Семинар практикум для педагогов ДОУ «Сюжетно-ролевая игра первый шаг к профориентации дошкольников»
консультация
Обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
У п р а в л е н и е о б р а з о в а н и я
Администрации Солнечногорского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57»
Семинар практикум для педагогов ДОУ
«Сюжетно-ролевая игра первый шаг к
профориентации дошкольников»
Подготовила: Богдан Н.В.
г.о.Солнечногорск
Цель: обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников.
Задачи:
- совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий;
- поиск педагогических идей для развития способности понимать и принимать ценности труда на благо общества и личностного развития;
- содействовать личностному самоопределению.
Детство — это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем.
Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации.
Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется:
- в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);
- в процессе специально организованных педагогическими работниками формах работы: педагогических ситуаций, экскурсий, праздников, развлечений и т.д.
Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Ознакомление с трудом взрослых должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.
Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является игра.
Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.
Проведение праздников, тематических дней, досугов также способствует ознакомлению дошкольников с различными видами деятельности взрослых («День защитников отечества», «День космонавтики», «Книжкина неделя», «Кинофестиваль» и т.д.) А работая над той или иной темой, проигрывая различные ситуации, иногда находишь те самые невидимые нити, которые иногда объединяют людей разных профессий. Ведь воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал не только увлекательной деятельностью, но может быть первым шагом к будущей профессии ребенка.
Практическая часть
Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю игру, которая поможет нам эмоционально настроиться на дальнейшую работу.
- Встаньте, пожалуйста, все в круг.
- А теперь поменяйтесь местами те, кто считает себя трудолюбивым.
- Поменяйтесь местами те, кто любит свою профессию.
•Поменяйтесь местами те, кто считает, что трудолюбие закладывается с дошкольного возраста.
- Поменяйтесь местами те, кто уверен, что в труде закладывается фундамент характера.
- Спасибо! Сделайте шаг вперед, у кого хорошее настроение и кто настроился на общение.
Я рада, что сегодня у нас появилась возможность поговорить на очень интересную и важную тему - о труде, и я хочу пригласить Вас в увлекательное путешествие по миру профессий.
Для начала давайте вспомним, что такое труд? Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Что такое профессия? Профессия - род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение у профессиональной деятельности взрослых. Научить ценить труд, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия на поведение детей - вызвать желание трудиться, работать добросовестно, аккуратно выполнять возложенные на ребенка трудовые обязанности.
О труде размышляли во все времена. К нему обращали свои мысли поэты и писатели, ученые, и философы. Люди сложили о труде и разных профессиях много песен, пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки о профессиях знаете вы, мы проверим с помощью «Разноцветного кубика». Каждый из вас по очереди будет бросать кубик, на сторонах которого написано начало пословицы. Вам необходимо ее продолжить.
Пословицы и поговорки, используемые в работе с детьми, помогают в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка, высказать отношение к лени, подчеркнуть важность труда. Пословица не воспринимается ребенком как нотация и поэтому она эффективнее как средство воспитания. (Каков тракторист — таков и трактор. Хороший тракторист что артист. Слушай агронома — будет хлеб и солома. Добрый пастух не о себе печется, о скотине. Каков пастух, таково и стадо. У врача лечись, а у умного учись. Без топора не плотник, без иглы не портной. Плотник без топора, что изба без угла. Учи других и сам научишься. Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.)
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по опорной схеме: название профессии - место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
Перед вами лежат карточки-схемы, которые помогут вам составить рассказ о профессии: название профессии - место работы - что делает человек данной профессии - какие предметы нужны ему для работы. Предлагаю Вам выбрать любую картинку с профессией и составить рассказ о ней, опираясь на схему.
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ О ПРОФЕССИЯХ ПО СХЕМЕ
Для ознакомления с миром профессий можно использовать различные игры. Например, детям показывается предметная картинка, а дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда. Попробуем?
ИГРА «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»
Лекало — дизайнер
Свисток — тренер
Ландшафт — ландшафтный дизайнер
Эскиз помещения — дизайнер интерьера
ИГРА «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?». Педагог называет профессию, дети называют трудовые действия человека этой профессии. Пробуем???
Учитель начальных классов - .. .учит учеников с 1 по 4 класс Косметолог - .. .делает макияж и косметические маски.
Ландшафтный дизайнер - озеленение участков.
Педагог дополнительного образования - организуют досуг, кружки, секции, отвечают за организацию досуга школьников, а также за содержательную часть свободного времени обучающихся
Модельер - изготавливает модели одежды
Эколог - ..защищает природу.
Тренер - готовит спортсменов к соревнованиям.
Дизайнер интерьера - ... .занимается созданием стиля, обстановки и комфорта в помещении, оформляет помещения.
Дизайнер одежды - проектирует эскизы одежды и принимает самое
активное участие в изготовлении разработанной им новых моделей.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей; развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно образовывать название профессий, выражать свои мысли.
А вот такие приемы как динамические паузы и пальчиковая гимнастика способствуют повышению работоспособности детей, обеспечивают кратковременный активный отдых. Я подбираю физкультминутки и пальчиковые игры в соответствии с темами и сейчас я предлагаю вам закрепить знания о профессиях людей.
