования материалами, оборудованием.
Окружающая ребенка РППС ДОУ, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир дошкольника, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского сада. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с РППС ДОУ как:
-оформление интерьера дошкольных помещений (групп, коридоров, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация;
- размещение на стенах ДОУ регулярно сменяемых экспозиций;
- озеленение присадовой территории, разбивка клумб, посадка деревьев, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий, разделяющих свободное пространство ДОУ на зоны активного и тихого отдыха;
- регулярная организация и проведение конкурсов, творческих проектов по благоустройству различных участков присадовой территории (например, высадке культурных растений);
- акцентирование внимания дошкольников посредством элементов РППС (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского сада, его традициях, правилах.
Поэтому территория учреждения благоустроена, каждая группа имеет прогулочный участок и прогулочную веранду. Все участки озеленены насаждениями различных видов деревьев и кустарников, имеются клумбы с однолетними и многолетними насаждениями. На территории ДОУ находятся: площадки для игровой и физкультурной деятельности детей, площадка по изучению и закреплению правил дорожного движения, которая оборудована в соответствии с возрастными потребностями детей. Все оборудование покрашено и закреплено.
Среда обеспечивает всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности благодаря:
- наличию материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков;
- учёту возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды МКДОУ детский сад «Восход» обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации рабочей программы воспитания:
- подбор художественной литературы;
- подбор видео и аудиоматериалов;
-подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.);
- наличие демонстрационных технических средств (экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.);
- подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);
- подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое оснащение развивающей предметно- пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы МКДОУ детский сад «Восход» на текущий учебный год.
2.15.4. Организационный раздел
Кадровое обеспечение
Условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или группе. Педагогические работники, реализующие Программу, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей:
- обеспечение эмоционального благополучия;
- поддержка индивидуальности и инициативы;
- построение вариативного развивающего образования;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.
В целях эффективной реализации Программы созданы условия:
- для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
- для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;
- для организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы.
Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как:
- постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности;
- создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками;
- применение отобранных методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса;
- обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания;
- использование необходимых приемов стимулирования активности обучающихся;
- установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.
Воспитательная деятельность педагога проявляется, прежде всего, в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой). Содержание, формы и методы воспитательной деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. О ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность обучающихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы дошкольников. Однако основной продукт воспитательной деятельности всегда носит психологический характер.
Основным признаком эффективного педагогического взаимодействия является взаимосвязь всех педагогов ДОУ направленная на развитие личности ребенка, социального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой.
При организации воспитательных отношений используется потенциал как основной, так и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям, деятельность, направленную на:
- формирование у детей гражданственности и патриотизма;
- опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- приобщение к системе культурных ценностей;
- готовности к осознанному выбору профессии;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- эстетическое отношение к окружающему миру;
- потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной культуры, активной жизненной позиции.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка.
Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе ее проектирования и организации.
Наименование | Функционал, связанный |
Педагоги | - обеспечивает занятие обучающихся творчеством, физической культурой; - формирует у обучающихся активную гражданскую позицию, сохраняет и приумножает нравственные, культурные и научные ценности в условиях современной жизни, сохранение традиций ДОУ; - организует работу по формированию общей культуры будущего школьника; - внедряет здоровый образ жизни; - внедряет в практику воспитательной деятельности научные достижения, новые технологии образовательного процесса; - организует участие обучающихся в мероприятиях, проводимых районными и другими структурами в рамках воспитательной деятельности. |
Нормативно-методическое обеспечение
Для реализации программы воспитания ДОО рекомендуется использовать практическое руководство «Воспитателю о воспитании», представленное в открытом доступе в электронной форме на платформе институтвоспитания.рф.
Содержание нормативно - правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации программы воспитания ДОУ включает:
- Федеральный закон от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013г. (ФГОС ДО).
Основные локальные акты:
- Рабочая программа воспитания МКДОУ детский сад «Восход»;
- Календарный план воспитательной работы на учебный год;
- План работы на учебный год;
- Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности в ДОУ;
- Планы взаимодействия с социальными партнерами;
- Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в ДОУ).
Подробное описание представлено на сайте МКДОУ детский сад «Восход» в разделе «Документы», « Образование» http://dsadvosh-karg.edusite.ru/
Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия реализации Программы Организация, реализующая Программу обеспечена материально-техническими условиями, позволяющие реализовать ее цели и задачи, в том числе: осуществлять все виды детской деятельности, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых воспитательных потребностей; организовывая участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке воспитательной программы, в создании условий для ее реализации, а также воспитательной среды, уклада организации, осуществляющей воспитательную деятельность; обновлять содержание воспитательной программы, методики и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) с учётом особенностей социокультурной среды развития воспитанников; эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей воспитательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности; эффективного управления организацией, осуществляющей воспитательную деятельность, с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
Организация, осуществляющая воспитательную деятельность по Программе материально-технические условия, обеспечивающие:
1) возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения Программы;
2) выполнения Организацией требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в том числе к:
- условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- оборудованию и содержанию территории;
- помещениям, их оборудованию и содержанию;
- естественному и искусственному освещению помещений;
- отоплению и вентиляции;
- водоснабжению и канализации;
- организации питания;
- медицинскому обеспечению;
- приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- организации режима дня;
- организации физического воспитания;
- личной гигиене персонала;
- пожарной безопасности и электробезопасности;
- охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации;
3) возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При создании материально-технических условий для детей с ОВЗ ДОО учитывает особенности их психофизического развития.
