Педагогические публикации
учебно-методический материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Вклад Е.И. Тихеевой в методику развития речи.
Центральное место в педагогической теории Е. И Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время. В 1913 г. вышла из печати работа Е. И. Тихеевой "Родная речь и пути ее развития". Важные вопросы о значении, путях и средствах. развития родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине.
Методику развития родной речи Тихеева разрабатывала на основе учения К. Д. Ушинского о народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области первоначального обучения детей родному языку. Свою методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическим опытом. Вслед за Ушинским Е. И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: "Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа...
Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека. Тихеева справедливо отмечала, что родной язык в то время еще не занимал ни в семье, ни в детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что на культуру родного языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между тем язык есть главный предмет в деле воспитания. Правильно указывая, что начинать лингвистическое и литературное воспитание человека надо с раннего детства еще в семье, Тихеева писала: “Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье.
То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни Первой задачей родителей в связи с этим, считала она, является самый тщательный уход за органом слуха детей, забота о развитии их слуховой наблюдательности. Огромную роль в развитии речи маленьких детей играет пример взрослых, их правильная речь: "Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное—говорить медленно, ясно и громко". Особенно велика роль матери в развитии речи и мышления детей.
У семьи имеется надежный помощник в развитии речи детей, говорила Тихеева,— это детский сад, который “по возможности расширяет, разнообразит и проводит уже не в узких рамках семьи, а в несравненно более широких условиях общественности все методические приемы. Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду, писала она. Опираясь на знание языка, полученное детьми в семье, воспитательница в детском саду должна проводить систематическую работу по развитию их речи, использовать все, что могут дать для этого поэзия и искусство: Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодия народной песни должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям.
Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме. Е. И. Тихеева указывала, что дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т. д. Она дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как использовать игры, лепку, рисование в целях развития детской речи. Одним из методов обучения детей родному языку Е. И. Тихеева считала уроки наблюдения, связанные с рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово.
Так часто делают матери, но проводят эти уроки, как правило, бессистемно и не всегда правильно. В детских садах такие уроки должны быть систематическими. Речь воспитательницы должна быть образцом для подражания детей. Методика развития речи детей, разработанная Тихеевой до революции, была усовершенствована ею в советское время. В 1937 г. она издала книгу "Развитие речи дошкольника". Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду нс утратили своей ценности и в настоящее время.
Особенности подхода Е. И. Тихеевой к развитию речи дошкольников
Е. И. Тихеева разработала уникальный подход к развитию речи дошкольников, основанный на принципах психологии и педагогики. Ее методика включает в себя ряд особенностей, которые делают ее эффективной и уникальной.
Игровой подход
Одной из основных особенностей методики Е. И. Тихеевой является использование игрового подхода к развитию речи. Она считала, что игра является естественным способом общения и взаимодействия для детей. Поэтому в своей работе она активно использовала игры, ролевые игры, драматизацию и другие игровые формы деятельности, чтобы стимулировать развитие речи у детей.
Индивидуальный подход
Е. И. Тихеева придавала большое значение индивидуальному подходу к каждому ребенку. Она учитывала особенности развития каждого ребенка, его интересы, потребности и уровень речевых навыков. Такой индивидуальный подход позволял ей эффективно работать с каждым ребенком и помогать ему развивать свою речь на оптимальном уровне.
Систематичность и последовательность
Методика Е. И. Тихеевой основывается на систематичном и последовательном подходе к развитию речи. Она разработала специальные программы и упражнения, которые позволяют постепенно развивать различные аспекты речи, такие как фонематическое восприятие, слуховое восприятие, артикуляцию, лексику и грамматику. Такой подход позволяет детям постепенно усваивать новые навыки и умения, улучшать свою речь и коммуникативные навыки.
Использование разнообразных методов и средств
Е. И. Тихеева использовала разнообразные методы и средства для развития речи дошкольников. Она применяла игры, упражнения, рассказы, песни, стихи, ролевые игры, драматизацию и другие методы, которые помогали детям активно участвовать в процессе обучения и развития речи. Такой разнообразный подход позволял детям развивать различные аспекты речи и улучшать свои коммуникативные навыки.
Таким образом, особенности подхода Е. И. Тихеевой к развитию речи дошкольников включают игровой подход, индивидуальный подход, систематичность и последовательность, а также использование разнообразных методов и средств. Эти особенности делают методику Е. И. Тихеевой эффективной и уникальной, помогая детям развивать свою речь и коммуникативные навыки на более высоком уровне.
