Картотека опытов в старшей группе
картотека (старшая группа)

Дерунова Елена Александровна

Описание опытов с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_v_starshey_gruppe.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Картотека опытов и экспериментов в старшей группе

Опыты «Песок и глина»

Эксперименты «Животные и песок»

Опыты «Ветер и песок»

Опыты «Почва – живая земля»

Эксперимент  «Воздух – первое знакомство: вдох – выдох»

Опыт с воздухом  «Воздух есть везде»

Опыт с воздухом «Подводная лодка»

Опыт с водой «Впитывание воды»

Опыт с водой «Как увидеть движение воды через корешки?»

Опыт с водой «Замерзшая вода»

Опыт с водой «Вода - растворитель»

Опыт с водой «Очищение воды»

Эксперимент «Делаем мыльные пузыри»

Опыт со льдом «Льдинка и снежинка»

Опыт с солью

Опыт с солью «Кристаллизация соли»

Опыты с пластмассой «Пластмасса, ее качества и свойства»

Опыты с  металлом и пластмассой

Опыты с магнитом «Притягивание через предметы

Опыты с резиной «Резина, ее качества свойства»

Опыты с деревом «Чудесные спички»

Опыты с растениями «В тепле и в холоде»

Опыты с растениями «Зачем растения вертятся»

Опыты со стеклом

Опыты

«Песок и глина»

Цель: Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины.

Оборудование: Маленькие тарелочки с песком и глиной для экспериментирования, вода, палочки, лупа, вода.

Описание: рассматривание песка и глины с помощью лупы.

Вывод: песок- желтый иногда серый, сыпучий, может пропускать воду,  не имеет запаха, изделия из мокрого песка непрочные. Глина – коричневая или белая, вязкое вещество, не пропускающее воду, имеет запах, но не резкий, изделия из глины прочные.

Эксперимент

«Животные и песок»

Цель: Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.

Оборудования: игрушки животных пустыни по цвету песка, песок, тарелочки.

Описание: поместить животных на песок.

Вывод: животные по природе имеют соответствующую окраску, которая делаеи их менее заметными в окружающей среде

Опыт с песком  «Ветер и песок»

Цель: Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

Оборудование: песок на тарелочке, коктейльные трубочки

Описание: Возьмите коктейльные трубочки и подуйте аккуратно через них на песок. Что с песком происходит?

Вывод: Песок может двигаться, когда дует ветер.

Опыты

«Почва – живая земля»

Цель: Уточнение знаний детей о свойствах почвы:

Оборудование: земля, посуда для проведения опыта, лупа, лист бумаги

Описание: № 1 Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой.  Рассмотри, какого цвета почва, каков её состав (под лупой)

Вывод: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.

Описание: № 2 Возьми комочек почвы. Брось её в стакан с водой. Наблюдай, что происходит. Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Вывод: В почве есть воздух.

Эксперимент

«Воздух – первое знакомство: вдох – выдох»

Цель: Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека.

Описание: Сделать вдох и затаить на некоторое время дыхание.

Вывод: Человеку необходим воздух, без него он может погибнуть.

Опыт с воздухом

«Воздух есть везде»

Цель: Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.)

Оборудование: флажки, ленточки, губка, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой, карта-схема.

Описание: Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик, опустить губку в воду и сжать ее в воде, надуть пакет.

Вывод: Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия. Может обнаружить  наличие воздуха во всехпредметах.

Опыт с воздухом

«Подводная лодка».

Цель: Опытным путем показать детям, что воздух имеет выталкивающую силу, может держать предметы на воде.

Оборудование: Прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов

Описание: Опустить резиновые, пластмассовые игрушки в емкость с водой. Что помогает им удерживаться на поверхности воды и не тонуть.

Вывод: внутри находится воздух- он удерживает игрушки

Опыт с водой

«Впитывание воды»

Цель: Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения

Оборудование: Тарелочки с водой, тряпочки, губки, бумага, деревянные щепки, земля.

Описание: в емкость с водой поместить губку, тряпочку, деревянную пробку. Наблюдаем как ведут себя предметы по отношению к воде.

Вывод: один вид ткани может впитывать воду, другой плащевая нет хорошо впитывает воду, губка впитывает, пробка не впитывает воду. Материалы по-разному относятся к воде.

Цель: определить, что растение может само себя обеспечить питанием.

Оборудование: горшок с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка.

Описание: Внутрь прозрачной большой емкости поместите черенок растения в воде или небольшой горшочек с растением. Почву полить. Емкость герметично закрыть крышкой, поставьте в теплое, светлое место. В течение месяца наблюдайте за растением. Выясните, почему оно не погибло (растение продолжает расти: на стенках банки периодически появляются капли воды, потом исчезают). 

Вывод: Растение кормит само себя.

Опыт с водой

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Оборудование. Черенок растения с корешками, вода с пищевым красителем.

Описание:Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта  дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Вывод: Корешок растения всасывает вместе с водой.

Опыт с водой

«Замёрзшая вода»

Цель: Выявить свойства льда. Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое).

