Тема "Зима"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Тема: «Зима».
Цель: Расширять представление детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту природы.
Календарь событий:
11 – 13 Рождественские колядки.
ВТОРНИК Дата:
Совместная деятельность педагога с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная) | |
УТРО: приём детей, включение детей в общий ритм жизни, создание бодрого настроения, дежурство, подготовка к образовательной деятельности | |
1.Индивидуальная работа | С подгруппой детей рассматривание картины И. Шишкина «Зима». Задачи: Учить детей творческому восприятию картины, развивать фантазию и воображение детей. |
2. Игры на развитие эмоциональной сферы / воображения / восприятия | Дидактическая игра «Столько – сколько». Задачи: Учить детей понимать суть задания, пользоваться приёмами наложения и прикладывания в повседневной жизни.
|
3. Игры- эксперименты, исследовательская деятельность | «Откуда берётся вода». Задачи: Познакомить детей с процессом конденсации.
|
4. Чтение художественной и познавательной литературы | К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы». Задачи: Познакомить детей с новым произведением о зиме, выявить и обобщить знания детей о зиме и её признаках, развивать устную речь. |
| ООД |
|
|
|
|
ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития | |
1. Наблюдение за растительным миром | Рассматривание заснеженной ели. Чтение: О. Высоцкая «Ёлка». Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием растительного мира, учить видеть красоту зимней природы, отмечать поэтичность строк стихотворения, формировать представления о зиме. Формировать интерес к поэтическим произведениям. |
2. Трудовая деятельность | Трудовые поручения: очистка участка от снега, сгребание снега для будущей постройки. Задачи: Формировать у детей навыки выполнения несложных трудовых действий, учить выполнять поручения дружно, работать совместно, радоваться достигнутым результатам. |
3. Подвижные игры | «По ровненькой дорожке». Задачи: Стимулировать двигательную активность, детей, совершенствовать умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд. Развивать ловкость, координацию движений. «Собачка и воробей». Задачи: Продолжать учить детей бегать в разные стороны. Ориентироваться в пространстве. |
4. Индивидуальная работа по развитию ОД (бег) | С подгруппой детей русская народная подвижная игра «Филин и пташки». Задачи: Познакомить детей с новой игрой, вспомнить названия птиц и звуки, которые они издают, продолжать учить бегу с увертыванием, развивать интерес к народным играм. |
ВЕЧЕР | |
1. Индивидуальная работа | по музыкальному воспитанию (по журналу взаимодействия педагогов) |
2.Отгадывание загадок | Разгадывание загадок о зиме. Задачи: Продолжать учить детей разгадывать загадки, развивать память, образное мышление, создавать хорошее настроение. |
3.Дидактические игры на развитие сенсорики и моторики | Работа в уголке сенсорного развития : дидактическая игра «Поможем ёжику». Задачи: Упражнять детей в использовании застёжек – липучек. Развивать мелкую моторику. |
ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития | |
1. Трудовая деятельность | Трудовые поручения: очистка участка от снега. Задачи: Формирование у детей практических умений, связанных с использованием инвентаря, поддержка стремления быть полезными, обсуждать результаты работы. |
2. Подвижные игры | «Пойдём погуляем». Задачи: Учить детей реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве. Развивать способность переключать внимание, регулировать свои действия. «Вороны». Задачи: Учить детей прыгать на двух ногах,бегать в разных направлениях, чётко и правильно произносить текст.. |
3. Индивидуальная работа | С подгруппой детей дидактическая игра «Наша одежда». Задачи: Уточнить представления детей о названии различных предметов одежды. Развивать связную речь, учить подбирать и использовать обобщающие понятия. |
СРЕДА Дата:
Совместная деятельность педагога с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная) | |
УТРО: приём детей, включение детей в общий ритм жизни, создание бодрого настроения, дежурство, подготовка к образовательной деятельности | |
1.Индивидуальная работа | С подгруппой детей: уход за комнатными растениями. Задачи: Поощрять стремление детей ухаживать за растениями. Формировать соответствующие навыки ухода за ними, продолжать учить детей правильно определять и называть их части, воспитывать бережное отношение к растениям. |