Вклад Е. И. Тихеевой в формирование речевых навыков и умений у дошкольников
Е. И. Тихеева внесла значительный вклад в развитие методики формирования речевых навыков и умений у дошкольников. Ее подход основывается на принципах развивающего обучения, активного взаимодействия и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Одним из основных элементов методики Е. И. Тихеевой является игровой подход. Она предлагает использовать игры и различные ситуации, которые максимально приближены к реальной жизни, чтобы дети могли активно участвовать в общении и развивать свою речь. Игры помогают детям освоить новые слова, улучшить произношение, научиться строить предложения и выражать свои мысли.
Е. И. Тихеева также придавала большое значение индивидуальному подходу к каждому ребенку. Она учитывала особенности развития речи у каждого ребенка и предлагала индивидуальные задания и упражнения, которые помогали ему преодолеть трудности и развивать свои речевые навыки. Такой подход позволял детям достигать лучших результатов и чувствовать себя увереннее в общении.
Систематичность и последовательность также являются важными принципами методики Е. И. Тихеевой. Она предлагала постепенно увеличивать сложность заданий и упражнений, начиная с простых слов и предложений и постепенно переходя к более сложным структурам. Такой подход позволял детям постепенно развивать свою речь и улучшать свои навыки.
Е. И. Тихеева также использовала разнообразные методы и средства для развития речи у дошкольников. Она предлагала использовать рассказы, стихи, загадки, игры с картинками и другие интересные материалы, которые помогали детям активно участвовать в процессе обучения и развивать свою речь.
В целом, вклад Е. И. Тихеевой в формирование речевых навыков и умений у дошкольников заключается в разработке эффективной методики, основанной на игровом подходе, индивидуальном подходе, систематичности и последовательности, а также использовании разнообразных методов и средств. Ее методика помогает детям развивать свою речь, улучшать произношение, научиться строить предложения и выражать свои мысли, что является важным для успешного общения и обучения в дальнейшем.
Примеры практических заданий и упражнений, разработанных Е. И. Тихеевой
Упражнение “Словесная цепочка”
Данное упражнение направлено на развитие лексического запаса и связной речи у дошкольников.
Педагог называет слово, а дети должны продолжить цепочку, называя слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова. Например:
Педагог: “Мяч”.
Дети: “Чай”, “Йогурт”, “Торт” и т.д.
Задание “Составление предложений”
Это задание помогает детям научиться строить предложения и выражать свои мысли.
Педагог предлагает детям набор картинок с различными предметами или действиями. Дети должны выбрать несколько картинок и составить из них предложение. Например:
Педагог: “Выберите картинки с животными и составьте предложение”.
Дети выбирают картинки с кошкой и собакой и составляют предложение: “Кошка и собака играют вместе”.
Упражнение “Звуковая ассоциация”
Это упражнение помогает развивать слуховое восприятие и фонематический слух у детей.
Педагог произносит слово, а дети должны найти другие слова, в которых есть тот же звук или звукосочетание. Например:
Педагог: “Море”.
Дети: “Молоко”, “Машина”, “Медведь” и т.д.
Задание “Описание картинки”
Это задание помогает развивать умение описывать предметы и события.
Педагог показывает детям картинку и просит их описать, что они видят на ней. Дети должны использовать разнообразные слова и выражения для описания. Например:
Педагог: “Опишите, что вы видите на этой картинке”.
Дети: “На картинке изображен лес, в котором растут высокие деревья. Видно, как солнце светит сквозь ветви. В лесу бегает зайчик и слышны птичьи песни”.
Такие задания и упражнения помогают развивать речевые навыки и умения у дошкольников, а также способствуют их общему развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическое публикация
слайд-шоу...
педагогическое публикация
слайд-шоу...
Мои педагогические публикации
Печатные работы:- публикации на сайте Metod-kopilka.ru ;- публикации на образовательном интер-нет-ресурсе «Учительский сайт» ;- В 2015 - 2016 году опубликовала инно...
Педагогические публикации
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Адаптация ребёнка в детском саду"...
Педагогические публикации
Насыщенная развивающая предметно+ пространственная среда становится одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении....
Педагогические публикации
Консультация для родителей...
Педагогические публикации
Педагогические публикации...