Конспект НОД по познавательному развитию (формированию целостной картины мира) в средней группе по теме «Традиции моей семьи»
план-конспект занятия (средняя группа)
Задачи формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности, формирования основ нравственности во взаимоотношениях с родителями и воспитывания у детей чувства уважения к старшим членам семьи решаются на занятии с детьми 4-5 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию (формированию целостной картины мира) в средней группе по теме «Традиции моей семьи»
Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- закрепить представление детей о семье, родственных отношениях, семейных традициях;
- уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоотношений (каждый член семьи – личность, но всех объединяют общие дела, радости, семейные традиции);
- формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи;
- формировать и развивать коммуникативные навыки и способности (сотрудничество, взаимопомощь, умение договариваться, считаться с мнением других, дружелюбность);
- предоставить детям возможность реализовать свои потребности в обыгрывании характеров, сюжетов, ролей;
- развитие семейного творчества и содружества семьи и детского сада.
Предварительная работа:
- составление рассказов о своей семье;
- рисование портретов членов семьи;
- разучивание пословиц;
- рассматривание семейных фотографий;
- закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей;
- чтение стихов о семье.
Оборудование: посылка, сердце, мяч, атрибуты принадлежащие разным членам семьи, цветные карандаши, бумага, фотографии семей, фотографии детей, рушники, скатерть.
Ход занятия
Орг. Момент
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли посылку и здесь написано, что эта посылка для вас. Хотите посмотреть, что там лежит?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте посмотрим. (Воспитатель достает из посылки сердце)
Воспитатель: Какое красивое сердце – это для вас ребята. А что же здесь написано?
Воспитатель: - Даша, будь умницей, я скоро за тобой приду.
Твоя мама.
- Ксюша, кушай хорошо, я переживаю.
Твоя бабушка.
- Артем, не обижай детей, слушайся.
Твой папа.
- Маша, на улицу одевайся теплее.
Твой дедушка.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: Да, о семье!
Воспитатель: Скажите мне дети, а что такое семья?
Дети: Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, жалеют, сочувствуют, уважают друг друга, ласково говорят друг с другом.
Воспитатель: Какой должна быть семья?
Дети: Большой, крепкой, дружной, трудолюбивой.
Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией, именами, внешностью, традициями.
Воспитатель: У каждого из вас есть своя семья. Есть семьи большие, а есть маленькие. И сегодня, мне очень хочется больше узнать о ваших семьях, традициях ваших семей.
Воспитатель: Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, преданность, дружба.
Семья – это самое дорогое, что есть у человека.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом
В семейном кругу, все корни твои
И в жизнь ты выходишь из семьи.
Воспитатель: Семья – это не просто родственники, живущие рядом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, общими интересами и, конечно же – традициями. А традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семья свои традиции. Расскажите, какие традиции есть в ваших семьях?
Дети: встречать гостей, семейные праздники, отдых на природе, занятия спортом, хранение старинных вещей, фирменное блюдо и т.д.
Воспитатель: Ребята, какое первое слово произносит ребенок? (мама)
Мама – главное слово в жизни каждого человека. Как вы считаете, какую роль в вашей семье играет мама? (ответы детей)
Кто нам расскажет о своей маме? (Рассказы детей)
Воспитатель: Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.
Кто одежду шьет? Кто готовит и поет?
Мама кормит всю семью, вкусно и питательно
И продукты в магазине выбирает тщательно
Нет семейного обеда без борща, котлет и хлеба.
Воспитатель: Сейчас давайте поговорим о папе. Какую роль играет папа в вашей семье? (Ответы детей)
Кто нам расскажет о своем папе? (Рассказы детей)
Воспитатель:
Вы правы, папа должен уметь все
Папа сильный и большой
Самый добрый и простой
Он заботой и трудом всю семью содержит, дом
Он заботиться о детях, бережет свою семью
И конечно очень любит милую жену свою.
Самое главное в семье, чтобы папа любил маму, заботился о ней, дарил ей ласковые слова. Давайте поможем нашим папам подобрать ласковые слова для мам.
Дети: Любимая, нежная, заботливая, красивая, добрая, веселая, душевная, сердечная, трудолюбивая.
Воспитатель: А какая есть традиция у ваших пап? (Ответы)
Кто хочет из мальчиков быть похожим на своего папу?
Д/и «Забьем гвоздь», «Закрутим шуруп».
Воспитатель: Теперь мы поговорим о бабушке. Какую роль в вашей семье играет бабушка? (Ответы детей, рассказ о бабушке)
Воспитатель: Вы правы ребята.
Бабушка наша мудра и добра
Мир и покой охраняет она!
Самые вкусные плюшки печет
Готовит, стирает, вяжет и шьет!
На ночь сказку нам расскажет
Колыбельную споет.
Воспитатель: Наши бабушки знают большое количество сказок, а давайте мы назовем сказки, в которых упоминается семья.
