Проект "Волшебный праздник - Новый год!"
проект (средняя группа)
Главной целью проекта является знакомство детей с традициями празднования Нового года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ng.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лукоморье»
Проект
«Волшебный праздник- Новый год!»
Составители: Тунева Н.В
Малинина Э.И
П. Элитный 2023
Актуальность
Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков представляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к своей культуре, своему народу через рациональное использование общенародных праздников, основанных на музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях.
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Мы встречаем Новый год»
Цель проекта: познакомить детей с традициями празднования нового года.
Задачи проекта:
•Разобрать понятие праздник – Новый год, выделить его характерные особенности, традиции.
• Вызвать желание у детей и родителей участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление поделок).
• Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке Новогоднего праздника.
• Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
• Укрепить детско – родительские отношения. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
• Создать новогоднее настроение.
Тип проекта: среднесрочный (с 3.12. по 29.12.)
Целевая аудитория:
дети, родители, воспитатели.
Формы организации проекта:
• познавательные занятия; эксперименты;
• дидактические и словесные игры;
• рассматривание иллюстраций;
• беседы;
• подвижные игры;
• дыхательная гимнастика.
Оборудование и материалы:
• набор для детского художественного творчества.
• иллюстрации о празднике Новый год;
• ёлка, новогодние украшения;
• подбор художественных произведений;
Формы работы с родителями:
Привлечение родителей к совместной деятельности и творчеству в группе:
-создание предновогоднего настроения — украшение группы, украшение окон в группе, изготовление новогодних игрушек, снежинок в домашних условиях совместно с детьми.
-участие родителей с детьми в групповой выставке «Мастерская Деда Мороза»
Консультации для родителей:
-«Безопасный Новый год»;
- информация в родительский уголок: «Новый год и дети», «Из истории празднования Нового года»;
- подготовка костюмов к новогоднему празднику.
Этапы реализации проекта
Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями |
1 этап. Подготовительный 4.12.. – 8.12. | 1. Определение темы проекта; 2. Формулирование цели и задач проекта; 3. Составление плана реализации основного этапа проекта; 4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта; | Информирование родителей о задачах и содержании проекта. Выставка совместных с детьми поделок «Мастерская Деда Мороза» |
2 этап – практический. (непосредственная деятельность по проекту 11.12. | 1. Составление рассказа по картинкам «Вот уж скоро Новый год» Ц: Обобщить представления детей о празднике. 2. Рисование «Снегири на ветке» 3. Чтение худ. лит. «Снегурочка» И. Гурина 4. Дых./и. «Подуй на снежинку» 5. Подвижная игра «Снежиночки - пушиночки» | Мастер – класс: «Игрушки – самоделки » |
12.12. | 1. Беседа «Где живет Дед Мороз» 2.1.Презентация «Где живет Дед Мороз?» 3.Чтение В Сутеева «Ёлка». 4. П/и «Снежки». | Оформление папки – передвижки: «Новый год». |
13.12. | 1. Просмотр мультфильма «Снеговик-почтовик» 2. Аппликация «Снеговик» 3. Строительные игры: строим дом Деда Мороза. | Подбор материалов для оформления группы к новому году. |
14.12. | 1. Заучивание стих-ий к новогоднему утреннику 2. П/и. «Снег кружится» 3. Д/и «Найди одинаковые рукавички» 4.С/р. и. «Гости скоро к нам придут — срочно накрываем стол!» | Консультация «Готовимся к Новому году». |
15.12. | 1.. С/р и. «Новогодний почтальон» - изготовление конвертов для отправки письма — поздравления Деду Морозу! 2. Чтение худ. лит. «Мороз Иванович», Одоевский В.Ф 3. Наблюдение за снежинками Ц: Формировать у детей умение видеть красоту окружающей природы; знакомиться со свойствами снега.. | Информация: «Что подарить ребенку на новый год. И как это лучше сделать» |
18.12. | 1. Рисование «Наша елочка - красавица» 2. Драматизация сказки «Рукавичка» 3. Чтение худ. лит. «Трудно быть добрым» Абрамцева Н.К 4. П/и. «Снежная карусель» 5. Украшение группы к празднику | Консультации для родителей на родительском собрании на тему: «Безопасный Новый год» |
19.12. | 1. Заготовить украшение из цветного льда для елочки на прогулочном участке 2.Чтение худ. лит. Н.Носов «Как мы ходили за ёлкой» 3. Слов./и. «Что в мешке у Деда Мороза» 4. Просмотр мультфильма «Снегурочка» 5. Украшение группы к празднику | Памятка: «Правила пожарной безопасности при украшении елки» |
20.12. | 1.Беседа «Почему на Новый год наряжают ёлку?» 2.Рассматривание знакомых и незнакомых книг в книжном уголке на новогоднюю тематику. 3.П/и. «По снежному мостику» 4.Чтение худ. лит. «Госпожа метелица» 5. Лепка: «Шарики, хлопушки весёлые игрушки» | Консультация: «Что подарить ребенку на новый год?». |
