Консультация для родителей «Игра в жизни вашего ребёнка» 2024г
консультация (подготовительная группа)
Игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально, развивающийся ребенок много и с увлечением играет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Игра в жизни вашего ребёнка»
Игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально, развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Недаром игру считают одной из форм организации детской жизни. Она дополняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Присмотритесь, как преображается ребенок под влиянием увлекательной игры! Молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – более общительным, дерзкий – вежливым. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях не мог бы выполнить.
Дети дошкольного возраста играют в разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые. Предпочтение они отдают сюжетно – ролевым играм, в которых изображают все, что видят в окружающей жизни: быт и труд людей, их взаимоотношениям и события современности. В игре дети удовлетворяют свое стремление стать участниками жизни взрослых: с увлечением воспитывают дочек, учат их в школе…
Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуру поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.
Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию: он намеренно ведет себя так, как это требует роль. Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях: доброжелательны ли они, не ссорится ли, проявляю ли вежливости, умеют ли поддержать общий замысел, как разрешают спорные случи…
Особое внимание следует обратить на идейное содержание игры: чему она учит, какие черты характера воспитывает, к каким поступкам побуждает ребенка.
Такие сюжеты как «Больница», «Строители», «Детский сад» своим содержанием развивают нравственные отношения играющих, обязывают их быть организованными, проявлять взаимовыручку, коллективизм, гуманные чувства. В этом случае руководство взрослого направлено на то, чтобы поддержать игру, помочь развить замысел, вовлечь большее количество играющих, при необходимости уточнить с детьми, что они знают недостаточно. Но игры по своему содержанию бывают не только добрыми. Из-за отсутствия глубоко сформированной нравственной основы ребенка, встречаясь в жизни с отрицательными явлениями, поразившими его воображения, переносит их в игру.
Саша предлагает Ярославу: - Давай играть так: ты будешь овчаркой, а я, твой хозяин, буду дрессировать тебя. Собака не будет слушаться, я ее плеткой! Плеткой! Когда она будет кусаться, я стану убегать.
Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры, вызывающие у них жестокость, жадность, эгоизм, аморальные поступки. В таких случаях надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. В данном случае можно сказать детям: «Интересную игру вы придумали, только лучше, чтобы хозяин был добрый, а собака умная да послушная». Если игра приняла отрицательный характер, а ваша попытка переключить ее не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей игру прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему не следует ее продолжать.
В сюжетные игры взрослые не играют. Временного отрезка в 20 лет достаточно, чтобы забыть, что такое. Если вспомнить детство, в памяти всплывают любимые игрушки, в лучшем случае – любимые темы игры, но сам процесс остается неуловимым. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами, а сюжетная игра остается без внимания. А наибольшее развивающее значение в дошкольном детстве все же имеет сюжетная игра. Может возникнуть такой вопрос: если дети ходят в детский сад, то, наверное, специально подготовленные для занятий с детьми воспитатели могут научить их игре? Однако игре совсем не просто учить; надо принимать во внимание и то, что это деятельность «камерная», а у воспитателя в группе, как правило, насчитывается 25-30 детей. Поэтому хорошо, когда и родители подключаются к передаче детям навыков игры.
Назовем специальную, осознанную передачу детям игровой культуры (в отличие от стихийной, традиционной) формированием игры. Теперь мы можем вернуться к вопросу, который возникает у взрослых: а учили ли нас играть? Если и не учили целенаправленно, то это происходило в общении со старшими детьми, с разными играющими группами. Пока существуют разнообразные детские группы, игра может передаться стихийным, традиционным путем от одного поколения детей к другому. Это как бы естественный механизм передачи игры. Каждому приходилось наблюдать малышей, которые подолгу могут стоять и смотреть за тем, что делается на игровой площадке, как играют старшие дети. Постепенно маленькие дети втягиваются в общую игру: поначалу как исполнители приказаний, инструкций более старших детей, которым недостает партнеров, а затем они становятся и полноправными членами играющей группы. В естественном складывающиеся игровые группы входят дети разного возраста (от подростков до школьников) с различным игровым опытом. Обновление состава таких групп происходит постепенно: малыши втягиваются и набираются игрового опыта, а старшие дети, подрастая, все меньше участвуют в жизни игровой группы. Этой постепенностью и обеспечивается преемственность игровой культуры, ее сохранение.
Дети не играют даже с самыми привлекательными предметами, пока не уяснят себе их функциональное значение, не определят отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами, то есть свои ролевые действия. Отечественные психологи отводят центральное место в игре именно роли ребенка. Роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную, долее неразложимую единицу развитой формы игры. Главное для детей в игре - выполнение взятой на себя роли. Ей подчиняются и используемые предметы, и отношения между играющими. Ребенок именно потому является кассиром, что он продает билеты, а разорванные бумажки становятся билетами, так как их продает кассир.