Оборудование: лед, вода в стаканчике, колбочки.

Описание: №1 поместите лед на тарелочку и наблюдаем, что происходит.

Вывод: лед – это замерзшая вода, только в твердом состоянии, а вода это жидкость.

Описание: №2 поместите кусочек льда в тарелочку с  водой, лед всплывает на поверхность воды.

Вывод: Плотность воды больше плотности льда, поэтому он всплыл.

Опыт с водой

«Вода - растворитель»

Цель: Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.

Оборудование: вода в стаканчиках, краски, соль, сахар, марганец.

Описание: в стаканчики с водой помещаем разные вещества, перемешиваем и наблюдаем что происходит.

Вывод: Сахар, соль растворились в воде – вода растворитель. При попадании краски в воду она окрашивается в цвет краски, кристаллы марганца растворились в воде, и вода окрасилась в розовый цвет.

Опыт с водой

«Очищение воды»

Цель: Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными материалами

Оборудование: две конические колбы, речной песок, подкрашенная вода, активированный уголь, вода, фильтровальная бумага, стеклянная воронка, воронка, вата.

Описание: насыплем речного песка в коническую колбу. Добавим подкрашенной воды, всё перемешаем. Получили загрязнённую воду. Приступаем к очистке. Готовим фильтр. Нам потребуется воронка, фильтровальная бумага, вата и активированный уголь. Наливаем загрязнённую воду в фильтр.  Вода, проходя через фильтр, медленно капает в колбу, наглядно видно, что она уже без песка и намного светлее. Сравниваем колбы между собой.

Вывод: Итог опыта виден в сравнении. Слева – вода, прошедшая первый этап очистки, посередине – загрязнённая вода.

Эксперимент

«Делаем мыльные пузыри»

Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться.

Оборудование: емкость для изготовления мыльных пузырей.

Описание: Берём 1 ложку воды и выливаем её в стаканчик, туда же выливаем 3 ложки жидкого мыла и хорошо всё перемешиваем. Опускаем в наш раствор палочку с петелькой.

Вывод: мыло, растворившись в воде, может растягиваться.

Опыт со льдом

«Льдинка и снежинка»

Цель: уточнить представления о снеге и льде.

Оборудование: стаканы, лед, снег, ложечки, тарелочки, цветной картон

Описание: №1 Приготовить 2 стакана. В один – положить снег,

в другой – лёд. Выяснить, какого цвета снег? Лёд? Если дети называют: белый, голубой, серый, то показать им эти цвета и сравнить их со льдом. Можно выложить горсть снега и кусочек льда на цветной картон и определить прозрачность.

Вывод: Определили и сравнили цвет снега и льда. Снег – белый, лёд – прозрачный.

Описание: №2 Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? Случайно, желательно на твёрдую поверхность уронить сосульку или постучать по ней. Что с ней произошло? Снег рассыпался, а лёд раскололся.

Вывод: Снег – сыпучий, рыхлый. Лёд – хрупкий.

Описание: №3 Взять горсть снега и высыпать её. На тарелочку, на другую тарелку положить кусочек льда, полить немного теплой воды. Как поведут себя по отношению к теплой воде.

Вывод: Снег – растаял быстрее Лёд – дольше таял.

Опыты с солью

Цель: Познакомиться со свойствами соли

Оборудование: соль. лупа, тарелочки, вода

Описание: №1 Взяли тарелочку с солью. Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть?

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов 

Описание №2 Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Описание №3 «Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется

Описание  №4 «Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт с солью

«Кристаллизация соли»

Цель: Опытным путем изучит кристаллы соли и сахара

Оборудование: стакан с водой, соль, нитка.

Описание №5 Выращивание кристаллов»

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.

Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в стакан и стали наблюдать.

Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.

А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?

Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы

Опыт

 «Секретное послание»

Цель: Показать детям способы написания «невидимыми» чернилами, опытным путем выяснить от чего это происходит.

Оборудование: Пробирки, палочка для смешивания, тонкая кисть, лист бумаги, утюг, лимон, молоко, чай.

Описание: выдавить сок половины лимона и развести его таким же количеством воды, проявлять воздействием тепла; Попробуйте писать на обычной бумаге лимонным соком. Чернила проявляются после смазывания текста водным раствором йода (воспользуйтесь ватным диском или ватой). Йод вступает в реакцию с крахмалом, находящимся в бумаги и окрашивает ее в светло-фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми! Можно использовать молоко, лимон, йод. Когда рисунок высохнет, проведите теплым утюгом.

Вывод: вещества, содержащиеся в лимоне и молоке при нагревании, разрушаются и приобретают коричневый цвет. А крахмал, содержащийся в бумаге, при контакте с йодом окрашивается в синий цвет.

