Дошкольная педагогика как синкретичный вид искусства
учебно-методический материал
Материал к практикуму для педагогов
Тема: «Дошкольная педагогика как синкретичный вид искусства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_praktikumu_dlya_pedagogov.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к практикуму для педагогов
Тема: «Дошкольная педагогика как синкретичный вид искусства»
Что такое синкретизм?
Синкретизм с греческого – единение, латинского – воссоединение – соединение, или соединение разных систем или взглядов; в искусстве – разные виды творчества (живописи, хореографии, вокала, музыки). Так, толкование относится и к дошкольной педагогике. Так как воспитатель – это человек множества профессий: педагог, актер, режиссер.
Театрализованный тренинг
«Дошкольная педагогика как синкретический вид искусства»
цель: подытожить опыт, полученный участниками;
рассмотреть понятие «дошкольная педагогика» со стороны искусства
Упражнение 1. «Призвание педагога»
Материалы: аудиозапись лирической музыки; ярко – красные, белые, темно – вишневые сердечки, байка Г. Сковороды «Пчела и шершень».
Скажи мне, Пчела, отчего ты столь глупа? Знаешь, что трудов твоих плоды не столько для тебя самой, сколько для людей полезны, но тебе часто и вредят, принося вместо награждения смерть, однако не перестаете дурачиться в собирании меда. Много у вас голов, но безмозглые. Видно, что вы без толку влюбились в мед.
— Ты высокий дурак, господин Советник,— отвечала Пчела.— Мед любит есть и Медведь, а Шершень - тоже лукаво достает. И мы бы могли воровски добывать, как иногда наша братия и делает, если бы мы только есть любили. Но нам несравненно большая забава собирать мед, нежели кушать. Для этого мы рождены и не перестанем, пока умрем. А без него жить, и в изобилии меда- есть для нас лютейшая смерть.
Шершень – это образ людей, живущих хищением чужого и рожденных на то одно, чтоб есть и пить, и жить в свое удовольствие . А пчела - герб мудрого человека, в своём деле трудящегося.
- Часто говорят, что педагог – это не просто профессия, а призвание. Подобно пчеле из байки, педагог сориентирован не только на результат, а и на процесс. Педагоги наслаждаются процессом своей деятельности – искусством воспитания, готовы долго ждать результат и не требуют от детей благодарности. Потому что, как говорится в байке, не сравнено большая радость - собирать мед, нежели его употреблять.
Задание №1: каждый участник должен написать: на ярко – красном сердечке - что для вас есть «Медом», на темном – трудности, на белом – какие меры нужно применить.
Давайте верить в то, что все задуманное сбудется, а трудности – преодалеются.
Упражнение 2 «Развитие внимания»
Задание: используя метод ассоциации перенести особенности живого объекта на театр Дятел
пестрый
лесной
лекарь
летающий
Пестрый театр – нарядный разноцветные костюмы, люди разного возраста. в красивой нарядной одежде, разрисованные разными краскам.
Лесной театр – в доме отдыха, который находиться в лесу, люди – которые отдыхают на природе (животный мир очень многообразен и экзотичен)
театр – лекарь – лечит от депрессий, расстройств нервной системы.
Летающий театр – находиться на борту НЛО, постановка спектакля в космосе.
Упражнение 3. «Воспитание искусством»
Материалы:
четыре карточки с педагогической задачей на каждой;
четыре карточки с названиями видов искусства;
краски, кисточки, фломастеры, карандаши
декорации и атрибуты для театральной постановки.
Для выполнения задания поделимся на 4 группы, каждая группа получает задание (педагогическую задачу)
Задание: решить задачу способами указанными вид искусства
Педагогическая задача: Лене 6 лет. Она умеет читать и считать. Но не хочет идти в школу, хотя ничего про школу сказано не было. Переубедите, пожайлуста, Елену в том, что пойти в школу, это большая радость. (Например: группа художественного искусства – может нарисовать рисунок; группа «Хореографического искусства» - постановка, музыкальный – этюд «В школе чудесно», «Музыкальное искусство» - написать песенку про школу; «Театральное искусство» - инсценировка)
- Ну что ж, талантами вы не обделены
Упражнение 4. «Подвижная педагогика»
Задания: воспроизвести с помощью разных движений словесные здания.
- «Воспитатель очень счастлив, так как заведующий детского сада похвалила его за особые успехи в педагогической деятельности »
- передайте эту радость с помощью мышц лица…, с помощью рук…, ног.
Воспитатель устал: Пятница, вечер, в группе остался один ребенок.
- Предайте это упражнение с помощью мышц лица, рук, всего тела
Воспитатель волнуется перед началом открытого занятия - передайте с помощью мышц лица.
