«Как подготовить ребенка к школе»
консультация (подготовительная группа)

Сиделёва Валерия Александровна

     Образовательные технологии в ДОУ —

                         один из инструментов подготовки детей к школе.

 

         Мы  живем  в  XXI  веке,  где очень  высокие  требования  жизни  к организации  воспитания  и  обучения  заставляют  искать  новые,  более эффективные   подходы в организации  жизни  и деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях.  В этом  смысле  готовность  дошкольников  к  обучению  в  школе  приобретает особое  значение.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Первого педагогического форум «Единая страна -Единые стандарты» г.Мариуполь. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 "Солнышко" общеразвивающего вида. «Как подготовить ребенка к школе» Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Сиделёва Валерия Александровна Москва, 2023г.

Слайд 2

Технология познавательно - исследовательской деятельности.

Слайд 3

Оснащение уголка экспериментирования : - Приборы – помощники : увеличительные стекла, лупа, песочные часы, компас и магниты, пипетки, вата, воронки; - Природные материалы : камешки разного цвета и формы, глина, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи пёрышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, веточки, мох, семена фруктов; - Бросовый материал : кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки; деревянные, пластмассовые, металлические предметы .

Слайд 4

Сотрудничество с родителями. Для повышения родительской активности в вопросе познавательно - исследовательской деятельности детей для родителей организуем: Родительские собрания. Творческие мастерские. Консультации. Индивидуальные беседы. Тематические папки-ширмы.

Слайд 5

Игровая технология. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Слайд 6

Здоровьесберегающие технологии. Выделяют следующую классификацию: - физкультурно-оздоровительные (направленные развитие физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.); - образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников); - обучения здоровому образу жизни ( проблемно-игровые (самомассаж);

Слайд 7

«Театрально — игровая» технология.

Слайд 8

Развитие речи, активизация словаря. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется .

Слайд 9

Нравственное воспитание. Разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость.

Слайд 10

Эстетическое воспитание. В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности с детьми решаются следующие задачи: развитие творческих способностей и творческой самостоятельности ; овладение импровизационными умениями; развитие всех функций и форм речевой деятельности; совершенствование познавательных процессов.

Слайд 11

Заключение. Проведенный анализ готовности дошкольников к обучению в школе позволил уточнить понятие «готовность к обучению», определить сущность и особенности процесса её формирования, выявить компоненты: 1. личностная готовность: способен получать новые знания; 2. интеллектуальная готовность: 3. эмоционально-волевая готовность: умеет ставить цель; 4. социально-психологическая готовность: уступать, защищаться; учиться;физическая готовность .



Предварительный просмотр:

« Первого педагогического форум  «Единая страна -Единые стандарты»  г.Мариуполь.

     Образовательные технологии в ДОУ —

                         один из инструментов подготовки детей к школе.

        Мы  живем  в  XXI  веке,  где очень  высокие  требования  жизни  к организации  воспитания  и  обучения  заставляют  искать  новые,  более эффективные   подходы в организации  жизни  и деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях.  В этом  смысле  готовность  дошкольников  к  обучению  в  школе  приобретает особое  значение.

        В  настояще  время  обеспечение    дошкольного  и начального  образования  остаётся  одной  из  сложнейших  и  нерешённых проблем  в современной  педагогике.

        Система  образования  в  Российской  Федерации  представляет  собой совокупность  преемственных  образовательных  программ  и  государственных образовательных  стандартов.

        Цель  системы  «детский сад - школа» - обеспечить  дальнейшее гармоническое  развитие  личности  ребёнка  в  статусе  школьника.

        Учитывая  непрерывный  характер  образования,  важно   подготовить ребёнка  к  школе,  к  тем  трудностям,  которые  ожидают его.

 

                Применение образовательных технологий в ДОУ.

        ФГОС  ДО[5] определяет  новый  подход  к  современному  дошкольному  образованию, где  одним  из  основных  требований  является  эффективное   применение  всех   педагогических  ресурсов  для  достижения  максимального  результата  в  воспитании  и  развитии  будущих  школьников.

                         

           1. Технология  познавательно - исследовательской  деятельности.

        Применение   этой  технологии  позволяет  дошкольнику  расширить  и упорядочить  представления  об  окружающем  мире,  формировать  у дошкольников  способности  устанавливать  причинно - следственные   и временные  связи  между  предметами  и  явлениями,  самостоятельно  и творчески  находить  способы  решения  проблемы  на  основе  логических алгоритмов,  вырабатывать  суждения  и  умозаключения, удовлетворяя детскую природную  любознательность.

