Опыт работы «Ознакомление детей с природой родного края» (выступление на ГТГ МБДОУ "Детский сад №28 "Надежда")
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Опыт работы «Ознакомление детей с природой родного края» (выступление на ГТГ МБДОУ "Детский сад №28 "Надежда")
Протокол Заседания №2 ГТГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_smyshlyaeva_v.v._tg_ds_no28_nadezhda.docx | 20.44 КБ |
protokol_zasedaniya_no2.docx | 21.42 КБ |
protokol_no2.pdf | 372.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Ознакомление детей с природой родного края»
Мне хотелось бы поделиться опытом работы нашего сада по ознакомлению детей с природой родного края, включающего в себя и экологическое воспитание, и воздействие человека на природу, т.е. как правильно использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашего края, и что человек является частью самой природы.
Через экологическое воспитание я стараюсь добиться трех взаимосвязанных задач: расширить знания своих коллег; дать экологические знания детям; пропаганда экологических знаний среди родителей.
В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, который проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и населения привел к тому, что многие дети живут практически в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома и в детском саду.
Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором: проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной частоты. Ещё одна проблема – замена реальной природы – виртуальной. На вопрос о том, каких животных они знают (видели) дошкольники все чаще дают ответы типа: «Птицу я видел по телевизору». Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Важно отметить, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.
Маленький ребенок познает все долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные позволяют правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними. Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживания, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений и животных детского сада.
Приступая к ознакомлению детей с природой родного края, я ставила перед собой следующие задачи:
- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям и гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- дать понимание того, что любой объект живой природы существует только пока для этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведёт к его гибели и исчезновению.
- показать, как человек использует культурную природу (выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т.д.)
- продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, наслаждается красотой природы) и вызвать бережное и заботливое отношение к природе.
- сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.
- развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.
Я стараюсь создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит.д.) В группе имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания, альбомы для раскрашивания, природный материал, который дети собирают на прогулках и экскурсиях для изготовления поделок, энциклопедий и книг. Даже стены в группе я использую для наглядных пособий. На одной из стен изображены явления природы, на другой - части суток. Есть у нас ещё дерево, с помощью него дети изучают птиц, которые на него «прилетают», а также наблюдают за сезонными изменениями.
Разработана так же система организованных занятий и экскурсий. Работа ведётся непрерывно с сентября по август. Программный материал старалась распределить согласно сезонам. Чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественных условиях. Если мы рассматриваем лягушку, то лучше наблюдения проводить весной; если даём знания об овощах, то делать это лучше осенью. Так же материал идёт от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой природой: дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, воздухом. Дети учатся различать живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.
Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, состояние растений. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным мои контролем, вначале показываю, обучаю, а затем помогаю и контролирую самостоятельные действия детей. Работа с календарем развивает наглядно- образное и схематическое мышление детей.
Большую роль в работе я отвела уголку природы. Главная особенность уголка – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года.
Наблюдение в уголке природы ведутся также за комнатными растениями на основе различных сравнений. На каждом растении имеется табличка с условными обозначениями. Дети узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то, что растениям для роста нужны свет, вода, земля и тепло. Работу веду в паре с детьми, но приоритет оставляю за собой, что выражается в формуле: «я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники». Поддерживаю в каждом ребенке желание что-то сделать самому.
Особое значение мы с детьми придаем организации зимней подкормки птиц. Кормушки - все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т.д. зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц зимой спасает их от гибели.
Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой: землей, водой, воздухом и т.д. Дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. На опытах дети получают возможность познакомиться с воздухом, учатся превращать воду в твердое и жидкое состояние.
На территории детского сада организован цветник и огород, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания. Трудовая деятельность всегда содержит элементы игры, подражание жизни взрослых, в любом случае «труд в природе традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, а в последние годы и экологического образования. В процессе труда в природе ребята подчиняют свою деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, понимают, что его труд принесет пользу людям.
Знания и практические советы дети получают во время экскурсий и прогулок на территории детского сада и за его пределами, организованы так называемые «экологические тропинки». Они выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: а) на территории д\с; б) в природных условиях (лес, парк, пруд, река и.т.д).
Основные критерии выбора маршрута и объектов троп – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, мхи, грибы, старые пни, муравейники, гнезда птиц и т.д.) Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз особенно в разные сезоны года. На тропинках проводятся наблюдения, игры, театральные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе: полученные занятия на тропинках дети используют на занятиях музыкой, изобразительной, театральной деятельности, в подвижных играх.
Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями.
В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; родители вместе с детьми посещают различные природные ландшафты: лес, поле, луг, реку, овраги и холмы, проводится совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд, совместные посещения музея.
Самое главное, что можно сделать - это объяснить детям, что все в природе взаимосвязано на примере самых простых и хорошо знакомых детям объектов ( в том числе «цветы- бабочки»: если рвать без разбору все цветы, то бабочкам станет нечем питаться и они погибнут; поэтому в лес мы ходим, как в гости к добрым друзьям- общаться с его обитателями и любоваться, наслаждаясь красотой природы.) В процессе наблюдения за птицами, насекомыми, в лесу и в поле дети начинают понимать, что:
1) дикая природа приспособлена к самостоятельной (без вмешательства человека) жизни (ласточки летают очень быстро, за ними трудно угнаться хищным птицам, они прямо в воздухе ловят насекомых, которыми питаются и т.д)
2) задача человека – не разрушать этот целостный и гармоничный мир грубым воздействием на жизнь его обитателей: по мере сил и возможностей оберегать их, подкармливать птиц, охранять муравейники, разводить леса и т.д.
