ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДОГОГОВ В ДОУ
методическая разработка (старшая группа)
Введение в действие новых образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольном образовании поставило перед молодыми педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада - от среды до образовательного процесса. И связано это вовсе не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые, уникальные условия. Напротив, молодой педогог должен закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детского сада «Березка», структурное подразделение «Звездочка»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДОГОГОВ В ДОУ
Воспитатель: гр.«Ручеек»
Щербакова Олеся Владиславовна
2023 г.
Введение в действие новых образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольном образовании поставило перед молодыми педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада - от среды до образовательного процесса. И связано это вовсе не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые, уникальные условия. Напротив, молодой педогог должен закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту.
Чем же заключается инновационность? Что теперь возможно? Например, отказаться от некоторых традиционных форм работы - не тех, традиционность которых имеет мощный фундамент научных обоснований, а тех, которые в большей степени стали привычкой. Можно перестать ориентироваться на традиционные перечни обязательных уголков и уделить внимание тому, что реально интересует детей и важно для их развития.
Например, если для детей совершенно не актуальна игра в «Почту», тогда не нужны в уголке ничего не значащие для них муляжи посылок, конверты и прочие предметы, которые только отнимают полезную площадь.
Можно перестроить ежедневную деятельность группы так, чтобы у детей появилось больше времени на самый естественный для них и в то же время самый развивающий вид деятельности - игру. К примеру, сделать, игры мобильными и легкодоступными.
У молодого педагога есть возможность развивать регуляторные способности детей не через «сели ровненько, глазки на меня, слушаем внимательно», а через предоставление детям возможности высказываться, принимать решения, планировать свою жизнь в группе, уклад и т. д.
У воспитателя есть возможность несколько облегчить свой труд, взяв в напарники такой мощный ресурс, как развивающая предметно-пространственная среда. Конечно, даже идеально организованная среда не способна заменить взрослого как носителя и передатчика культурных средств, однако она не только способствует решению образовательных задач, но и нейтрализует одну из основных трудностей наших детских садов - большое количество детей в группах.
Самое же главное заключается в том, что новые возможности появляются у детей. Основная из них - прожить дошкольное детство в соответствии со своими потребностями и возможностями, а также - заявить о себе: о том, что он тоже знает, как устроен мир, и у него есть свои представления о прекрасном, что он много может и умеет, что он думает.
Я как молодой педагоги, работающий в ДОУ, создаю все условия для того, чтобы у ребенка появилась возможность:
- быть услышанным и оцененным;
- решать проблемные ситуации,
- аргументировать свои суждения, предлагать собственные творческие решения;
- работать в группах, сотрудничать, помогать друг другу;
- уходить от помощи взрослого, двигаясь к автономии группы («мы сами»);
- решать задачи, ставить их, преодолевать препятствия, реализовывать свои намерения.
А что это, как не навыки, крайне необходимые человеку XXI века, пресловутые четыре «К»: коммуникативность, креативность, командная работа, критическое мышление?
Одним из развивающих и в то же время очень естественных для дошкольников форматов организации жизни в группе может стать образовательное событие. Развивающий эффект такого формата доказан многолетней практикой Е.Е. Кравцовой, Ж.И. Сугак.
Для молодых педагогов, очень важно выстраивать образовательную деятельность с детьми с учетом зоны ближайшего развития, а так же с учетом пространства детской реализации. Событийный формат образовательной деятельности позволяет проектировать ситуации, в которых у ребенка появляется осмысленная потребность как в осознанном владении имеющимися в социуме культурными нормами, так и в творческом подходе к использованию появившихся умений. Образовательное событие становится тем пространством возможностей, в котором ребенок является инициатором собственной образовательной деятельности.
Система дошкольного образования в нашей стране имеет богатую историю. На сегодняшний день арсенал педагогов обогатился и другими формами работы с детьми: интегрированные и комплексные занятия, проекты, разнообразные мероприятия, выполняющие в том числе и образовательные задачи. Эти образовательные единицы являются популярными и активно используются в работе с детьми.
В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств, так и более конкретных, предметных результатов, это могут быть образовательные события спровоцированные воспитателем или возникшие по инициативе детей (концерты, спектакли, клубы, квесты, утренние круги доверия)
Да, настоящая живая курочка - это, безусловно, событие. И такими событиями - яркими и впечатляющими, но краткосрочными - тоже должна быть наполнена жизнь ребенка в детском саду. Однако настоящее образовательное событие долгосрочно, это достаточно длительный отрезок времени, когда все дети вовлечены в единую, общую для всей группы историю, т. е. каждый может найти себе занятие, которое будет интересно, актуально и значимо для его развития.
