Картотека опытов в старшей группе
картотека (старшая группа)
Описание опытов с детьми старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov_v_starshey_gruppe.docx | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Опыты «Песок и глина» |
Эксперименты «Животные и песок» |
Опыты «Ветер и песок» |
Опыты «Почва – живая земля» |
Эксперимент «Воздух – первое знакомство: вдох – выдох» |
Опыт с воздухом «Воздух есть везде» |
Опыт с воздухом «Подводная лодка» |
Опыт с водой «Впитывание воды» |
Опыт с водой «Как увидеть движение воды через корешки?» |
Опыт с водой «Замерзшая вода» |
Опыт с водой «Вода - растворитель» |
Опыт с водой «Очищение воды» |
Эксперимент «Делаем мыльные пузыри» |
Опыт со льдом «Льдинка и снежинка» |
Опыт с солью |
Опыт с солью «Кристаллизация соли» |
Опыты с пластмассой «Пластмасса, ее качества и свойства» |
Опыты с металлом и пластмассой |
Опыты с магнитом «Притягивание через предметы |
Опыты с резиной «Резина, ее качества свойства» |
Опыты с деревом «Чудесные спички» |
Опыты с растениями «В тепле и в холоде» |
Опыты с растениями «Зачем растения вертятся» |
Опыты со стеклом |
Опыты
«Песок и глина»
Цель: Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины.
Оборудование: Маленькие тарелочки с песком и глиной для экспериментирования, вода, палочки, лупа, вода.
Описание: рассматривание песка и глины с помощью лупы.
Вывод: песок- желтый иногда серый, сыпучий, может пропускать воду, не имеет запаха, изделия из мокрого песка непрочные. Глина – коричневая или белая, вязкое вещество, не пропускающее воду, имеет запах, но не резкий, изделия из глины прочные.
Эксперимент
«Животные и песок»
Цель: Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.
Оборудования: игрушки животных пустыни по цвету песка, песок, тарелочки.
Описание: поместить животных на песок.
Вывод: животные по природе имеют соответствующую окраску, которая делаеи их менее заметными в окружающей среде
Опыт с песком «Ветер и песок»
Цель: Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком
Оборудование: песок на тарелочке, коктейльные трубочки
Описание: Возьмите коктейльные трубочки и подуйте аккуратно через них на песок. Что с песком происходит?
Вывод: Песок может двигаться, когда дует ветер.
Опыты
«Почва – живая земля»
Цель: Уточнение знаний детей о свойствах почвы:
Оборудование: земля, посуда для проведения опыта, лупа, лист бумаги
Описание: № 1 Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой. Рассмотри, какого цвета почва, каков её состав (под лупой)
Вывод: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.
Описание: № 2 Возьми комочек почвы. Брось её в стакан с водой. Наблюдай, что происходит. Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Вывод: В почве есть воздух.
Эксперимент
«Воздух – первое знакомство: вдох – выдох»
Цель: Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека.
Описание: Сделать вдох и затаить на некоторое время дыхание.
Вывод: Человеку необходим воздух, без него он может погибнуть.
Опыт с воздухом
«Воздух есть везде»
Цель: Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.)
Оборудование: флажки, ленточки, губка, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой, карта-схема.
Описание: Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик, опустить губку в воду и сжать ее в воде, надуть пакет.
Вывод: Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия. Может обнаружить наличие воздуха во всехпредметах.
Опыт с воздухом
«Подводная лодка».
Цель: Опытным путем показать детям, что воздух имеет выталкивающую силу, может держать предметы на воде.
Оборудование: Прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов
Описание: Опустить резиновые, пластмассовые игрушки в емкость с водой. Что помогает им удерживаться на поверхности воды и не тонуть.
Вывод: внутри находится воздух- он удерживает игрушки
Опыт с водой
«Впитывание воды»
Цель: Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения
Оборудование: Тарелочки с водой, тряпочки, губки, бумага, деревянные щепки, земля.
Описание: в емкость с водой поместить губку, тряпочку, деревянную пробку. Наблюдаем как ведут себя предметы по отношению к воде.
Вывод: один вид ткани может впитывать воду, другой плащевая нет хорошо впитывает воду, губка впитывает, пробка не впитывает воду. Материалы по-разному относятся к воде.
Цель: определить, что растение может само себя обеспечить питанием.
Оборудование: горшок с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка.
Описание: Внутрь прозрачной большой емкости поместите черенок растения в воде или небольшой горшочек с растением. Почву полить. Емкость герметично закрыть крышкой, поставьте в теплое, светлое место. В течение месяца наблюдайте за растением. Выясните, почему оно не погибло (растение продолжает расти: на стенках банки периодически появляются капли воды, потом исчезают).
Вывод: Растение кормит само себя.
Опыт с водой
«Как увидеть движение воды через корешки?»
Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.
Оборудование. Черенок растения с корешками, вода с пищевым красителем.
Описание:Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).
Вывод: Корешок растения всасывает вместе с водой.
Опыт с водой
«Замёрзшая вода»
Цель: Выявить свойства льда. Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое).