21.12. | 1. Чтение худ. лит. Л. Воронкова «Два Мороза» 2. Аппликация «Волшебные гномы» 3.Дых./и. «Снегопад» 4. Ситуативный разговор: «Все дороги в лесу и в городе замело, как Дед Мороз приедет на праздник?» 5.Повторение песен и стихотворений на новогодний утренник. | Стенгазета «Опасный огонек» Ц: помощь в подборе материала |
22.12. | 1. Аппликация «Чем богаче борода — тем теплее Д.Морозу» 2. Чтение худ. лит. «Помощники Деда Мороза О. Корнеева 3. П/и. «Снежиночки - пушиночки» 4. Речевые игры:«Поможем зиме» Цель: Продолжать учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным. 5. Отгадывание загадок. 6. Экскурсия к новогодней елке в парке. | Изготовление поделок на выставку: «Сундучок Деда Мороза» |
25.12. | 1. Беседа «Елочные украшения», знакомство и рассматривание старинных елочных игрушек 2.Коллективное изготовление открытки для Деда Мороза 3. Слов./и. «Скажи наоборот» 4. Д/и «Угадай, чего не стало на ёлке» 4. Дискотека «Новогодняя» (детские песни о празднике..) | Оформление выставки «Сундучок Деда Мороза» |
26.12. | 1.П/и. «Найди снегурочку» 2. Чтение худ. литературы Л.Воронковой «Таня выбирает ёлку» 3. Просмотр мультфильма «Тимошкина ёлка» | Информация: «Из истории празднования Нового года», |
27.12. | 1. Новогодний бал «Волшебный праздник Новый год» | Помощь в подготовке к новогоднему утреннику. |
28.12. | 1.Беседа «Как прошёл праздник Новый год» Ц: Побуждать детей к высказываниям: поделиться радостью и прекрасными впечатлениями о самом любимом празднике. Стараться следить за своей речью. Активизировать пассивных детей, задавать наводящие вопросы. Формировать у детей умение составлять рассказ из личного опыта. 2.Просмотр мультфильма «Сказка про Новый год» 3.Просмотр мультфильма «Невеселые петарды» (Смешарики) | Информация: «Новый год и дети» |
3 этап. Заключительный. 29.12. | Выставка работ по проекту «Мастерская Деда Мороза» | Участие родителей в жизни детского сада. |
Продукты проекта:
• Выставка поделок «Мастерская Деда Мороза».
• Новогодний праздник «Волшебный праздник Новый год».
Ожидаемый результат.
Дети:
• обогащение знаний детей о Новогоднем празднике;
• осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения во время праздника – Новый год;
•получили новые знания о празднике Новый Год как об одном из русских народных праздников; •расширили представления о возможностях создания украшений для интерьера и ёлки своими руками; •приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.
Педагоги:
•подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений;
•наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях Нового Года.
Родители:
•проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта;
•рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комплекс дыхательных упражнений.
- 1. «Подуем на снежинку».
Вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребёнок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за её движением по столу.
- 2. « Подуй на снежок»
Дети дуют на кусочки ваты через трубочки.
- 3. "Снегопад".
Оборудование: "снежки" из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Подвижные игры.
«СНЕЖКИ»
Цель: Развитие общей и мелкой моторики.
Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».
«СНЕЖНАЯ КАРУСЕЛЬ»
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки,
После небольшого отдыха игра возобновляется.
«ПО СНЕЖНОМУ МОСТИКУ»
Цель: развитие равновесия, обучение прыжкам.
Материал: снежный вал.
Ход игры: ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.
«СНЕЖИНОЧКИ-ПУШИНОЧКИ»
Цель: развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.
Ход игры: играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый говорит:
Снежиночки – пушиночки
Устали на лету,
Кружиться перестали,
Присели отдохнуть!
Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, они возобновляют игру.
«НАЙДИ СНЕГУРОЧКУ!»
Цель: развитие внимания, памяти.
Материал: кукла «Снегурочка»
Ход игры: взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.
«БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ!»
Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» — говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Беседа «Где живет Дед Мороз»
Загадка про Деда Мороза
У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
Дети: Мороз.
Рассказ воспитателя:
Ребята а вы знаете где живет Дед Мороз?
Ответы детей: Да, нет, не знаем.
Попробуйте догадаться, в жарких странах может жить Дед Мороз?
Ответы детей:
А в море, океане может жить Дед Мороз?
Ответы детей:
А как вы думаете, где Деду Морозу будет хорошо, комфортно жить?
Ответы детей: скорей всего, где холодно.
Правильно ребята, Дед Мороз живет на севере в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. Этот город расположился на реке Сухоне.
