«Как подготовить ребенка к школе»
консультация (подготовительная группа)
Образовательные технологии в ДОУ —
один из инструментов подготовки детей к школе.
Мы живем в XXI веке, где очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные подходы в организации жизни и деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях. В этом смысле готовность дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.74 МБ |
![]() | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология познавательно - исследовательской деятельности.
Оснащение уголка экспериментирования : - Приборы – помощники : увеличительные стекла, лупа, песочные часы, компас и магниты, пипетки, вата, воронки; - Природные материалы : камешки разного цвета и формы, глина, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи пёрышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, веточки, мох, семена фруктов; - Бросовый материал : кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки; деревянные, пластмассовые, металлические предметы .
Сотрудничество с родителями. Для повышения родительской активности в вопросе познавательно - исследовательской деятельности детей для родителей организуем: Родительские собрания. Творческие мастерские. Консультации. Индивидуальные беседы. Тематические папки-ширмы.
Игровая технология. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Здоровьесберегающие технологии. Выделяют следующую классификацию: - физкультурно-оздоровительные (направленные развитие физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.); - образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников); - обучения здоровому образу жизни ( проблемно-игровые (самомассаж);
«Театрально — игровая» технология.
Развитие речи, активизация словаря. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется .
Нравственное воспитание. Разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость.
Эстетическое воспитание. В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности с детьми решаются следующие задачи: развитие творческих способностей и творческой самостоятельности ; овладение импровизационными умениями; развитие всех функций и форм речевой деятельности; совершенствование познавательных процессов.
Заключение. Проведенный анализ готовности дошкольников к обучению в школе позволил уточнить понятие «готовность к обучению», определить сущность и особенности процесса её формирования, выявить компоненты: 1. личностная готовность: способен получать новые знания; 2. интеллектуальная готовность: 3. эмоционально-волевая готовность: умеет ставить цель; 4. социально-психологическая готовность: уступать, защищаться; учиться;физическая готовность .
Предварительный просмотр:
« Первого педагогического форум «Единая страна -Единые стандарты» г.Мариуполь.
Образовательные технологии в ДОУ —
один из инструментов подготовки детей к школе.
Мы живем в XXI веке, где очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные подходы в организации жизни и деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях. В этом смысле готовность дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
В настояще время обеспечение дошкольного и начального образования остаётся одной из сложнейших и нерешённых проблем в современной педагогике.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов.
Цель системы «детский сад - школа» - обеспечить дальнейшее гармоническое развитие личности ребёнка в статусе школьника.
Учитывая непрерывный характер образования, важно подготовить ребёнка к школе, к тем трудностям, которые ожидают его.
Применение образовательных технологий в ДОУ.
ФГОС ДО[5] определяет новый подход к современному дошкольному образованию, где одним из основных требований является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.
1. Технология познавательно - исследовательской деятельности.
Применение этой технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире, формировать у дошкольников способности устанавливать причинно - следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, вырабатывать суждения и умозаключения, удовлетворяя детскую природную любознательность.
Исследование – процесс творческий, рождается на основе внутренней потребности в познании. На собственных наблюдениях, опытах, установлении закономерностей у детей стимулируется познавательная активность и любознательность, возникает интерес к исследованию природы, развиваются мыслительные операции.
Важнейшей задачей становится подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска
Основной особенностью экспериментирования в детском саду является то, что потребность в проведении опыта, наблюдения может возникнуть у детей во время игры в группе, и в процессе общения. Это могут быть:
- Случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в группе или на участке.
Детская игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, поэтому занятия по экспериментированию могут содержать множественные элементы игры. Так детям легче будет усваивать даже сложные понятия.
Следует заинтересовать ребёнка экспериментом, и тогда он будет возвращаться к деятельности такого рода. И даже сможет самостоятельно выстраивать свои личные исследования и опыты.