Оборудование: лед, вода в стаканчике, колбочки.
Описание: №1 поместите лед на тарелочку и наблюдаем, что происходит.
Вывод: лед – это замерзшая вода, только в твердом состоянии, а вода это жидкость.
Описание: №2 поместите кусочек льда в тарелочку с водой, лед всплывает на поверхность воды.
Вывод: Плотность воды больше плотности льда, поэтому он всплыл.
Опыт с водой
«Вода - растворитель»
Цель: Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.
Оборудование: вода в стаканчиках, краски, соль, сахар, марганец.
Описание: в стаканчики с водой помещаем разные вещества, перемешиваем и наблюдаем что происходит.
Вывод: Сахар, соль растворились в воде – вода растворитель. При попадании краски в воду она окрашивается в цвет краски, кристаллы марганца растворились в воде, и вода окрасилась в розовый цвет.
Опыт с водой
«Очищение воды»
Цель: Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными материалами
Оборудование: две конические колбы, речной песок, подкрашенная вода, активированный уголь, вода, фильтровальная бумага, стеклянная воронка, воронка, вата.
Описание: насыплем речного песка в коническую колбу. Добавим подкрашенной воды, всё перемешаем. Получили загрязнённую воду. Приступаем к очистке. Готовим фильтр. Нам потребуется воронка, фильтровальная бумага, вата и активированный уголь. Наливаем загрязнённую воду в фильтр. Вода, проходя через фильтр, медленно капает в колбу, наглядно видно, что она уже без песка и намного светлее. Сравниваем колбы между собой.
Вывод: Итог опыта виден в сравнении. Слева – вода, прошедшая первый этап очистки, посередине – загрязнённая вода.
Эксперимент
«Делаем мыльные пузыри»
Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться.
Оборудование: емкость для изготовления мыльных пузырей.
Описание: Берём 1 ложку воды и выливаем её в стаканчик, туда же выливаем 3 ложки жидкого мыла и хорошо всё перемешиваем. Опускаем в наш раствор палочку с петелькой.
Вывод: мыло, растворившись в воде, может растягиваться.
Опыт со льдом
«Льдинка и снежинка»
Цель: уточнить представления о снеге и льде.
Оборудование: стаканы, лед, снег, ложечки, тарелочки, цветной картон
Описание: №1 Приготовить 2 стакана. В один – положить снег,
в другой – лёд. Выяснить, какого цвета снег? Лёд? Если дети называют: белый, голубой, серый, то показать им эти цвета и сравнить их со льдом. Можно выложить горсть снега и кусочек льда на цветной картон и определить прозрачность.
Вывод: Определили и сравнили цвет снега и льда. Снег – белый, лёд – прозрачный.
Описание: №2 Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? Случайно, желательно на твёрдую поверхность уронить сосульку или постучать по ней. Что с ней произошло? Снег рассыпался, а лёд раскололся.
Вывод: Снег – сыпучий, рыхлый. Лёд – хрупкий.
Описание: №3 Взять горсть снега и высыпать её. На тарелочку, на другую тарелку положить кусочек льда, полить немного теплой воды. Как поведут себя по отношению к теплой воде.
Вывод: Снег – растаял быстрее Лёд – дольше таял.
Опыты с солью
Цель: Познакомиться со свойствами соли
Оборудование: соль. лупа, тарелочки, вода
Описание: №1 Взяли тарелочку с солью. Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть?
Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов
Описание №2 Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Описание №3 «Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется
Описание №4 «Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.
Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт с солью
«Кристаллизация соли»
Цель: Опытным путем изучит кристаллы соли и сахара
Оборудование: стакан с водой, соль, нитка.
Описание №5 Выращивание кристаллов»
Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.
Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в стакан и стали наблюдать.
Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.
А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?
Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы
Опыт
«Секретное послание»
Цель: Показать детям способы написания «невидимыми» чернилами, опытным путем выяснить от чего это происходит.
Оборудование: Пробирки, палочка для смешивания, тонкая кисть, лист бумаги, утюг, лимон, молоко, чай.
Описание: выдавить сок половины лимона и развести его таким же количеством воды, проявлять воздействием тепла; Попробуйте писать на обычной бумаге лимонным соком. Чернила проявляются после смазывания текста водным раствором йода (воспользуйтесь ватным диском или ватой). Йод вступает в реакцию с крахмалом, находящимся в бумаги и окрашивает ее в светло-фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми! Можно использовать молоко, лимон, йод. Когда рисунок высохнет, проведите теплым утюгом.
Вывод: вещества, содержащиеся в лимоне и молоке при нагревании, разрушаются и приобретают коричневый цвет. А крахмал, содержащийся в бумаге, при контакте с йодом окрашивается в синий цвет.
