Детское экспериментирование
план-конспект урока (подготовительная группа)

Криворотова Ирина Геннадьевна

Воспитатели - Криворотова И.Г., Нагапетян О.В.

Детское эксперементирование в подготовительной группе.                                                                                                   

Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни.

Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно. Ребенок должен активно участвовать во всех видах деятельности, а не быть пассивным слушателем. Не следует превращать занятия в подобие школьного урока, когда дети сидят за столиками, чинно сложив руки, и внимают рассказу воспитателя, пусть даже очень увлекательному. Они должны чувствовать себя свободно, раскованно, не бояться высказать свои мысли и даже ошибиться. Постоянно поддерживайте естественный интерес ребенка к природе, который так характерен для этого возраста. Учитывайте индивидуальность ребенка. Также для обучения необходимо использовать самые разные виды деятельности детей.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperementirovanie5.docx677.16 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование

- это один из ведущих видов деятельности дошкольника.

Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни.

Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.

Как вместе с ребенком экспериментировать и проводить опыты в домашних условиях

Необходимо соблюдать некоторые правила:

#1059;становите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

#1055;одберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

#1054;бсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Обсудите правила безопасности, объясните их доступными для ребёнка словами

5. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

6. Оформите эксперимент в виде записей и фотографий о его проведении.

Поддерживайте увлеченность ребенка делом от начала до конца эксперимента. На всех этапах ребенок должен почувствовать свою причастность к открытиям.


В процессе игр - экспериментов у детей развивается

  • мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
  • воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть?)
  • внимание и память;
  • речь;
  • мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).

Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи.

Самостоятельная работа 36, 37

Значение экологического тропинки

Экологическая тропа — разновидность «учебных троп природы», которые стали активно создаваться у нас в стране в последние годы. Цель создания такой тропы — обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

Организация экологической тропинки

Согласно существующим рекомендациям, тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ландшафтов, например, берег реки, холм, выровненный участок луга и т.д. В условиях детского сада такое разнообразие следует создавать искусственно.

Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания. При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями. На тропе должны быть деревья разного возраста, в том числе хотя бы одно усыхающее дерево. Это позволит познакомить детей с рядом насекомых, лишайников, грибов, мхов, которые обычно поселяются на таких деревьях, и объяснить круговорот веществ в природе. На тропе должны быть небольшие повышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать более интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Традиционно дошкольные учреждения выделяют участки для посадки лекарственных растений.

Объекты тропы должны быть как можно более разнообразными. Не нужно стремиться, чтобы все на тропе выглядело идеально: убирать осенью сухие листья, выкорчевывать старые деревья, уничтожать абсолютно все сорняки. Экологическая тропинка — это не клумба! Задача - сделать, чтобы на ней было как можно больше разных природных объектов, а разнообразие условий — максимальным, как и в природе.

Методика работы с дошкольниками

Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека, — вот главные аспекты работы педагога с детьми в рамках программы. Не нужно знакомить детей с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть явлений, понятий, делая акцент на существующих в природе взаимосвязях. Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к результатам работы детей, даже к маленьким их успехам, поощряйте любознательность. Относитесь серьезно к любым наблюдениям детей. Как можно чаще хвалите их: за то, что заметили первый лист на дереве, первый распустившийся цветок, нашли камень необычной формы. Не злоупотребляйте выражениями типа: «Нельзя! Не делай! Защищай! Береги!».

Задача — подвести его к пониманию содержания тех же запретов, чтобы он сам сформулировал правила поведения в природе и мог объяснить их, а не просто запомнить.

Ребенок должен активно участвовать во всех видах деятельности, а не быть пассивным слушателем. Не следует превращать занятия в подобие школьного урока, когда дети сидят за столиками, чинно сложив руки, и внимают рассказу воспитателя, пусть даже очень увлекательному. Они должны чувствовать себя свободно, раскованно, не бояться высказать свои мысли и даже ошибиться. Не торопите детей, дайте им время подумать, задайте дополнительные, наводящие вопросы, дайте подсказку. Важен не сам правильный ответ, а то, как ребенок его обосновывает, как он мыслит.

