Мастер - класс "Духовно-нравственное воспитание, как средство развития творческих способностей посредством изготовления тряпичных кукол-оберегов"
материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Духовно-нравственное воспитание, как средство развития творческих способностей посредствам изготовления тряпичных кукол-оберегов»
В современном мире, люди все реже вспоминают культуру своего народа, не проявляют должного внимания к истории своего края.
Русский народ все больше и больше забывает старинные традиции, которые появились еще во времена Руси.
В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они – отражение истории страны и народа. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.
Русские народные обряды – это часть национальной культуры. Из них складывается память о предках, уникальные ритуалы являются отличительной чертой россиян. Благодаря вековым традициям люди чувствуют связь между поколениями, не забывают о своих истоках и ощущают духовную поддержку. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей. Опыт старших поколений передавался молодым, дети учились житейской мудрости у родителей.
Мы, педагоги, все чаще и чаще задумываемся о том, какими вырастут наши дети. Не вырастет ли в их лицах поколение, не имеющее нравственных ценностей. В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. Нет лучшего пути, чем познакомить детей с народным бытом далекой России. Это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую культурными и семейными традициями, духовным и историческим прошлым.
Сегодня предлагаю вам отправимся в прошлое, в далёкую старину.
Прошу следовать за мной.
Как назывались раньше деревянные дома, в которых жили люди? Правильно- изба. Предлагаю заглянуть вам в одну из них. Русская изба-это дом из бревен, в котором издавна жил славянский народ. А знаете ли сколько было комнат в избе? (одна комната). Посмотрите, а в этой комнате можно было и отдохнуть, и пообедать за общим столом, на котором обязательно стоял самовар. Обратите внимание, какой интересный предмет! Может кто-то подскажет его название? (Прялка) На прялке девицы-мастерицы превращали шерсть в нить. Может быть кто-то знает, как называли такую мастерицу? (Пряха) А, как думаете, что же было главным предметом в комнате? Конечно русская печь. Люди не только готовили пищу на ней, но и обогревали весь дом. Обратите внимание на меня: я сегодня одета в русский народный сарафан, а на голове у меня повязка для волос. Так мы ее называем в наше время, а знаете ли, как она называлась раньше? Раньше она называлась очелье, от слова чело-лоб.
В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки.
Приглашаю и вас на наши посиделки. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие. А ещё люди на Руси любили загадывать и отгадывать загадки.
- А вы умеете отгадывать загадки? Посмотрите, какой красивый сундучок есть у меня, в старину в таких сундучках хранили разные мелкие предметы. Отгадав, загадку вы узнаете, что лежит в моём сундучке:
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу,
С чем же так играю я,
Подскажите мне друзья? (Кукла)
Правильно, это кукла.
Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. Раньше игрушки не делали на фабриках и заводах, а изготавливали вручную. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки. (Воспитатель открывает сундучок и показывает детям, что именно такая тряпичная куколка лежит в нем. Обращает внимание детей на то, что такая кукла называется тряпичная.) Для изготовления кукол подбирали красивые лоскутки. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. Такие куклы назывались безликими. (Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка.)
Первая тряпичная кукла, которую я покажу называется «Пеленашка». Как думаете почему у нее такое название? Она появлялась в доме с рождением малыша. Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от плохих снов и злых духов.
Куклу «Крупеничку» делали после сбора урожая, в нее клали самое отборное зерно и крупу. На следующий год она должна была принести хороший урожай.
Кукла «Берегиня это защитница рода и хранительница домашнего очага. Она оказывает положительное влияние на взаимоотношения между близкими людьми, способствует созданию теплой и доверительной атмосферы. Обереговая кукла должна была находиться на видном месте на уровне глаз, для того чтобы каждый входящий в дом мог сразу ее заприметить. Считалось, что если человек пришел с недобрыми намерениями, то увидев Берегиню, он забывал про них и стремился быстрее уйти.
А ещё люди на Руси любили играть, петь песни, водить хороводы,
Давайте встанем в круг и поиграем в забавную народную игру «Дударь»
Давайте продолжим наши посиделки.
