ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕЙСТВИЮ КЛАССИФИКАЦИИ
статья (старшая группа)
Необходимость формирования умения классификационных действий у дошкольников обусловлена тем, что в рᡃеальной жизни ребенок сталкивается с большим объемом свойств, явлений и факторов. При этом возможности для формирования первичных классификационных действий в условиях дошкольного образования имеют место. В статье раскрывается возможнᡃость обученᡃия старших дошкольников действию классификации нᡃа оснᡃове логико-математических игрᡃ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_statya_obuchenie_klassifikatsii.docx | 57.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Овсепян Ольга Романовна
Педагог МБДОУ «Детство» ЦРР НСП «Росинка» (г. Калуга)
ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕЙСТВИЮ КЛАССИФИКАЦИИ
Аннотация
Необходимость формирования умения классификационных действий у дошкольников обусловлена тем, что в рᡃеальной жизни ребенок сталкивается с большим объемом свойств, явлений и факторов. При этом возможности для формирования первичных классификационных действий в условиях дошкольного образования имеют место. В статье раскрывается возможнᡃость обученᡃия старших дошкольников действию классификации нᡃа оснᡃове логико-математических игрᡃ.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, обучение классификации, логико-математические игры.
TEACHING SENIOR PRESCHOOLERS THE ACTION OF CLASSIFICATION
The need to develop the ability to classify actions in preschoolers is due to the fact that in real life the child is faced with a large volume of properties, phenomena and factors. At the same time, there are opportunities for the formation of primary classification actions in the conditions of preschool education. The article reveals the possibility of teaching senior preschoolers the action of classification based on logic and mathematical games.
Keywords: senior preschool age, classification training, logic and math games.
Введение. Актуальность исследований в области логического развития определяется необходимостью формирования логической культуры подрастающего поколения и возросшей потребностью общества в воспитании человека, который свободно ориентируется в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществляет деятельность.
К интеллектуальным показателям в развитии детей старшего дошкольного возраста является: освоение механизма накопления знаний; обладание средствами в познавательной деятельности, так необходимыми в новоприобретенных знаниях. При этом главным фактором является наличие умений в сравнении, наблюдении, классифицировании, в конкретизации выводов и обобщений, в выделении существенных признаков предметов. Результат этой деятельности необходим для решения интеллектуальных упражнений, тем самым служат основным развитием в интеллектуальности детей старшего дошкольного возраста.
Анализ литературы, рассматривающий различные аспекты методики логического развития детей дошкольного возраста, показал, что сложились некие противоречия, связанные с организацией процесса обучения и отсутствием переноса логических знаний в реальные условия жизнедеятельности дошкольников. Из этого следует основная проблема исследования – поиск оптимального механизма формирования основ логической грамотности у старших дошкольников, который будет организован в доступной форме для детей и обеспечит перенос логических знаний и умений на реальные ситуации.
Реализовать идею логического развития старших дошкольников возможно в условиях логико-математических игр. В статье мы определим содержание комплекса игр и условий их организации для развития логической операции «классификация» у детей старшего дошкольного возраста.
Обзор литературы. Анализ литературы показал, что проблема развития логики мысли нашла отражение в исследованиях многих ученых.
Ж. Пиаже считал, что уровень сформированности операции классификации является ценᡃтральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка, также овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство. [5, 167]. Я.А. Коменский обосновывал важность логического мышления тем, что ввел в методику обучения саму проблему управления мыслительными процессами учащихся и провел первичный анализ решения этой проблемы, пробудив тем самым интерес у педагогов к сознательному обучению ребенка мыслить по заданным правилам определенным образом, так же он дал педагогическое обоснование идеи всестороннего развития, показав необходимость введения в действие всей совокупности задатков, которые заложены в человеке природой [2, 52]. К.Д. Ушинский считал, что логика познания ребенком окружающего мира определяется закономерностями развития природы и человека, взаимосвязью природных общественных явлений, научить ребенка логически мыслить – это главное назначение обучения, следовательно, основой развития логического мышления должно стать нᡃагляднᡃое обученᡃие. В качестве приема развития логического мышления старших дошкольников К.Д. Ушинский применял сравнение, он считал его наиболее эффективным приемом и утверждал, что без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения [7, 415].
В исследования ученых (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков) говорится о том, что с пятилетнего до одиннадцатилетнего возраста происходит формирование логических структур мышления. Это означает, что качественно развитое мышление соответствует данному возрасту, происходит важность его создания. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершенным. В исследованиях Н.Н. Поддьякова было выявлено, что старший дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются сравнение, сериация, классификация[4, 8].
