Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников
консультация

Елена Викторовна Селиванова

    В дошкольном детстве важное место отводится  музыкальному воспитанию.

          Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на детей.

          Это эффективное средство психорегуляции, это язык чувств и эмоций, понятный для всех, на котором  изъясняется трепетная душа человеческая.  Ни для кого не секрет, что сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами  нарушений  этой самой сферы. В  детский сад приходит всё  больше детей с ярко  выраженной  гиперактивностью  и психосоматическими заболеваниями. Многие из них не могут самостоятельно справиться  с нервно-психологическими нагрузками, которые  испытывают в дошкольном учреждении и дома.  С этим связаны различные отклонения в поведении, в частности повышенная агрессивность.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»

                                                                               

Консультация для воспитателей на тему

«Музыка  как  средство  коррекции  поведения  и  развития  коммуникативных  способностей  дошкольников»

Селиванова Е.В.

музыкальный руководитель  

2023г

    В дошкольном детстве важное место отводится  музыкальному воспитанию.

          Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на детей.

           Это эффективное средство психорегуляции, это язык чувств и эмоций, понятный для всех, на котором  изъясняется трепетная душа человеческая.  Ни для кого не секрет, что сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами  нарушений  этой самой сферы. В  детский сад приходит всё  больше детей с ярко  выраженной  гиперактивностью  и психосоматическими заболеваниями. Многие из них не могут самостоятельно справиться  с нервно-психологическими нагрузками, которые  испытывают в дошкольном учреждении и дома.  С этим связаны различные отклонения в поведении, в частности повышенная агрессивность.

           Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на флешкарте, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребёнка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

          Музыкотерапия, может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

           Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребёнок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается катарсис (очищение). В третьем — снимается нервно-психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию.

         Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой - является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребёнком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

           Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

К слушанию музыки относятся

·   беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;

· специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом  услышанного;

·   упражнения на внутреннее  слушание.

На  успешность  проведения  занятий, как справедливо указывается  во многих руководствах, положительно влияют позитивная  личность музыкального  терапевта, владение им способами музыкального выражения — игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

Так же пассивная музыкотерапия, а в частности слушание может быть представлено следующими видами:

-  Музыкопробуждение. Включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием в момент приема детей в детский сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна.

-  Музыкосон. Прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей.

- Музыконаслаждение. Слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психологического оздоровления.

Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:

·   специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

·   использовать на занятиях другие виды музыкальной деятельности детей: музыкальное движение, пение, игру в оркестре, дирижирование;

·   использовать произведения других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки, а музыкальные произведения вызывают у детей интерес и положительные эмоции.

Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, - преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

           Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия - ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребёнок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

           Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

           Рекомендуется использовать песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям.

           Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие. .   Дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку.

Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении. Произносятся гласные, выражающие удивление («А»), уклонение, содрогание («У»), расслабленность («О»), воспроизводятся вздох, зевота, потягивание. Следующий шаг - выражение телесных чувств, например, удовольствия, радости, вызываемых расширением объёма груди, расслабленностью мускулатуры. Такие приемы помогают избавиться от агрессии, поднимают настроение.

           Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми.  Вот некоторые из упражнений. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом. «Крадущаяся кошка» (Д. Пучини, «Вальс» из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, «Юмореска»). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку. «Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

          Коммуникативные танцы – игры занимают особое место. Поскольку они и развивают, и развлекают. Каковы же особенности  коммуникативных танцев- игр?

Во – первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающими элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания и т.д. движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны, для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

 В коммуникативных танцах – играх ( помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению:
  • Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием  раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на

жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие,

открытое отношение людей друг другу. То в целом они производят

положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в

танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений

между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской

группе.

Такие танцы как, пляска « Приглашение», танец- игра « Плетень», танец-игра  «Найди себе пару», игра  « Ищи» решают такие задачи: развитие

слухового внимания, самостоятельности, ориентировки  в пространстве,

чувства ритма, культуры  поведения. Танец « Доброта» - развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развития внимания, быстроты реакции.

Есть такие танцы, например « Потанцуй со мной, дружок» ,( Становись

скорей в кружок, потанцуй со мной дружок, шаг назад шаг вперед и на месте

поворот),которые могут танцевать все, и без определенной  подготовки  ( в

тексте проговариваются все движения)для детей старших групп, их можно

использовать в работе с детьми и родителями  на утренниках .

Ценность и польза коммуникативных танцев – игр очевидна, использовать их можно в самых разнообразных формах работы детьми- и на занятиях, для совместных игр – танцев, старших  детей с младшими, детьми с родителями,  на праздниках, и развлечениях .

           Таким образом, использование элементов музыкотерапии на музыкальных занятиях помогает становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребёнка яркими переживаниями,  способствует формированию нравственных качеств личности и эстетического отношения к окружающему.

           Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будут сочетаться с элементами музыкотерапии.

           Английский  писатель У.Теккерей  писал: «Посейте  поступок – и  вы  пожнёте привычку, посейте  привычку – и  вы  пожнёте  характер, посейте  характер – и  вы  пожнёте  судьбу». Так  и  музыку  можно  и  нужно использовать на  всех  этапах  развития  ребёнка  как  воспитательное  средство, как  средство  общения, средство, которое  даёт  возможность  почувствовать  красоту  и  гармонию  не  только  музыкального  искусства, но  и  всего  мира.