Конспект занятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда, для подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Крашенинникова Светлана Леонидовна

Hасширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма.

Научить бережно относиться к продуктам питания, к хлебу. Формировать чувство гордости за защитников Отечества;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_snyatie_blokady_leningrada_podgot_gr_.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда, для подготовительной группы

Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма.

Задачи:

Пополнить исторические знания дошкольников о бессмертном подвиге советского народа во время блокады Ленинграда фашистскими захватчиками.

     Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих. Побудить у воспитанников чувства сострадания и гордости за стойкость и мужество детей, оказавшихся в осажденном городе.

     Формировать патриотические чувства подрастающего поколения, интерес к истории страны.

Вызвать гордость за героическое прошлое всего советского народа.

Дать знания детям о том, что мы, потомки героев-освободителей, помним о них и чтим память о великом подвиге.

      Воспитать у детей уважительное отношение к истории своей Родины, к людям старшего поколения.

      Научить бережно относиться к продуктам питания, к хлебу.

     Формировать чувство гордости за защитников Отечества;

     Активизировать словарный запас детей;

Интеграция образовательных областей:

«Познание»«Социализация»«Коммуникация»«Художественное творчество»«Музыка».

Взаимодействие с родителями:

-стендовая информация по теме «Блокадного Ленинграда», рубрика «Читаем детям о Блокаде»

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;

2. Заучивание стихов о Блокаде;

3. Изготовление поделок к выставке о блокаде Ленинграда;

4. Беседы с детьми;

5. Рассматривание военных наград (ордена и медали прадедушек, прабабушек и других родственников).

6. Слушание военных песен.

Ход:

- 22 июня в 4 часа утра, когда все спали, без объявления войны Фашистские войска начали бомбить наши города.

- Началась ВОЙНА, враг был очень силён. Он разрушал города и сёла, убивал мирных жителей. Но наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Нелегко пришлось советским солдатам на этой войне. Они стояли насмерть, чтобы отстоять каждый клочок нашей земли. Это были жестокие бои за города и сёла, за деревни, за каждый дом.

Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далёкие дни Великой Отечественной Войны.

Одним из самых трудных испытаний была блокада Ленинграда, так назывался в то время город Санкт-Петербург,которая началась 8 сентября 1941г.

     Как вы думаете, что такое блокада? (ответы детей)

- Это кольцо вокруг города.  Немцы окружили наш город и не давали уехать никому из него.. В город перестало поступать продовольствие. Наступила зима. Настали тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года.

В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы и троллейбусы. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды. «Люди Ленинграда,

Жертвы злой войны.

Хваткою блокады

На смерть обречены!

Хлеба не хватало

Так же, как тепла.

Сколько бомб упало,

Разрушило дома.

Люди не сдавались!

Из последних сил

С бедами сражались,

Враг их не сломил!»

Городу Ленинграду

«Голод и холод.

Война и разруха.

Сильный был город,

Не падал он духом!

Дыхание смерти было повсюду,

Но выжили, выжили люди!

И эта скорбная дата

Запомнится всем вокруг.»

 (Звук метронома)

- Во время блокады города на домах были размещены 1500 громкоговорителей для того, чтобы люди всегда слышали голос диктора и сигналы о начале бомбардировок. Громкоговорители работали днем и ночью. А когда не было радиопередач и бомбежки, по радио раздавался стук метронома. Медленный - все спокойно.

Быстрый ритм - «воздушная тревога».

6 (Звук «воздушная тревога»)

- Враг очень хотел захватить город и пройти по его улицам. Германские войска окружили Ленинград с суши. С другой стороны - Ладожское озеро, по которому на кораблях доставлялось продовольствие в Ленинград. Но оно тоже обстреливалось фашистами и днем и ночью.

Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет…».

Над городом сомкнулось кольцо блокады. Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город. За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб и 150 тыс. снарядов.

Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов продовольствия.

Хлеб доставлялся только авиацией, или по дороге, проложенной по льду Ладожского озера. Под постоянной бомбежкой и артобстрелами водители, несмотря на огромные потери, доставляли по «дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов.

На жителей Ленинграда обрушился голод. Хлеб выдавали по карточкам. Ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. Это был маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки. (показать размеры блокадной нормы хлеба)

Продуктов почти не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку. Благородные и добрые мальчики и девочки прятали недоеденный сухарик в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. 

Маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным. 

Жители стали употреблять в пищу все, что могло заглушить чувство голода. В довершение всего вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов.

Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. 