Экспериментальная деятельность детей в д/с решает следующие задачи:
- формирование способности видеть многообразие мира ;
- развитие собственного познавательного опыта ;
- развитие познавательных интересов детей ;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают представления о различных сторонах изучаемого объекта;
идёт обогащение памяти ребёнка;
- развивается речь;
- формируется самостоятельность, способность преобразовывать материалы для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера, творческие способности;
- формируются трудовые навыки;
- укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Оснащение уголка экспериментирования :
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, лупа, песочные часы, компас и магниты, пипетки, вата, воронки;
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи пёрышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, веточки, мох, семена фруктов;
- Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки; деревянные, пластмассовые, металлические предметы.
Сотрудничество с родителями.
Вовлечение родителей в педагогический процесс укрепляет их
заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.
Для повышения родительской активности в вопросе познавательно - исследовательской деятельности детей для родителей организуем:
- Родительские собрания.
- Творческие мастерские.
- Консультации.
- Индивидуальные беседы.
- Тематические папки-ширмы.
2. Игровая технология.
Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Значение игры невозможно исчерпать. В этом её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Выделяют следующую классификацию:
- физкультурно-оздоровительные (направленные развитие физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
- образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников);
- обучения здоровому образу жизни ( проблемно-игровые (самомассаж);
4. «Театрально — игровая» технология.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.
Если в работе с детьми использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Театрализованная деятельность, как никая другая, развивает личность ребёнка: прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру; совершенствует навык воплощения в игре своих переживаний, помогает эмоциональному раскрепощению, снятию зажатости на публике, развивает у ребёнка фантазию, правильную речь, память и мышление.
Развитие речи, активизация словаря.
Умело поставленные вопросы при подготовке к театрализованной
деятельности побуждают детей анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У нег о улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Нравственное воспитание.
Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей, которых дети играют, усиливают впечатление от высказываний, поступков этих героев. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создаёт у них удовлетворение, являющееся стимулом к контролю за своим поведением.
Разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость.
Эстетическое воспитание.
Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля ,костюмов — всё это даёт повод для изобразительного и технического творчества детей и родителей, развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности с детьми решаются следующие задачи:
- развитие творческих способностей и творческой самостоятельности ;
- овладение импровизационными умениями;
- развитие всех функций и форм речевой деятельности;
совершенствование познавательных процессов.
Театрализованная деятельность позволяет эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности.
Заключение.
Что же такое готовность ребёнка к школе? Это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности ребёнка в школе.
Говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей.
Специфика дошкольного образования в наше время такова, что его результативность определяется не суммарным набором конкретных знаний, умений и навыков, а множеством личностных качеств, выработанных у ребёнка за время его пребывания в детском саду (игровая компетенстность, развитые воображение и логическое мышление, любознательность).
ФГОС ДО опредопределяет дошкольное образование как первую ступень общего образования. В стандарте представлены целевые ориентиры дошкольного образования, представляющие психологические и социальные
характеристики достижений детей к окончанию дошкольного образования, например, «ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.[5]
Проведенный анализ готовности дошкольников к обучению в школе позволил уточнить понятие «готовность к обучению», определить сущность и особенности процесса её формирования, выявить компоненты:
1. личностная готовность: способен получать новые знания;
2. интеллектуальная готовность:
а) познавательная,
б) речевая;
3. эмоционально-волевая готовность: умеет ставить цель;
4. социально-психологическая готовность: уступать, защищаться;
а)мотивационная; желание учиться;
- физическая готовность.
В нашем исследовании мы определили, что применение современных педагогических технологий (здоровьесберегающей, игровой, театральной деятельности, экспериментально-исследовательской) в работе с дошкольниками образовательного процесса приводит к решению проблемы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/21/picture-597867-1424533199.jpg)
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»
Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс многоплановый....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-876879-1488208798.jpg)
Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»
«Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»...
Консультация для родителей "Скоро в школу!" - как подготовить ребенка к школе.
В данной консультацие говориться о том, что же является важным в подготовке к школе. Какими качествами должен обладать будущий первоклассник. Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьном...
Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»
Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Как подготовить ребенка к школе»
Консультация для родителей поготовительной к школе групппы "Как подготовить ребёнка к школе"...
Родительское собрание «Психологические особенности ребенка, идущего в школу. Как подготовить ребенка к школе»
Задачи:• Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.• Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.• Вырабатывание совместного решения для улучшения п...