"Методика обучения детей рассказыванию"
методическая разработка
Занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой), на других – составляют рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.
Составление разного вида рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения детей рассказыванию
Школа молодого педагога 02.02.2023
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Развитие связной речи ребенка осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
Программой предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую.
Рассказы ребенка могут быть разнообразными по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с другими детьми, о природе и т.д.
Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.
В процессе обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам, которые в методике развития речи принято называть фактическими, относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта).
Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения.
По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.
Чаще всего рассказы-описания составляются детьми при опоре на восприятие, т.е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти – ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т.д.
При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение предавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построение рассказа – в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения.
Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой), на других – составляют рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.
Составление разного вида рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.
Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.
Задача воспитателя – научить воспитанника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.
В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т.е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков.
Не менее важно постоянно уделять внимание формированию построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинением и подчинением.
Остановлюсь на обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек.
В старшей группе у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями.
Для описаний можно использовать наборы детской чайной и столовой посуды, наборы одежды для куклы, туалетные принадлежности.
В качестве приемов обучения используется образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов. Одной из разновидностей занятий по описанию игрушек и предметов в старшей группе являются - занятия-выставки. Например: «Выставка автомашин», «Выставка игрушек», «Демонстрация моделей одежды». На таких занятиях можно предлагать детям выступать в роли экскурсоводов, художников-модельеров.
Рассказывание по картине.
Требования к картине:
интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
Реалистическое изображение.
Картина должна быть высокохудожественной.
Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).
Если рассматривается репродукция живописи, она должна быть оформлена в рамку.
Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:
составление описательного рассказа по предметной картине;
составление описательного рассказ по сюжетной картине;
придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин;
составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
творческое рассказывание по сюжетной картине.
Требования к рассказам детей:
Точная передача сюжета; самостоятельность; образность; целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать; акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы.
В старшей группе при обучении детей рассказыванию по картине решается ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и др.
В процессе обучения рассказыванию на материале картин используются разнообразные методические приемы: беседа, касающаяся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец.
В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога должно раскрывать в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.
Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется рассматривание картины, по которой дети будут составлять рассказ. Такой прием можно использовать в первом полугодии, когда дети еще приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картине.
Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Проводится краткая беседа, в которой уточняются основные моменты сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступали к рассказам, воспитатель должен обращаться к ним с вопросами, которые помогут в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное.
В конце краткой беседы конкретно и доступно объяснить речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар).
В ходе занятия применяются различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т.е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие ( в начале, середине или конце учебного года).
Если занятие в старшей группе проводится в начале учебного года, можно применять прием совместных действий – воспитатель начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают.
Можно привлекать детей и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.
Методика составления рассказа по картине в старшей группе:
- рассматривание картины, сопровождающееся беседой;
(здесь ведется работа по развитию умения выделять в картине самое существенное, а также обучение видеть ее детали, описывать фон, пейзаж);
- в ходе беседы побуждать детей выражать свое личное отношение к изображенному;
- переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями воспитателя: «Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка и т. д.»
- после ответов детей воспитатель предлагает послушать его рассказ.
Общая все сказанное хочу отметить: занятия по обучению рассказыванию в старшей группе имеют следующие цели:
Учить детей правильно понимать содержание картины;
Воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д.
Учить составлять связной рассказ.
Активизировать и расширять словарный запас.
Развивать внимание, память, инициативность, мышление.
Характерные особенности занятий:
Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета;
Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания;
Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания;
Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное). Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей).
Приемы составления коллективного описательного рассказа по серии картинок:
начало составляет воспитатель, заканчивают дети.
Начинает один ребенок, продолжает другой.
Составление описательных рассказов (методика):
*Подбор названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?»).
* Характеристика самого существенного и деталей.
* Придумывание начала или конца к сюжету, изображенному на картине.
* Вопросы к детям по сюжетной линии повествовательного рассказа.
* Составление коллективного рассказа по картине:
- дети придумывают, что с героями было раньше.