2.Дидактические игры математического содержания | Дидактическая игра «Волшебный сундучок». Задачи: Обогащать сенсорный опыт детей, учить обследовать предмет и узнавать его по выявленным признакам (Форма, фактура поверхности, материал). |
3. Работа в книжном уголке (беседа, рассматривание, ремонт книг) | Рассматривание репродукции картин, иллюстраций к книгам на тему: «У природы, нет плохой погоды (раздел «Зима». Чтение потешки «Уж ты зимушка, зима». Задачи: Систематизировать и дополнить знания детей о характерных признаках зимы, активизировать в речи и уточнить понятия, связанные с зимними явлениями природы. Приобщать детей к словесному искусству. |
4. Беседа патриотической, краеведческой тематики/ этической тематики | Беседа с детьми на тему: «Будем беречь игрушки». Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, учить аккуратно обращаться с ними, развёрнуто называть свои действия. Поддерживать стремление после игр, складывать игрушки на специально отведённое место. |
5. Чтение художественной и познавательной литературы | Чтение сказки И. Соколова – Микитова «Зимовьё» Задачи: Продолжать формировать умения и навыки правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. |
| ООД |
|
|
|
|
ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития | |
1. Наблюдение за животным миром
| Наблюдение за птицами. Задачи: Обсудить с детьми, что они узнали, наблюдая за птицами, предложить каждому ребёнку рассказать об одной птицы. |
2. Трудовая деятельность | Трудовые поручения: очищаем дорожки от снега. Задачи: Поощрять стремление детей к порядку, желание вместе выполнять трудовые поручения, добиваться хорошего результата. |
3. Подвижные игры | «Мы – медведи». Задачи: Стимулировать двигательную активность детей, упражнять в ходьбе, учить имитировать походку медведя. Обогащать двигательный опыт. «Мыши в кладовой». Задачи: Учить детей подползать не задевая дугу, развивать ловкость и сноровку. |
4. Индивидуальная работа по развитию ОД (метание) | С подгруппой детей Подвижная игра «Кто дальше бросит?» Задачи: познакомить детей с техникой броска вдаль, развивать крупную моторику.
|
ВЕЧЕР | |
1. Индивидуальная работа | По рисованию с подгруппой детей. Задачи: развивать наблюдательность, уметь отражать увиденное в рисунке, передавать относительную величину предметов и их расположение в пространстве, характерный цвет, форму и строение. |
2. Сюжетно – ролевая игра | Сюжетно – ролевая игра «Семья»: сюжет «Мама купает дочь». Задачи: Побуждать детей отражать в игре впечатления, полученные во время наблюдений, при чтении художественной литературы. Развивать умение проигрывать роль и выполнять несколько взаимосвязанных действий. |
3.Музыкально-дидактические игры /беседы о муз. произведениях и композиторах /музыкально-хороводные игры, игры с пением | Разучивание песенки «Плачет котик», муз. М. Парцахаладзе. Задачи: Познакомить детей с новой песенкой, способствовать развитию звуковысотного слуха, учить чисто интонировать мелодию. |
ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития | |
1. Трудовая деятельность | Трудовые поручения: сгребание снега для построек. Задачи: Поддерживать у ребят стремление приносить пользу, интерес к трудовым поручениям. Рассказать детям, как из снега можно построить горку. |
2. Подвижные игры | «Лохматый пёс». Задачи: Учить детей чётко проговаривать слова, действовать в соответствии с текстом. Стимулировать двигательную активность, обогащать двигательный опыт. «Снежинки и ветер». Задачи: Учить детей ходить по кругу, по сигналу воспитателя перемещаться в разных направлениях. |
3. Индивидуальная работа по развитию связной речи | С подгруппой детей дидактическая игра «Найди такой же». Задачи: Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия. Развивать наблюдательность, смекалку, связную речь. |
ЧЕТВЕРГ Дата:
Совместная деятельность педагога с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная) | |
УТРО: приём детей, включение детей в общий ритм жизни, создание бодрого настроения, дежурство, подготовка к образовательной деятельности | |
1.Индивидуальная работа | С подгруппой детей беседа «Рождество Христово». Задачи: Познакомить детей с историей праздника в России, с событиями связанными с праздником; развивать эмоциональную сферу личности ребёнка, расширить общий кругозор, воспитывать уважительное отношение детей к народным традициям. |