Маленькие дети и старшие дошкольники играют по-разному, поэтому и руководство их играми различно. Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого. Вовлекая малыша в игру, полезно показать, как пользоваться игрушкой, как с ней играть, а затем и проигрывания несложных сюжетов.
Играя рядом, случается, малыши отнимают друг у друга игрушки. Если ребенок часто отнимает игрушки у других, следует на это обратить внимание, пока он еще мал. Надо, чтобы он умел считаться с интересами других. Чем старше ребенок и совершеннее его игровая деятельность, тем важнее пробуждать его к объединению совместных играх с другими детьми. Руководство взрослого направленно на то, чтобы дети играли дружно, не сорились. Полезно вводить правила, способствующие выработке у детей умение ждать, уступать.
Средние дети объединяются в игры с большим количеством играющих. Это характерно для детей, которые посещающих детские сады. Значит, и в семье надо постараться создать соответствующие условия для таких игр. Пусть ваш дом гостеприимно распахнет двери для сверстников вашего сына или дочери. Задача родителей - содействовать возникновению коллективных игр, эффективному средству формирования в ребенке общественных навыков. В коллективных играх дети проявляют высокую самостоятельность, инициативу, выдумку, фантазию.
Чтобы игры детей были наполнены воспитывающим содержанием, отражали явления, необходимо обогащать детей впечатлениями об окружающем, знакомить с событиями современности, образом жизни и трудом детей. Непосредственные наблюдения за окружающей жизнью, детская художественная литература, телепередачи, рассказы взрослых помогает ребенку осмыслить то, что он видит, и создают предпосылки для возникновения игр. От взрослого требуется умение деликатно влиять и на содержание игры, и на ее развития, и на отношение детей, придавая этим отношениям нравственную направленность. Важно содействовать тому, чтобы общение в игре являлось для детей школой практики нравственных форм поведения, чтобы они могли уточнить и осмысливать в действиях игры, что хорошо, а что плохо, что значит поступать честно, справедливо, по – дружеских.
Конец игры должен содержать нравственное зерно. Если дети что–то сооружали из строителя или конструктора, то можно предложить им оставить постройку, чтобы показать ее папе, когда он придет с работы, а затем разобрать ее и аккуратно сложить детали.
Усвоению норм нравственности содействуют правила, которые необходимо соблюдать в организации и процессе игровой деятельности. В процессе индивидуальных и совместных игр, требующих согласованность во взаимодействиях с партнерами, ребенок приучается быть организованным, дисциплинированным.
Ребенка вступающего в игру, знакомят со следующими правилами:
Прежде чем начать игру, подумай, во что будешь играть и с кем, что понадобится для игры;
Уважай тех, кто играет рядом, не мешай им, не разрушай их постройки, не отнимай игрушки;
Честно соблюдай правила игры, уважай общий замысел игры, умей подчиняться, мнению большинства;
Если хочешь включаться в общую игру, вежливо спроси об этом у играющих;
В ходе игры при необходимости умей ждать, уступать, делится, оказывать помощь;
Не сорится! Если приходится отстаивать свои права, то делай это вежливо;
Разговаривай с партнерами по игре вежливо, не крикливо, уважительно;
Делись игрушками, не набирай игрушек больше, чем тебе понадобится;
Не играй в шумные игры там, где занимаются или отдыхают взрослые или спит маленький ребенок: ты нарушаешь их покой;
В подвижные, шумные игры в помещение играть нельзя, такие игры уместны на игровой или спортивной площадке, во дворе или сквере.
Не забывай после игры убрать на место все, с чем ты играл, береги игрушки, заботься об их сохранности;
Проявляй справедливость при распределении ролей, умей выполнять не только главные, но и рядовые роли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игра в жизни вашего ребёнка»
Проанализируйте, из чего сложилось игровое хозяйство вашего сына (дочери). Все ли имеющиеся игрушки отвечают возрастным возможностям и индивидуальным особенностям, интересам ребёнка?...
Консультация для родителей «Игра в жизни вашего ребёнка»
Консульт. для род. Игра.docx...
Консультация для родителей «Игра в жизни вашего ребёнка»
Выбирать игрушку нужно с толком, чтобы была интересна ребенку, помогала познавать мир и развиваться, расслабляться и спокойно засыпать в обнимку. Должна быть еще и качественной, чтобы не навредила здо...
Консультация для родителей "Игра в жизни вашего ребёнка"
Консультация для родителей "Игра в жизни вашего ребёнка"...
Анкета для родителей "Игра в жизни Вашего ребёнка"
Игра в жизни каждого ребенка имеет огромное значение. В процессе игры дети развиваются, учатся общаться, осваивают социальный опыт. Особого внимания требует вопрос выбора игрушек для ребенка....
Консультация для родителей "Игра в жизни вашего ребёнка"
Игра - это ведущий вид деятельности в детском саду....