ДОП "Леголенд"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа по дополнительному образованию в подготовительной группе может быть полезна педагогам детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Усть-Канский детский сад»
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Усть-Канский детский сад» «Усть-Канский детский сад»
(протокол от № ) ________________/А.М. Казакпаева
Приказ № ___ «»______ 20 г.
ПРИНЯТА с учётом мнения
Родительского комитета МБДОУ
«Усть-Канский детский сад»
(протокол от № )
Дополнительная общеразвивающая программа
Социально-педагогической направленности
« Лего-Ленд»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 года
Разработчик:
С.В. Баннова
с. Усть-Кан, 2022 г.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»: | ||
Пояснительная записка | ||
Цели и задачи кружковой программы | ||
Содержание программы | ||
Планируемые результаты | ||
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»: | ||
Календарный учебный график | ||
Условия реализации программы | ||
Методическ5ие материалы | ||
Список литературы |
#1055;ояснительная записка.
«Если ребенок в детстве не научился творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать»
Л.Н. Толстой
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Направленность социально-педагогическая.
Дополнительная общеразвивающая программа «Лего ленд» (далее Программа) разработана для дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС ДО. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько и направлена на создание условий для самовыражения личности ребенка.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей..
Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы LEGO стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. LEGO - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов LEGO, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности
Реализация LEGO-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения
Срок реализации программы:
Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования с детьми дошкольного возраста на период с сентября по май, 9 месяцев, 1 раз в неделю.
Форма и режим занятий
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю с среду во второй половине дня, их продолжительность по времени составляет 30 минут. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Цели и задачи кружковой программы
Целью программы является развитие конструкторских и художественных способностей детей, сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; приобщить к миру технического и художественного изобретательства.
Задачи -
- развивать творческие способности и логическое мышление детей;
- развивать умения работать по предложенным наглядным и словесным инструкциям, рисункам, схемам;
- развитие мелкой моторики, координации работы в равной степени головы и рук учащихся;
- развивать умение творчески подходить к решению задачи;
- развивать умение излагать мысли в четкой последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- обеспечивать комфортное самочувствие ребенка.
- развитие познавательных способностей: память, внимание, мышление, воображение.
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- Содержание программы
Учебный план
Дата | Тема месяца | Количество часов в неделю | Форма аттестации / контроля |
Сентябрь | Конструирование по замыслу | 4 | выставка |
Октябрь | Осень | 4 | выставка |
Ноябрь | Многоэтажные здания | 4 | Командное соревнование |
Декабрь | Зимние забавы | 4 | выставка |
Январь | Спорт . ЗОЖ | 4 | выставка |
Февраль | Транспорт | 4 | фотовыставка |
Март | Весна Азбука безопасности | 2 2 | выставка |
Апрель | Космос | 4 | фотовыставка |
Май | 9 Мая Зоопарк. | 1 3 | выставка |
ИТОГО | 36 |
Содержание учебного плана
#1050;онструирование по замыслу
Занятие 1. Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха.
Теория Разговор с детьми на тему летнего отдыха, Рассматривание картин
Практика. Закрепление способов соединения. Самостоятельная деятельность
Обыгрывание построек
Занятие 2. Конструирование грузовика
Теория Разговор с детьми на тему транспорта, Рассматривание картин виды транспорта
Практика. Закрепление способов соединения. Самостоятельная деятельность
Обыгрывание построек.
Занятие 3. Сооружение корабля
Теория Разговор с детьми на тему водный транспорт, Рассматривание картин водный транспорт.
Практика. Закрепление способов соединения. Самостоятельная деятельность
Обыгрывание построек.
Занятие 4 . Конструирование мотоцикла
Теория Разговор с детьми по теме занятия, Рассматривание разных видов мотоциклов.
Практика. Закрепление способов соединения. Самостоятельная деятельность
Обыгрывание построек.
ОСЕНЬ
Занятие 5. Моделирование товарного поезда для перевозки фруктов и овощей.
Теория . беседа об осени, способах перевозки урожая. Рассматривание схемы поезда
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Конструирование по схеме. Обыгрывание построек
Занятие 6 Конструирование бабочки.
Теория. Беседа о бабочках с опорой на картинки. Показ образца из конструктора
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Конструирование. Обыгрывание построек
Занятие 7. Конструирование перелётные птицы.
Теория. Презентация о перелётных птицах. Показ образца из конструктора
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Конструирование. Обыгрывание построек
Занятие 8. Конструирование дерево.
Теория. Беседа Деревьях в Республике Алтай с опорой на картинки. Показ образца из конструктора
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Конструирование. Обыгрывание построек
Многоэтажные здания
Занятие 9 Конструирование многоэтажного здания
Теория. Просмотр презентации «Виды зданий». Повторение способов строения домов. Рассматривание схемы
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Конструирование. Анализ построек и их конструктивных решений.