с мимикой и жестами у вас тоже все хорошо. Работа в группах
Упражнение 5. «Расскажу тебе сказку»
материал: одинаковые картинки с текстом сказки, поделенной на части для каждой группы; карточки с заданиями для каждой группы.
Сказка «Кожух и тучка»
Часть1
Родилась овечка весной. Она быстро встала на ноги пошла знакомиться со светом, радостно прыгая и припевая песенку. Потом пустилась в танец, веселилась искренне, чему радовала и остальных овечек. Так и называли ее Веселинкой.
Часть 2
У маленькой овечки было много братиков и сестричек. Все имели чудесные кучерявые кожушки. Как то, идя по лесу со своей семьей в поисках лучшего пастбища, Веселика отстала от отары. Вдруг она зацепилась за колючий куст. Её кожушок разорвался и остался на веточках. Овечка заплакала
часть 3
Пролетали в это время по небу кучерявые тучки – небесные овечки. Услышали плач овечки, пожалели бедненькую, спустились на нее; сотворив мягкий кожушок, еще лучше чем был, а сами растаяли на небе. Овечка обрадовалась и с того дня же ни когда не грустила. Не даром же ее называли Веселинкой.
Карточка 1. Вы не на шутку рассердились
Карточка 2. Вы еле сдерживаете слезы.
Карточка 3. Вам очень смешно.
С представленного можно сделать вывод, все педагоги владеют культурой актерской речи.
великий педагог К.Ушинский, называя педагогику сложным, найвышим и необходиймеших из всех искусств, не противоставляя ее науки.
деятельность воспитателя невозможна без использования ним техник декламирования художественных произведений, обучение дошкольников танцу или вокалу, привлекая их к изобразительной и театральной деятельности. Театр тоже есть синкретичным видом искусства, термин «педагог» и «актер», «педагог» и «режиссер» часто выступает синонимами. Чем теснее связь искусства и педагогических слагаемых в деятельности воспитателя, то высшее уровень педагогической деятельности, то совершенней творческие умения дошкольников.
Искусство в деятельности педагога – «дошкольника» есть способом всестороннего духовного развития детей.
Релаксация
Упражнение «Сила света»
Материал: аудиозапись спокойной инструментальной музыки, маленькие свечи для каждого участника
- Сейчас прочитаю «Рассказ одной свечки». Прошу вас всех расслабиться (звучит спокойная музыка)
Вы зажгли меня и смотрите на мое пламя. Светло и тепло, которые я дарю, приносят вам радость. Я так же радуюсь, что горю для вас, иначе лежала бы я в старой коробке не притронутая и забытая, и не было б от меня никакой пользы. Смысл моего существования в том, что бы дарить свет и тепло, отдавать всю себя на пользу другим. Я хорошо знаю: чем дольше горю, тем короче становлюсь. Тем не менее, я счастлива, потому что мое тепло и свет надолго сохраниться в ваших сердцах…
Точно так же и с вами. Либо вы живете сами для себя, и тогда рядом с вами холодно и пусто, или вы дарите людям свою любовь и тепло, вот тогда ваша жизнь наполняется смыслом, а у вас просыпается чувство счастья.
Думаю, лишь тот, кто другим дарит радость, сам становится счастливым. Лишь тот, кто другим приносит свет, сам может его принять его. Чем больше «гореть» для других, то больше света будет в вас самих. Много людей чувствую грусть, пустоту, потому что боятся раскрыться навстречу другим, подарить частичку себя – свою радость, сердечность, а иногда и часть своей грусти. Они постоянно говорят о тяжелых временах и не могут понять, что один – единственный, даже наименьший огонек – ценнее нежели всеобъемлющий мрак.
Источник: http://www.probydis.ru/basni/basni-skovorody/2507-basnya-skovorody-pchela-i-shershen.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики
В статье раскрывется понятие ребенок как субъект педагогического процесса, приведены примеры проявлений субъектных отношений ребенка дошкольного ...
Методическая разработка "Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики".
Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики...
В данной презентации описывается опыт дошкольной педагогики в Канаде. Её отличия от Российской педагогики.
ДОшкольно Образование в Канаде...
ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Формирование сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте по дисциплине: Дошкольная педагогика
Ведущей деятельностью детей – дошкольников, является игра. Поэтому в последнее время определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий. Из...
« Педагогика – это наука или искусство?»
Размышление на тему "Педагогика - это наука или искусство?"...
Консультация для педагогов дошкольного образования: "Вклад дошкольных работников и ученых в Победу и развитие дошкольной педагогики в годы Великой Отечественной войны"
Исторические эпохи сменяют одна другую, а с ними меняется государственное устройство, мировоззрение людей и их место в обществе. Развитие системы дошкольного образования непосредст...