1. Образовательное событие - часть полноценного образовательного процесса, развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников.
2. Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом.
3. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность.
При грамотном руководстве молодого педагога тема захватывает детей, проникая в разные виды деятельности.. Таким образом, дети и взрослые сосуществуют в едином деятельностном пространстве - в событии.
Переход на событийный формат образовательной деятельности в ДОУ дарит новые возможности сем участникам образовательного процесса. Для взрослого – это возможность увидеть ребенка в новом свете, услышать его и не перестать удивляться. Для ребенка – возможность заявить о том, что он вовсе не «Чистая доска», что у него есть свои способы мыслить, творить действовать. Взаимодействовать с этими способами не как с «неправильными» и не подгонять их под общепринятые мерки.
Вас ни когда не удивляло, что бабочка и ее личинка совершенно не похожи? И дело не во внешнем различии. Тельце, количество лапок, способ передвижения и питания – между ними нет ни чего общего. И тем не менее из толстой, вечно что то жующей гусеницы со временем появляется прекрасная бабочка. А нельзя ли поторопить события, чтобы бабочка появилась сразу? Как известно, если к гусенице приделать крылья, бабочкой она не станет. В каком то смысле с дошкольником та же история. Он совершенен для своего периода, ему не надо пришивать крылья. Он сам и вырастит, и он будет еще более прекрасен и совершенен, если взрослый, который будет рядом в этот период, будет помогать малышу – просто создавая и сохраняя естественные для него условия.
Организация жизни в детском саду в событийной форме – это как раз и есть возможность для ребенка естественным образом использовать весь ресурс, который предоставляет дошкольный период.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение в действие новых образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольном образовании поставило перед молодыми педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада - от среды до образовательного процесса.
Отказ от традиционных форм работы. П ерестать ориентироваться на традиционные перечни обязательных уголков и уделить внимание тому, что реально интересует детей и важно для их развития. Можно перестроить ежедневную деятельность группы, сделать игры мобильными и легкодоступными.
Необходимо создать все условия для того, чтобы у ребенка появилась возможность: быть услышанным и оцененным; решать проблемные ситуации. аргументировать свои суждения. работать в группах. уходить от помощи взрослого, двигаясь к автономии группы («мы сами»); решать задачи.
Навыки , крайне необходимые человеку XXI века, пресловутые четыре «К»: 1. коммуникативность, 2. креативность , 3. командная работа, 4. критическое мышление
О бразовательное событие - это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях . За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств, так и более конкретных, предметных результатов.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ 1. Образовательное событие - часть полноценного образовательного процесса, развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. 2. Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом. 3. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ 1. Эмоциональный взрыв - получение известия, принятие решения. 2. Ожидание самого события, подготовка к нему - в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни. 3. Наступление ожидаемого события - еще один эмоциональный взрыв. 4. Жизнь после события - жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило. В физике и в некоторых разделах философии «событие» трактуется как «то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира».
Организация жизни в детском саду в событийной форме – это как раз и есть возможность для ребенка естественным образом использовать весь ресурс, который предоставляет дошкольный период.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений докольников"
Тема недели "Детский сад"Упражнение Аквагимнастика - "Детский сад"Детский садик, Детский садик!(По поверхности воды из лодошек изображаем крышу)Малыши туда спешат!(Ходьба пальчикам...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тематическая неделя "Детский сад"Упражнение "Аквагимнастика" - "Детский сад"Листики под ножками весело шуршат (медленное поглаживание поверхности воды).С...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тема недели "Осень"Упражнение Аквагимнастика - "Дождь"Дождь пошел, как из ведра,Будет лить он до утра.И.п пальцы разведенны в стороны;(легкое постукивание пальцами по поверхности в...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тематическая неделя "Осень"Упражнение "Аквагимнастика" - "Сентябрь"...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тематическая неделя "Осень"Упражнение "Аквагимнастика" - "Ходит - бродит осень"Ходит – бродит осень, по лесным тропинкам. Ходит – бродит осень (ходьба п...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тема недели "Я в мире человек"Упражнение Аквагимнастика- "Моя семья"Моя семья крепка, дружна.(опустить ручки на дно контейнера,скрепить ручки между собой в замочек)И для меня она в...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тема недели "Я в мире человек"Упражнение Аквагимнастика - "Ножки- ручки"Ножки,ножки! Я вас знаю,Я утром одеваю.(развести два авльчика в стороны, ходьба двумя пальчиками по воде)Руч...