Сегодня мы с вами сделаем куклу «Колокольчик».
Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Изготавливая Колокольчик, человек желает получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Приглашаю, вас в мою мастерскую.
Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть три круга: большой, чуть поменьше и маленький. Еще есть небольшой шар и нити, а также кусочек белой ткани. Все необходимое, что нужно для нашей куклы.
Берем шар и самый большой круг. Накрываем шар сверху этим кругом. Теперь сожмите в кулак, образуя шар, и завязываем ниткой. Это будет голова нашей куклы. Аккуратно расправим складочки — это будет первый слой платья нашей куклы. У куколки три юбки. Счастье тоже складывается из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Берем второй круг, который чуть меньше первого. Накладываем его на поверхность головы. Снова закрепляем ниткой.
И третий круг – самый маленький накладываем тоже на поверхность нашей головы.
Теперь, возьмём белую ткань и накладываем ее на поверхность всех тканей, закрепляем ниткой вокруг головы. Теперь будем делать руки нашей кукле. Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь, отступаем немного от края и закрепляем ниточками.
Кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!
Вывод:
Сегодня прожив только один день из народного быта, мы вспомнили такую традицию, как изготовление кукол-оберегов. А ведь какое множество традиций забыто.
Мы, современные педагоги должны уважать традиции, должны позитивно к ним относиться, поддерживать их и передавать будущему поколению. Давайте вместе воспитывать в детях тягу и любовь к истории и культуре своей страны, к малой родине и конечно к семье.
Пусть ваша кукла-колокольчик приносит вам и вашей семье радость, позитив, счастье и только хорошие известия. Что полученный сегодня опыт передадите детям и научите изготавливать кукол. А для этого вам понадобятся правила!!!
Кукла - оберег – мощный инструмент для поддержания связей с семьёй, призванный хранить от бед и создавать человеку правильный настрой, помогать в делах.
Правила и особенности создания куклы Колокольчик
- Вы должны быть в хорошем настроении и добром здравии, мысли должны быть позитивными, а ваши намерения благими.
- Нельзя делать куклу в плохую погоду, в пятницу, в воскресенье и праздничные дни.
- Создавать куклу нужно за один день, откладывать нельзя.
- Правила использования ниток: все детали приматываются друг к другу красной нитью.
- Разрешено завязывать узелки, их количество должно быть четным. Завязывая каждый узелок нужно загадывать желание (например, этот на счастье, этот на радость, этот на удачу).
- Лицо у куклы всегда из белой ткани. Считается, что белый лучше всего отражает от себя негатив и является символом чистых помыслов. Лицо оставляют безликим. Кукла, не имеющая лица, не является чьим-то двойником и не принесет вред.
- Имя такой кукле не дают, обращайтесь к ней по ее названию-Колокольчик.
- Кукла олицетворяет женскую энергетику и силу, мастерить ее можно только женщинам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
• Диссеминация опыта работы МБДОУ города Костромы «Детский сад №80» по теме: «Нетрадиционные средства развития творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности». • Мастер – класс по изготовлению сувенирной тарелки в технике декупаж.
Мастер - класс для студентов КГУ им.Некрасова...
Мастер-класс«Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Мастер класс для педагогов и родителей по окрашиванию соли цветными мелками...
Мастер – класс «Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников»
Мастер – класс«Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников» Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развити...
Мастер -класс с родителями "Изготовление тряпичных кукол-оберегов"
Мастер -класс с целью знакомства родителей с художественным творчеством и духовным наследием русского народа через приобщение к созданию обрядовых кукол...
Презентация к выступлению на город. Мастер-класс "Рисование песком, как средство развития творческих способностей дошкольников."
Мастер-класс. Рисование песком, как средство развития творческих способностей дошкольников....
Буклет мастер-класс по работе с фольгой "Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники " Тиснение по фольге"
В буклет вложен ход создания открыкти на фольге....
Мастер – класс «Прозрачный мольберт – нетрадиционное средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ, детей-инвалидов»
Мастер - класс для воспитателей...