"Методика обучения детей рассказыванию"
методическая разработка
Занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой), на других – составляют рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.
Составление разного вида рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_rasskazyvaniyu.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения детей рассказыванию
Школа молодого педагога 02.02.2023
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Развитие связной речи ребенка осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
Программой предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую.
Рассказы ребенка могут быть разнообразными по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с другими детьми, о природе и т.д.
Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.
В процессе обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам, которые в методике развития речи принято называть фактическими, относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта).
Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения.
По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.
Чаще всего рассказы-описания составляются детьми при опоре на восприятие, т.е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти – ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т.д.
При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение предавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построение рассказа – в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения.
Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой), на других – составляют рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.
Составление разного вида рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.
Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.
Задача воспитателя – научить воспитанника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.
В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т.е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков.
Не менее важно постоянно уделять внимание формированию построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинением и подчинением.
Остановлюсь на обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек.
В старшей группе у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями.
Для описаний можно использовать наборы детской чайной и столовой посуды, наборы одежды для куклы, туалетные принадлежности.
В качестве приемов обучения используется образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов. Одной из разновидностей занятий по описанию игрушек и предметов в старшей группе являются - занятия-выставки. Например: «Выставка автомашин», «Выставка игрушек», «Демонстрация моделей одежды». На таких занятиях можно предлагать детям выступать в роли экскурсоводов, художников-модельеров.
Рассказывание по картине.
Требования к картине:
интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
Реалистическое изображение.
Картина должна быть высокохудожественной.
Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).
Если рассматривается репродукция живописи, она должна быть оформлена в рамку.
Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:
составление описательного рассказа по предметной картине;
составление описательного рассказ по сюжетной картине;
придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин;
составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
творческое рассказывание по сюжетной картине.
Требования к рассказам детей:
Точная передача сюжета; самостоятельность; образность; целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы.
В старшей группе при обучении детей рассказыванию по картине решается ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и др.
В процессе обучения рассказыванию на материале картин используются разнообразные методические приемы: беседа, касающаяся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец.
В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога должно раскрывать в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.
Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется рассматривание картины, по которой дети будут составлять рассказ. Такой прием можно использовать в первом полугодии, когда дети еще приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картине.
Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Проводится краткая беседа, в которой уточняются основные моменты сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступали к рассказам, воспитатель должен обращаться к ним с вопросами, которые помогут в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное.
В конце краткой беседы конкретно и доступно объяснить речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар).
В ходе занятия применяются различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т.е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие ( в начале, середине или конце учебного года).
Если занятие в старшей группе проводится в начале учебного года, можно применять прием совместных действий – воспитатель начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают.
Можно привлекать детей и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.
Методика составления рассказа по картине в старшей группе:
- рассматривание картины, сопровождающееся беседой;
(здесь ведется работа по развитию умения выделять в картине самое существенное, а также обучение видеть ее детали, описывать фон, пейзаж);
- в ходе беседы побуждать детей выражать свое личное отношение к изображенному;
- переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями воспитателя: «Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка и т. д.»
- после ответов детей воспитатель предлагает послушать его рассказ.
Общая все сказанное хочу отметить: занятия по обучению рассказыванию в старшей группе имеют следующие цели:
Учить детей правильно понимать содержание картины;
Воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д.
Учить составлять связной рассказ.
Активизировать и расширять словарный запас.
Развивать внимание, память, инициативность, мышление.
Характерные особенности занятий:
Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета;
Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания;
Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания;
Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное). Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей).
Приемы составления коллективного описательного рассказа по серии картинок:
начало составляет воспитатель, заканчивают дети.
Начинает один ребенок, продолжает другой.
Составление описательных рассказов (методика):
*Подбор названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?»).
* Характеристика самого существенного и деталей.
* Придумывание начала или конца к сюжету, изображенному на картине.
* Вопросы к детям по сюжетной линии повествовательного рассказа.
* Составление коллективного рассказа по картине:
- дети придумывают, что с героями было раньше.
- излагают события, изображенные на картине.