3) человек в наше время в процессе активной хозяйственной деятельности часто негативно воздействует на среду обитания всего живого, в том числе и свою (загрязняет атмосферу, засоряет водоемы, вырубает леса и т.д.)
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью я оформляю соответствующие стенды, провожу консультации, собрания. Родители очень помогают мне, они отзываются на любые мои просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории дет. сада. А мамы активно участвовали в выставке. В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи, животные, цветы, птицы. Принимают участие в весеннее – осенних работах на цветнике и огороде, оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники.
Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности (подкормка птиц, высаживание растений), проводя праздники, утренники, игры экологический направленности и привлекая к этой работе родителей, я стараюсь способствовать экологическому воспитанию ребенка, развитию активного ответственного отношения к природе. И это видно по результатам диагностики. Малыши прибавляют знания и умения к концу года. У них развиваются познавательные интересы: они с удовольствием участвуют в проведении опытов, игр, наблюдений. В природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослыми самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях.
Если я научила ребят приглядываться к ползающему муравью, к распускающейся сирени, к полету ласточки и с их помощью пробудила интерес к огромному миру природы, то можно будет считать задачей выполненной. И я думаю, что мои ребята, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его ресурсам.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
Протокол № 2
Методического объединения творческой группы
Присутствовали: человек от «5» декабря 2019г.
Тема: «Природа родного края, как средство духовно – нравственного воспитания»
Повестка дня
- Выступление воспитателей МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда», Возновой Е.С. и Дружко Н.Г. Работа с природоохранным социально-образовательным проектом «Эколята-Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
- Наталья Витальевна Бондаренко, воспитатель средней группы «Ромашки»-лэпбук «Птицы и животные Смоленщины», макет «Животные нашего края».
- Валерия Викторовна Смышляева, воспитатель старшей группы «Лучики» - опыт работы «Ознакомление детей с природой родного края».
- МБДОУ «Детский сад №64 «Солнечный зайчик» - Понасечкина Н.А. – презентация «Смоленское Поозерье».
- МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка» - Данковцева И.В., Василенкова Н.В. – проектная деятельность в ДОУ «Береги природу родного края».
- МБДОУ «Детский сад №62 «Каравай» - Лебедева О.В. - проект «Сохраним елочку-лесную красавицу».
- МБДОУ «Детский сад №30 «Аист» - Шагаева С.А. - акция «Круг жизни».
- МБДОУ «Детский сад №18» - Агеева Е.Г. - духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой края, проект «Живи елочка», проект «Очистим Землю от мусора».
Ход обсуждения вопросов:
1.По первому вопросу «Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-Дошколята» выступили Вознова Е.С. и Дружко Н.Г.., воспитатели второй младшей группы «Солнышко» и старшей группы «Лучики», они рассказали об особенностях планирования работы проекта. Показали игры и материалы, собранные в процессе работы.
2. По второму вопросу Наталья Витальевна Бондаренко, воспитатель средней группы «Ромашки», показала лэпбук «Птицы и животные Смоленщины», пояснила работу с ним, рассказала о каждом пособии лэпбука отдельно. Также Наталья Витальевна показала макет «Животные нашего края», рассказала и показала работу по нему.
3. По третьему вопросу поделилась опытом работы по духовно-нравственному и экологическому воспитанию воспитатель МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» Смышляева В.В. - «Ознакомление детей с природой родного края».
4.По четвертому вопросу поделилась опытом работы по духовно-нравственному воспитанию воспитатель МБДОУ «Детский сад №64 «Солнечный зайчик» Понасечкина Н.А. – поделилась презентацией «Смоленское Поозерье».
5. По пятому вопросу поделились опытом работы по духовно-нравственному воспитанию воспитатели МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка» Данковцева И.В. и Василенкова Н.В. Они рассказали о проектной деятельности в ДОУ «Береги природу родного края».
6. По шестому вопросу поделилась опытом работы воспитатель МБДОУ «Детский сад №62 «Каравай» Лебедева О.В. – проект «Сохраним елочку-лесную красавицу».
7. По седьмому вопросу поделилась опытом работы воспитатель МБДОУ «Детский сад №30 «Аист» Шагаева С.А. Она рассказала о проведённой в их ДОУ социальной акции «Круг жизни».
8. По восьмому вопросу поделилась опытом работы воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» Агеева Е.Г. Она рассказала слушателям о духовно-нравственном воспитании дошкольников посредством ознакомления с природой края, показала проект «Живи, ёлочка», а также рассказала о проекте «Очистим Землю от мусора».
Решение:
1.Принять к сведению информацию, полученную посредствам выступлений. 2. Использовать информацию для работы с детьми.
3. Уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Решения приняты единогласно.
Руководители творческой группы Акимова К.С.
методического объединения
МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда» Грязнова О.В.
Секретарь:
воспитатель Корнилова Я.Н.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опытом на тему: "Ознакомление детей с природой родного края".
Обобщение опытом на тему: «Ознакомление детей с природой родного края.» Составила Фендель Галина Николаевна, воспитатель Iкв. категории, МДОУ «Детский сад №29» Каширский район д. Каменка. На зан...
Проект По ознакомлению детей с природой родного края, формированию у них предпосылок экологического сознания. Старшая группа.
Формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности, создание в груп...
«Значение экскурсий в ознакомлении детей с природой местного края» выступление на заседании педагогического совета
Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преоб...
Педагогический опыт по экологическому воспитанию на тему: «Ознакомление детей с природой родного края».
Педагогический опыт по экологическому воспитаниюна тему: «Ознакомление детей с природой родного края»....
Анализ работы по ознакомлению детей с природой родного края. (подготовительная группа)
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый че...
Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"
Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...
Выступление на педсовете "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"
Выступление на педсовете "Формирование основ экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...