Занятие 10. Конструирование башни
Теория. Просмотр презентации «Башни разные бывают». Повторение способов строения башни
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Конструирование. Анализ построек и их конструктивных решений.
Занятие 11. Строительство детского сада»
Теория. Беседа с опорой на иллюстрации. Рассматривание схемы
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность . Сравнение построек. Анализ построек и их конструктивных решений.
Занятие 12. Наша улица Коллективная работа
Теория. Беседа с опорой на иллюстрации.
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Сравнение построек. Анализ построек и их конструктивных решений.
Зимние забавы
Занятие 13. Создание модели Деда Мороза и Снегурочки.
Теория. Беседа о зимних забавах, новогодних праздниках. Рассматривание схемы
Практика. Показ частей конструирования Деда Мороза и Снегурочки. Самостоятельная деятельность. Обыгрывание построек
Занятие 14. Конструирование на тему лыжники.
Теория. Беседа с детьми о зимних видах спорта. Рассматривание схемы
Практика. Закрепление навыков постройки снегокатов, лыжников. Самостоятельная деятельность . Обыгрывание построек
Занятие 15 . Конструирование Новогодней ёлки.
Теория. Беседа о Новом годе новогодних праздниках. Рассматривание схемы
Практика. Показ частей конструирования ёлки. Самостоятельная деятельность. Обыгрывание построек
Занятие 16. Конструирование подарка (по замыслу)
Теория. Беседа новогодних праздниках подарках к ним.
Практика. Самостоятельная деятельность. Обыгрывание построек
Спорт.
Занятие 17. Конструирование детской игровой площадки.
Теория . Беседа ЖОЖ это спорт. какой должна быть детская игровая и спортивная площадка.
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности собирать постройки на плате. Самостоятельная деятельность. Обыгрывание построек
Занятие 18 Конструирование качелей и каруселей.
Теория . Беседа качели карусели нашего садика
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность . Обыгрывание построек
Занятие 19 Конструирование горок, лесенок, тренажёров.
Теория . Разговор с детьми по теме занятия, Рассматривание разных видов детских горок, лесенок, тренажёров.
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность . Обыгрывание построек
Занятие 20 Конструирование по замыслу (башенки, беседки, скамейки).
Теория . Что должно быть на участке для отдыха
Практика. Самостоятельная деятельность . Обыгрывание построек
Транспорт
Занятие 21. Конструирование воздушного транспорта (вертолёт)
Теория. Рассматривание иллюстраций воздушного транспорта. Рассматривание схем с образцами моделей вертолётов из конструктора. Разбор последовательности конструирования
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Обыгрывание построек. Анализ детских работ
Занятие 22. Конструирование военного транспорта (танк)
Теория. Рассматривание иллюстраций военного транспорта. Рассматривание схем с образцами моделей танков из конструктора. Разбор последовательности конструирования
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Обыгрывание построек. Анализ детских работ.
Занятие 23. Конструирование подводного транспорта (подводная лодка, батискаф)
Теория. Просмотр презентации «подводный транспорт, исследование морских глубин». Рассматривание схем с образцами моделей подводной лодки из конструктора. Разбор последовательности конструирования
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Обыгрывание построек. Анализ детских работ.
Занятие 24. Конструирование военной техники по замыслу.
Теория. Беседа о назначении военной техники, её назначении.
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Обыгрывание построек. Анализ детских работ.
Весна
Занятие 25. Ваза для цветов.
Теория. Рассматривание иллюстраций разного вида ваз для цветов. Рассматривание схем с образцами ваз из конструктора. Разбор последовательности конструирования
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Обыгрывание построек. Анализ детских работ.
Занятие 26. Цветы для мамы.
Теория. Беседа о возникновении международного женского дня. Рассматривание схем с образцами цветов из конструктора. Разбор последовательности конструирования
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Обыгрывание построек. Анализ детских работ.
Занятие 27. Азбука безопасности» .
Теория. Беседа о правила дорожного движения. Участники дорожного движения.
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Обыгрывание построек. Анализ детских работ.
Занятие 28. Пожарная часть
Теория. Рассказать о профессии пожарного. Пожарная машина. Рассматривание образца
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Обыгрывание построек. Анализ детских работ.
Космос.
Занятие 29. Конструирование космической ракеты.
Теория. Беседа о космических кораблях. Рассматривание картин с космическими кораблями
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Анализ образцов построек. Обыгрывание построек
Занятие 30. Конструирование космонавта.
Теория. Презентация «Космонавты». Рассматривание картин с космонавтами в скафандрах
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Анализ образцов построек. Обыгрывание построек.
Занятие 31. Конструирование робота.
Теория. Презентация «Помощники в космосе». Рассматривание картин с роботов в космическом пространстве
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Анализ образцов построек. Обыгрывание построек.