Организация имеет необходимые для всех видов воспитательной деятельности воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности:
- помещения;
- оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся,
- мебель, техническое оборудование и хозяйственный инвентарь.
Календарный план воспитательной работы
средней группы «Ромашка» на 2023/24 учебный год
Уклад, ценности группы:
- Любовь к родине: День флага(изготовление триколора из различных материалов)-август 2023-09-25
- Моя семья: (изготовление генеологического древа) –ноябрь 2023-09-25
- Наша дружба: (акция – тайный друг)- декабрь 2023-09-25
- Знания: День открытых дверей или День самоуправления - сентябрь 2023-09-25
- Укрепление здоровья: (спортивное мероприятие – «Мама, папа, я»)
- Труд: Мы помощники ( изготовление стенгазеты – «Как мы помогаем бабушке и дедушке» - май 2024
- Природа: Детско-родительский проект « Я посадил и вырастил» - весенне-летний сезон.
Дата | Воспитательное событие | Формы организации образовательного процесса в разных возрастных группах | |
Средняя группа | |||
Дата | Воспитательное | Формы организации образовательного процесса в разных возрастных группах | |
Средняя группа | |||
1 сентября | День знаний | Беседа | |
(3)4 сентября | День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом | Презентации | |
7 сентября | День Бородинского сражения | – | |
27 сентября | Международный день туризма | Поход с участием родителей «По родному краю с рюкзаком шагаю» | |
27 сентября | День воспитателя и всех дошкольных работников | Беседа «Поговорим о профессиях:воспитатель» | |
(1)2 октября | Международный | Музыкальный досуг с участием родителей и старших членов семей «Споемте, друзья» с презентацией песни каждой группы и любимых песен семьи | |
4 октября | День защиты животных | Беседа «Знакомство с красной книгой» | |
5 октября | День учителя | Беседа | |
13 октября | День отца в России | Продуктивная деятельность «Открытка для папы» | |
17 – 20 октября | Осенины | Утренники | |
Выставка | |||
28 октября | Международный день бабушек и дедушек | Тематический образовательный проект с участием всех сотрудников ДОО, детей, их родителей, дедушек и бабушек | |
3 ноября | День рождения Самуила Маршака | Выставка в книжном уголке | |
Литературный досуг «Любимые стихи Маршака» | |||
– | |||
(4)3 ноября | День народного единства | Беседа-рассказ с элементами презентации | |
10 нояб ря | День сотрудника органов внутренних дел (бывш. День милиции) | Сюжетно-дидактическая игра, чтение | |
21 – 24 ноября | День матери в России | Утренники | |
Фотовыставка «Наши мамы» | |||
Продуктивная деятельность «Подарок маме» | |||
30 ноября | День Государственного герба Российской Федерации | Тематический образовательный проект «Что может герб нам рассказать?» | |
Заседание «Семейного клуба» на тему «Герб моей семьи» с совместной продуктивной деятельностью взрослых и детей | |||
(3)1 декабря | День неизвестного солдата | Совместно с семьями детей: проведение акции возложения цветов к памятнику героям Великой Отечественной войны | |
(3)1 декабря | Международный день инвалидов | Сюжетно-дидактические игры с моделированием среды (в помещении, в инфраструктуре города), доступной для инвалидов | |
5 декабря | День добровольца (волонтера) в России | Рассказ-беседа с элементами презентации «Кто такие волонтеры?» | |
(9)11 декабря | День Героев Отечества | Беседа-рассказ с элементами презентации | |
12 декабря | День Конституции Российской Федерации | Беседа-рассказ с элементами презентации | |
Законотворческие практики: устанавливаем правила поведения в группе, фиксируем их с помощью условных обозначений | |||
30 декабря | День заворачивания подарков | Продуктивная деятельность по подготовке новогодних подарков родным и близким, друзьям | |
25 – 29 декабря | Любимый праздник Новый год | Новогодние утренники | |
Оформление группы и сада | |||
Выставка | |||
Последняя неделя декабря | Неделя зимних игр и забав | Подвижные игры, эстафеты, создание построек из снега. Конкурс снежных скульптур с привлечением родителей. Строительство снежного городка | |
11 января | Международный день «спасибо» | День вежливости | |
Изготовление открыток-сюрпризов «Спасибо тебе!» | |||
15 января | Святки | Развлечение, досуг | |
(27) 26 января | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | – | |
2 февраля | День разгрома советскими войсками немецко-фашистких войск в Сталинградской битве | – | |
8 февраля | День Российской науки | Беседа-рассказ с элементами презентации | |
15 февраля | День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | – | |
19 февраля | День кита, или Всемирный день защиты морских млекопитающих | Чтение художественной и познавательной литературы, выставка детских рисунков | |
21 февраля | Международный день родного языка | Конкурс чтецов «Читаем стихи на родном языке» | |
23 февраля | День защитника Отечества | Физкультурный досуг «Будущие защитники Родины» (развлечение) | |
Встречи с интересными людьми – родители с военными профессиями | |||
Сюжетно-дидактические игры «Военные профессии» | |||
Выставка | |||
8 марта | Международный женский день | Утренники | |
Выставка | |||
11-17 марта | Масленичная неделя | Тематические беседы, игры | |
Праздник | |||
18 марта | День воссоединения Крыма с Россией | – | |
20 марта | Международный день счастья | Чтение художественной литературы | |
Выставка детских и детско-родительских работ «Что такое счастье» | |||
Театрализованные игры по книге И. Зартайской «Когда я счастлив» | |||
22 марта | Всемирный день водных ресурсов | Чтение. Беседа-рассказ с элементами презентации. Экспериментирование с водой | |
27 марта | Всемирный день театра | Чтение книг «Куда пойдем? В кукольный театр!», «Какие бывают профессии». Беседы-презентации о творческих профессиях | |
31 марта | День рождения Корнея Чуковского | Подготовка театрализованного действа по стихам Корнея Чуковского с участием детей разных возрастных групп и родителей | |
1 апреля | День птиц | Беседа-рассказ с элементами презентации | |
2 апреля | Международный день детской книги | Проект «Наши любимые книги» | |
Беседа-рассказ «Как книга к нам пришла» | |||
Тематическая выставка «Любимые книги наших пап и мам» | |||
7 апреля | Всемирный день здоровья | Физкультурные досуги | |
Викторина «Я питаюсь правильно» | |||
12 апреля | День космонавтики | Тематический образовательный проект «Большое космическое путешествие» | |
Развлечение | |||
Выставка | |||
19 апреля | День подснежника | Акция «Первоцветы»: создаем экологическую книгу детского сада | |
19 апреля | День единых действий в память о геноциде советского народа | – | |
22 апреля | День Земли | Познавательный досуг | |
Чтение глав из книги П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп» | |||
29 апреля | Международный день танца | Конкурс танцев «Танцует вся моя семья» | |
(1) 2 мая | День Весны и Труда | Музыкальный досуг «Песни весны» | |
Трудовой десант на участке детского сада с участием родителей | |||
(9)4-5 мая | День Победы | Праздник, посященный дню Победы | |
Конкурс чтецов | |||
Совместная с родителями акция возложения цветов к памятнику героям Великой Отечественной войны | |||
18 мая | Международный день музеев | Виртуальные экскурсии в музеи России | |
Коллекционирование «Музей в чемодане» | |||
(19)20 мая | День детских общественных организаций в России | Беседа-рассказ с элементами презентации | |
24 мая | День славянской письменности и культуры | Познавательный досуг-викторина «Как пишут в разных странах» | |
31 мая | Выпускной бал | – |
[1] Пункт 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное календарно-тематическое планирование событий /Событийное планирование РПВ/ средняя группа на 2023 – 2024 гг на период (01.09.2023-31.08.2024 гг.)
Событийное планирование РПВ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ) на 2023 – 2024, 2024 – 2025 учебные годы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)на 2023 – 2024, 2024 – 2025 учебные годы...
Новогоднее оформление группы к Новому 2024 году "Новогодняя фантазия" Первая младшая группа №1 "Рыбка" (2023-2024)
Приближается волшебный праздник Новый год. Спешу поделиться нашими идеями новогоднего оформления! Всем известно, что приготовление к этому празднику начинается заранее, в том числе и в детском саду....
Годовой отчёт педагога Дерновой Татьяны Олеговны 2023-2024 учебный год 17.04.2024 г.
Участие в вебинаре «Формирование предпосылок естественно-научной грамотности от теории к практике» Участие в вебинаре «ФОП ДО: дорожная карта внедрения в образовательный процесс...
Отчёт по самообразованию педагога Дерновой Татьяны Олеговны за 2023-2024 учебный год 17.04.2024 г.
Тема: Духовно-нравственное воспитание детей 4-5 лет наоснове литературных произведений» Актуальность: В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной ...
отчёт по кружку "Творческая мастерская" за 2023-2024 учебный год педагога Дерновой Татьяны Олеговны 17.04.2024 г.
Цель программы: создать педагогические условия для развития творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования и аппликации.Образовательные задачи:&bull...
конспект итогового родительского собрания за 2023 - 2024 учебный год. Добавлено 11 мая 2024 года
Итоговое родительское собрание за 2023 - 2024 учебный год...