Дом Деда Мороза большой и построен из дерева, можно сказать, что и не дом вовсе, а настоящий терем. Этот дом волшебный, гостеприимный и уютный. В нем очень много комнат. Для подарков, которые присылают Деду Морозу с разных уголков страны, есть отдельная просторная комната. Есть комната специально для хранения нарядов Деда Мороза. А их у него очень много, есть и шубы, и летние кафтаны и лыжный костюм. Самая большая комната – это комната желаний. Когда гости заходят в эту комнату и под звук колокольчика загадывают желание. Обо всех желаниях Дед Мороз узнает, когда ложиться спать. У него есть кровать с большой и маленькой периной. Подушек на ней семь, ровно столько, сколько дней недели, на понедельник маленькая, а на воскресенье самая большая. Конечно, всем бы было интересно узнать, в какой именно комнате Дед Мороз хранит подарки для детей. Но этого никто не знает. Это тайна за семью печатями.
В конце декабря Дед Мороз покидает свой дом в Великом Устюге и направляется в Москву, чтобы зажечь первую новогоднюю елку.
В период новогодних и Рождественских праздников дед Мороз не сидит на месте. В Великом Устюге Дед Мороз любит устраивать приемы гостей и народные гуляния. Дед Мороз всех помнит и непременно принесет каждому подарок под елочку в новогоднюю ночь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рассказ об истории возникновения Нового года в России
Как хороша новогодняя елка!
Как нарядилась она – погляди!
Платье на елке зеленого цвета,
Яркие бусы блестят на груди
Елка у нас высока и стройна,
Вечером вся засверкает она
Блеском огней, и снежинок и звезд,
Словно павлина раскрывшийся хвост!
Елка в кармашки свои золотые.
Спрятала множество разных сластей
И протянула к нам ветки густые,
Словно хозяйка, встречает гостей.
Дерево лучше нигде не найдешь!
С елкой хорошей и праздник хорош!
О.Высотская
А все же, откуда появилась традиция отмечать праздник и наряжать елку? Новый год считается одним из самых любимых и веселых праздников. Мы ждем пушистого белого снега, нарядную и украшенную елку и Дедушку Мороза со Снегурочкой. Однако, не всегда наступление Нового года праздновали 1 января.
Наши далекие предки, восточные славяне, отмечали этот праздник весной – 1 марта, когда природа просыпается ото сна и оживает. А мы сейчас в этот период мы празднуем Масленицу.
После этого, период Нового года стали отмечать по православному церковному календарю – 1 сентября. В этот день царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили кисель.
1 января, праздновать Новый год в России начали в 1700 году – по указу царя Петра 1. Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Почему на Новый год принято украшать ёлку?
Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю Петру 1 пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.
Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.
Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда-то жители германских племен считали ель символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов. Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т.д. Только позже елка появилась в домах простых людей.
Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки…
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Когда наступает Новый год.
Оказывается, новогодний праздник – самый древний из всех существующих праздников. При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». А древние римляне придумали обычай дарить новогодние подарки и веселиться всю ночь напролет. Пожелание «С Новым годом, с новым счастьем!» - сохранившееся с древних времен магическое заклинание, чтобы призвать удачу, счастье, благополучие и отогнать беду.
В Древней Руси Новый год связывали с весной – началом зарождения нового урожая – и отмечали 1 марта. В ХIV веке Московский церковный собор постановил считать началом нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только в 1699 году царь Петр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом запретил отмечать Новый год 1 сентября и велел украшать двор, улицу, дом сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками. И чтоб это украшение стояло до 7 января.
В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. Первым пустил ракету Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление нового года. А затем началось празднование по всей Москве.
Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о подготовке к Новому году" Удивительное чудо-это праздник Новый Год"
Статья о проведенной работе с детьми старшего дошкольного возраста в преддверии Нового Года...
Сценарий праздника нового года "Новый Год в Подводном царстве" для детей старшего дошкольного возраста.
Новый год в Подводно...
Сценарий праздника нового года:"Новый год в аэропорту."(Для детей старшей и подготовительной групп)
Сценарий праздника нового года:"Новый год в аэропорту."(Для детей старшей и подготовительной групп)...
Сценарий праздника Нового года "Новый год в аэропорту" в подготовительной группе
Сценарий праздника Нового года "Новый год в аэропорту" в подготовительной группе...
«История праздника Новый год» Как рассказать детям о празднике Новый год
Что же это за праздник Новый год?В новогоднюю ночь зажигаются разноцветные огни на прекрасной лесной красавице елке, сверкают елочные игрушки, а под елкой сам Дедушка Мороз оставляет разные, ожид...
сценарии праздников (новый год первая младшая группа, новый год средняя группа, спортивный праздник)
сценарии праздников в детском саду...
Сценарий Новогоднего праздника для детей младшего дошкольного возраста в детском саду «К нам пришел веселый праздник, это праздник – Новый год»
Сценарий Новогоднего праздника для детей младшего дошкольного возраста в детском саду«К нам пришел веселый праздник, это праздник – Новый год»Описание материала: сценарий новогоднего...