900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода. Три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем выстояли ленинградцы. Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» не на час не прекращали работы заводы: люди умирали голодной смертью, но не покидали рабочих мест.

     Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе? (ответы детей)

    На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети? (ответы детей)

    Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни, читали стихи, танцевали.

Тогда кольцом германской стали

И был закован Ленинград…

Почти два года продержались

Те, кто не отступил назад…

Лишь часть заводов разобрали,

Чтобы к Уралу отойти-

От взрывов продыху не знали

Те, кто уехать не смогли.

И днем, и ночью шла бомбёжка,

И днём, и ночью шёл обстрел.

На клумбах не цветы росли – картошка.

Здесь каждый был голодный, есть хотел.

120 грамм простого хлеба –

Вот весь был детский рацион.

Никто два года сытым не был,

И много кто был погребён.

Не можем мы сейчас представить,

Но это было. Было так,

Что замерзали но дороге.

Что ели кошек и собак.

И только Ладога спасала,

Когда стояли холода.

Тогда «Дорогой жизни» звала

Её народная молва.

По льду машин шли караваны,

Чтоб иногда уйти под лёд.

Ее бомбили беспрестанно,

И день за днём, из года в год.

И всё же не ломались люди,

И всё же побеждали смерть.

Особенно тяжелой для города оказалась поздняя осень 1941 года, когда Ладога замерзла и единственная ниточка, связывающая Ленинград со страной оборвалась. И тогда по ладожскому льду проложили военно-автомобильную дорогу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда. На тонкий лед Ладожского озера вышли первые грузовики с мукой. Эту дорогу называли «Дорога жизни».

Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

До 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей.

Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми.

Но Дорога жизни не могла накормить всех. От голода во время блокады погибли 642 тыс. человек.

Но город жил, работал и учился,

И танки, и снаряды делал он.

И посылал на фронт,

Чтоб было чем сражаться,

Чтоб не был город наш

Врагами побеждён.

Для тех детей, что были чуть помладше

Открылись при заводах детские сады.

Туда на шестидневку отводили деток

Где их учили и кормили, как могли.

В январе 1944 г. силами Волховского и Ленинградского фронтов было предпринято наступление, в результате которого была полностью снята блокада.

27 января – это памятная дата для всех жителей нашей страны.

В городе к этому времени остались в живых в 5 раз меньше, чем в начале блокады.

Но полное снятие блокады произошло 27 января 1944 года, 80 лет назад.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия - звание «Город-герой».

Сегодня мы скажем слова благодарности тем, кто защищал  город Ленинград.

     Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не отдать его врагу, ведь фашисты хотели  стереть Ленинград с лица земли – взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей. Но жители города победили врага и оставили нам, своим предкам, прекрасное наследие и такой красивый, прекрасный город!

     Поэтому и собрались мы с вами, чтобы вы услышали об этом подвиге.

«Люди Ленинграда, вы - герои!

Подвиг ваш бесценен на века!

Пусть не будет больше горя.

Никогда, никогда, никогда!

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом в сердце храним.

За мужество, силу, отвагу

Ленинградцам спасибо говорим!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда для подготовительной группы.

Итоговое тематическое занятие,посвящённое снятию блокады Ленинграда....

Никто не забыт, ничто не забыто! Сценарий праздника, посвященный дню полного снятия блокады Ленинграда. Для подготовительной группы.

Никто не забыт, ничто не забыто! Сценарий праздника, посвященный дню полного снятия блокады Ленинграда. Для подготовительной группы....

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

Отчёт о проведении занятий, посвящённых Дню снятия Блокады Ленинграда. В подготовительной группе «Радуга»

Блокада Ленинграда - один из трагических периодов в истории Великой Отечественной войны. Для старшего поколения, которое носит в себе эти  воспоминания, это часть жизни, которое они никогда не за...

Отчёт о проведении занятий, посвящённых Дню снятия Блокады Ленинграда. В подготовительной группе «Очаровашки».

Отчёт о проведении занятий, посвящённыхДню снятия Блокады Ленинграда.В подготовительной группе «Очаровашки». 27 января в  нашем Детском саду «Сказка» в подготовительн...

Сценарий тематического занятия к дню снятия блокады Ленинграда в подготовительной группе

Сценарий предназначен для воспитателей детей старшего возраста. Содержит стихи, презентацию к дню снятия блокады...

Тематическая беседа с показом презентации «27 января — День снятия блокады Ленинграда» в подготовительной группе

Тематическая беседа с показом презентации «27 января — День снятия блокады Ленинграда» в подготовительной группе...