Адаптированная образовательная программа с детьми ОВЗ. 2023-2024 учебный год
рабочая программа (младшая группа)
Адаптированная образовательная программа с детьми ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prog_novaya.docx | 139.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол № _______ от «___» ___________ 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО директор МАОУ «Сосьвинская СОШ» _________________ Н.А. Слепцова приказ № ___ от ____________ 2023 г. |
Федеральная адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста,
с нарушениями опорно-двигательного аппарата и
задержкой психического развития
муниципального автономного образовательного учреждения «Сосьвинская СОШ»
структурное подразделение детский сад «Брусничка»
срок реализации программы 2023 – 2024 год.
Авторы составители:
воспитатели: Пакина Э.А.
Гындыбина Е.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3-4 |
1.1.1. | Цель и задачи Программы | 4-5 |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.2. | Планируемые результаты | 5-6 |
1.2.1. | Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы | 6-7 |
1.3. | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 7-8 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 8 |
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | 8-52 |
2.2. | Программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с НОДА | 52-63 |
2.3. | Описание вариативной части реализации ФАОП | 64-67 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 67 |
3.1. | Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка | 67-68 |
3.2. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 68-70 |
3.3. | Кадровые условия реализации Программы | 70-71 |
3.4. | Индивидуальный учебный план | 71-75 |
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Федеральная адаптированная образовательная программа для ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей обучающего с ЗПР МАОУ «Сосьвинская СОШ» структурного подразделения детского сада «Брусничка», разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами, регламентирующими функционирование системы дошкольного образования в РФ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного с АООП разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами, регламентирующими функционирование системы дошкольного образования в РФ;
- Комментариями Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Письмом Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13).
- Конвенцией ООН о правах ребенка от 13.12.1989 г.;
- Декларацией прав ребенка;
- Уставом МАОУ «Сосьвинская СОШ» структурное подразделение детский сад «Брусничка».
Федеральная адаптированная образовательная программа (далее по тексту – Программа) для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей обучающего с ЗПР (далее по тексту – НОДА), составлена на основании заключения ПМП от 14 ноября 2022г. № 1900574 и рекомендаци:
Рекомендации ПМПк:
- Образовательная программа: Федеральная адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом психофизической особеностей обучающегося с ЗПР.
- Специальные методы обучения: в соответствии с программой.
- Специальные учебные пособия: в соответствии с программой
- Специальные технические средства обучения: требуются
- Организация пространства: в соответствии с ФГОС
- Тьюторское сопровождение обучающихся: не требуется.
Направления коррекционной работы:
Педагог-психолог: формирование продуктивного взаимодействия со взрослыми, коррекция и развитие коммуникативных компетенций, компетпнций эмоционально-волевой сферы, пространственно-временных представлений, развитие игровых действий.
Учитель-логопед: формирование активной подражательной речевой деятельности, накопление и активизация словаря, формирование простой фразы.
Учитель-дефектолог: формирование и развитие познавательной активности, коррекция и развитие дефицитарных функций, зрительно-двигательной координации, крупной и мелкой моторики, пространственных ориентировок, предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений.
В программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:
- развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой, двигательной сфер ребенка;
- развития позитивных качеств личности ребенка;
- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;
- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки ребенка к обучению в общеобразовательной школе.
Данная программа предназначена для работы с ребенком поднотовительной группы комбинированной направленности. Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.
Реализация данной программы осуществляется совместно с семьей дошкольника для максимального преодоления отставания в познавательном и речевом развитии. Коррекционно-развивающие воздействия педагога-психолога, учителя–логопеда, воспитателей группы позволят создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательного процесса.
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель программы:
Создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений, познавательной и эмоционально-волевой сферы, психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка с ОВЗ.
Задачи:
1. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка с НОДА.
2. Обеспечивать доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основных образовательных областей: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
3.Создать адаптивную среду, позволяющую обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с НОДА в образовательном учреждении.
4. Обеспечить возможности для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психологического развития через проведение коррекции (исправление и ослабление) негативных тенденций развития.
5. Проводить профилактику вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
6. Организовать взаимодействия с семьями детей с НОДА для обеспечения полноценного развития.
1.1.2. Принципы и подходы к реализации Программы
• принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
• принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
• принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
• принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
• принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
• принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;
• принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения Программы - целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Настоящие требования являются ориентирами для:
-решения задач формирования Программы;
-анализа профессиональной деятельности;
-взаимодействия с семьями воспитанников;
-изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8лет;
-информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
Целевые ориентиры | |
Социально-коммуникативное развитие | - формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; - формирование навыков самообслуживания; - формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним; - формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении; развитие способности к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению |
Познавательное развитие | - формирование и совершенствование перцептивных действий; - ознакомление и формирование сенсорных эталонов; - развитие внимания, памяти; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. |
Речевое развитие | - формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического; - формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога; - формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи. |
Художественно-эстетическое развитие | - развитие сенсорных способностей; - развитие чувства ритма, цвета, композиции; - развитие умения выражать в художественных образах свои творческие способности. |
Физическое развитие | - формирование двигательных умений и навыков; - формирование физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма; - формирование пространственных и временных представлений; - развитие речи посредством движения; - управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр; - формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности |
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Педагогический мониторинг
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования) проводится в ходе наблюдений за активностью детей за спонтанной и специально организованной деятельности.
