Роль педагога в формировании личности ребенка.
статья
Статья на тему "какую же особенно значимую и важную роль играет педагог в формировании личности ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
На нашей планете очень много различных профессий, но самой важной и главной, по-моему, является профессия - педагог. Только она решает многие необходимые вопросы в жизни маленького человека. Это даже не профессия, а образ жизни, мышления и моровоззрения. Это осознание огромной ответственности и заботы перед государством, обществом, родителями и прежде всего перед учениками.
Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – учитель. Именно она является опорой всех профессий в мире. Только педагог остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает его всю жизнь. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца, по духу и желанию делать добро!
Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог развивает ребёнка, как всестороннюю личность.
Что же такое личность?
Личность - это целостность социальных качеств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения и взаимодействия.
Ведь развитие личности — это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для младших дошкольников такой средой является группа в детском саду, в которой они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности —игры.
Одно из условий успешной игровой деятельности – это интерес к общению и активному процессу взаимопонимания. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует разнообразие форм и методов работы педагога, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий.
Даже если ребенок проявляет вялый интерес к игре, он не должен расстраиваться и унывать. Главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы любой ребенок пережил радость успеха в своих первых делах: строительстве из кубиков, рисовании и т. Д. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь педагога к современному воспитаннику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, педагог должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших и лучших людей. Главная цель педагога – это создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным принципам. Реализация личностно-ориентированного образования выдвигает ряд требований к педагогу. Кроме высокого профессионализма, компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям . Понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ребенка. Одной из главных отличительных черт педагога, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса. Важно, чтобы педагог узнал воспитанника, проявил к нему внимание, чем-то помог, установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения младшие дошкольники усваивают не только содержание новой информации, но и отношение к ним воспитателя-педагога. Это особенно значимо для детей младшего дошкольного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения.
Эффективность такого общения педагога с ребенком зависит от готовности воспитанника принять обращенное к нему замечание и адекватно отреагировать на него. Но педагог часто торопится оказать волевое влияние на ученика, а в результате получает то, чего не ожидает: ученики не понимают учителя, не становятся участниками его взаимодействия. Воспитанники ожидают от педагога мудрых действий, способности разрешить спор спокойно и справедливо. При правильном, справедливом разрешении ситуации дети считают это естественным. Однако в системе отношений «педагог—воспитанник» взаимодействующие стороны по своему содержанию и силе воздействия друг на друга не равноценны: ведущей и наиболее активной их стороной является учитель. Именно нравственные взгляды и убеждения учителя, чувства и потребности, а главное — его поступки оказывают решающее влияние на нравственные отношения, складывающиеся между ними. Если нравственные отношения между педагогом и учеником и детским коллективом складываются неправильно, то причину этого учитель, прежде всего должен искать в себе, поскольку он выступает ведущим субъектом отношений в педагогическом процессе.
Нравственные отношения системы «учитель — ученик» являются одним из важнейших условий педагогического процесса. В зависимости от содержания эти отношения могут, как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его. Воспитанники, принимая воздействие педагога и соблюдая его рекомендации, должны верить, что предъявляемые им требования справедливы. Внутренняя неприязнь ученика к учителю легко переносится на все исходящие от него идеи и может вызвать у ученика настолько сильное внутреннее сопротивление, что испытанные педагогические средства не дают должного эффекта, а иногда даже могут дать результат, противоположный ожидаемому.
Труд педагога направлен на преобразование человека. «Почему в технических вузах, — писал А.С. Макаренко, — мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?!» (А.С. Макаренко. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М.: Педагогика.
Мозг ребенка, подростка — не всегда «воск», из которого можно «лепить» нужную нам личность. Он может быть и твёрдым сплавом, с трудом поддающимся необходимой обработке. Более пластичным он может быть в случае хороших взаимоотношений между педагогом и воспитанником. Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, в конечном итоге — эффективнее. По мере демократизации и гуманизации образования в нашем мире прогресс в педагогическом деле связан именно с уменьшением доли принуждения учащихся в процессе их обучения и воспитания и с возрастанием удельного веса в нём иных средств (повышения мотивации к учебе, стремление познать что-то новое и т.д.).
Нравственные отношения педагога с воспитанником являются важнейшим инструментом воспитания. Эти отношения с раннего дошкольного возраста практически включают деток в определенный тип нравственных отношений, приобщая их к нравственному опыту — опыту уважения, честности, доброжелательности или же опыту неуважения, ненависти и вражды.
Сложившиеся нравственные отношения значимы и для педагога, поскольку они воздействуют на его отношения к педагогическому труду, который в одних случаях может приносить радость и удовольствие, а в других — становится для него неприятной и безрадостной обязанностью. Стержневым компонентом, пронизывающим всю систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося. Педагогическая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировавшейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение учителя к учащемуся как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающих основание проектировать социально-значимые черты личности ребёнка. Практически ни у кого из учителей нравственное требование — уважение к личности учащегося — открыто не вызывает возражений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в формировании личности ребенка
В данной статье раскрыты основные аспекты влияния педагога на формирование личности ребенка...
Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста
статья для педагогов...
Роль педагога в формировании личности ребенка
Профессия педагога, на мой взгляд, в наше время не совсем обычная. Ведь педагоги заняты приготовлением, если можно так сказать, нашего будущего, воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, ...
« Роль педагога в формировании личности ребенка - дошкольника»
Взаимодействие педагогов и детей, собственно, и проходит развитие личности ребенка. Да, семья - это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, несо...
СТАТЬЯ "РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Воспитатель и ребенок...В группе детского сада воспитатель-- самый главный человек для дошкольника. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно гулять, играть,когда можно порисовать ил...
Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста.
Как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят заро...
"Роль педагога в формировании личности ребенка"
Цель: раскрытие роли педагога в формировании личности ребенка...