- придумывают последующие действия, поступки и приключения героев.
* Включение элемента соревнования: рассказ какой группы окажется наиболее интересным?
* Оценивание рассказов товарищей как по содержанию, так и по форме, замечание удачных слов и выражений, точно отражающих содержание картины или метко характеризующих события, которые предшествовали изображенному.
Творческое рассказывание по картине:
В порядке возрастания сложности:
* составление рассказа с добавлением последующих событий.
* составление рассказа с заменого объекта.
* составление рассказа с заменой действующего лица.
* составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
* составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
* составление рассказа с добавлением объекта.
* составление рассказа с добавлением действующего лица.
* составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
* составлением рассказа с изменением результата действия.
* составление рассказа со сменой времени действия.
Составление рассказа по картине:
ПРИЕМЫ:
перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение;
при составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей ( не только что и когда происходит, но и почему).
При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.
Если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит.
Планирование творческого рассказа:
*трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания.
* обсуждение замысла.
* выбор зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).
* составление «цепочки», перечисление последовательно разворачивающихся действий с целью составления программы, плана развернутого высказывания.
* построение плана изложения (можно в графическом варианте).
* установление объекта для прямой речи.
* придумывание заголовка к рассказу.
ПРИЕМЫ:
объяснение задачи изменения сюжета картины (добавление последующих событий, замена объекта и т.д.)
ребенок придумывает название рассказа, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.
Осознанное и последовательное название всех действий в предполагаемом рассказе.
Составление ребенком графического плана (рисунки – символы основных этапов повествования).
Уточнение слов, с которых ребенок начинает рассказ («Однажды…», «Как-то раз…», «В один летний день…»).
Уточнение финальных фраз, в которых отразится мораль либо основной смысл высказывания.
На первом этапе – образец рассказа.
Запись рассказа взрослым для обсуждения и оценки.
Анализ и оценка творческого рассказа:
в соответствии с целью занятия.
такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность.
одобрение высказываний.
Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить фразу целиком.
Рассматривание пейзажных картин.
предварительная работа – наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы.
При рассматривании целесообразны вопросы:
- Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес (про деревья, луг…)?
-Почему художник так назвал свою картину?
- Что художнику кажется интересным, красивым?
- «Про что?...», «О чем?..».
* использование музыки и поэзии.
* активизация опыта детей ( Какое у вас бывает настроение, когда вы играете в снежки, когда нет мамы дома, когда вы болеете?).
* рассказ- образец воспитателя или литературный образец.
* в начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину.
* сравнение разных по настроению картин.
Рассматривание натюрмортов:
вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно так, как они нарисованы на картине.
Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной.
В конце года самостоятельное описание натюрмортов.
Рассказы из опыта.
В старшей группе учат детей составлять рассказы на темы из коллективного и личного опыта. Более простыми считаются темы из коллективного опыта. Они касаются событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припомнить случай наиболее интересный и яркий, описать его.
Практика показывает, что к наиболее удачным можно отнести следующие темы:
«Как мы следы осени искали»; «Зимние забавы», « Как мы провели лето» и др.
Занятия по составлению рассказов на темы из личного опыта проводить труднее, так как воспитатель зачастую не знает объекта, намеченного ребенком. Поэтому здесь важен выбор темы. Можно предложить следующие темы: «Как Дед Мороз подарок принес», «Мой лучший друг», «Как я помогаю дома», «Моя любимая игрушка» и др.
Здесь важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти. В предварительной беседе с детьми попросить их вспомнить любимые игрушки и назвать их. После того как двое или трое детей ответят на вопросы, сообщить, что сейчас будем подробно рассказывать об игрушках и о том, как интересно с ними играть затем дать образец рассказа: «Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был медвежонок. Он был плюшевый, пушистый, мягкий. Я любила с ним играть, рассказывать ему сказки, укладывать спать. Когда медвежонок «просыпался», я учила его умываться, а затем начинала с ним играть: раскладывала картинки и рассказывала, что на них нарисовано. Мне было весело и интересно».