1. Образовательная область "Физическое развитие"
- Н.В. Верещагина «Педагогический мониторинг».
2.Образовательная область "Познавательное развитие"
- Методическое пособие – педагогический мониторинг. Автор Верещагина Н.В. по ФГОС
3. Образовательная область "Речевое развитие"
- Н.В. Верещагина «Педагогический мониторинг».
4.Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"
- Н.В. Верещагина «Педагогический мониторинг».
- Н.Н.Павлова, Л.Т.Руденко "Экспресс-диагностика в детском саду", Москва: Генезис, 2015г. (диагностика психических качеств у детей старшего дошкольного возраста)
5) образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"
- Н.В. Верещагина «Педагогический мониторинг».
- Л.А. Венгер "Педагогическая диагностика по программе "Развитие", Москва, 2000 г.(конструирование)
- О.П. Радынова, А. Катинене, М. Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников» (диагностика развития музыкальных способностей, стр.28-30) М., 1997
Психологический мониторинг особенностей развития детей с НОДА
Исследование рекомендовано для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в старшей группе.
Цель мониторинга - получение объективной информации об уровне готовности к школе и динамике сформированности предпосылок универсальных учебных действий у воспитанников подготовительной группы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Предметом мониторинга являются уровень развития психических процессов и развития эмоциональной сферы
- Комплект материалов Павловой Н.Н, Руденко Л.Г. предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста.
- В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др.
Логопедический мониторинг:
1.. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
2. И.Смирнова Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. Наглядно-методическое пособие
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях
Образовательные области | Задачи воспитателя | Задачи психолога | Задачи логопеда |
Познавательное развитие | Формирование элементарных математических представлений. Количество и счет.
Величина.
Форма.
Ориентировка в пространстве.
Ориентировка во времени.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Сенсорное развитие.
Проектная деятельность.
Дидактические игры.
Ознакомление с предметным окружением.
Ознакомление с социальным миром.
Ознакомление с миром природы.
Сезонные наблюдения Осень.
Зима.
Весна.
Лето.
|
| |
Речевое развитие |
Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи.
Связная речь.
Приобщение к художественной литературе.
|
| |
Физическое развитие |
Физическая культура
| ||
Художественно-эстетическое развитие |
Декоративное рисование.
Лепка.
Декоративная лепка.
Аппликация.
Прикладное творчество.
Конструктивно-модельная деятельность.
Музыкальная деятельность.
Слушание.
Песенное творчество.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество.
Игра на детских музыкальных инструментах.
| ||
Социально-коммуникативное развитие |
Ребенок в семье и сообществе.
Общественно-полезный труд.
Труд в природе.
Формирование основ безопасности.
Безопасность на дорогах.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
|
|
Педагогическое сопровождение воспитателей
Цель. Создание благоприятных условий для подготовки к жизни в современном обществе, для осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребенка.
Задачи.
Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Формировать у ребенка положительное отношение к художественному творчеству.
Развивать навыки общения со сверстниками, совместного выполнения действий в играх.
Развивать моторику и зрительно двигательную координацию.
ОО | Направление коррекционно-развивающей работы | Форма организации работы |
Социально-коммуникативное развитие | Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности. | Рассматривание сюжетных картинок Наблюдение за действиями и отношениями сверстников и взрослых в д/с Нахождение и общего и отличного во внешнем виде людей Игры-имитации, хороводные, театрализованные. Выделение действий и поступков (забота о ком-то) Беседы о семье |
со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | Объединение картинок по общему настроению героев Игры-имитации на отражение эмоций Пример взрослого Собирание общих “сокровищниц” (картинок, камешков, ракушек). | |
Познавательное развитие | Предполагает развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и от ношений объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии и народов мира. | Д\игры, развивающие и подвижные Игры – экспериментирования Игры с использованием д\материалов Наблюдение Интегрированная деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта В его практическую деятельность (предметную, игровую) Подбор и складывание разрезных картинок. |
Речевое развитие | Включает владение речью как средством общения и культуры, Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие | Рассматривание картинок и беседа по ним Сюжетные игры, распределение ролей Игры-драматизации “Колобок”, “Теремок”, “Репка”. |
Речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров, детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. | Составление рассказа на тему, предложенную ребенком Изобразительная деятельность Беседы о личных проблемах, близких людях, мультгероях и пр. Игры на развитие речевого дыхания, на развитие фонематического слуха Упражнения на укрепление мышц артикуляционного аппарата Игры с с пальчиками на основе фольклорных произведений Образовательные ситуации Обучающие игры с включением малых фольклорных форм. | |
Художественно- эстетическое развитие | Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания произведений искусства восприятия и музыкального, изобразительного) мира природы. Становление эстетического отношения к миру об окружающему, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки Художественной литературы стимулирование фольклора, сопереживание персонажам художественных произведений. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.) | Рассматривание иллюстраций Изобразительная деятельность Игры со строительным материалом Рассматривание предметов быта Рассматривание книг Наблюдение Чтение и инсценирование произведений Беседа после чтения Рассматривание иллюстраций Игры – драматизации Участие в постановке мини спектаклей Вечера литературных развлечений |
Методическое обеспечение развивающей работы воспитателя | ||
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет) Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет) Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительной группа (6-7лет) Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Подготовительной группа (6-7 лет) Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительной группа (6-7 лет) Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» группа Подготовительной (6-7 лет) Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество». Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет Николаева С.Н. «Юный эколог» система работы во всех возрастных группах детского сада Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительной группа (6-7 лет) Л.И.Пензулаева. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 6-7 лет Помораева, И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. группа (Подготовительной 6-7лет) Помарева И.А, Позина В.А. Художественное творчество Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет) Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. группа Подготовительной (6-7 лет) Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 6-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. |
Сопровождение музыкального руководителя.
