Авторская статья. Формирование начальных инженерных технических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
статья
Важно в дошкольном возрасте выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Неслучайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образовательных программах дошкольных образовательных организаций эта деятельность рассматривается как одна из основных. Благодаря такой деятельности дошкольник развивается умственно, активизируются мыслительные процессы, формируется самостоятельность, изобретательность, стремление к поиску нового и оригинального.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование начальных инженерных технических навыков
у детей старшего дошкольного возраста
Караульнова О.А., заведующий
Петрова И.В., старший воспитатель
Павлова Е.Ф., воспитатель
МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
пгт. Тяжинский, Кемеровская область – Кузбасс
В настоящее время актуальным вопросом является включение инженерного образования уже на дошкольной ступени, так как на современном рынке производственных отношений назрела популяризация профессии инженера, необходима подготовка квалифицированных инженерно-технических кадров. Важно в дошкольном возрасте выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Неслучайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образовательных программах дошкольных образовательных организаций эта деятельность рассматривается как одна из основных. Благодаря такой деятельности дошкольник развивается умственно, активизируются мыслительные процессы, формируется самостоятельность, изобретательность, стремление к поиску нового и оригинального.
Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Но еще до того, как слово «конструирование» вошло в языковой обиход, идеи детского конструирования–строительства нашли свое отражение в педагогических концепциях дошкольного образования Е.Н. Водовозовой и А.С. Симонович. Также проблему развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста рассматривали: Л.А.Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Г.А. Урадовских.
Ф. Фребель придумал первый конструктор, который представляет собой набор разных типов каждого возраста. Использование игрового пособия «Дары Фребеля» позволяет создать такие ситуации и предлагает детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и результатов, способствует развитию самостоятельности и инициативе в разных видах деятельности, которые должен освоить дошкольник. Л. А. Парамонова, разработав педагогическую систему реализации новой стратегии в разных видах конструирования, предлагает конкретные рекомендации по использованию традиционных и новых материалов, только начинающих входить в образовательную практику дошкольных организаций. По мнению ученого, детское конструирование имеет созидательный, творческий характер, соответствует интересам и потребностям ребенка-дошкольника. По мнению А. Н. Давидчук, конструирование способствует воспитанию у детей таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе. В процессе конструирования у дошкольников формируется эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается художественный вкус. В трудах Л. В. Куцаковой дана развернутая технология обучения детей конструированию при использовании конструкторов, бумаги, картона, строительного, природного, бросового и других материалов. Подбор материалов для творчества отвечает принципам дидактики и возрастным возможностям дошкольников .
Научные исследования показывают, что наиболее эффективным способом развития у дошкольников интереса к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны. Несомненно, развитие таких умений происходит в процессе специально организованного обучения.
МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» поставил перед собой задачу: воспитывать новое поколение инженеров через реализацию парциальной программы «От Фрёбеля до робота — растим будущих инженеров». В 2021 году образовательной организации присвоен статус Инновационной площадке федерального уровня АНОДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота» приказ №10 от 07.04. 2021 г. Принимая решение об апробации данной программы в условиях детского сада, мы увидели явные преимущества и возможности повышения качества работы ДОО. Новый технический контент уже дополнил и обогатил содержание основной образовательной программы ДОО по пяти образовательным областям: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»в направлении «Конструирование». Благодаря игровым набором «Дары Фребеля», переосмыслена и выстроена иначе работа по организации конструктивно-модельной деятельности на всех этапах дошкольного возраста с учетом наращивания технического потенциала и поэтапного обогащения опыта детской деятельности.
Стало очевидно, что для развития технического творчества дошкольников необходимо создавать условия для приобретения детьми опыта работы с разными конструкторами и овладения педагогами программным обеспечением робототехнических конструкторов.
На сегодняшний день в детском саду развитие конструктивного творчества у детей старшего дошкольного возраста осуществляется средствами игрового набора «Дары Фребеля» и конструктора LEGO. Диапазон его широк. Мы используем следующие виды: Эдьюкейшн, Лего – Сити, Лего – CLASSIK, ЛегоWeDo2.0, Лего –DUPLO.
Использование LEGO – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Игровой набор «Дары Фребеля» обеспечивает целостность образовательного процесса через игру, обладает огромным развивающим и обучающим потенциалом. Конструктивная деятельность требует высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим расчёт, продуманность, определенная последовательность и точность в работе.
Для эффективной организации занятий по конструированию и робототехнике продумана развивающая предметно-пространственная среда для занятий по конструированию. В каждой группе детского сада созданы центры «Конструирования и моделирования», где воспитанники могут во время самостоятельной деятельности конструировать свои шедевры. В отдельном кабинете организована инженерная мини – студия, оснащенная наличием наглядных пособий, технологических карт, вспомогательных материалов в виде иллюстраций, литературы, игрового набора «Дары Фребеля», LEGO-конструкторов.
На занятиях по конструированию воспитанники учатся создавать, строить и воплощать в жизнь собственные образы, собирают свои первые механизмы, в игровой форме знакомятся с работой шкивов, зубчатых передач, рычагов, проектируют модели, следуя чертежу, ставят небольшие эксперименты. Увлечение робототехникой побуждает детей к развитию инженерно-творческого мышления, воспитывает будущих инженеров и конструкторов. Тематическое планирование включает разделы: «Авиационная техника», «Бытовые приборы», «Строительство», «Транспорт», «Роботы», «Кораблестроение» и др.