Опыты с пластмассой
«Пластмасса, ее качества и свойства»
Цель: Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (толщина, структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность)
Оборудования: Вода, пластмассовые стаканчики, изделия из пластмассы
Описание: Детям предлагаются кусочки пластмассы. Дети на ощупь определяют структуру поверхности (гладкая, шершавая), толщину (тонкая, толстая). После этого дети предполагают, почему пластмасса имеет разные цвета. Рассматривают стаканы из прочной и гибкой пластмассы, которые они сгибают и выясняют, что под воздействием силы стакан из гибкой пластмассы гнется, а стакан из прочной пластмассы – нет, но если приложить больше усилий, он может сломаться. Далее в стакан наливается горячая вода и дети определяют, что пластмасса нагревается от горячей воды и, значит, обладает теплопроводностью.
Вывод: пластмасса легкая, может иметь разную поверхность, разный цвет и толщину обладает теплопроводностью.
Опыты с металлом и пластмассой
Цель: Продолжать учить сравнивать свойства различных материалов.
Оборудования: подбор материалов из пластмассы и металла
Описание: Выявить, что металлические предметы имеют характерный металлический блеск.
Погреть металлические и пластмассовые предметы, что наблюдаем. Как ведут себя выявить, как ведут себя металлические и пластмассовые предметы при погружении в воду, при соприкосновении с магнитом. Рассматривают предметы из металла и пластика разной толщины и делают выводы.
Вывод: пластмасса легкая, металл тяжелый, пластмасса может плавиться, металл нагревается, металл- звонкий звук, пластмасса – глухой.
Опыты с магнитом
«Притягивание через предметы
Цель: Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.
Оборудование: картон, дерево, пластмассу, бумага, скрепки
Описание: Возьмём картон, дерево, пластмассу. Сверху кладём скрепки, а снизу магнит. Можно ли двигать скрепки? Да.Изготовим лодочки из пробки, снизу воткнём скрепку. В поднос нальём воды до глубины 3 см. пустим лодки плавать. Прикрепим магнит скотчем к концу линейки. Ведя линейку под подносом, заставим лодку плыть в нужном направлении.
Вывод: магнит действует через картон, тонкую бумагу, дерево, пластмассу и воду.
Опыты с резиной
«Резина, ее качества свойства»
Цель: Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
Оборудование: резиновые предметы:, игрушки, воздушный шарик, вода.
Описание: Возьмите шарик надуйте его, нальем в шарик воду. Наденьте перчатку и опустите руку в воду, а сейчас достаньте руку из перчатки и покажите её нам. Скажите, что произошло с рукой. Возьмите резинку для волос и перекрутите ее.
Вывод: резина может надуваться, растягиваться, водонепроницаема, эластичная, прочная, может быть разного цвета
Опыты с деревом
«Чудесные спички»
Цель: Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярности.
Оборудование: тарелочка с водой, спички,
Описание №1: Взять спички и надломить их посередине и положить их на блюдце, на сгибы капнуть несколько капель воды. Постепенно спички расправляются и образуют звездочку
Вывод: Это явление называется-капиллярность. Волокна дерева постепенно впитывают влагу и дерево набухает.
Описание №2: Спички необходимо опустить в воду недалеко друг от друга, затем опустите кусочек мыла на средину тарелки. Спички моментально «разбегутся». Затем положим кусочек сахара на средину тарелки. Спички постепенно будут приближаться друг к другу. Сахар впитывает воду и возникает движение, которое и сближает спички.
Вывод: Вода состоит из мелких невидимых частиц – молекул. Они притягиваются друг к другу. От взаимного притяжения молекул на поверхности воды образуется невидимая пленка, на которой и лежат спички. Мыло, растворяясь в воде, изменяет поверхность воды и от этого спички «разбегаются»
Опыты с растениями
«В тепле и в холоде»
Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений
Оборудования: комнатные растения.
Описание: Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.
Вывод: У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.
Опыты с растениями
«Зачем растения вертятся»
Цель: Показать детям, что для роста растениям необходим свет, дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды.
Оборудования: комнатные растения.
Описание: обратите внимание, что листья растений повернуты в одном направлении. Установите растение к окну. Обратите внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обратите внимание, что все листья потянулись к свету. Переверните растение на 180 градусов. Отметьте направление листьев.
Вывод: Для роста растениям необходим свет.
Опыты со стеклом
Цель: Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.
Оборудования: разноцветные стекла.
Описание: предложить детям посмотреть вокруг через стекла разного цвета, что наблюдаем
Вывод: цвет предмета зависит от цвета стекла через которое вы смотрите на предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов в старшей группе ДОУ
Картотека опытов в старшей группе ДОУ...
Картотека опыты в старшей группе
Картотека позволяет воспитателям создовать интересные занятия по экологии....
картотека опытов в старшей группе
картотека опытов интересная и легка в обучении и понятна...
Картотека опытов для старшей группы.
Картотека опытов для детей старшей группы с воздухом, водой и песком. Может быть использована на занятиях по окружающему миру и в свободное время с подгруппой детей или в качестве кружковой работы....
Картотека опытов в старшей группе.
Картотека опытов для детей старшей группы!...
картотека опытов в старшей группе
Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей...
Картотека опытов для старшей группы
Картотека опытов для старшей группы...