Коррекционная деятельность руководителя осуществляется через ООД, праздники, развлечения, аудиальное развитие, музыкотерапию, различные виды фантазирования, режимные моменты – согласно возрастным и коррекционным потребностям воспитанника.
Цель: развитие музыкальных способностей во всех доступных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, песенном творчестве, музыкально-ритмических движениях, танцевально-игровом творчестве, игре на детских музыкальных инструментах, игре-драматизации; вызывание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений; обогащение музыкальными впечатлениями.
Направления работы | Формы и приёмы организации образовательного процесса | Срок |
1.Развитие речи средствами музыкального воспитания, пения, музыкальных игр. | Совместно – организованная деятельность: основные танцевальные движения, пальчиковая гимнастика, восприятие музыки, пение, музыкально ритмические движения, аудиальное развитие, праздники, развлечения. Различная деятельность в режимных моментах: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, игровые упражнения, гимнастика под музыку после сна, использование музыки для релаксации после занятий. Совместная деятельность детей: игры с пением, исполнение песен под фонограмму, музыкотерапия, пропевание потешек, попевок, упражнений, исполнение танцевальных импровизаций под музыку, игры на развитие музыкально -высотного слуха. Самостоятельная деятельность: игра на детских музыкальных инструментах в музыкально-игровых упражнений, фантазирование под музыку. Взаимодействие с родителями: консультации по темам «Музыкальное воспитание в семье», «Музыкотерапия дома», «Поём вместе», «Музыкальные инструменты своими руками». | По расписанию |
2.Формирование пространственных и временных представлений в процессе музыкально-ритмических движений, в подвижных играх и танцах. | ||
3.Формирование различных видов познавательной деятельности в процессе музыкальных игр и танцев. | ||
4. Формирование и управление эмоциональной сферой ребёнка в процессе игр, развлечений и праздников. | ||
5. Развитие морально – волевых качеств ребёнка через музыкальную деятельность –игры, развлечения, праздники. | ||
6.Укрепление здоровья через музыкальное воспитание в ритмических движениях. | ||
7.Формирование артикуляционного аппарата в процессе пения. | ||
8. Формирование правильного дыхания в процессе пения песен, распевок и попевок. | ||
9.Развитие тембрового, высотного, интонационного, динамического, ритмического слуха через аудиальное развитие. | ||
10. Закреплять лексико-грамматических средств языка средствами специально подобранных игр, песен, попевок. | ||
11.Закрепленние и автоматизация поставленных звуков в процессе пения песен, попевок, специально аудиальных упражнений. | ||
Методическое обеспечение коррекционной работы музыкального руководителя | ||
|
Сопровождение инструктора по физической культуре
Коррекционная деятельность руководителя по физической культуре осуществляется посредством словесной регуляции действий и функций активного внимания выполнения заданий, движений по образцу. Наглядного показа, словесной инструкции, развития пространственно -временной организации движений. Согласно тематическому плану инструктор подбирает «тематические» подвижные игры, игровые упражнения на закрепление словаря, грамматических категорий.
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Направления работы | Содержание работы |
• формирование пространственных и временных представлений; • изучение предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов; • развитие речи посредством движения; • формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности; • управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет. | Основные движения Ходьба. Ходьба обычная, на носках, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону. Ходьба в колонне по одному. Ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ зала. Ходьба с выполнением заданий. Ходьба между линиями, по линии, по доске, гимнастической скамейке, Бег. Бег обычный, на носках. Катание, бросание, ловля, метание. Прокатывание мячей, обручей. Бросание мяча снизу, из-за головы и ловля его. Перебрасывание мяча двумя руками из-за головы и одной рукой через препятствия. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками. Метание предметов на дальность. Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой, между предметами, змейкой, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Ползание на четвереньках, опираясь на колени и ладони. Перелезание через гимнастическую скамейку. Лазанье по гимнастической стенке. Прыжки. Прыжки на месте на двух ногах, продвигаясь вперед. Прыжки: ноги вместе, ноги врозь. Прыжки через линию. Прыжки через 2-3 предмета. Ритмическая гимнастика. Выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку. |
Методическое обеспечение развивающей работы | |
|
2.2. Программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с НОДА
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с НОДА в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Специалист ( ФИО) | Направление работы | Режим | Формы организации коррекционно- развивающей работы |
Воспитатели: Пакина Э.А., Гындыбина Е.В. | Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития, коррекционная работа по ориентированию пространстве в режимные моменты и в совместной образовательной деятельности | 5 дней в неделю | Разнообразные |
Учитель-логопед: | Коррекция и развитие всех компонентов речи. | 2 раза в неделю | Индивидуальные |
Учитель-дефектолог: | Коррекция и развитие дефицитарных функций, зрительно-двигательной координации, крупной и мелкой моторики, пространственных ориентировок, предметно- практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений. | 2 раза в неделю | Индивидуальные |
Педагог-психолог: | Психологическая помощь - игровое взаимодействие по развитию эмоционально-волевой и познавательных сфер | 2 раза в неделю | Индивидуальные |
Инструктор по физической культуре: | Физкультурные занятия | 2 раза в неделю | Групповые Индивидуальная работа во время организации ООД |
Музыкальный руководитель: | Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | Групповые Индивидуальная работа во время организации ООД |
Организация деятельности педагога-психолога.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются:
- формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность;
- формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;
- формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации);
- развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);
- стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);
- формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
- развитие зрительно-моторной координации.