Считаем, что ведущими и главными в обучении конструктивной деятельности являются следующие наглядные методы: обследование образца, показ способа действий в сочетании с пояснением. Из практических методов педагог наиболее часто использует игровые упражнения. На всех занятиях выдерживается технология (этапы) ОД, предусмотренные программой.
В ходе образовательного процесса ребята выполняют различные ситуации. Так, например, дошкольники подготовительной группы программировали аллигатора, что бы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней пищу, или рычащего льва, который садится, затем ложится и рычит, чуя косточку. Дети проявляют большой интерес, когда им предлагается выстроить места, посещение которых некоторым людям не нравится, например, кабинет врача-стоматолога или процедурного кабинета (прививочного кабинета). Педагог выясняет, почему они себя чувствуют некомфортно, просит взять мини – фигурки и разыграть ситуации, которые создают неудобства, предлагая высказать свои идеи о том, как посещение таких мест сделать более приятным и полезным.
Большое значение при работе по программе «От Фрёбеля да робота: растим будущих инженеров» имеет инженерная книга, в который дети фиксируют свои идеи, замыслы, отмечают этапы работы конструирования, обозначают схемы, рисунки объекта, отмечают не только правила техники безопасности при работе с конструкторами, но и правила безопасности (например, во время полета на самолете – если конструируют самолет; во время работы с утюгом – если конструируют по теме «Бытовая техника»). Педагог обсуждает с детьми идеи, задает вопросы для развития мышления детей: «Что хочешь делать?», «Из чего или на чем?», «Чем будешь делать?», «В каком порядке?». При таких тщательных разборах у детей развивается не только воображение, но речь. В процессе творческой деятельности каждый ребенок может устроиться, где захочет, выбрать себе соседей по интересам. Ребята могут свободно перемещаться по мини-студии, если им требуется какой-то инструмент, материал, схему или детали. Такое общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других детей, сравнивать свои объекты, обмениваться мнениями и открытиями.
Работая с конструктором индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать рабочие идеи и воплощать их в постройках, планировать и совершенствовать их. Многие ребята хорошо владеют элементами графической грамотности: кратко характеризуют модель, делают зарисовку чертежа в инженерной книге.
Не менее важной задачей является воспитание бережного отношения к продуктам конструктивной деятельности, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребенок любит «возвращаться» к своим постройкам, вносить в них изменения, поэтому педагог обращает особое внимание дошкольников на осторожное, внимательное отношение к собственным и чужим результатам творческой деятельности, показывает постройки товарищей, учит замечать успехи других, радоваться им. Целесообразно стало объединение детей для совместных построек, создание таких ситуаций, в которых ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает других. Такая непростая деятельность стала интересна дошкольникам, так как дает возможность не просто сделать для себя открытие, а придумать и создать что-то новое, интересное и увлекательное. Практика показала, что дошкольники, однажды самостоятельно выполняя задания по схеме, смогут создавать свои первые проекты, участвовать в творческих конкурсах и продолжать заниматься этим в школе. В этом и есть преемственность обучения, начиная с воспитанников детского сада и заканчивая учениками в школе. После таких занятий, ребята с удовольствием делятся своими впечатлениями с родителями. Родители стали более заинтересованными в интересах своих детей и активными участниками различных мероприятий.
Мы уверены, что готовность детей к изучению технических наук в период дошкольного возраста позволит нашим воспитанникам чувствовать себя комфортно в научно-технической среде современного мира. Со своей стороны, считаем необходимым распространять опыт работы, создавать и регулярно обогащать методические копилки для педагогов, включать родителей в совместную деятельность и проводить открытые мероприятия для них, начать проектировать программы преемственности развития технического творчества детей между детским садом и школой. Ставим перед собой стратегические и тактические задачи работы в рамках апробации данной парциальной программы. Пытаемся выработать механизм отбора содержания предварительной работы как основы успешной организации конструктивно-модельной деятельности, упорядочить и предложить методическую копилку проблемно-поисковых, образовательных, мотивационных ситуаций, в рамках которых будет успешно разворачиваться конструктивно-модельная деятельность в любом детском саду, независимо от статуса экспериментальной площадки.
Литература
1.Волосовец, Т.В., Карпова, Ю.В., Тимофеева, Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Т.В. Волосовец и др. - Самара: Вектор, 2018.Текст: непосредственный.
2.Волосовец, Т.В., Карпова, Ю.В., Дрыгина, Е.Н. и др. ООО «Научно-технический центр», - Вып. №1. - Самара: 2018. – Текст: непосредственный.
3.Капица, М. А. Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» / М. А. Капица. — // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4743/ (дата обращения: 25.03.2020). Текст : электронный
4. Белова, Д.Н., Использование ЛЕГО-конструирования в дошкольном возрасте /Д.Н. Белова.- . // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 271–273. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570056.htm– Текст : электронный
5. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала/Л.В.Куцакова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 43 с. - Текст: непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы
Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...
Статья "Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в проектную деятельность"
Одной из оптимальных технологий, поддерживающих компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов.Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию,...
Статья на тему: "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...
Статья "Формирование начальных инженерных технических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Развитие конструктивного творчества у детей старшего дошкольного возраста, осуществляемое средствами игрового набора «Дары Фребеля» и конструктора LEGO. Обмен опытом....
Статья Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...
«Развитие основ инженерно-технического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-упражнений с робототехническим набором «MatataLab»
Робототехника – одно из самых передовых направлений науки и техники. Образовательная робототехника - относительно новое направление обучения, воспитания и развития детей. Робототехника в дошколь...
Авторская статья. Формирование начальных инженерных технических навыков у детей старшего дошкольного возраста
Формирование начальных инженерных технических навыкову детей старшего дошкольного возраста...