- излагают события, изображенные на картине.
- придумывают последующие действия, поступки и приключения героев.
* Включение элемента соревнования: рассказ какой группы окажется наиболее интересным?
* Оценивание рассказов товарищей как по содержанию, так и по форме, замечание удачных слов и выражений, точно отражающих содержание картины или метко характеризующих события, которые предшествовали изображенному.
Творческое рассказывание по картине:
В порядке возрастания сложности:
* составление рассказа с добавлением последующих событий.
* составление рассказа с заменого объекта.
* составление рассказа с заменой действующего лица.
* составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
* составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
* составление рассказа с добавлением объекта.
* составление рассказа с добавлением действующего лица.
* составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
* составлением рассказа с изменением результата действия.
* составление рассказа со сменой времени действия.
Составление рассказа по картине:
ПРИЕМЫ:
перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение;
при составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей ( не только что и когда происходит, но и почему).
При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.
Если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит.
Планирование творческого рассказа:
*трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания.
* обсуждение замысла.
* выбор зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).
* составление «цепочки», перечисление последовательно разворачивающихся действий с целью составления программы, плана развернутого высказывания.
* построение плана изложения (можно в графическом варианте).
* установление объекта для прямой речи.
* придумывание заголовка к рассказу.
ПРИЕМЫ:
объяснение задачи изменения сюжета картины (добавление последующих событий, замена объекта и т.д.)
ребенок придумывает название рассказа, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.
Осознанное и последовательное название всех действий в предполагаемом рассказе.
Составление ребенком графического плана (рисунки – символы основных этапов повествования).
Уточнение слов, с которых ребенок начинает рассказ («Однажды…», «Как-то раз…», «В один летний день…»).
Уточнение финальных фраз, в которых отразится мораль либо основной смысл высказывания.
На первом этапе – образец рассказа.
Запись рассказа взрослым для обсуждения и оценки.
Анализ и оценка творческого рассказа:
в соответствии с целью занятия.
такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность.
одобрение высказываний.
Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить фразу целиком.
Рассматривание пейзажных картин.
предварительная работа – наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы.
При рассматривании целесообразны вопросы:
- Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес (про деревья, луг…)?
-Почему художник так назвал свою картину?
- Что художнику кажется интересным, красивым?
- «Про что?...», «О чем?..».
* использование музыки и поэзии.
* активизация опыта детей ( Какое у вас бывает настроение, когда вы играете в снежки, когда нет мамы дома, когда вы болеете?).
* рассказ- образец воспитателя или литературный образец.
* в начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину.
* сравнение разных по настроению картин.
Рассматривание натюрмортов:
вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно так, как они нарисованы на картине.
Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной.
В конце года самостоятельное описание натюрмортов.
Рассказы из опыта.
В старшей группе учат детей составлять рассказы на темы из коллективного и личного опыта. Более простыми считаются темы из коллективного опыта. Они касаются событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припомнить случай наиболее интересный и яркий, описать его.
Практика показывает, что к наиболее удачным можно отнести следующие темы:
«Как мы следы осени искали»; «Зимние забавы», « Как мы провели лето» и др.
Занятия по составлению рассказов на темы из личного опыта проводить труднее, так как воспитатель зачастую не знает объекта, намеченного ребенком. Поэтому здесь важен выбор темы. Можно предложить следующие темы: «Как Дед Мороз подарок принес», «Мой лучший друг», «Как я помогаю дома», «Моя любимая игрушка» и др.
Здесь важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти. В предварительной беседе с детьми попросить их вспомнить любимые игрушки и назвать их. После того как двое или трое детей ответят на вопросы, сообщить, что сейчас будем подробно рассказывать об игрушках и о том, как интересно с ними играть затем дать образец рассказа: «Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был медвежонок. Он был плюшевый, пушистый, мягкий. Я любила с ним играть, рассказывать ему сказки, укладывать спать. Когда медвежонок «просыпался», я учила его умываться, а затем начинала с ним играть: раскладывала картинки и рассказывала, что на них нарисовано. Мне было весело и интересно».
