«Использование русского фольклора в оздоровительной работе с детьми».
консультация (средняя группа)
Благополучие любого общества в немалой степени зависит от состояния здоровья детей. К сожалению, дети, рожденные в XXI веке, не отличаются крепким здоровьем и выносливостью нервной системы. Они подвержены неблагоприятным влияниям окружающей среды и стрехам, но от этих факторов у детей не существует иммунной защиты. И негативно воздействующие социальные условия жизни могут свести на нет огромные потенциальные возможности, дарованные ребенку от природы. Оздоровление детей с первых лет жизни остается задачей первостепенной значимости, по — прежнему актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей;
«Использование русского фольклора в оздоровительной работе с детьми».
Благополучие любого общества в немалой степени зависит от состояния здоровья детей. К сожалению, дети, рожденные в XXI веке, не отличаются крепким здоровьем и выносливостью нервной системы. Они подвержены неблагоприятным влияниям окружающей среды и стрехам, но от этих факторов у детей не существует иммунной защиты. И негативно воздействующие социальные условия жизни могут свести на нет огромные потенциальные возможности, дарованные ребенку от природы. Оздоровление детей с первых лет жизни остается задачей первостепенной значимости, по — прежнему актуальной.
Сохранить здоровье и интеллект нации - главная задача, в решении которой проблема воспитания и развития детей раннего возраста в условиях семьи и детского учреждения рассматривается как государственная. Детей раннего возраста характеризуют наглядно- действенное мышление, кратковременная память, эмоциональная отзывчивость, активное развитие всех анализаторов, формирование основ межличностных взаимоотношений. Этим особенностям психического развития детей наиболее полно соответствуют произведения русского народного фольклора. Малым формам фольклора свойственны: простота изложения, несложный сюжет, запоминающиеся яркие образы, четкий ритм, звукоподражание, быстрее запоминание. Это делает его доступным для понимания и освоения детьми. Русское народное творчество включает в себя большое количество жанров: колыбельные песни, пестушки, потешки, поговорки, заклички, сказки, загадки, пословицы и поговорки, хороводные игры с проговариванием текста и пр, для которых характерны: простота изложения, несложный сюжет, запоминающиеся яркие образы, четкий ритм, звукоподражание, быстрое запоминании. На протяжении последних трех лет мы стали применять произведения русского народного фольклора при организации педагогического процесса по физическому развитию детей. Постоянное и систематическое использование малых форм фольклора при организации режимных моментов позволило ускорить процесс овладения детьми культурно — гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, что является одной из основ здорового образа жизни.Они развлекают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, т.е. вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира. Это помогает избежать нервных стрессов, снимает мышечную и мыслительную нагрузку, а значит, укрепляет здоровье ребенка. Через движение ребенок познает мир, совершенствуется моторный аппарат, регулирует процессы обмена, причем для того чтобы подобная деятельность была успешна, ее необходимо сопровождать радостной зрительной и слуховой стимуляцией. Все детские русские народные игры являются логоритмическими (ритмичное движение сопровождается напевом) тем самым удовлетворяется естественная потребность ребенка в активном движении .Если посмотреть на весь русский народный фольклор для детей, то можно увидеть, что народ закодировал в нем целый комплекс упражнений, целью которых является вырастить ребенка здоровым. В фольклоре можно найти элементы детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Эти игровые упражнения мы используем как бодрящую гимнастику в кроватке посте сна. Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Для того чтобы умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, мы применяем потешки, связанные с определенным режимным моментом.
Например, во время умывания приговариваем:
Водичка, водичка, умой мое личико..,, при расчесывании;
Расти, коса, до пояса не вырони ни волоса..., во время приема пищи:
Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку...
перед выходом на прогулку сначала надо одеться, чтобы ребенок мог это сделать самостоятельно и справиться с трудностями мы сопровождаем эту деятельность потешками, приговорками, например: Вот они сапожки, Этот — с правой ножки...
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, майе, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подбираем такие потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий
Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях мы стараемся ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит, например:
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка...
Таким образом, в малых формах русского народного фольклора дается образец поведения, первые представления о том, что хорошо и, что такое плохо, а освоение этих норм поведения превращается в игру и незаметно для ребенка у него формируются основы здорового образа жизни.
Общаясь с детьми, педагог должен быть артистичен, обладать определенными знаниями лучших образцов русского народного творчества, речь его должна быть эмоционально окрашена и выразительна. Изучив накопленный в этом направлении опыт других педагогов, Mы подобрали необходимый дидактический материал, создали картотеку игр и стихов для различных режимных моментов и игр, разработали конспекты непосредственной образовательной деятельности с использованием русского народного фольклора. Опыт нашей работы обсуждался на методических мероприятиях ДОУ: круглых столах, создали презентацию «Устное народное творчество в физическом воспитании детей раннего возраста.»
Современная педагогика утверждает: для ребенка наиболее полезным может быть интегрированный тип воспитания, органично сочетающий семейную и общественную его формы. Поэтому остается важным привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе. Для оказания педагогической помощи родителям по физическому развитию детей с использованием малых форм русского народного фольклора проделана следующая работа:
- Проведено тематическое собрание «Малые формы фольклора в физическом воспитании детей раннего возраста»;
- Мониторинг детского здоровья;
- Разработаны рекомендации по организации жизнедеятельности ребенка в выходные дни;
Оформлены информационные стенды «Традиции русской народной педагогики», проведены:
- тематические консультации:
«Фольклор в физическом воспитании и в повседневной жизни»,
«Роль семьи в физическом воспитании ребенка»;
- открытые мероприятия с участием родителей;
- мастер - класс по приготовлению здоровой пищи;
- организованы физкультурные досуги и праздники;
- подобрана библиотечка со специальной литературой;
- создана картотека подвижных игр.
Результатом проделанной работы у детей — стала быстрая адаптация к ДОУ, снижение заболеваемости, проявление устойчивого интереса к малым формам фольклора; у родителей
- знания что, как, когда и почему надо делать с ребенком, чтобы обеспечить его здоровье и его полноценное развитие.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование малых форм русского народного фольклора во многом помогает реализовать задачи по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование экологического аспекта в оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Педагогический проект...
Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Консультация...
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...
Публикация "Использование карт закаливания в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"
В публикации приведен пример ведения контроля закаличающих процедур при помощи "Карт закаливания" Приведен пример карты на холодный период года...
«Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»
Презентация опыта работы «Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»...
Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем считаю целесообразным испол...
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора» (из опыта работы).
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...