Возможность усвоения некоторых логических знаний и приёмов детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях А.Ф. Говорковой, Л.Ф. Обуховой, И.Л. Матасовой, здесь доказана возможность формирования отдельных логических приёмов мышления, таких как: классификация, сериация, транзитивность отношений между величинами при соответствующей возрасту методике обучения[4, 10]. Ряд исследований направлен на обоснование развития логики мышления ребенка «вначале в эмпирической форме, то есть через нᡃаблюдение и измерение в рамках проведения, опытов, а затем в рационалистической форме, на основании логических доводов», а также систематизацию чувственного опыта ребенка в процессе обучения, поскольку запас чувственного опыта у него гораздо богаче, чем это необходимо при освоении содержания учебного материала [10, 127].
Классификация - разделение большого количества на группы по каким-либо признакам, это и есть основание классификации. Оно в свою очередь может быть известно, может и нет. Логическое действие «классификации» проводят с детьми старшего дошкольного возраста по цветовой гамме, названию предмета, опрделению размера и формы.
Овладение классификацией позволяет опознавать изучаемые предметы, явления, что очень важно для безошибочного применения правил, приемов действий; действие классификации является инструментом становления и функционирования формируемых понятий у обучающихся, а гармонизация чувственного и рационального в обучении позволяет учесть возрастные особенности логики мышления детей 6-10 лет [8, 31].
Обобщая психолого-педагогические исследования последних лет, назовем педагогические условия развития логического действия классификации у детей старшего дошкольного возраста: выделение классификации как самостоятельного компонента процесса обучения; обоснование значимости действия классификации и ознакомление с основными правилами выполнения этого действия; разработка специальной системы заданий, соответствующей структуре, основным параметрам развития логики мысли ребенка; организация практической деятельности с целью проверки правильности самостоятельно выполненной классификации; формирование устойчивой потребности в осуществлении логической (в том числе классификационной) деятельности детьми [3, 9].
Дискуссия.
В дошкольном детстве игра выступает ведущим видом деятельности, стимулирующим умственное становление ребенка, создающим условия для развития логического мышления в целом. Вся жизнь дошкольника связана с игрой, поэтому педагоги ДОО должны использовать игру как «удивительный феномен детства» [1, 83].
Нами были подобраны логико-математические игры, направленные на развитие логической операции классификация детей старшего дошкольного возраста, составлен перспективный план работы на три месяца.
Перспективный план логико-математических игр, направленных на развитие логической операции классификации
Первый месяц | ||||||||||||
Виды мыслительных операций | Учебная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||
I неделя | Классификация | Проведение логико-математического упражнения «Один или два обруча» Цель: формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам | Проведение логико-математической игры «Помоги медведю отнести короб к дедушке и бабушке» Цель: формировать и развивать устойчивость внимания; способность классифицировать объекты по признакам; связную речь, самоконтроль | Логико-математическое упражнение «Один или два обруча»; логико-математическая игра «Помоги медведю отнести короб к дедушке и бабушке» | ||||||||
II неделя | Классификация | Проведение логико-математического упражнения «Непересекающиеся множества» Цель: формирование умения оперировать с множествами и операциями над ними; умение доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения, измерения, сопоставления; сравнивать множества практическим путем и опосредованно через счет, до 10, а также сравнивать множества с использованием графического отображение множеств | Проведение дидактической игры «Найди такой же узор» Цель: формировать умение у детей последовательно осматривать и изучать предлагаемую форму с узором, в правильном порядке выделять и называть, запоминать ее части (отдельные геометрические фигуры), их пространственное расположение | Логико-математическое упражнение «Непересекающиеся множества»; дидактическая игра «Найди такой же узор» | ||||||||
III неделя | Классификация | Проведение игр на классификацию, сериацию, отрицание и обобщения. Цель: формировать умение определять и выражать признаки величины, формы с помощью отрицания «не маленький», «не треугольник», «не квадрат», «не прямоугольник»; развивать основы логического мышления, умения делать простые умозаключения, учить использовать знак отрицания, относящийся к признакам геометрических фигур, поощрять суждения и самостоятельные умозаключения | Проведение дидактической игры «Подбери фигуру». Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами | Игры на классификацию, сериацию, отрицание и обобщения; дидактическая игра «Подбери фигуру» | ||||||||