- развитие навыков опрятности и самообслуживания.
Основные направления | Содержание | Сроки |
Работа с ребенком Диагностическое направление Коррекционно-развивающее направление | 1. Психолого-педагогическое обследование с целью точного выявления причин, структуры и степени выраженности отклонений в развитии, с целью выявления особенностей психического развития 2.Психолого-педагогический мониторинг: выявление особенностей динамики . 1.Составление индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности на учебный год. 2.Составление циклограммы деятельности. 3.Проведение (подгрупповой) деятельности по развитию эмоционально-волевой сферы. 4.Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности по развитию познавательной сферы. | Сентябрь, декабрь, май Сентябрь Октябрь-март Октябрь-март |
Работа с педагогами Консультативное направление | 1.Планированные коррекционно-образовательной деятельности с учетом комплексного обследования. 2.Консультации для специалистов-участников коррекционно-образовательного процесса 3.Консультации, беседы, семинары-практикумы для воспитателей группы | Октябрь, январь, май В течение года В течение года |
Планируемые результаты обучения:
- повысить познавательную активность детей;
- научить детей вступать и поддерживать контакт со взрослыми и сверстниками;
- научить детей понимать и принимать эмоциональное состояние, свое окружающих;
- снизить уровень агрессивности, восстановить психологический статус;
- улучшить двигательную координацию и чувство равновесия;
- сформировать коммуникативные качества;
- повысить работоспособность, снизить утомляемость;
- сформировать сенсорно-перцептивную способность ребенка.
Проблемы, выявленные в ходе мониторинга | Основные дидактические задачи | Дидактические игры и упражнения | |
Эмоциональная сфера и социализация | Не принимает на себя роль в игре. Не разговаривает. Произносит отдельные звуки, слоги. |
внимательно и тактично наблюдать за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер;
| Игры: «Магазин игрушек», «Нас лечат врач и медсестра», «Новоселье куклы», «Дом в котором ты живешь», «Зоопарк», «Что надо для поездки», «Подбери груз для машины». Игровые обучающие и проблемные ситуации. Игры – драматизации: «Перчатки» словац. Нар. Песенка в обраб. С. Маршака; «Зайки серые сидят», «Белки», «Насос и мяч», «Сосулька», «Шалтай-болтай», «Роботы и тряпичные куклы» Релаксационные упражнения |
Сенсомоторная сфера | Не различает цвет и форму предметов. |
обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.
обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы.
| Д/и «Мыши и сыр», «Разноцветные шары», «Разноцветные обручи», «Радуга», «Что лежит в мешочке», «Найди и назови», «Фигуры из палочек», «Составь такую же фигуру» и др. |
Познавательное развитие | Не имеет представления о предметах, затруднены представления в классификации предметов. С помощью взрослого называет звуками как говорят животных, не знает времена года, не устанавливает причинно – следственные связи. |
| Д/и «Подбери посуду правильно», «Найди пару», «Из чего сделано?», «Раздели предметы на группы», «Свойства», «Хитрые предметы», «Подбери картинку». Д/игры: «Сделай лесенку», «Что длиннее», «Найди игрушки», «Выше -ниже», «Скажи наоборот», «Отгадай, чего не стало», «Шире - уже», «То лстый - тонкий». Д/и «Разноцветные шарики», «Столько, сколько», «Подумай и ответь», «Что бывает по четыре», «Сколько всего», «Назови цифру», «Что бывает по 5», «Отсчитай столько же». Д/и «Найди круг», «Что бывает такой формы», «Найди похожее», «Найди треугольник», «Волшебный мешочек». Д/и «Где правая, где левая?», «Что,где?», «Кто первый назовет?», «На, над, под». Д/и «Что за чем?», «Когда это бывает?», «Назови пропущенное слово» и др. |
Развитие речи | Не разговаривает. Произносит отдельные звуки, слоги. | Развитие связной речи: Продолжать развивать диалогическую речь детей. Готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию). | Игра: «Подбери пару» Игра «Высокий - низкий» Игра «Тяжёлый - лёгкий» Игры «Жарко - холодно», «Быстро - медленно», «Весело - грустно» Игра «Скажи наоборот» Игра «Назови, что видишь?» Игра «Найди, где спрятались предметы» Игра «Звуки спрятались» Игра «Найди друзей» Игра «Замкни цепочку» Игра «Не заблудись в лабиринте» Игра «Друг за другом» и др. |
Программно-методическое обеспечение коррекционной работы
№ | Программа | Авторы, выходные данные | Краткая характеристика |
Программа развития способностей ребенка для детей старшего дошкольного возраста | Машталь Ольга | В программе представлены широкий выбор заданий, упражнений и игр на развитие творческих способностей, развитие и тренировка памяти, внимания и наблюдатель ности, обогащение и активизация словаря ребенка, связной речи, улучшение творческих навыков, фантазии, организованности и усидчивости. Цель всех этих заданий - формирование у ребенка таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, что поможет успешно обучаться в школе, избегая психоэмоциональной перегрузки. | |
Программа «Точка, линия, штрих» | О.Н.Небыкова -Волгоград: Учитель, 2015г.-2007г. | Представлены конспекты занятий по развитию мелкой моторики рук посредством штрихографии у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста, сочетающие все виды детской деятельности. Предложены пальчиковые игры, графические упражнения, которые помогут у детей сформировать мелко-моторные навыки, зрительно-двигательную координацию, пространственное восприятие и произвольность движений. | |
Программа «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» | Занятия в сенсорной комнате не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:
| ||
Программа «Цветик - Семицветик» для детей 4-7 лет | Куражева Н. Ю. | В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы, памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеткам) и саморегуляция. |
Организация деятельности учителя-логопеда
Основной целью коррекционно-логопедической работы является: формирование всей системы полноценной речевой деятельности: развитие понимание обращенной речи, расширение пассивного и активного словаря, формирование грамматического строя и связных высказываний, улучшение произносительной стороны речи. Очень важным является развитие полноценного речевого общения.