        Исследование – процесс творческий, рождается на основе внутренней потребности в познании.    На  собственных  наблюдениях, опытах,  установлении  закономерностей у  детей  стимулируется  познавательная  активность  и  любознательность, возникает  интерес  к  исследованию  природы,  развиваются  мыслительные операции.

        Важнейшей задачей становится  подготовка  ребёнка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска

      Основной особенностью экспериментирования в детском саду является то,  что  потребность  в  проведении  опыта, наблюдения  может  возникнуть у детей  во  время  игры  в группе,  и  в  процессе общения.  Это могут быть:

- Случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в  ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в группе или на участке.

        Детская игра в  дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, поэтому  занятия  по экспериментированию могут содержать множественные  элементы  игры.   Так  детям  легче  будет  усваивать  даже сложные  понятия.

        Следует  заинтересовать  ребёнка  экспериментом,  и  тогда  он   будет возвращаться  к  деятельности  такого рода.  И  даже  сможет  самостоятельно выстраивать  свои  личные  исследования  и  опыты.

         Экспериментальная деятельность детей в д/с решает следующие задачи:

  • формирование  способности видеть многообразие мира ;
  • развитие собственного познавательного опыта ;
  • развитие познавательных  интересов детей ;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности,  критичности, самостоятельности.

         Главное  достоинство  применения  метода  экспериментирования  в детском  саду  заключается  в том, что  в  процессе  эксперимента:

- дети получают представления о различных сторонах изучаемого объекта;

идёт обогащение памяти ребёнка;                                

- развивается речь;

- формируется самостоятельность, способность преобразовывать материалы для достижения определенного результата;

- развивается эмоциональная сфера, творческие способности;

- формируются  трудовые навыки;

- укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

                    Оснащение уголка экспериментирования :

         - Приборы – помощники: увеличительные стекла,  лупа, песочные часы, компас и магниты, пипетки, вата, воронки;

         - Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи пёрышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев,  веточки,  мох, семена фруктов;

         - Бросовый материал: кусочки кожи,  меха,  лоскутки ткани,  пробки;  деревянные,  пластмассовые,  металлические  предметы.  

                        Сотрудничество с родителями.

        Вовлечение родителей в педагогический процесс укрепляет их

 заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

        Для  повышения  родительской  активности  в  вопросе  познавательно - исследовательской  деятельности  детей  для  родителей  организуем:

  • Родительские собрания.
  • Творческие мастерские.
  • Консультации.
  • Индивидуальные беседы.  
  • Тематические  папки-ширмы.         

                              2.  Игровая технология. 

        Игровая  форма  в  образовательном  процессе  создаётся  при  помощи  игровых приёмов и ситуаций, выступающих  как  средство  побуждения стимулирования  к  деятельности.

    Строится  как  целостное  образование,  охватывающее  определенную часть учебного  процесса  и  объединенное  общим  содержанием,  сюжетом, персонажем.  В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

      Значение  игры  невозможно исчерпать. В этом  её  феномен, что, являясь  развлечением,  отдыхом,  она способна  перерасти  в  обучение,  в творчество, в терапию, в модель  человеческих  отношений  и  проявлений в труде.             

                 

3. Здоровьесберегающие технологии.

        Целью  здоровьесберегающих  технологий  является  обеспечение ребёнку  возможности  сохранения  здоровья,  формирование  у  него необходимых  знаний,  умений,  навыков  по  здоровому  образу  жизни.

        Выделяют следующую классификацию:

- физкультурно-оздоровительные (направленные  развитие  физических качеств, закаливания,  дыхательной  гимнастики  и др.);

- образовательные (воспитания  культуры  здоровья  дошкольников);

- обучения  здоровому  образу  жизни ( проблемно-игровые (самомассаж);

                

4.   «Театрально — игровая» технология.

        Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

        Если в работе с детьми  использовать театрализованную деятельность, то формирование  способностей  произойдет  быстрее  и  эффективнее.

         Театрализованная  деятельность,  как  никая  другая,  развивает  личность ребёнка: прививает  устойчивый  интерес  к  литературе,  музыке,  театру; совершенствует  навык  воплощения  в игре  своих  переживаний,  помогает эмоциональному  раскрепощению,  снятию  зажатости  на  публике, развивает у ребёнка  фантазию,   правильную  речь,  память  и  мышление.

         

                       Развитие речи, активизация словаря.

         Умело  поставленные  вопросы  при  подготовке  к  театрализованной

 деятельности  побуждают  детей  анализировать  довольно  сложные  ситуации, делать  выводы  и  обобщения.    В  процессе  работы  над  выразительностью реплик  персонажей,  собственных  высказываний,  незаметно  активизируется словарь  ребёнка, совершенствуется  звуковая  культура  речи.