IV неделя | Классификация | Проведение логико-математической игры «Кто больше». Цель: назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе, например, предметы посуды. Проведение логико-математической игры «Сложи узор». Цель: упражнять в формировании предметов по классификационному признаку | Проведение дидактической игры «Кто больше увидит!». Цель: упражнять детей в последовательном, зрительном обследовании и словесном описании формы предметов (выделить общую форму предмета, его контур; выявить основные части предмета и назвать их свойства; определить пространственное взаимоотношение частей) | Логико-математическая игра «Кто больше»; логико-математическая игра «Сложи узор»; дидактическая игра «Кто больше увидит!» | ||||||||
Второй месяц | ||||||||||||
I нᡃеделя | Классификация | Проведение дидактической игры «Отгадай, что на моей картинке». Цель: формировать у детей умение зрительно обследовать и давать словесное описание формы предметов, а также закреплять навыки правильного обследования предметов | Проведение логико-математической игры «Заполни пустые клетки». Цель: формировать представления о геометрических фигурах и упражнять в умении сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить их отличительные признаки. | Дидактическая игра «Отгадай, что на моей картинке»; логико-математическая игра «Заполни пустые клетки» | ||||||||
II неделя | Классификация | Проведение дидактической игры «Времена года». Цель: формировать умение классифицировать и объяснять взаимосвязи в природе; называть существенные признаки и объяснять свои действия в развернутой речи | Проведение дидактической игры «У кого такая же игрушка!». Цель: закреплять полученное умение обследовать форму предметов, давать и понимать словесное описание, узнавать по нему предмет | Дидактическая игра «Времена года»; дидактическая игра «У кого такая же игрушка!» | ||||||||
Классификация | Проведение дидактической игры «Что лишнее?». Цель: формировать и развивать умение классифицировать. Проведение дидактической игры «Угадай, что в мешочке». Цель: формировать у детей умение последовательному осязательному обследованию предметов, выделению и словесному обозначению формы предмета и пространственного расположения его частей | Проведение дидактической игры «Засели домики». Цель: формировать и развивать классификационные умения. Логико-математическая игра «Колумбово яйцо». Цель: формировать и развивать классификационные умения | Дидактическая игра «Что лишнее?»; дидактическая игра «Угадай, что в мешочке»; дидактическая игра «Засели домики»; логико-математическая игра «Колумбово яйцо» | |||||||||
Классификация | Проведение логико-математической игры «Собери букет». Цель: развивать умение классифицировать по цвету и цветовым оттенкам, а также закрепить умение подбирать предметы в определенной цветовой гамме | Проведение дидактической игры «Сгруппируй фигуры». Цель: формировать умение группировать фигуры по классификационным признакам | Логико-математическая игра «Собери букет»; дидактическая игра «Сгруппируй фигуры» | |||||||||
Третий месяц | ||||||||||||
I неделя | Классификация | Проведение дидактической игры «Фигурки из цветной мозаики». Цель: формировать умение в разделении и классифицировании сложных форм предмета на ряд однородных элементов заданной формы, находящихся в разных пространственных положениях и разных взаимоотношениях | Проведение дидактической игры «Занимательные круги Луллия». Цель: развитие логического мышления | Дидактическая игра «Фигурки из цветной мозаики»; дидактическая игра «Занимательные круги Луллия» | ||||||||
II неделя | Классификация | Проведение дидактической игры «Похоже – не похоже» Цель: формировать умение в выделении основных признаков предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их | Проведение игры «Помоги вышить коврик» Цель: формировать и развивать умение в классифицировании и обобщении, а так же внимательности и самоконтроле | Игра «Похоже – не похоже»; игра «Помоги вышить коврик» | ||||||||
III неделя | Классификация | Проведение дидактической игры «Волшебный квадрат». Цель: развитие самостоятельной логики мышления, которая позволит детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения; логически связанные между собой, обосновывать свои суждения, делать вывод | Проведение дидактической игры «Собираюсь в школу». Цель: развивать логическое мышление, умение классифицировать предметы по принадлежности, а также связную речь и самоконтроль | Дидактическая игра «Волшебный квадрат»; дидактическая игра «Собираюсь в школу» | ||||||||
IV неделя | Классификация | Проведение итогового занятия на развитие логической операции «классификации» по теме: «Полет на неизведанную планету». Цель: развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать; развивать логическое мышление, самостоятельность, творчество доказательную речь; умение оперировать начальными математическими знаниями и умениями | Проведение логико-математической игры «Моё маленькое путешествие». Цель: формировать и развивать умение в концентрировании, распределении внимания, связной речи, умении классифицировать предметы по заданным признакам | Итоговое занятие на развитие логической операции «классификации» по теме: «Полет на неизведанную планету»; логико-математическая игра «Моё маленькое путешествие» |
Специфика предлагаемых игр такова, что в одну и ту же игру в большинстве случаев можно играть много раз, поскольку меняются (варьируются) исходные данные. Каждое повторение игры включает элементы новизны и решаемая в процессе игры задача меняется.