Развитие всех сторон речи и коррекция речевых нарушений.
Для коррекции речевых нарушений необходимо:
− Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: атаксии (нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата).
− Развитие речевого дыхания и голоса; Формирование продолжительности, звонкости, управлявшей голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции.
- Нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи).
− Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
− Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
− Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
− Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи.
При проведении коррекционно-логопедической работы с детьми с НОДА целесообразно использовать следующие методы логопедического воздействия: дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий), зондовый массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения.
Речевое развитие: Обращенную речь понимает не сразу, пассивный и активный словарь не соответствует возрасту. Не разговаривает. Произносит отдельные звуки, слоги. Связная речь не соответствует возрасту. Уровень ниже среднего.
Содержание | Дата | Возраст | Контроль | |
1. | Обследование устной речи ребенка. | сентябрь | 7 лет | Протоколы. Оформление речевой карты. Составление ФАОП программы. |
2. | Коррекционно-развивающие занятия с ребенком | сентябрь- апрель | Индивидуальная программа. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности.(Приложение1.) | |
3. | ППК по результатам коррекционной работы | Комиссии ППк Документы на ППк |
Коррекция речевого развития.
Направление коррекционной работы | Содержание | |
Моторика | Артикуляционная Мелкая Общая | Вырабатывать полноценное движение органов артикуляции, используя фотообразцы и д/материал (воздушные шарики, дождики трубочки дуть на легкие предметы). Развивать четкие движения пальцев рук, д\и «Рисовалочка» (обводка по контуру). Двигательные упражнения и имитация действий. Проводить пассивную артикуляционную гимнастику.
|
Просодика: Голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание. | Двигательные артикуляционные упражнения, упражнения с речевым сопровождением (выработка правильной воздушной струи, работа над интонацией, паузой, дикцией, ударным слогом). | |
Фонематические процессы. | Формирование первичных навыков операций звукового анализа и синтеза. Развивать слуховое внимание на неречевых и речевых звуках в д/играх «Какой музыкальный инструмент звучит?», «Кто как кричит?», «Кто позвонил?», «Чей голос громче?». Развитие слуховой памяти. | |
Звукопроизношение. | Подготовить речевой аппарат к постановке шипящих звуков. Автоматизировать звуки в разных позициях, в словах, слогах, предложениях и в разговорной речи. | |
Слоговая структура слова. | Работа над словами со стечениями согласных в слогах и в словах, имеющих много слоговую структуру. Речевой материал из обиходного словаря. | |
Лексика. | Расширять и активизировать словарь, используя лексические темы: «Моя семья», «Части тела», «Овощи-фрукты», «Времена года» и т.д. Обогащать словарь наречиями, антонимами, сложными предлогами. | |
Грамматический строй речи. | Формировать функции словообразования и словоизменения на материале лексических тем. | |
Связная речь. | Развивать связную речь. Совершенствовать навыки общения с детьми. Формировать речь и свои действия в повседневной жизни детского сада, описывать свои игрушки, участвовать в детских утренниках. Учить пользоваться в речи предложениями разной конструкции. |
Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.
Наименование программы, методики | Автор | Возраст |
«Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду» | Н.В.Нищева | 4-7 лет |
«Учим говорить правильно» | Т.А.Ткаченко | 5 – 7 лет |
«Говорю правильно» | О.Е. Громова | 3 – 7лет |
«Будем говорить правильно» | Н.В. Нищева | 3 -7 лет |
«Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». | И.Ю. Левченко, О.Г.Приходько. | 4-7 лет |
«Артикуляционный массаж лица и язычной мускулатуры». | Е.В.Новикова | |
«Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи» | Л.И. Белянова | 4 – 7 лет |
Программа «От рождения до школы» | Н.Е.Вераксы,ТС. Комарова,М.А.Васильева. | З-7 лет |
«Формирование речи у дошкольников» | Т.Е.Филичева,Г.В.Чиркина | 3 – 7лет |
«Логопедические игры и задания» | Г.А.Быстрова,Э.А.Сизова,Т.А.Шуйская | 4-7 лет |
«Логопедический массаж» | Е.Н.Краузе | |
«Уроки логопеда - игры для развития речи» | Е.М.Косинова | 4-7 лет |
«Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада» | Н.В.Нищева | 4-7 лет |
«Коррекционная педагогика» альбом для логопеда | О.Б.Иншакова | 6-7 лет |
Организация деятельности учителя-дефектолога.
