Что такое ЗПР.
консультация

Волошина Ирина  Владимировна

Консультация для родителей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_zpr.docx503.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Что такое ЗПР?»

Термин «задержка психического развития», означающий «временную задержку психического развития». Это значит, что через какой-то определенный срок эта задержка компенсируется, ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормативное «русло». Свыше половины легких отклонений в умственном развитии классифицируется педагогами и психологами как «задержка психического развития» (ЗПР) у детей. Термин «задержка» подчеркивает временный (несоответствие уровня психического развития возраста) характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения. Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга ребенка: или врожденные, или полученные в период беременности и родов, а также на ранних периодах его жизни. В появлении синдрома ЗПР существенную роль играют конституционные факторы, органическая недостаточность нервной системы генетического происхождения, длительные неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР.У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития снижена активность в области игрового поведения, что, в свою очередь, создаёт барьер в восприятии окружающего мира и накоплению необходимой информации для дальнейшего общего развития и развития речи в том числе. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Исходя из того, что примером игровой деятельности в качестве образца для подражания для ребёнка изначально является взрослый человек, необходимо учитывать эту возможность и на своём (родительском) примере учить ребёнка «обыгрывать» различные жизненные ситуации. Это поможет ребёнку активнее и бесстрашнее вступать в контакт с миром, а значит, расширять свой кругозор, учиться взаимодействовать с окружающим.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ:

1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.

2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий.

 Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание.

Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

4.Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня.

Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению

учебного материала.

5.Необходимо придерживаться единых требований, которые

 предъявляются ребенку. Будьте терпеливы с ребенком,

доброжелательны, но достаточно требовательны.

6.Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка

преодолевать трудности

https://i.pinimg.com/originals/fc/69/e6/fc69e6f992c8d5f04374fc177ab658d1.gif

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ. 

1. Учить запоминать несколько предметов (игрушек), находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, что добавилось, что убавилось.

2.Учить замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке (зрительное внимание).

3. Учить выкладывать узор (предмет) из палочек по образцу, а затем по памяти.

4. Учить выделять отличия у двух сходных предметов или изображений

РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ – зрительного и слухового внимания и памяти.

1.Зрительного памяти – предъявить ранее виденную картинку, букву; воспроизвести определенную последовательность 3-4 картинок, букв, цифр.

2. Развитие пространственного ориентирования– рисование, конструирование фигур, сравнение картинок, ориентировка на собственном теле (право, лево); ориентировка в окружающем пространстве.

3. Развитие моторной готовности – упражнения на развитие мелкой моторики; хозяйственный труд; занятия по аппликации, конструированию, рисованию; музыкальные занятия.

4. Словарная работа по лексическим планам. Широко использовать стихи, загадки, песни по разным темам.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.

 1. Умение обобщать и классифицировать предметы: учить объединять предметы, принадлежащие к определенным предметным темам; учить классифицировать предметы по темам, группам; учить находить лишний предмет из ряда нескольких предметов.

2. Развитие навыка анализа и синтеза: учить составлять из частей целое (разрезную картинку с образцом и без образца); учить определять (видеть) целый предмет по части; учить отгадывать и загадывать загадки;

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ.

 1. Учить различать цвета (восприятие цветов) - выбирать из нескольких предметов те, которые имеют определенный цвет.

2. Развитие иллизорного восприятия: учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте и т.д. 3. Развитие восприятия пространства – учить узнавать предметы по форме, цвету, величине, группировать их; учить вкладывать фигуры в пазлы учить ориентироваться в окружающем пространстве.

4. Развитие осязания – учить узнавать предметы на ощупь, по объемному изображению, по плоскостному изображению, узнавание букв.

5. Развитие слухового восприятия учить различать речевые звуки; учить различать слова, близкие по звуковому составу; Работа по развитию лексической стороны речи. Развитие глагольного словаря.

6. Уточнить и закрепить названия действий животных.

РАЗВИТИЕ НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ. 

1. Научить самостоятельно подбирать названия предметов к названиям действий.

2. Научить правильно употреблять в речи предлоги: ИЗ, В, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД, С, К, ИЗ-ПОД.

Активация познавательной деятельности.

1. Умение обобщать и классифицировать предметы.

2. Исключение лишнего предмета.

3. Умение составлять из частей целое.

 4. Загадывание и отгадывание загадок.

5 Обводка и штриховка предметов (проводить вертикальные,

горизонтальные и наклонные линии). Рисование по точкам,

по клеточкам. Складывание разрезных картинок (по горизонтали,

по вертикали, по диагонали). Выкладывание пазлове, «Мозаика» и др

 РАЗВИТИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гуляя на улице, заостряйте внимание на звуках — предлагая ребёнку угадать, что так звучит.

 Играя в снежки, попросите ребёнка описать снег, его плотность, сыпучесть, цвет и т. д.

Придя домой поиграйте в ролевые игры. К примеру, вы сходили с ребёнком в магазин и

дома предлагаете продолжить поход в магазин, где ребёнок будет продавцом, а взрослый покупателем. Обыгрывая поход в магазин, вы помогаете ребёнку лучше усвоить бытовую ситуацию. Сюжетно — ролевая игра учит планировать, воображать ситуацию, развивает фантазию; у ребёнка вырабатывается навык самоконтроля, что очень важно для детей с ЗПР. Через игру дети познают мир и правила поведения в обществе.

Оформите игровые уголки, пусть они их обустраивают, делают перестановку, тем самым театрализуя бытовые ситуации. С помощью театра и настольных композиций можно развить у ребёнка не только навыки общения, но и игровую деятельность, которая, в свою очередь, станет основой для бурного развития высших психических функций.

Разыгрывайте сценки-диалоги с помощью разнообразного материала: на куклах, на предметах-заместителях. Можно использовать кубики, шарики. Например, сказка «Три медведя»: большой кубик – папа медведь, средний – мама медведица, маленький – медвежонок, шар – девочка. Это поможет развить навыки абстрактного мышления и воображения. Для расширения кругозора с детьми обязательно нужно говорить об отвлеченных предметах, на определенную тему. Здесь могут выручить энциклопедии для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...