В ходе работы были использованы игры, разработанные А.А. Столяром, О.М. Дъяченко, З.А. Михайловой, Г.А. Цукерманомᡃ, М.Н. Перовой, Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Логико-математические игры планировались и проводились во всех трёх блоках воспитательно-образовательного процесса (учебная, совместная, самостоятельная деятельность).
Апробировав комплекс игр, направленных на развитие операции классификации, мы пришли к выводу, что на занятии, включающем логико-математические игры, дети чувствуют себя комфортнее, увереннее в эмоциональном плане. Кроме этого, игры вызывали у детей интерес, дети проявляли активность.
Выводы. Значение обучающей логико-математической игры состоит в формировании у детей интереса к изучению математики в дальейшем, развитию умственных способностей, смекалки, сообразительности, логических операций мышления. Развитие логической операции «классификация» у старших дошкольников осуществляется более успешно и продуктивно в том случае, если: использовать в своей работе с детьми различные виды логико-математических игрᡃ; соблюдать последовательность в обучении дошкольников способам действий; в процессе использования логико-математической игры предоставлять детям самостоятельность, побуждать их к творческой активности; знакомить родителей с методами и приемами обучения детей логико-математических игр.
Необходимо, чтобы логико-математические игры применялись в работе с детьми систематически и целенаправленно, а формирование мыслительных операций должно продолжаться под руководством педагога.
Литература
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Москва: Мозаика-Синᡃтез, 2018. 112 с.
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в двух томах / Я. А. Коменᡃский; под ред. А. И. Пискунова. Москва: Педагогика, 1982. Режим доступа: (дата обращения )
- Павлова О.А. Механизмы стимулирования саморазвития логического мышления ребенка в дополнительном математическом образовании // Вопросы педагогики. 2019. № 12-1. С. 188-193
- Павлова О.А. и дрᡃ. Эмпирический подход в познании геометрических свойств объектов окружающего мира детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Гуманизация образования. 2016. № 1. С. 10-15.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Москва: Ремис, 2008. 448 с.
- Тепленькая Х. М. К проблеме формирования понятий у детей дошкольного возраста // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности: Сборник статей / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. — М.: Издательство Московского университета, 1968. С. 124—152
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Москва: Просвещение, 1968. 557 с.
- Чиркова Н.И. Сущность логической подготовки младших школьников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений педагогических специальностей / Нᡃ. И. Чиркова. — Саратов: Вузовское образование,2018. 48 Режим доступа: (дата обращения )
- Чиркова Н.И. Развитие самостоятельности логических высказываний в процессе освоения знаний младшими школьниками: Автореф. дисс. кандидата педагогических наук. М., 2007. 28 с.
- Чиркова Н.И. Роль логических высказываний в освоении знаний школьниками // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2006; № 4. С 126– 132. Режим доступа: (дата обращения )
- Чиркова Н.И. Формирование учебного действия классификации у младших школьников: логико-методический аспект // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 186-188 DOI:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение старших дошкольников пересказу
Материал для педагогического совета.В материале рассказывается о методах и приёмах, которые необходимо использовать на занятиях по обучению старших дошкольников пересказу....
Обучение старших дошкольников монологической речи
Конспект занятия "Обучение пересказу сказок "Репка", "Теремок" с использованием модели в старшей группе детского сада...
Опыт работы по обучению старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок
В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8 "Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок...
Обучение старших дошкольников самосбережению здоровья.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования....
ТРИЗ для обучения старших дошкольников приемам фантазирова¬ния, придумывания нового объекта и обучения навыку классификации
Самообразование по ТРИЗ...
Обобщение передового опыта» Обучение старших дошкольников чтению как важнейшее условие перехода к обучению в школе»
Опыт работы по обучению дошкольников чтениюв образовательное пространство МБДОУ детский сад « Теремок» (в рамках одной возрастной группы для детей 6-7 лет)...
ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕЙСТВИЮ КЛАССИФИКАЦИИ
Необходимость формирования умения классификационных действий у дошкольников обусловлена тем, что в рᡃеальной жизни ребенок сталкивается с большим объемом свойств, явлений и факторов. При этом возможно...