2.Дидактические игры по развитию речи | «Опиши игрушку». Задачи: Формировать у детей умение описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки. Учить внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ. Развивать связную речь, логическое мышление. |
3.Игры на развитие внимания /памяти/ мышлении | «Найди такой, же». Задачи: Учить детей использовать для выполнения задания своё умение различать основные цвета и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Формировать умение обосновывать свой выбор. |
4. Чтение художественной и познавательной литературы | Разучивание стихотворения З. Александровой «Снежок». Задачи: Учить детей запоминать небольшие поэтические произведения, воспроизводить их чётко, в спокойном темпе. Активизировать речь детей, слуховое восприятие, формировать умение концентрировать внимание. |
| ООД |
|
|
|
|
ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития | |
1. Наблюдение за явлениями общественной жизни и трудом взрослых | Наблюдение за работой дворника, посыпающего дорожки песком. Задачи: Продолжать знакомить детей с различными трудовыми операциями и их назначением. Воспитывать уважение к труду взрослых, стремление помогать. |
2. Трудовая деятельность | Трудовые поручения: подметаем дорожки около веранды. Задачи: Формировать соответствующие трудовые навыки, учить соблюдать правила личной гигиены. Поощрять и поддерживать стремление детей наводить порядок, выполнять трудовые поручения, воспитывать желание трудиться. |
3. Подвижные игры | «Кони». Помочь детям вспомнить правила игры, учить самостоятельно проговаривать текст, упражнять в прыжках и прямом галопе. «Утята». Задачи: Учить детей впрыгивать в круг и выпрыгивать по команде, находить свой «домик». |
4. Индивидуальная работа по развитию ОД (бросание, ловля) | С подгруппой детей подвижная игра «Кто дальше бросит?» задачи: Формировать у детей умение выполнять бросок на дальность, развивать крупную моторику рук, повышать подвижность суставов. |
ВЕЧЕР | |
1. Индивидуальная работа | С подгруппой детей дидактическая игра «Соберём пирамидку». Задачи: Развивать мелкую моторику рук, учить детей различать кольца по величине, нанизывать их в определённой последовательности. Учить использовать в речи соответствующие прилагательные (красное кольцо больше синего, белое кольцо – самое маленькое». |
2. Строительные игры | Игры со строительным материалом: постройка гаража. Задачи: Учить детей соединять детали конструктора вертикально и горизонтально, отражать в работе свои представления о постройках, воплощать игровой замысел. |
ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития | |
1. Трудовая деятельность | Трудовые поручения: уборка снега со скамеек. Задачи: Предложить детям, сметая снег со скамеек на участке, рассказать о своих действиях, о том, для чего нужно это делать, рассказать о свойствах снега. |
2. Подвижные игры | «Мыши в кладовой». Задачи: Учить детей чётко проговаривать текст игры, действовать в соответствии со славами, подлезать под препятствие, не касаясь руками земли. Развивать внимание, ловкость, гибкость, координацию движений. |
3. Индивидуальная работа по развитию словаря и грамматики | С подгруппой детей экспериментальная деятельность: «Свойства снега». Задачи: организовать экспериментирование со снегом. Предложить детям подержать на ладони немного снега (снег растаял), слепить из снега несколько предметов, подбросить снег на лопатке ( снег рыхлый), дать названия выявленным свойствам снега. Развивать коммуникативные способности, внимание. |
ПЯТНИЦА Дата:
Совместная деятельность педагога с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная) | |
УТРО: приём детей, включение детей в общий ритм жизни, создание бодрого настроения, дежурство, подготовка к образовательной деятельности | |
1.Индивидуальная работа | С подгруппой детей рассматривание Рождественского вертепа, рассказывание «Рождественской сказки». Задачи: Познакомить детей с вертепом – рождественским театром, с традицией празднования Рождества. |
2.Дидактические игры по ознакомлению с окружающим / природным миром/ Просмотр фильмов, презентаций познавательного характера | Компьютерная презентация «Зима». Задачи: Продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, отмечать признаки зимы, учить воспринимать описание предметов и явлений.