Целью работы является:
- Коррекцию и развитие дефицитарных функций.
- Зрительно-двигательной координации.
- Развитие крупной и мелкой моторики.
- Пространственных ориентировок.
- Предметно-практической и конструктивной деятельности.
- Сенсорных эталонов.
- Элементарных математических представлений.
Содержание коррекционной работы:
- Укрепление нервной системы - здоровье сберегающий режим, индивидуальный подход.
- Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации, ритмические движения под музыку, подвижные игры на развитие ловкости, различение положения предметов и самого себя в пространстве, ориентировка во времени, в пространстве и на листе бумаги.
- Развитие мелкой моторики с Монтессори-материалом, конструирование, разборные игрушки, составление предметных разрезных картинок, шнуровка, наматывание ниток, мозайка, работа с пластилином, удерживание и работа с ножницами, пальчиковые игры с речевым сопровождением и без.
- Развитие моторики речевого аппарата - упражнения на развитие мышц лица, артикуляционная гимнастика.
- Развитие мимической мускулатуры - упражнения: закрывание глаз, зажмуривание, оскаливание, надувание щёк, задувание свечи и др. Имитация мимических движений с использованием картинок.
- Развитие и совершенствование речи: развитие восприятия речи, развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа, развитие лексико-грамматической стороны речи.
- Развитие познавательных процессов: названия частей предметов, развитие обобщающих понятий, названия детёнышей животных, выделение четвёртого лишнего, выделение признаков предмета, умение правильно строить речевые высказывания.
- Развитие гигиенических навыков и навыков самообслуживания определение частей и сторон тела человека, развитие навыков, связанных с гигиеной тела, навыков раздевания и одевания, навыков приёма пищи, навыков культурного поведения и самообслуживания.
Организация работы учителя-дефектолога
Содержание | Дата | Возраст | Контроль | |
1. | Диагностика. | Сентябрь | 7 лет | Протоколы. Оформление документации. Составление ФАООП. Корекционной работы. |
2. | Коррекционно-развивающие занятия с ребенком | Октябрь - Апрель | Индивидуальная программа сопровождения (ФАООП). | |
3. | ППК по результатам коррекционной работы | Май 2023г. | Комиссии ППк. Документы на ППк, ТМПК. |
Расписание коррекционных занятий.
Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога.
- «Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду» Н.В.Нищева 4-7 лет.
- Программа «От рождение до школы» Н.Е.Вераксы,ТС. Комарова,М.А.Васильева.З-7 лет.
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой.
- Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика / Под. ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2010.
- Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.
- Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» М., «Просвещение», 2014
- Дефектология словарь-справочник
- Дошкольная олигофренопедагогика, под ред. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева
- «Артикуляционная гимнастика» Е.Н.Краузе
- «Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». И.Ю. Левченко, О.Г.Приходько. 4-7 лет
- «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет»» Н.В.Нищева 3-7 лет
- Учим говорить правильно Т.А.Ткаченко 5 – 7 лет
- Говорю правильно О.Е. Громова 3 – 7лет
- Будем говорить правильно Н.В. Нищева 3 -7 лет
- «Сборник домашних заданий в помощь логопеду и родителям для преодоления фонематической стороны речи у старших школьников 5-7 лет».
- «Сборник домашних заданий в помощь логопеду и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» З.Е.Агранович 5-7 лет.
- Содержание вариативной части программы
Федеральная адаптированная образовательная программа педагога дополнительного образования по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ «Увлекательное творчество»
Цель программы – развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами изобразительной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- содействовать овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
- знакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
Коррекционно-развивающие:
- развивать психические функции средствами изобразительной деятельности: стимулировать к развитию познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятие, воображение) в процессе работы над художественным образом;
- развивать и совершенствовать сенсомоторную координацию, мелкую моторику, пространственное мышление средствами изобразительной деятельности;
- развивать речь, уточнять и активизировать словарный запас ребёнка;
- корректировать и развивать эмоциональную сферу, повышать самооценку;
- развивать способность к планированию собственной деятельности и произвольному усилию.
Воспитательные:
∙ формировать эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазию, эстетическую потребность в общении с искусством, природой, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
∙ формировать навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством педагога; умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности, развивать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу с позиций творческих задач данной темы;
∙ развивать эстетические чувства: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Содержание работы:
Направления работы | Содержание работы | Методы, способы, формы и средства работы | Срок | Ожидаемые результаты |
Регулятивная сфера | - учить проговаривать последовательность действий; - учить работать по предложенному плану; - учить совместно с педагогом и другими детьми давать эмоциональную оценку деятельности воспитанников на занятии. | Критерии при работе с детьми: - комфортная, радостная от процесса познания атмосфера; - целостное развитие личности ребенка; Разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка; - игровая организация обучения. Методы работы: словесные, наглядные, метод наблюдения, игровые, практические. | В течение учебного года |
|
Познавательная сфера | - учить ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; - учить перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; - учить самостоятельно выполнять творческие задания. | В течение учебного года | ||
Коммуникативная сфера | - учить пользоваться языком изобразительного искусства; - учить слушать и понимать высказывания собеседников; - учить работать самостоятельно, как индивидуально, так и в коллективе. | В течение учебного года | ||
Программно – методическое обеспечение:
|
III.Организационный раздел.
- Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
- Организация развивающей предметно- пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда в ОУ обеспечивает реализацию федеральнойадаптированной основной образовательной программы для детей с НОДА.
Развивающая предметно-пространственная среда формируется на основе целей, задач и принципов Программы.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным …….. пространством (групповые комнаты, кабинеты учителей-логопедов, кабинет педагога-психолога, физкультурный зал, музыкальный зал) материалами, оборудованием, и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
РППС ОУ обеспечивает и гарантирует:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья, эмоциональное благополучие детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации, проявления уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирования и поддержки положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ОУ, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ОУ, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
Развивающая предметно-пространственная среда ОУ создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах:
1) содержательно-насыщенная - игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; осуществлять двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2) трансформируемая – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) полифункциональная – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС;
4) доступная – обеспечивает свободный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5) безопасная – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования.
В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах) создаются условия для общения и совместной деятельности детей, как с взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети имеют возможность собираться для игр и ООД всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
На прилегающих территориях также выделены центры для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Предметно-пространственная среда ОУ обеспечивает условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей, а так же для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. Для этого в групповых помещениях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях находятся оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
Предметно-пространственная среда ОУ обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей, выделены центры, оснащенные оборудованием, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей. Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей.
Помещения ОУ оформлены с художественным вкусом; выделены центры, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.
В группе имеются:
Тематические плакаты. Модули. Муляжи (фрукты, овощи).
Технические средства: компьютер.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Дом», «Магазин», «Больница», «Автобус», «Парикмахерская», «Семья»).
Дидактические игры, настольно-печатные, развивающие.
Демонстрационный, раздаточный материал.
Предметно-пространственная среда доступна, безопасна в использовании. Мебель соответствует росту детей, игрушки и пособия хранятся в контейнерах.
С целью реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений в образовательной деятельности с детьми используется РППС ДОО, созданная для реализации обязательной части Программы, изменяются лишь задачи в работе с детьми.
С учётом коррекционной направленности обучения и содержания воспитания дошкольников с НОДА, развивающая, предметно-пространственная среда имеет свою специфику, которая обеспечивает коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром, так как направляет внимание ребенка на новые действия и ситуации, обогащает его информацией и стимулирует к правильному решению проблемы, тем самым удовлетворяет его потребность в общении, самоопределении и самореализации.
3.3. Кадровые условия реализации Программы
Требования к кадровым условиям реализации программы включают:
1. Укомплектованность дошкольной образовательной организации руководящими, педагогическими и иными работниками;
2. Уровень квалификации руководящих, педагогических и иных работников Организации;
3. Непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников Организации.
Дошкольная образовательная организация укомплектована квалифицированными руководящими, педагогическими, административно-хозяйственными работниками и учебно- вспомогательным персоналом. Для осуществления управления образовательной деятельностью организации, методического обеспечения реализации Программы, ведения бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной, медицинской деятельности, необходимой охраны жизни и здоровья, организации питания воспитанников привлекается соответствующий квалифицированный персонал в качестве сотрудников дошкольной образовательной . Дошкольная образовательная организация самостоятельно формирует свое штатное расписание.
Реализация Программы осуществляется:
1) педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ.
2) учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в ОУ.
В целях эффективной реализации Программы в ОУ создаются условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в том числе их дополнительного профессионального образования. ОУ самостоятельно обеспечивает консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей. ОУ осуществляет организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы.
Кадровый потенциал
Характеристика кадрового состава | Количество |
Воспитатель | 2 |
Младший воспитатель (с должностными обязанностями ассистента) | 1 |
Учитель- логопед | 1 |
Учитель-дефектолог | 1 |
Педагог- психолог | 1 |
Музыкальный руководитель | 1 |
Руководитель по физической культуре | 1 |
Все педагоги своевременно проходят КПК, обучаются на курсах очного и дистанционного образования. 100% педагогов прошли курсовую подготовку по программе коррекционного обучения воспитанников. Также повышают свой профессиональный уровень через посещения методических объединений, прохождение процедуры аттестации, самообразование, семинары-практикумы, что способствует повышению профессионального мастерства, положительно влияет на развитие ДОО.
3.4. Индивидуальный учебный план
Программа предусматривает регламентирование образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности.
Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей на конец учебного года направлено на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка с НОДА, в том числе, на формирование развивающей предметно-пространственной среды. Планирование деятельности ДОУ направлено на совершенствование ее деятельности и учитывает результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы.
