Культура и традиции Русских народов.
презентация к уроку (средняя группа)
Цели и задачи:
• воспитывать интерес к истории и народному творчеству;
• познакомить с народным традициям, обычаями, обрядами;
•расширение их представлений о культуре русского народа;
• развитие эстетического и нравственного восприятия мира;
•дать представление об устройстве дома, об истории
народного костюма, о народном промысле, о народном
фольклоре, о русской национальной кухне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_i_traditsii_narodov_rossii1.pptx | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обычаи, традиции и праздники русского народа. Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на Луну. Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!
Цели и задачи: • воспитывать интерес к истории и народному творчеству; • познакомить с народным традициям, обычаями, обрядами; •расширение их представлений о культуре русского народа; • развитие эстетического и нравственного восприятия мира; •дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне.
Русский народ Коренная область расселения русского народа- Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благодаря этому великое географическое и историческое пространство , объединяемое понятием Русь и Россия. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, важность этого факта отображена в преамбуле к Конституции РФ. Но по критериям Организации Объединённых Наций, Россия является мононациональным государством, так как более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия — многонациональное государство.
Традиция, обычай – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями. (Например: русское гостеприимство)
Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях . Он не только символическое, но всякое вообще повторяющееся и установленное традицией действие. (Например: рукопожатия при встрече близких друзей или родственников, утренняя и вечерняя молитва Богу, вредными обычай-угощать спиртным при встрече родственников, друзей и знакомых).
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу - время, потехе - час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье». Обычаи и обряды. Главным обрядом на Руси был обряд крещения, отмечавший начало жизни ребенка
Основные зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество , Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном , хлебом, соломой ("чтобы был урожай"), ходили по домам колядовать , девушки гадали , обязательным элементом святок было ряжение.
Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались , начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами , была и выпивка.
Тройка , тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица Белокоса , белолица. Как махнула рукавом – Все покрылось серебром. Катание на русской тройке
Пасха ( расцвет весны, пробуждение жизни ) - церковный праздник На Пасху украшали дом срезанной вербой , пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи ), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости , обменивались при встрече крашенками , христосовались (целовались ), приветствовали друг друга: « Христос воскрес!» - «Воистину воскрес !»
На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях , катали яйца . После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день -посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников , в том числе и пасхальную .
А вечерами в русских деревнях устраивались посиделки молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины , девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили.
Посиделки проводились осенью и зимой, когда урожай собран и сделаны заготовки. Вот чем занимались на посиделках. Танцевали Пели частушки
Водили хороводы Ручеек
Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи ( Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье ), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой , если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи .
До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.
Сборы (хороводы, улицы)-летнее развлечение молодежи на околице деревни, на берегу реки или у леса. Плели венки из полевых цветов, играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна . Главной фигурой был хороший местный гармонист.
Народный календарь на Руси назывался месяцесловом . Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» его по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.
Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт , обряды, нормы общественной жизни и является слиянием языческого и христианского начал, народным православием .
Обряд русской свадьбы. Навсегда оставалась у молодых память о главном моменте их жизни . Молодых осыпали хмелем, так как хмель – это древний символ плодородия и многочадия . Невеста берет с собою в дом жениха родительское благословение и сундук с приданым .Старинный обычай – разувание мужа молодой женой. Смысл - таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение дошкольников к русской культуре, к традициям русского народа через игру"
Знакомство с традициями русского народа...
Использование знаний русской культуры и традиций русского народа в ООД и режимных моментах.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. ...
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Методы и приемы проведения русских народных игр....
План по самообразованию воспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творчество»
План по самообразованиювоспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творч...
«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...
Консультация для родителей по теме: Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа
Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культуро...
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...