Постоянно поддерживайте естественный интерес ребенка к природе, который так характерен для этого возраста. Учитывайте индивидуальность ребенка. Также для обучения необходимо использовать самые разные виды деятельности детей.

Практическое занятие 39.

Разработка маршрута по экологической тропинке участка детского сада

Название: Путешествие по экологической тропе в гостях у старичка Лесовичка

Хозяин тропинки: старичок Лесовичок

Цель: определение экологических знаний средствами экологической тропы ДОУ

Оборудование и материалы: схема маршрута экологической тропы, костюм старичка Лесовичка, термометр, флюгер, карточки с изображением природы.

Остановка №1. Помоги старичку Лесовичку определить погоду

Цель: определение особенностей погоды в определённый период времени.

Содержание работы:

  1. Наблюдение за погодой

  1. Старичок Лесовичок задает вопросы:
  • Ребята, а какая сегодня погода?
  • Как догадались?
  • Почему? (ясная – пасмурная, теплая – холодная, сухая – дождливая, ветреная – безветренная).
  • Ребята, а вы заполняете календарь природы?
  • Расскажите мне, какие обозначения вы будете использовать для сегодняшнего дня?

  1. Воспитатель:
  • Какой прибор – помощник поможет нам точно определить температуру воздуха? (термометр).
  • Посмотрите, сколько градусов показывает термометр на солнце? (нужно сначала найти - 0ºС). Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз — градусы холода.
  • Где температура воздуха выше в тени или на солнце?
  • Почему?
  • Что может повлиять на погоду в течение дня? (ветер).
  • Есть ли сегодня ветер?
  • Как это определить? (посмотрим на ветряной рукав, флюгер)

Старичок Лесовичок благодарит детей за новую интересную информацию для него, за помощь в определении погоды.

Дети отправляются на следующую станция.

Остановка №2. Волшебный цветник

Цель: определение особенностей внешнего вида, цветения растений в цветнике.

Содержание работы:

  1. Наблюдение за цветником

  1. Загадка о цветнике (загадывает старичок Лесовичок):

Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают. (цветы)

  1. Воспитатель задает детям вопросы:
  • Какое сейчас время года?
  • Для чего нужны растениям листья, корень?
  • Можно ли их срывать с клумбы?
  • Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
  • Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.)
  • Вы стоите рядом с этими чудесными цветниками. Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам? (Дети обмениваются своими впечатлениями.)
  • Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город, радуют жителей.)

  1. Д/и «Превратись в цветочек»

«Покружись, покружись и в цветочек превратись»

Дети должны действиями изобразить один из цветочков, а старичок Лесовичок угадывает цветочки.

Остановка №3. Чудесный огород старичка Лесовичка

Цель: определение условий, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой.

Содержание работы:

  1. Наблюдение за огородом

  1. Воспитатель задает вопросы:
  • Дети, скажите, что растет на грядке? (морковь, огурец, помидор и др).
  • Как всё это назвать одним словом? (это овощи).
  • Вспомните, какие ещё овощи вы знаете?
  • А кто выращивает овощи?
  • Расскажите, зачем люди выращивают овощи?
  • А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти?

  1. Рассказ старичка Лесовичка с использованием карточек

Солнце согревает землю, даёт растениям свет. Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни. Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь. Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь. Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.

Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).

Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов. Вот сколько помощников у растений.

Остановка №4. Веселый скворечник

Цель: участие в подвижной игре «Вороны, скворцы, синицы», закрепление знаний о птицах.

Содержание работы:

  1. Наблюдаем за скворечником

  1. Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Между веток новый дом,

Нет двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

  1. Воспитатель задает детям вопросы:
  • Что такое скворечник?
  • Откуда он взялся на нашем участке?
  • Для кого человек сделал скворечник?
  • Давайте вспомним, что мы знаем об этой птице?

  1. Подвижная игра «Вороны, скворцы, синицы»

Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия, предназначенные определенной птице: Скворец – машем руками, воробей - прыгаем, вороны – кружимся

Остановка №5. Наши друзья деревья

Цель:

Содержание работы:

  1. Игра «Угадай по описанию».

Воспитатель называет разные признаки деревьев, а дети определяют, о каком именно растении идет речь. Затем они здороваются с деревьями, обнимают их, гладят, слушают шелест листвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...