Организованная образовательная
деятельность детей
младшей группы «Котятки»
(6-7 лет) (длительность не более 15 минут)
Организованная образовательная деятельность
Дни недели | ОД в ходе реж. моментов. Утро. | НОД | Индивидуальная работа |
Понед- к | 1. утренняя гимнастика 2. беседа 3. игры в уголках развития 4. КГН | 1. 9.30-9.45 Предметное окружение. Познавательное развитие. 2. 9.55– 10.10 Музыка | 1 логические игры 2 разучивание стихов, песенок, потешек 3 музыкальные игры |
Вторник | 1 утренняя гимнастика 2разучивание стихов 3 наблюдение в природе 4 самообслужи - вание |
Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие. | 1 ОБЖ, КГН 2 рассматривание картин 3 чтение художественной литературы. 4. инд. работа |
Среда | 1 утренняя гимнастика 2 этическая беседа 3 д/и, н – п игры 4 гиг - е процедуры |
Познавательное развитие 2. 9.55 – 10.10 Музыка | 1 коммуникация (ЗКР) 2 сенсорное развитие 3 рисование 4 чтение худ. литературы |
Четверг | 1 утренняя гимнастика 2 повторение стихов 3 строительные игры 4 гиг – е процедуры |
Художественно-эстетическое развитие.
| 1 подвижные игры 2 игры на развитие эмоций 3 словесные игры |
Пятница | 1 утренняя гимнастика 2 п/и (малой подвижности) 3 Игры в уголках развития 4 КГН |
Познавательное развитие. 2. 9.55 – 10.10 Физическая культура. | 1 художествен -ное творчество (инд. раб.) 2 хороводные игры 3. игры по желанию детей. |
РЕЖИМ ДНЯ
(младшая группа)
с 01.09.2023 - 31.05.2024 уч. год
Режим дня на зимний период
Режимные моменты | Время |
Прием детей, игры | 08.00 –08.40 |
Утренняя гимнастика | 08.40 - 08.55 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 09.00 - 09.20 |
Игровая деятельность, труд, совместная деятельность | 09.20 - 09.30 |
Организованная образовательная деятельность | 09.30 - 09.45 09.55 - 10.10 |
Игры, совместная деятельность | 10.20 - 10.50 |
Прогулка (игры, наблюдение, труд, совместная деятельность) | 10.50 - 11.50 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00 - 12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.30 - 15.00 |
Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры. | 15.00 - 15.30 |
Полдник | 15.30- 16.00 |
Чтение художественной литературы | 16.00 – 16.30 |
Игры, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа | 16.30 – 17.40 |
Подготовка к ужину. Ужин . | 17.40 - 18.00 |
Самостоятельная деятельность детей | 18.00- 18.20 |
Уход домой | 18.20- 19.00 |
Режим дня на летний период
Режимные моменты | Время |
Прием детей, игры | 08.00 –08.40 |
Утренняя гимнастика | 08.40 - 08.55 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 09.00 - 09.20 |
Игровая деятельность, труд, совместная деятельность | 09.20 - 09.30 |
Организованная образовательная деятельность | 09.30 - 09.45 09.55 - 10.10 |
Игры, совместная деятельность | 10.20 - 10.50 |
Прогулка (игры, наблюдение, труд, совместная деятельность) | 10.50 - 11.50 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00 - 12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.30 - 15.00 |
Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры. | 15.00 - 15.30 |
Полдник | 15.30- 16.00 |
Чтение художественной литературы | 16.00 – 16.30 |
Игры, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа | 16.30 - 17.00 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. | 17.00 - 17.40 |
Подготовка к ужину. Ужин . | 17.40 - 18.00 |
Самостоятельная деятельность детей | 18.00- 18.20 |
Уход домой | 18.20- 19.00 |
График работы специалистов
Специалист ( ФИО) | Режим | Формы организации коррекционно-развивающей работы |
Воспитатели: Пакина Э.А., Гындыбина Е.В. | 5 дней в неделю | Разнообразные |
Учитель-логопед | Вторник 16.00-16.20 (инд) Четверг 16.30- 16.50 (инд) | Индивидуальные |
Учитель-дефектолог | Вторник 16.00- 16.20 (инд) Четверг 16.30-16.50 (инд) | Индивидуальные |
Педагог-психолог: | Понедельник 10.10-10.35 (инд) 16.30-16.55 (груп) Среда 10.10-10.35 (инд) 16.30-16.55 (груп) | Индивидуальные Подгрупповые |
Инструктор по физической культуре | Вторник 10.10-10.35 Четверг 10.10-10.35 | Групповые Индивидуальная работа во время организации ООД |
Музыкальный руководитель: | Понедельник 09.55-10.20 Среда 09.55-10.20 Пятница 09.55- 10.20 | Групповые Индивидуальная работа во время организации ООД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дошкольного образования на 2023-2024 год
Рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста составлена на основе Федеральной образовательной программы Муниципального дошкольного образовательного бюдже...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения на 2023 – 2024 учебный год для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательнообразовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Данная Рабочая программа сформирована на основе ...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения на 2023 – 2024 учебный год для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет
Целью рабочей программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского нар...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2023-2024 учебный год....
Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования на 2023-2024 учебный год в группе общеобразовательной направленности дошкольного возраста 5 л.- 6л. (группа № 8)
Настоящая рабочая программа образовательной деятельности группы дошкольного возраста на 2023- 2024 год разработана в соответствии с ФОП ДО, ФГОС ДО и образовательной программой МБДОУ ДС№40 «Золо...
Адаптированная образовательная программа для детей ТНР 2023-2024 Рабочая программа логопеда
Адаптированная образовательная программа для детей ТНР 2023-2024 Рабочая программа логопеда...
Дополнительная образовательная программа родительского клуба «ЛОГОПЕДиЯ» 2023-2024 учебный год
laquo;ЛОГОПЕДиЯ»- родительский клуб позволяющий установить эффективное и целенаправленное взаимодействие учителя-логопеда и родителей в вопросах профилактики и коррекции нарушений ра...