Занятие 32. Конструирование по замыслу (инопланетяне)
Теория. Беседа инопланетных жителях, какие они..
Практика. Самостоятельная деятельность. Анализ образцов построек. Обыгрывание построек.
9 МАЯ
Занятие 33.
Теория. Познакомить с историей праздника 9 мая, Техника на параде
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Анализ образцов построек. Обыгрывание построек.
Зоопарк
Занятие 33. Конструирование слон
Теория. Беседа о животных. Рассматривание иллюстраций
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Анализ образцов построек. Обыгрывание построек
Занятие 34. Конструирование Лиса
Теория. Беседа о животных. Рассматривание иллюстраций
Практика. Самостоятельная деятельность. Анализ образцов построек. Обыгрывание построек
Занятие 34. Конструирование Жираф
Теория. Беседа о животных. Рассматривание иллюстраций
Практика. Выполнение задания в предложенной педагогом последовательности Самостоятельная деятельность. Анализ образцов построек. Обыгрывание построек
- Планируемые результаты
К концу года обучения ребёнок: | К концу года у ребёнка: |
Будет иметь представление о технике безопасности; названий деталей, Знать простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма); Иметь представление о видах конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей; технологическую последовательность изготовления несложных конструкций. | Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Совершенствуются коммуникативные навыки при работе в коллективе Сформируется предпосылка учебной деятельности, желание трудиться. |
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график.
Дата | Время проведения | Форма занятий | Темы занятий | Место проведения |
Сентябрь | Среда | игра-практикум. | #1050;онструирование по замыслу. | Кабинет по доп.образ. |
Октябрь | Среда | игра-практикум | #1057;борка товарного поезда для перевозки овощей и фруктов. | Кабинет по доп.образ. |
Ноябрь | Среда | игра-практикум | #1050;онструирование многоэтажного дома. | Кабинет по доп.образ. |
Декабрь | Среда | игра-практикум | #1050;онструирование снегурочки и дед мороза . #1050;онструирование фигурки лыжника. | Кабинет по доп.образ. |
Январь | Среда | игра-практикум | #1052;оделирование детской спортивной площадки. | Кабинет по доп.образ. |
Февраль | Среда | игра-практикум | #1050;онструирование воздушного транспорта (вертолёт). | Кабинет по доп.образ. |
Март | Среда | игра-практикум | #1050;онструирование вазы для цветов. 3. Азбука безопасности | Кабинет по доп.образ. |
Апрель | Среда | игра-практику | #1052;оделирование космической ракеты. | Кабинет по доп.образ. |
Май | Среда | игра-практикум | мая #1057;лон.. | Кабинет по доп.образ. |
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Для эффективности реализации программы занятий по ЛЕГО-конструированию необходимо следующее обеспечение: Кабинет (хорошо освещенный) , столы, стулья наборы конструкторов LEGO,компьютер. В качестве наглядных пособий на занятиях используются модели из различных конструкторов, игрушки, иллюстрации к сказкам, картинки с изображением объектов реального мира, схемы будущих построек, чертежи, наглядные дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, тематические презентации, игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструкторов типа LEGO.
В работе используются базовые наборы LEGO, тематические наборы LEGO, конструкторов Bloko, Конструктор "CLICS".
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
- фотоотчёт
- журнал посещаемости
- итоговый отчёт
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- выставка готовых работ
- итоговый отчёт
- презентация-отчёт о проделанной работе.
Методические материалы.
Для обучения детей ЛЕГО-конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование ЛЕГО деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа).Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Методику своей работы выстраиваю так, чтобы в процессе деятельности у детей формировались инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и умение работать в коллективе.
Главное в программе - развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослым, без запретов и категорических отрицаний со стороны взрослого. Она нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творчеству.
В ходе лего конструирования с детьми используется определенный алгоритм, при котором постоянно ведется речевая работа:
1. Знакомство с новым материалом (детали строительного материала).
2. Предлагается детям назвать знакомые детали строительного материала.
3. Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно).
4. Самостоятельное выполнение детьми (помощь).
5. Идентификация с образцом.
6. Обыгрывание постройки (подведение итога на основе результата).
Основной формой работы – моделирование из мелкого конструктора.
Формы организации занятий самые разнообразные:
- конструирование по заданным условиям
- по изображению
- по замыслу
- работа по картинкам с изображением объекта
Педагогические технологии используемые в работе.
Технология проблемного обучения в детском саду
Игровая технология (технология имитационного моделирования)
технология ИКТ
Личностно-ориентированная технология
Технология исследовательской деятельности
Технология проектной деятельности
Здоровье сберегающие технологии
Список литературы
1. ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, #1089;.
2. Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
3. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
4. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
Список сайтов:
1.
2.