|
3. Чтение художественной и познавательной литературы | Чтение стихотворения Л. Завальнюка «Времена года». Задачи: Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы воспитателя о приметах зимы. |
| ООД |
|
|
|
|
ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития | |
1. Наблюдение за сезонными изменениями/ целевые прогулки и экскурсии | Наблюдение: иней на деревьях. Задачи: Формировать у детей представление о данном явлении природы, организовать наблюдение за таянием инея при нагревании. Подвести детей к выводу, что иней, как снег и лёд – замёрзшая вода. |
2. Трудовая деятельность | Трудовые поручения: развешивания кормушек для птиц. Задачи: Познакомить детей с правилами размещения кормушек, пояснить их суть. Воспитывать у детей интерес к живой природе, поощрять желание приносить пользу. |
3. Подвижные игры | «Найди флажок». Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве. Упражнять в различении основных цветов. Развивать любознательность, фантазию, совершенствовать навыки выполнения основных движений. «Ловишки». Задачи: Упражнять детей в беге врассыпную. |
4. Индивидуальная работа по развитию ОД (ходьба, лазанье) | С подгруппой детей игровое упражнение «Преодолеваем полосу препятствий». Задачи: Формировать моторную компетенцию детей (общая моторика), умение выполнять разнообразные движения по словесной инструкции, ориентироваться на зрительный ориентир. |
ВЕЧЕР | |
1. Индивидуальная работа | С подгруппой детей игровая ситуация «Что мы умеем делать». Задачи: Формировать у детей культурно – гигиенические навыки, актуализировать знания о правилах поведения за столом, учить пользоваться салфеткой. |
2. Хозяйственно-бытовой труд | Трудовые поручения: протираем и складываем строительный материал. Задачи: Поддерживать стремление детей к порядку, формировать соответствующие практические навыки. |
3.Культурно-досуговые мероприятия: (праздники, развлечения, театрализованные представления и др.) / Театрализованные игры | Театрализованная игра инсценировка «Рукавичка». Задачи: Помочь детям выстроить линию поведения в роли. Развивать память, речь, использовать образные выражения, поэзию. |
ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития | |
1. Трудовая деятельность | Трудовые поручения: сгребание снега на клумбу. Задачи: Познакомить детей с новыми трудовыми операциями компонентами трудового процесса, со способами ухода за растениями в зимнее время. Формировать элементарные представления о труде взрослых, его значении. |
2. Подвижные игры | «Найди свой домик». Задачи: Помочь детям вспомнить правила игры, учить ориентироваться в пространстве, быстро и точно реагировать на сигнал. «Зайцы». Задачи: Учить детей играть соблюдая правила. Развивать ловкость, быстроту реакции, внимание. |
3. Индивидуальная работа (развитие внимания, памяти, мышления) | С подгруппой детей дидактическая игра «Что изменилось?» Задачи: Учить детей понимать суть задания, познакомить с различными приёмами запоминания. Развивать внимание, память, мышление, связную речь. |