МНОГО МЫ ПРОФЕССИЙ ЗНАЕМ
Много есть профессий знатных, Cоединять пальцы правой руки с большим
И полезных, и приятных. Соединять пальцы левой руки с большим
Повар, врач, маляр, учитель, Последовательно соединять пальцы обеих рук Продавец, шахтёр, строитель. Сжимать и разжимать кулачки
Сразу всех не называю, Вытянуть руки вперед ладонями вверх
Вам продолжить предлагаю.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, алгоритмам и моделированию. У вас на столах лежат алгоритмы последовательности трудовых действий людей разных профессий. Ваша задача - составить их правильные логические цепочки.
(в зал) Работая с алгоритмами, у детей развивается умение обобщать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, способствует развитию логического мышления, помогает устанавливать последовательность практических действий детей.
УЧАСТНИКИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ АЛГОРИТМЫ
Для приобретения детьми системного характера представлений о мире профессий требуется достаточно развитое умение воспринимать трудовой процесс расчленено, поэтому детям преподносится наглядно - схематическая, а затем мысленная модель трудового процесса.
В графической модели, образно названной «лесенка», представлено общее поступательное движение трудового процесса — от замысла к результату. Это дает ребенку возможность легко осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки нарушается весь процесс и результат не может быть достигнут. Умение пользоваться моделью облегчает ребенку перенос представлений о труде взрослых на собственную трудовую деятельность, способствует развитию логического мышления.
Вам нужно построить две модели: модель приготовления салата и блинов (соответствующие замыслу картинки выставляются на первую ступеньку моделей).
По сигналу вам нужно выбрать продукты, затем - инструменты, найти карточки со схематичным изображением действий по приготовлению блюда и расположить их в верной последовательности. «Построив» лесенку, расскажите о том, как появится новое платье или о том, как печь блины.
(в зал) Задача воспитателя — подвести детей к осознанию того, что постановка цели определяет выбор продуктов: для винегрета нужны овощи, для блинов — тесто. Выбор продуктов обусловливает выбор инструментов: овощи нарезаем ножом на доске; блины жарят на сковороде, переворачивая ножом или специальной лопаточкой. Замысел соответствует результату труда, если правильно выбраны продукты и инструменты, если делали все по порядку.
ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ. Профессия дизайнер одежды
(в зал) Использование разнообразных методов и приемов в работе с детьми па ранней профориентации способствуют формированию положительного отношения к профессиональной деятельности взрослых, представлений об общественной направленности и пользе труда людей, о характере трудовой деятельности и взаимоотношениях между людьми в процессе труда, основанных на уважении и взаимопомощи. А так же развивает у детей интерес к труду взрослых, помогает формированию общественно - полезных мотивов собственной трудовой деятельности, желанию трудится, добросовестно выполнять доверенное дело.
Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, дизайнер, профессор,
Инженер, воспитатель, рабочий.
Все профессии очень разные —
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.
Уважаемые коллеги, в ходе данного мастер-класса мы продемонстрировали Вам некоторые игры, которые возможно использовать в проведении различных мероприятий по ознакомлению дошкольников с профессиями. Надеемся, что данный опыт пригодится Вам в Вашей работе и подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного.
РЕФЛЕКСИЯ
«Венок умений, положительных чувств»
Участники, сплетясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на мастер-классе.
Данный венок позволяет полученным сегодня знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, участников мастер-класса. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.
Список литературы
- Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью /Н. В. Алешина. - Москва. - 2015.-С. 56-98
- Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. 3-е изд.- Москва: Айрис-пресс. - 2012. - 128 с.
- Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателя дет. Сада. /Е. В.- Москва: Просвещение. - 2010.-98с.
- Зеньковский, В. В. Психология детства/В. В. Зеньковский//Деловая книга. - 2016.-С. 54-89.
- Краснощекова, Н. В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н. В. Краснощекова.- Ростов на Дону: Феникс. - 2011. - 205с.
- Менджрицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре/Д. В. Менджрицкая.- Москва: Просвещение. - 2011.
- Миленко, В. В. Нужно ли учить детей играть игры// Дошкольное воспитание. - № 4.- 2015.-с. 119-123
- Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду / Н. Я. Михайленко, Н. А.Короткова - Москва: Аванта+.-2014
- Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. - №4.- 2012.- с. 38-44
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер. - 2011, - 712 с.
- Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - № 4.- 2015.- с. 33-37
- Спиваковская, А. С. Игра - это серьезно /А. С. Спиваковская.- Москва: Карапуз. -2015
- Чудновский, В. Э. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности дошкольника / В. Э. Чудновский. - Москва. - 2014- 168 с.
- Шмаков, С. А. Природа и структура игры/С. А. Шмаков. - 2011 г. - 206
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН...
Семинар-практикум для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»
Задачи: 1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника.2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при...
Сюжетно-ролевая игра – первый шаг в профориентации дошкольников
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, ...
Презентация: "Сюжетно-ролевая игра – первый шаг в профориентации дошкольников"
Сюжетно-ролевая игра –первый шаг в профориентации дошкольников....
Семинар-практикум для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»
Задачи: 1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника.2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при...
«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – ПЕРВЫЙ ШАГ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
laquo;Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное с...