Дети: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Фенист – ясный сокол», «Дудочка и кувшинчик», «Царевна - лягушка», «Красная шапочка».
Воспитатель: А теперь поговорим какую роль в семье играет дедушка.
Дети: Строгий, мудрый, справедливый, все в доме ремонтирует, занимается спортом. (Рассказ детей о своих дедушках)
Воспитатель:
Мудрый и строгий. Умелые руки
Главное счастье для дедушки – внуки!
Дед хороший просто клад
И мечта для всех внучат!
Физминутка «Семейная зарядка» (координация движений со словами)
Осенью, весною, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо, влево, делает мой братик Сева.
Вместе мы бежим трусцой и качаем головой.
Психогимнастика «Семья»
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.
- Покажите, какое выражение лица у папы и мамы когда они радуются? Ребята, когда ваши родители бывают такие радостные?
- Покажите, какое выражение лица у папы и у мамы, когда они удивляются? Интересно, когда это мама и папа удивляются?
- Покажите, какое выражение лица у родителей, когда они сердятся? Когда они могут сердиться?
- Какое выражение лица, когда мама с папой испугаются? Что их может напугать? (Молодцы)
Воспитатель: Посмотрите на свои пальчики, они похожи на вашу семью? (Да)
Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
Воспитатель: Давайте мы на листике обведем нашу ладошку и пальчики и нарисуем на каждом пальчике пожелания нашим родным.
(Дети рисуют, затем рассказывают о том, что они желают свои близким)
Воспитатель: Эти ладошки мы подарим своим близким. А сейчас давайте поиграем. Становитесь в круг.
Игра «Кто ты мне?»
(Воспитатель в центре, бросает мяч детям)
- Я мама, а ты мне кто? (дочь, сын)
- Я бабушка, а ты мне кто? (внук, внучка)
- Я папа, а ты мне кто? (сын, дочь)
Я сестра, а ты мне кто? (брат, сестра)
Я тетя, а ты мне кто? (племянник, племянница)
Воспитатель: Ребята, есть еще одна очень хорошая семейная традиция «Хранение старинных вещей».
Мы храним их и бережем, потому что они нам очень дороги они передаются из поколения в поколение. Сегодня ребята принесли нам такие вещи, давайте о них послушаем. (Рассказы детей о рушниках, медалях, скатерти)
Воспитатель: Отмечать семейные праздники – тоже традиция. Какие семейные праздники принято отмечать в ваших семьях?
Дети: Новый год, Пасха, Масленица, день рождения.
Воспитатель: Посмотрите, какой праздничный колпачок. Как вы думаете, на каком празднике он побывал?
Дети: На дне рождения!
Этюд – драматизация: «Кто пришел на день рождения»
(Нужно изобразить походку, взяв с собой необходимые атрибуты)
Ребенка младенца
Взрослого человека (маму, папу)
Пожилого дедушку
Пожилую бабушку
Воспитатель: Семью почитали еще с древних времен. Народ сложил пословицы о семье. Какие пословицы вы знаете?
- Не нужен клад, если в семье лад.
- В своем доме и стены помогают.
- Коль семья вместе, так и душа на месте.
- Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- В семье и каша гуще.
- При солнышке тепло, при матери добро.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у вас есть еще одна семья, где вас любят и всегда рады видеть. Здесь вкусно готовят, играют с вами, читают сказки, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Наш детский сад)
Традиция: «Семейный герб»
Воспитатель: Издавна каждая семья имела свой герб. На нем символами изображались важные моменты истории семьи, ее традиции и ценности.
Я хочу предложить вам рассказать о семейном гербе, который вы сделали дома с родителями.
Воспитатель: Ребята, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут, заботятся друг о друге.
Спасибо, что сегодня вы рассказали так много о традициях вашей семьи.
Любите и цените счастье
Оно рождается в семье
Что может быть его дороже
На этой сказочной земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»
Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...
Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе Тема «Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»
1. Образовательные:Знакомство детей с русским бытом, утварью;Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.2. Развивающие:Разв...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Водичка-водица…»
совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....
Конспект занятия по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в старшей группе «Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА»
Предлагаю Вам конспект занятия "Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА", которое направлено на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Материал направлен на формирование у детей п...
Конспект. Познавательное развитие(Формирование целостной картины мира)в старшей группе на тему:"Путешествие в прошлое лампочки"
Конспект. Позновательное развитие(Формирование целостной картины мира)в старшей группе на тему:"Путешествие в прошлое лампочки" Цель: -Создать условия для ознакомления детей с дос...
Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию: формирование целостности картины мира в средней группе на тему: «Животные жарких стран.»
Формирование целостности картины мира в средней группе на тему: «Животные жарких стран.»...
Конспект ООД по познавательному развитию (формированию целостной картины мира) в старшей группе По теме: «Российский флаг»
Цель: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные - познакомить детей с государственным флагом России (история появления, цветовое решение, расположение...