        Новая  роль, особенно  диалог  персонажей,  ставит  ребёнка  перед необходимостью  ясно, чётко, понятно  изъясняться.    У  нег о улучшается диалогическая  речь,  её  грамматический  строй,  ребёнок  начинает  активно пользоваться  словарем,  который,  в  свою  очередь,  тоже  пополняется.

                     Нравственное  воспитание.

        Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке.        Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей, которых дети играют, усиливают впечатление от  высказываний, поступков этих героев. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми  достойных поступков создаёт у них удовлетворение, являющееся стимулом к  контролю за своим поведением.

         Разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость.

                          Эстетическое  воспитание.

         Эстетическое  влияние  на  детей  оказывает  выполненное  со  вкусом оформление  спектакля ,костюмов — всё это даёт повод  для  изобразительного  и  технического творчества  детей  и  родителей, развивает  вкус,  воспитывает   чувство  прекрасного.

        В  процессе  реализации комплекса  занятий  по  театрализованной деятельности  с  детьми  решаются  следующие  задачи:

  • развитие  творческих  способностей  и  творческой  самостоятельности ;
  • овладение импровизационными умениями;
  • развитие всех  функций и форм речевой деятельности;

совершенствование познавательных процессов.

        Театрализованная  деятельность  позволяет  эффективно решает  задачи         нравственного  и  эстетического воспитания, обогащает  эмоциональную сферу, активизирует  речевую деятельность  и  корригирует  отклонения  в  разных  сферах  психической  деятельности.

        

                               Заключение.

         Что  же  такое  готовность  ребёнка  к  школе? Это  комплексное  понятие,  включающее  в  себя  качества,  способности, навыки  и  умения,  которыми  в  силу  наследственности,  развития  и воспитания  обладает  ребёнок  к  моменту  поступления  в  школу  и  которые  в сочетании  своём  определяют  уровень  адаптации,  успешности  ребёнка  в  школе.

         Говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных,  физических,  эмоциональных,  коммуникативных  качеств, помогающих  ребёнку  максимально  легко  и безболезненно  войти  в  новую школьную  жизнь,  принять  новую социальную позицию  «школьника», успешно  освоить  новую  для  него  учебную деятельность  и  безболезненно и  бесконфликтно  войти  в  новый  для  него мир  людей.

         Специфика  дошкольного  образования  в  наше  время  такова,  что  его результативность  определяется  не  суммарным  набором  конкретных  знаний, умений  и  навыков,  а   множеством  личностных  качеств,  выработанных  у  ребёнка  за время его  пребывания  в  детском  саду (игровая компетенстность, развитые  воображение  и  логическое  мышление,  любознательность).

        ФГОС ДО  опредопределяет  дошкольное  образование  как  первую ступень  общего  образования.  В стандарте  представлены  целевые  ориентиры дошкольного  образования,  представляющие  психологические  и  социальные

 характеристики  достижений  детей  к  окончанию  дошкольного образования,  например,  «ребёнок  проявляет  любознательность,  задаёт  вопросы  взрослым и  сверстникам,  интересуется  причинно-следственными  связями,  пытается самостоятельно  придумывать  объяснения  явлениям  природы  и  поступкам людей;  склонен  наблюдать,  экспериментировать.[5]

                 Проведенный  анализ  готовности  дошкольников  к  обучению  в  школе позволил  уточнить  понятие  «готовность  к  обучению»,  определить  сущность и  особенности  процесса  её  формирования,  выявить  компоненты:

1. личностная  готовность: способен получать новые знания;

2. интеллектуальная готовность:

          а) познавательная,

          б) речевая;

3. эмоционально-волевая готовность: умеет ставить цель;

4. социально-психологическая готовность: уступать, защищаться;

           а)мотивационная; желание учиться;

  • физическая готовность.

             В  нашем   исследовании  мы  определили,  что  применение  современных  педагогических  технологий (здоровьесберегающей,    игровой,  театральной  деятельности, экспериментально-исследовательской)   в  работе  с  дошкольниками    образовательного  процесса  приводит  к  решению  проблемы подготовки  детей  дошкольного  возраста  к  обучению  в  школе.

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....

Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»

«Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»...

Ваш ребенок будующий первоклассник. Как подготовить ребенка к школе?

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, с...

Консультация для родителей "Скоро в школу!" - как подготовить ребенка к школе.

В данной консультацие говориться о том, что же является важным в подготовке к школе. Какими качествами должен обладать будущий первоклассник. Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьном...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Как подготовить ребенка к школе»

Консультация для родителей поготовительной к школе групппы "Как подготовить ребёнка к школе"...