Дидактические игры на развитие эмоций у детей младшего дошкольного возраста.
картотека (младшая группа)

Пастухова Светлана Анатольевна

Игры для развития эмоций у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_emotsii.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональные игры для ребёнка 3-4 лет.

Игры на выражение эмоциональных состояний:

Умение выражать свои эмоции и управлять ими — важный фактор при общении людей. Для того чтобы понять настроение и чувства другого человека, нужно научиться сопереживать, а поможет нам в этом метод эмпатии — умение прочувствовать внутреннее состояние собеседника. Дети хорошо владеют этим методом, так как  они безошибочно чувствуют: кто их любит, а кто - нет; кто -  хороший человек, а кто -  плохой. Но не всегда умеют правильно выражать свои эмоции и управлять ими. Существуют игры и упражнения, которые учат ребенка этому. Предлагаем некоторые из таких игр.

“Сделай лицо”

 Попросите малыша мимикой изобразить различные эмоциональные состояния — радость, гнев, грусть и др.

“Радость”

Показать, как радуется ребенок новой игрушке. Напомните малышу о том, как он радовался, когда ему подарили новую игрушку. Попросите его вспомнить эту ситуацию: «Закрой глаза. Представь, что ты держишь ее в руках. Вырази свои чувства мимикой».

“Огорчение”

Показать огорчение ребенка, у которого заболел друг. «Представь, что ты хочешь поиграть в новую игру с другом, а он болеет. Что ты при этом чувствуешь? Изобрази огорчение».

“Грусть”

 Изобразить, как грустит больной ребенок. Напомните ребенку о том, что когда он болел, то сидел дома и смотрел в окно. А в это время другие дети играли в веселые игры. Спросите, что тогда он чувствовал.

“Гнев”

Показать сердитого ребенка, у которого сломалась любимая игрушка. Возьмите эту игрушку, спросите ребенка, как он любит играть с ней, как он о ней заботится. Но что он почувствует, если узнает, что она сломана и ее нельзя починить. Как изобразить гнев?

“Грустим-радуемся”

     Когда ребенок научится правильно изображать эмоции, ему можно предложить менять мимику лица: с грустного на веселое (больной ребенок выздоровел), с сердитого на радостное (ему починили игрушку) и т. п.

Он может смотреть при этом в зеркало, чтобы не только чувствовать эмоциональное состояние, но и видеть, как он его изображает.

“Хитрая лиса”

Недаром говорят: «Хитрая лиса»! Предложите ребенку вспомнить сказки, в которых лиса кого-нибудь обманывает. Пусть он представит лису, которая хочет обманом выманить у волка петуха. Как она может это сделать? (Предложить волку свою помощь — посторожить петуха — или напугать волка известием, что по его следам идут охотники.) Пусть ребенок попытается изобразить лису в тот момент, когда она крадется к волку. Напомните ребенку о том, что это нужно делать так, чтобы было видно, что лиса что-то затевает.

“Злой волк”

Предложите ребенку изобразить волка, у которого лиса украла петуха. Поговорите о том, как разозлился волк, когда узнал об этом.

“Бабочка, радующаяся нектару цветка”

Вспомните вместе с ребенком, как наблюдали летом за бабочкой, пьющей нектар цветка. Отметьте, что ей нравится этот сладкий сок. Предложите ребенку представить себя такой бабочкой. Пусть он попытается почувствовать, как хорошо пахнет цветок.

“Замерзший воробей”

Предложите ребенку вспомнить, как вы наблюдали за замерзшими в морозы птицами, как они сидели,  нахохлившись, сжавшись в комочек, дрожали, прятали под крыло голову. Дайте ему задание показать замерзшего воробья. Посоветуйте ему закрыть глаза, чтобы лучше войти в образ.

“Сломанный цветок”

Поговорите с ребенком о том, как больно, наверное, сломанному цветку, ведь он такой же живой, как и мы. Теперь он засохнет. Предложите изобразить это.