Опыты с пластмассой

«Пластмасса, ее качества и свойства»

Цель: Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (толщина, структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность)

Оборудования: Вода, пластмассовые стаканчики, изделия из пластмассы

Описание: Детям предлагаются кусочки пластмассы. Дети на ощупь определяют структуру поверхности (гладкая, шершавая), толщину (тонкая, толстая). После этого дети предполагают, почему пластмасса имеет разные цвета. Рассматривают стаканы из прочной и гибкой пластмассы, которые они сгибают и выясняют, что под воздействием силы стакан из гибкой пластмассы гнется, а стакан из прочной пластмассы – нет, но если приложить больше усилий, он может сломаться. Далее   в стакан наливается горячая вода и дети определяют, что пластмасса нагревается от горячей воды и, значит, обладает теплопроводностью.

Вывод: пластмасса легкая, может иметь разную поверхность, разный цвет и толщину обладает теплопроводностью. 

Опыты с металлом и пластмассой

Цель: Продолжать учить сравнивать свойства различных материалов.

Оборудования: подбор материалов из пластмассы и металла

Описание: Выявить, что металлические предметы имеют характерный металлический блеск.

Погреть металлические и пластмассовые предметы, что наблюдаем. Как ведут себя выявить, как ведут себя металлические и пластмассовые предметы при погружении в воду, при соприкосновении с магнитом.  Рассматривают предметы из металла и пластика разной толщины и делают выводы.

Вывод: пластмасса легкая, металл тяжелый, пластмасса может плавиться, металл нагревается, металл- звонкий звук, пластмасса – глухой.

Опыты с магнитом

«Притягивание через предметы

Цель: Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.

Оборудование: картон, дерево, пластмассу, бумага, скрепки

Описание: Возьмём картон, дерево, пластмассу. Сверху кладём скрепки, а снизу магнит. Можно ли двигать скрепки? Да.Изготовим лодочки из пробки, снизу воткнём скрепку. В поднос нальём воды до глубины 3 см. пустим лодки плавать. Прикрепим магнит скотчем к концу линейки. Ведя линейку под подносом, заставим лодку плыть в нужном направлении.

Вывод: магнит действует через картон, тонкую бумагу, дерево, пластмассу и воду.

Опыты с резиной

«Резина, ее качества свойства»

Цель: Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Оборудование: резиновые предметы:, игрушки, воздушный шарик, вода.

Описание: Возьмите шарик надуйте его, нальем в шарик воду. Наденьте перчатку и опустите руку в воду, а сейчас достаньте руку из перчатки и покажите её нам. Скажите, что произошло с рукой. Возьмите резинку для волос и перекрутите ее.

Вывод: резина может надуваться, растягиваться, водонепроницаема, эластичная, прочная, может быть разного цвета

Опыты с деревом

«Чудесные спички»

Цель: Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярности.

Оборудование: тарелочка с водой, спички,

Описание №1: Взять спички и надломить их посередине и положить их на блюдце, на сгибы капнуть несколько капель воды. Постепенно спички расправляются и образуют звездочку

Вывод: Это явление называется-капиллярность. Волокна дерева постепенно впитывают влагу и дерево набухает.

Описание №2: Спички необходимо опустить в воду недалеко друг от друга, затем опустите кусочек мыла на средину тарелки. Спички моментально «разбегутся». Затем положим кусочек сахара на средину тарелки. Спички постепенно будут приближаться друг к другу. Сахар впитывает воду и возникает движение, которое и сближает спички.

Вывод: Вода состоит из мелких невидимых частиц – молекул. Они притягиваются друг к другу. От взаимного притяжения молекул на поверхности воды образуется невидимая пленка, на которой и лежат спички. Мыло, растворяясь в воде, изменяет поверхность воды и от этого спички «разбегаются»

Опыты с растениями

«В тепле и в холоде»

Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений

Оборудования: комнатные растения.

Описание: Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.

Вывод: У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

Опыты с растениями

«Зачем растения вертятся»

Цель: Показать детям, что для роста растениям необходим свет, дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды.

Оборудования: комнатные растения.

Описание: обратите внимание, что листья растений повернуты в одном направлении. Установите растение к окну. Обратите внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обратите внимание, что все листья потянулись к свету. Переверните растение на 180 градусов. Отметьте направление листьев.

Вывод: Для роста растениям необходим свет.

Опыты со стеклом

Цель: Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

Оборудования: разноцветные стекла.

Описание: предложить детям посмотреть вокруг через стекла разного цвета, что наблюдаем

Вывод: цвет предмета зависит от цвета стекла через которое вы смотрите на предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов в старшей группе ДОУ

Картотека опытов в старшей группе ДОУ...

Картотека опыты в старшей группе

Картотека позволяет воспитателям  создовать интересные занятия по экологии....

картотека опытов в старшей группе

картотека опытов  интересная и легка в обучении и понятна...

Картотека опытов для старшей группы.

Картотека опытов для детей старшей группы с воздухом, водой и песком. Может быть использована на занятиях по окружающему миру и в свободное время с подгруппой детей или в качестве кружковой работы....

Картотека опытов в старшей группе.

Картотека опытов для детей старшей группы!...

картотека опытов в старшей группе

Картотека  познавательно–исследовательской деятельности детей...

Картотека опытов для старшей группы

Картотека опытов для старшей группы...