На занятиях такого типа речевой образец имеет большое значение: он помогает детям найти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения.
Закончив свое описание, сделать короткую паузу, а затем объяснить, что рассказ состоит из двух частей и раскрыть смысл каждой части: «В начале я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказывала об игре с любимой игрушкой».
Для лучшего усвоения образца можно повторить свой рассказ или предложить кому-то из детей воспроизвести первую, а затем и вторую части.
В заключение беседы дать конкретные указания детям: «Когда будете рассказывать о своей любимой игрушке, постарайтесь сначала подробно сказать все о ней (как она называется и чем интересна), а потом расскажите, как вы с ней играете».
На обдумывание рассказа дается некоторое время.
Выступление детей надо слушать с интересом: выражать свое одобрение улыбкой или кивком головы. Если ребенок затрудняется начать рассказ и некоторое время молчит, можно его спросить, о какой игрушке он хочет рассказать и помочь начать рассказ: «Я очень люблю игрушку самолет…»
Иногда стоит ребенка всего лишь подбодрить: «Начинай свой рассказ, мы приготовились тебя слушать».
В процессе изложения не рекомендуется задавать ребенку уточняющие вопросы, так как он может перейти с рассказа на вопросно-ответные формы общения.
Выслушав выступление ребенка, проанализировать и оценить его рассказ, привлекая к этому всю группу. Задать вопросы, с помощью которых дети выразят свое впечатление, выскажут мнение. Затем воспитатель должен сам кратко и четко характеризовать рассказ. Речевой образец учит детей анализировать выступления товарищей и высказывать о них несложные суждения. Особенно обстоятельно анализируются и оцениваются первые рассказы, так как это поможет другим детям более осмысленно и целенаправленно контролировать свою речь, не повторять речевых ошибок.
В конце занятия (после того как пять – шесть детей выступили с рассказами) еще раз подчеркнуть, что дети учились интересно и подробно рассказывать об игрушках, и посоветовать более внимательно рассмотреть их после занятия, чтобы суметь хорошо описать в следующий раз.
Высказывания на темы из опыта относятся к группе рассказов, сочиняемых по памяти. Поэтому, кроме специальных занятий, рекомендуется проводить игры и упражнения, совершенствующие умения припоминать события, отбирать наиболее интересные и рассказывать о них окружающим.
ПЕРЕСКАЗ.
Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу.
Пересказ является новым для детей видом речевой деятельности. Важно умело подвести их к этому этапу, вызвать живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности.
В старшей группе задачи по пересказыванию следующие: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие произведения без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. На занятиях дети овладевают умениями правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанные и известные ранее произведения; учатся внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять.
Дети старшего дошкольного возраста при пересказывании литературных текстов способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. При обучении пересказу сказки используются следующие приемы:
1.Чтение один или два раза текста.
2. Беседа. Вопросы к детям по содержанию сказки, отражающие основные ее моменты.
3. Повторное чтение сказки
4.Пересказ содержания детьми.
Если сказка велика по объему, можно рассказывать ее коллективно, по частям – один ребенок передает содержание первой, логически законченной части, второй пересказывает середину сказки, третий – заключительную часть текста.
Затем еще одна группа детей повторяет пересказ.
После многократного пересказывания детьми текста педагог может поставить перед ними творческую задачу – придумать свой вариант сказки с последовательным введением в нее новых персонажей.
Таким образом, пересказ может быть дополнен словесным творчеством детей при опоре на знакомый литературно-художественный материал.
При обучении детей пересказу произведений можно использовать модули, схемы. Это помогает детям вспомнить последовательность событий,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения детей рассказыванию по картине..
консультация...

Методика обучения детей рассказыванию по картине
Методические рекомендации доя воспитателей по развитию описательной речи и навыков пересказа у детей...

Методика обучения детей рассказыванию по картине
Папка -передвижка . Консультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"
Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства....
Методика обучения детей рассказыванию по картине
Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"...