“Изобрази”

Научиться показывать характер, чувства помогают театрализованные упражнения, мини-сценки.

     “Солнышко дружбу освещает”

Цель: развитие дружелюбия детей друг к другу, желание радовать.

    На листе бумаги нарисован круг. Дети раскрашивают  гуашью ладошки,  и печатают ладошку, по нарисованному  кругу, с кем рядом хотелось бы создать пару.

     “Комплименты”

Цель: развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения.
   Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
   Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

   “Дружба начинается с улыбки”

Цель: отрабатывать навыки невербального общения.
   Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и  молча улыбаются друг другу.

   “Друзья”

Цель: формировать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе.
   Дети стоят в кругу.
Вот и ты, вот и я  (протягивают ладони вперёд),
Ссориться нельзя (грозят в центр пальцем)!
Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь),
Вместе мы друзья (взялись за руки)!
Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)
Ссориться нельзя (грозят друг другу пальцем)
Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)
Вместе мы друзья (обнимают друг друга).

   “Звериное пианино”

Цель: развивать умение сотрудничать друг с другом.
   Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано).  Ведущий   раздает каждому ребенку карточки с изображениями животных,  голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т. д.).  Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук.
Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.

   “Весёлый паровозик”

Цель: Развивать сплочённость группы детей, умения сообща преодолевать препятствия.
   Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:
— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?
— А я красивый вагончик Саша.
— Поехали дальше вместе.
— Поехали.
Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом . В таком положении они преодолевают различные препятствия:
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).

   “Ладонь в ладонь”

Цель: развитие коммуникативных навыков, получения  опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
   Возраст: любой.
   Количество играющих: 2 или больше человек.
   Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

   “Ласковое имя”

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
   Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например,  Танюша,  Алёнушка,  Димуля) .  Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

    “Вежливые слова”

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
   Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.  (здравствуйте, добрый день, привет);  благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста); извинения (извините, простите, жаль); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

    “Дружба начинается с улыбки”

Цель: отрабатывать навыки невербального общения.
   Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу

    “У птички болит крылышко — пожалей птичку”

Цель:  способствовать формированию у детей умения  сотрудничать с детьми.
   Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка… (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку»

    “Кто лучше разбудит”

Цель:  способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
   Один ребенок превращается в кошечку и засыпает — ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

    “У кого больше “любимок’?”

Цель:  способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
   Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» —людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше своих «любимок», то есть любимых людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.

    “Кто пришел к нам в гости?”

Цель:  способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.
   Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать.
«Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется…» и т.п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали.

    “Покажу, как я люблю”

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
   Ведущий говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой — в ее сыночка, и они показывают, как они любят друг друга. Следующая пара:  «мама» и «дочка»,  а потом  — «бабушка» и «внук» и т.п. В конце упражнения обсуждается, кто и как сумел удачнее всех показать, «как он умеет любить».

    “Листочек падает”

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
   Ведущий поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги — дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги.

    “Карандашик — кисточка”

Цель:  развивать у детей умение сотрудничать.
   Ведущий показывает детям, как изображать карандашик — напряженной, вытянутой вперед рукой. Потом все вместе изображают кисточку — мягкой изогнутой рукой. Затем ведущий дает детям разные команды. По команде «Карандашик!» — дети напрягают руку, изображая карандаш, по команде «Кисточка!» — расслабляют руку. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку… Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

    “Волшебник”

Цель:   содействовать формированию доверия в группе.
   Дети встают в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем один из детей 31 становится «волшебником». Ему завязывают глаза и переводят в другое место круга. Теперь рядом с ним стоят другие. Положив руки на плечи стоящих рядом детей, «волшебник» должен угадать, кто это.

    “Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!”

Цель:   способствовать уменьшению обидчивости у детей.
   Один ребенок садится на «волшебный стульчик»,  а другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» — ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»

    “Пусть встанет тот, на кого покажу”

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
   Сначала водит взрослый. Он обводит глазами детей, потом на кого покажет, тот встает. Затем водящими становятся все дети по очереди.