На занятиях такого типа речевой образец имеет большое значение: он помогает детям найти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения.
Закончив свое описание, сделать короткую паузу, а затем объяснить, что рассказ состоит из двух частей и раскрыть смысл каждой части: «В начале я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказывала об игре с любимой игрушкой».
Для лучшего усвоения образца можно повторить свой рассказ или предложить кому-то из детей воспроизвести первую, а затем и вторую части.
В заключение беседы дать конкретные указания детям: «Когда будете рассказывать о своей любимой игрушке, постарайтесь сначала подробно сказать все о ней (как она называется и чем интересна), а потом расскажите, как вы с ней играете».
На обдумывание рассказа дается некоторое время.
Выступление детей надо слушать с интересом: выражать свое одобрение улыбкой или кивком головы. Если ребенок затрудняется начать рассказ и некоторое время молчит, можно его спросить, о какой игрушке он хочет рассказать и помочь начать рассказ: «Я очень люблю игрушку самолет…»
Иногда стоит ребенка всего лишь подбодрить: «Начинай свой рассказ, мы приготовились тебя слушать».
В процессе изложения не рекомендуется задавать ребенку уточняющие вопросы, так как он может перейти с рассказа на вопросно-ответные формы общения.
Выслушав выступление ребенка, проанализировать и оценить его рассказ, привлекая к этому всю группу. Задать вопросы, с помощью которых дети выразят свое впечатление, выскажут мнение. Затем воспитатель должен сам кратко и четко характеризовать рассказ. Речевой образец учит детей анализировать выступления товарищей и высказывать о них несложные суждения. Особенно обстоятельно анализируются и оцениваются первые рассказы, так как это поможет другим детям более осмысленно и целенаправленно контролировать свою речь, не повторять речевых ошибок.
В конце занятия (после того как пять – шесть детей выступили с рассказами) еще раз подчеркнуть, что дети учились интересно и подробно рассказывать об игрушках, и посоветовать более внимательно рассмотреть их после занятия, чтобы суметь хорошо описать в следующий раз.
Высказывания на темы из опыта относятся к группе рассказов, сочиняемых по памяти. Поэтому, кроме специальных занятий, рекомендуется проводить игры и упражнения, совершенствующие умения припоминать события, отбирать наиболее интересные и рассказывать о них окружающим.
ПЕРЕСКАЗ.
Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу.
Пересказ является новым для детей видом речевой деятельности. Важно умело подвести их к этому этапу, вызвать живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности.
В старшей группе задачи по пересказыванию следующие: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие произведения без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. На занятиях дети овладевают умениями правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанные и известные ранее произведения; учатся внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять.
Дети старшего дошкольного возраста при пересказывании литературных текстов способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. При обучении пересказу сказки используются следующие приемы:
1.Чтение один или два раза текста.
2. Беседа. Вопросы к детям по содержанию сказки, отражающие основные ее моменты.
3. Повторное чтение сказки
4.Пересказ содержания детьми.
Если сказка велика по объему, можно рассказывать ее коллективно, по частям – один ребенок передает содержание первой, логически законченной части, второй пересказывает середину сказки, третий – заключительную часть текста.
Затем еще одна группа детей повторяет пересказ.
После многократного пересказывания детьми текста педагог может поставить перед ними творческую задачу – придумать свой вариант сказки с последовательным введением в нее новых персонажей.
Таким образом, пересказ может быть дополнен словесным творчеством детей при опоре на знакомый литературно-художественный материал.
При обучении детей пересказу произведений можно использовать модули, схемы. Это помогает детям вспомнить последовательность событий,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения детей рассказыванию по картине..
консультация...
методика обучения детей рассказыванию по картине
Консультация для воспитателей...
Методика обучения детей рассказыванию по картине
Методические рекомендации доя воспитателей по развитию описательной речи и навыков пересказа у детей...
Методика обучения детей рассказыванию по картине
Папка -передвижка . Консультация для воспитателей...
Методика обучения детей рассказыванию по картине
Консультация логопеда для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"
Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства....
Методика обучения детей рассказыванию по картине
Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"...