    “Обиженный кустик”

Цель:   способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
   Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.

    “Стоп, кулак!’

Цель:   способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.
   Выбирается пара детей. Один ребенок «понарошку» дразнит другого, пытаясь «понарошку» спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий, слегка притрагиваясь к рукам ребенка своими руками, препятствует тому, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.

    “Кто сильнее любит”

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.
   Выбирается ребенок — водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим… (Сашу)!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.
    “Ожерелье”

Цель:  умение делать добрые дела.

    Сделайте с малышом для бабушки или любимой воспитательницы великолепное ожерелье из макаронин, нанизанных на нитку. Во время творческого процесса повторяйте все добрые слова, которые ребенок знает. Расскажите, как правильно дарить и получать подарки.

    “В помощь птичкам”

Цель:  формирование у детей  стремление, любить птиц.

    Сделайте вместе самую простую кормушку (можно из бумажного молочного пакета) и повесьте ее на дереве недалеко от дома. Не забывайте регулярно подсыпать туда семечки, хлебные крошки и наблюдайте за птицами. Объясняйте, почему городских птах нужно подкармливать, особенно в холодное время года.

    “Грустный зайка”

Цель: желание ребенка заботиться, жалеть

    Найдите среди мягких игрушек  «пушистика»  с печальным выражением мордочки. Прочитайте малышу стихотворение  А. Барто  про несчастного брошенного зайку. Произносите за игрушку: «Меня почему-то никто не любит. И никто-никто со мной не играет». Ребенок обязательно схватит и прижмет ее к себе.

    “Кукольный театр”

Цель: способствование формирований у ребенка, быть добрым.

    Создайте дома настоящий кукольный театр, разыгрывая вместе с малышом самые разные добрые истории. Возьмите за основу русские народные сказки, психотерапевтические истории, подходящие под конкретную жизненную ситуацию. После представления обсудите добрых и злых персонажей. Уточните, на кого ребенок хотел бы походить.

    “Коробка добрых дел”

Цель: Вызывать стремление делать добрые дела.

    Из плотной цветной бумаги или картона вырежьте любые фигурки: сердечки, цветочки или кружочки. В конце дня предложите малышу бросить в коробку столько цветочков и сердечек, сколько добрых поступков он совершил за сегодня. Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах.

    “Я – герой”

Цель: умение приходить на помощь, сочувствовать.

    В любых развивающих тетрадях можно обнаружить задания по развитию мелкой моторики: лабиринты и рисование заборчиков. Возьмите их на вооружение. Например, пусть малыш поможет ежику по запутанной дорожке донести яблоко до домика. Объясните, что и в жизни нужно оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.

    “Назови ласково”

Цель: желание называть своих друзей, ласково.

    Попросите своего Ванечку или свою Лизоньку называть так же ласково и их родных, друзей и, конечно, вас. Как можно ласково назвать бабу Катю? Бабулечка. А как он ласково позовет своего друга   Сергея?  Сереженька.  Постарайтесь вспомнить всех друзей ребенка и изменить их обычные имена на уменьшительно-ласкательные. Предложите называть уменьшительно все окружающие предметы: кроватка, мячик, зайчик, куколка и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста "Цветные ленточки"

Почему игры шнуровки полезны1) Игры шнуровки развивают мелкую моторику.2) Игры шнуровки развивают координацию движения ручек (сенсомоторная координация).3) Игры шнуровки развивают усидчивость, терпени...

методическая разработка "Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста"

Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения....

Дидактические игры по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры в детском саду с детьми малдшего дошкольного возраста 3-4 лет по развитию речи....

Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры, способствующие развитию активного  словаря детей младшего дошкольного возраста.  «Чьи детки?»Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах; ...

Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Игра-играет вжную роль в рзвитие речи ребенка. Предлагаю для вас конспект игр....

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу ...