Проект в группе раннего возраста "Осень"
проект

Иванюшина Валерия Сергеевна

Мир природы и сезонные изменения очень разнообразны и интересны. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы, и у малышей слишком маленький жизненный опыт и мало знаний о природе и правилах поведения в ней. Они не знакомы с теми явлениями, которые происходят в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадают листья?», «Куда прячутся насекомые?», «Кушать можно любые ягоды?» и т.д. Очень часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой окружающей их природы, не поддерживают детскую любознательность. Так как это только первые шаги в познание окружающего мира, то проектная деятельность «Осень в гости к нам пришла» поможет легче усвоить новый для детей материал. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу, соблюдать правила безопасного поведения в природе.     

Цель проекта: способствовать обогащению представлений детей об осени как времени года, его характерных особенностях.

Задачи для детей:

Познание:

Дать детям элементарные представления об осени, ее признаках и явлениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Продолжать расширять представления воспитанников о сборе урожая.

Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.

Развитие речи: 

развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него.

Социализация: 

развивать навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Художественное творчество: 

передавать в рисовании, лепке и аппликации  красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (осенние листья на деревьях); развивать эстетическое восприятие.

Музыка: 

формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_osen_v_gruppe_detey_rannego_vozrasta_1.5_-_3_let_1.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Сказка»


Проект в группе раннего возраста  «Осень в гости к нам пришла»

Воспитатели: Герасина С.И.

Иванюшина В.С.

2023 г.

Актуальность:

        Актуальность: Мир природы и сезонные изменения очень разнообразны и интересны. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы, и у малышей слишком маленький жизненный опыт и мало знаний о природе и правилах поведения в ней. Они не знакомы с теми явлениями, которые происходят в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадают листья?», «Куда прячутся насекомые?», «Кушать можно любые ягоды?» и т.д. Очень часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой окружающей их природы, не поддерживают детскую любознательность. Так как это только первые шаги в познание окружающего мира, то проектная деятельность «Осень в гости к нам пришла» поможет легче усвоить новый для детей материал. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу, соблюдать правила безопасного поведения в природе.     

Цель проекта: способствовать обогащению представлений детей об осени как времени года, его характерных особенностях.

Задачи для детей:

Познание:

Дать детям элементарные представления об осени, ее признаках и явлениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Продолжать расширять представления воспитанников о сборе урожая.

Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.

Развитие речи: 

развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него.

Социализация: 

развивать навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Художественное творчество: 

передавать в рисовании, лепке и аппликации  красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (осенние листья на деревьях); развивать эстетическое восприятие.

Музыка: 

формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.

Вид проекта: Познавательно - творческий.

Возраст: группа раннего возраста (дети с 2 до 3 лет)

Продолжительность: 23 октября – 17 ноября 2023 года

Участники проекта: дети, педагоги группы, родители

Методы и приемы:

Практические: подвижные, пальчиковые, дидактические игры.

Наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением фруктов и овощей, осеннего леса и лесных зверей, листочков и грибов.

Словесные: беседы, художественное слово, прослушивание.

Материалы и оборудование: иллюстрации на темы: «Осень в лесу», «Дары осени», «Дикие животные», макет «Чудо-дерево», игрушки-животные, муляжи овощей, фруктов, грибов, дидактические и развивающие игры по теме, стихотворения об осени, сказки о листочках и шишках, загадки о диких животных, корзинки с листочками, корзинки с грибами, строительный конструктор, трафареты осенних листочков, гуашь, клеенки, баночки с водой, пластилин, доски, салфетки, аудиозапись «Звуки природы».

Ожидаемые результаты проекта:

Дети

-Мы предполагаем, что у детей будут сформированы представления об осени как времени года; они проявят познавательную активность, любознательность; выразят свои впечатления об осени в различных видах деятельности, будут эмоционально реагировать на мир природы.

Родители

-Мы предполагаем, что родители проявят интерес к проекту и будут участвовать в совместной творческой деятельности.

Продукт проекта:

Творческие работы детей «Осеннее дерево», «Листопад в лесу», «Волшебные листочки», «Дождик, дождик, кап-кап-кап» и др.

Этапы проекта:

Первый этап - подготовительный 

остановка целей, задач.

-Составление плана совместной работы с детьми, педагогами, родителями.

-Создание предметно-развивающей среды согласно теме проекта.

-Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

-Подбор методической литературы по теме.

Второй этап - основной 

Дидактические игры:

«Осенние листочки».

«Чудесный мешочек»

«Шишки с веточки упали - их ребята все собрали!»

 «По дорожке в лес идем...»,

«Дорожка в лес» ( с конструктором)

 «Все листочки разные...»

 «Найди желтый и красненький листочек...»

С\р игры:

«В гостях у Мишки»

 «Сварим суп для зайчат»

«Зверушки заболели»

«Кукле Кате помогу-

И компот для нас сварю!»

Подвижные игры:

«Солнышко и дождик»

«Закачалось деревцо...»

«Мы осенние листочки»

«У медведя во бору»

«Птички в гнездышках»

«Догони листочек»

«Зайка серый умывается»

Рисование

Творческая работа «Осеннее дерево».

«Дождик-дождик, кап – кап - кап».

 «Волшебные листочки»

Лепка

Лепка «Красивые листочки»

«Осеннее дерево» (пластилинография)

Аппликация

«Листопад в лесу» (коллективная)

Развивающая образовательная ситуация:

«Листики в садочке»

«Что я вижу за окном»

«В осеннем лесу»

ООД

«Листья осенние».

«Осень золотая».

Наблюдения:

-за сезонными изменениями осенью;

-за листочками;

-за осенним небом;

-за осенним деревом;

-за работой дворника осенью.

Рассматривание иллюстраций, беседы на тему:

«Деревья осенью»

«Дары осени»

Чтение  стихотворений об осени.

Разучивание песен об осени, танца с листочками.

Использование физкультминуток и пальчиковой гимнастики.

Взаимодействия с родителями:

  1. Привлечение родителей к участию и оформлению группы к развлечению «Осень в гости к нам пришла»
  2. Чтение дома детям стихов и рассказов на тему осень (рекомендованных педагогами)
  3. Консультации для родителей «Осенние прогулки с детьми».

Третий этап - заключительный 

Итог проекта:

  • Дети умеют называть осенние природные явления, показывать их в книжке, на иллюстрациях с изображением осени.
  • Дети умеют называть и узнавать овощи и фрукты, показывать их.
  • У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
  • Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств
  • Также, дети стали получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.

Продукт проекта

-оформление коллективных творческих работ детей: «Осеннее дерево»

-театрализованное развлечение «Репка»

-созданы необходимые условия для организации деятельности по теме проекта (подобраны настольные дидактические игры, наглядный материал)

-создана картотека пальчиковых игр по теме «Осень»

- созданы картотеки стихов, загадок и пальчиковых игр по теме: «Осень», «Овощи» «Фрукты».

Картотека игр к проекту

«Осень в гости к нам пришла»

Игровые ситуации

Игровая ситуация «Оденем куклу Катю на прогулку»

Задачи:

1. Уточнить представления детей об осени, ее признаках;

2. Способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку.

3. Развивать элементарные навыки самообслуживания при одевании. Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

4. Развивать активную речь, умение отвечать на вопросы.

Словарь: Колготки, штаны, кофта, куртка, шапка, сапожки, шарф, осень.

Материал: Кукла, кукольная одежда, игрушечный шкаф.

Ход

1.Организационный момент.

Воспитатель подводит детей к окну и обращает внимание на погодные условия.

2.Основная часть

Воспитатель: ребята, какое время года сейчас? (Ответы детей.)

- Правильно, наступила осень. Посмотрите, все листья на деревьях стали желтые.

- Какие листья на деревьях? (Ответы детей.)

- Осенью часто идет дождь?

- Когда вы шли в детский сад, было тепло или холодно? (Ответы детей.)

- Правильно, ребята, осенью на улице прохладно. Когда пойдем на прогулку, что мы будем надевать? (Ответы детей.)

- Да, мы наденем теплые штаны, кофту, куртку, сапожки, шапку, шарф, чтобы не замерзнуть.

(Воспитатель показывает на куклу, которая сидит на подоконнике.)

Воспитатель: вот и кукла Катя смотрит в окно, она хочет пойти с нами на прогулку. Дети, а, чтобы на улице осенью не замерзнуть, нужно не только тепло одеться, но еще и много двигаться. Предлагаю поиграть с осенними листочками, и куклу Катю научить движениям.

(Дети вместе с воспитателем выполняют движения согласно тексту).

«Пляска - игра с листочками» Ю.Михайленко

Воспитатель: дети посмотрите у нашей куклы очень красивое платье, но можно ли в нем идти на прогулку осенью? (Ответы детей.)

- Да, в платье осенью нельзя идти гулять, холодно. Скажите кукле, как нужно одеваться осенью. (Ответы детей.)

- Правильно, осенью нужно одеваться потеплее. Пойдем, Катенька, к твоему шкафчику, мы поможем тебе одеться правильно, чтобы ты не замерзла.

Воспитатель: ребята, что надеть кукле Кате сначала? (Ответы детей.)

- Да, сначала мы наденем колготки. Вика, найди в Катином шкафу колготки. (Ребенок находит колготки.)

- Что достала Вика из шкафа? (Ответы детей.)

- Правильно, колготки.

(Воспитатель надевает кукле колготки, затем спрашивает детей, что нужно надевать дальше. Дети по просьбе воспитателя находят в шкафу вещи. Воспитатель одевает куклу, каждый раз уточняя у детей какую вещь, нужно взять, и просит кого-нибудь из детей найти ее. Одевание происходит в следующей последовательности: колготки, штаны, кофта, сапожки, куртка, шапка, шарф. Воспитатель в индивидуальном порядке спрашивает у детей, что нужно надевать сначала, а что потом).

3. Итог.

Воспитатель: дети, мы научили куклу Катю одеваться, а теперь она посмотрит, как вы сами умеете одеваться.

Игровая ситуация «Кукла Катя на прогулке»

Задачи:

- формировать представление детей об изменении в неживой природе поздней осенью (стало еще холоднее, изменения в одежде).

- повышать речевую активность детей;

- обучать детей простым достижением, развивать чувства ритма и умение соотносить свои движения со словами текста;

- формировать навыки сотрудничества в игре, развивать активность и самостоятельность.

- активизировать словарный запас детей.

Выносной материал: кукла Катя, ведро для сбора мусора, мячи, различные игрушки.

Воспитатель: дети сегодня мы с вами пойдем на прогулку и встретимся с куклой Катей. Она оделась раньше нас и уже ждет нас на улице.

(Выхожу с детьми на улицу, у крыльца ожидает кукла Катя, одетая в теплые вещи).

Катя: здравствуйте дети. А я вас уже жду.

Воспитатель: дети, давайте, поздороваемся с Катей (дети здороваются с куклой)

Воспитатель: дети посмотрите, на улице стало холодно, и чтобы не замерзнуть, наша Катя одела теплые вещи, и мы тоже. Давайте посмотрим с вами, во что одета наша кукла Катя.

Дети: Катя надела шапку, и куртку, на ногах теплые сапожки. А на шеи теплый, пушистый шарф, чтобы горлышко не простыло.

Воспитатель: видите дети, как Катя наша тепло оделась и не замерзнет.

Воспитатель: дети давайте пригласим куклу Катю на наш участок.

Дети: да, пойдем Катя (иду с детьми и обращаю их внимание на изменения в неживой природе)

Наблюдение за природой.

Воспитатель: Оглянитесь вокруг: тепло, тихо, ласково солнышко улыбается – это все нам осень подарила. А теперь посмотрите на небо, какое оно? А облачка какие? Стоят на месте или медленно плывут?». Дети отвечают.

(Взрослый подытоживает: «И ласковое солнышко, и синее-синее небо, и белые легкие облачка - все нам подарила осень»).

(Затем педагог обращает внимание детей на опавшие листья. Дети ходят, шуршат ими, называют их яркую окраску. Все дружно приходят к выводу, что пестрые листья - все нам подарила осень).

Художественное слово: 

«Осень в гости к нам пришла»

Осень в гости к нам пришла

Деток радует она,

Разукрасила наш сад,

Подарила листопад!

Воспитатель: - Посмотрите сколько листиков лежит на земле. Все они упали с дерева. Когда на улице нет ветра, они плавно и медленно падают с деревьев. Когда на улице дует ветер, они порхают, вьются, кружатся.

Физ.минутка

«Ветер дует нам в лицо»

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всю выше, выше.

Подвижные игры.

Игра «Листопад»

Цель: закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев; учить детей передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие - листопад.

Материал: осенние листья.

Ход игры

Воспитатель говорит: «Ребята! Вы все будете листочками, выберете себе листочек,

который понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький». (Каждый ребенок показывает и называет, какой лист он выбрал по цвету и величине).

Воспитатель рассказывает: «Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети

бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят!

Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)

Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)

Покружились и уселись все на землю. (Дети приседают.) Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)

Прилетел легкий ветерок, подул». (Дует взрослый, за ним дети.) 

Воспитатель продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.)3акружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят.

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья».

Труд.

Воспитатель: дети, посмотрите, что это такое?

Дети: ветки от деревьев, мусор.

Воспитатель: они будут нам мешать, давайте уберем их и поможем нашему дворнику. Чтобы на участке у нас было чисто.

(дети собирают веточки и складывают их в ведро к воспитателю).

Цель: развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата. Приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

Воспитатель: дети, мы с вами хорошо потрудились, дружно. На участке стало чисто, ведь мы собрали весь мусор. Спасибо вам, умнички! А сейчас мы с вами поиграем, согласны?

Дети: да

Воспитатель: мы с вами поиграем в подвижную игру “Мы ногами топ-топ-топ. А кукла Катя посмотрит, как вы играете.

Цель: обучение детей простым движениям, развитие чувства ритма и умение

соотносить свои движения со словами текста.

Игра:

Мы ногами топ-топ-топ (дети и воспитатель ходят по кругу),

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)

По дорожке мы шагаем (идут за воспитателем)

И в ладошки ударяем (хлопают в ладоши)

Топ-топ ножки топ! (стоя на месте, топают ножками),

Хлоп-хлоп ручками хлоп! (хлопают ручками)

Ай да малыши! (ручки на пояс, кружатся)

Индивидуальная работа Найди большой листик и подари кукле Кате.

Физические упражнения с мячами (развивать ловкость)

Я подкину мячики высоко-высоко.

Разлетятся мячики далеко-далеко.

А ребятки побегут

И мячи все соберут.

У меня веселый мяч,

Вот как он пустился вскачь.

Синий бегает по тише,

Красный прыгает повыше,

Ну, а этот голубой –

не угнаться за тобой.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель предлагает детям поиграть в любимые игрушки.

Игровая ситуация «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

Задачи:

1.Формировать у детей навыки самообслуживания.

2.Закреплять последовательность раздевания после прогулки.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4.Воспитывать заботливое отношение к кукле.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок с изображением одежды.

Чтение потешек.

Чтение Л. Воронкова «Маша- растеряша»

Материал: кукла, шкаф для кукольной одежды, тазик с водой, мыло, полотенце

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребятки посмотрите, кто к нам пришел. Это кукла Катя. Она пришла с прогулки, давайте поможем ей раздеться. Надо подсказать Кате в каком порядке надо раздеваться. Сначала развяжем шарфик и снимем шапку.

Развязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Воспитатель: Куда надо положить шарфик, шапку? (На полку в шкаф).

Надо вещи убирать

Не придется их искать.

Воспитатель: а сейчас, что мы поможем снять Кате? (курточку)

Моя Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

Воспитатель: Куда мы повесим шубу (в шкаф). Что мы еще не сняли (сапожки)

У моей дочки маленькие красные сапожки.

Снимем с ножки

Новые сапожки.

Воспитатель: Куда мы поставим сапожки (на нижнюю полочку в шкафу)

А, что еще надо снять Кате?

Правильно штанишки. Куда, нужно их положить? (На полочку, в шкаф)

Ребятки, Катя спрашивает, можно ей идти играть? (Нет?) А, что еще надо снять (кофточку положим в шкафчик на полочку)

Воспитатель: Все разделись! Пошли играть!

- Ой, мы забыли надеть Кате тапочки.

Вот они – тапочки

У нашей Кати – крошки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Воспитатель: а теперь Кате можно играть? (Нет, надо умыться)

Давайте поможем Кате умыться.

Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтоб глазоньки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

Вот какая Катя стала чистая.

Воспитатель: Спасибо ребятки, вы научили Катю, как нужно правильно раздеваться после прогулки.

«Сварим суп для Кати и зайчика». 

Задачи:

1. Развивать умение отвечать на вопросы педагога

2. Расширять кругозор детей в области знаний об овощах

3. Формировать предпосылки сюжетно – ролевой игры через совместную деятельность с педагогом.

4. Развивать умения выполнять простейшие трудовые поручения.

Словарная работа: 

Расширение словаря (Овощи, кастрюля, суп, ложка, тарелка) 

Материалы и оборудование: игровой модуль «кухня», муляжи овощей (лук, морковь, помидор, капуста), кукла, игрушка Зайчик, картина «Урожай на грядке».

Предварительная работа:

- совместная деятельность с использованием игровых модулей.  

- рассматривание муляжей овощей, обыгрывание потешек

Ход:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Расскажи нам, Катя, где ты была?

Кукла Катя: Я гостила у бабушки в деревне. Так в огороде, на грядках растет много вкусных и полезных овощей. Я вам их принесла.  

Воспитатель: Катя, что это?

Кукла Катя: Это овощи. (Дети повторяют хором, индивидуально). 

Игра «Что в мешочке?». 

(Воспитатель достает из мешочка муляжи овощей. Спрашивает у детей, какой это овощ, какого он цвета.  Дети: Это помидор, он красный. Это лук, он желтый. Это морковь, она красная. Это капуста, она зеленая) 

Воспитатель: Кукла устала и проголодалась. Сварим ей суп из овощей, которые Катя принесла.

Что мы сварим? (Суп).

Из чего сварим суп? (Из овощей.)

Но сначала покажем, Кате как наши пальчики умеют готовить.

Пальчиковая игра «Капуста» (под музыку): 

1.Мы капусту чистим, чистим.

Мы капусту чистим, чистим. (трём кулаком по ладошке)

Мы всех просим не зевать (машем указательным пальцем)

И немного помогать. (Разводим руки в стороны)

2. Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту рубим, рубим. (Стучим ребром ладоней по ногам)

Мы всех просим не зевать (Машем указательным пальцем)

И немного помогать. (Разводим руки в стороны)

3. Мы капусту давим, давим.

Мы капусту давим, давим. (Сжимаем руку правую левой и наоборот)

Мы всех просим не зевать (Машем указательным пальцем)

И немного помогать. (Разводим руки в стороны)

4. Мы капусту солим, солим.

Мы капусту солим, солим. (Солим воображаемую капусту - имитация)

Мы всех просим не зевать (Машем указательным пальцем)

И немного помогать. (Разводим руки в стороны)

(Воспитатель с детьми подходят к игровому модулю «Кухня». Там сидит зайчик и кукла Катя). 

Воспитатель: Ребята смотрите, зайка тоже хочет помочь нам варить суп.  Катя и зайка, смотрите внимательно! Сначала мы берем кастрюлю (обращается к ребенку), Саша, дай мне кастрюлю. Воспитатель: Саша, что ты мне дал? (Кастрюлю). Белла, дай мне большую ложку. Что ты мне дала? (Ложку) (Дети выполняют просьбу воспитателя).

Воспитатель: Теперь положим овощи в кастрюлю и поставим на плиту. Зайчик, а ты любишь кушать суп?

Зайчик: Я люблю кушать морковку, а суп я никогда не ел. А еще я люблю играть с ребятами.

Воспитатель: Пока суп варится, давайте поиграем с зайчиком.

Физминутка «Зайка скачет»: 

Зайка скачет скок, скок, скок.

На зеленый, на лужок.

Травку щиплет, слушает,

Не идет ли волк. (имитация по тексту) 

Воспитатель: Суп сварился надо разлить его по тарелкам и угостить куклу Катю и зайчика, (обращается к ребенку) Витя, поставь на стол тарелки. Витя, что ты поставил на стол? (Тарелки) Ульяна, положи на стол маленькие ложки. Ульяна, что ты положила на стол? (Ложки) (Дети выполняют просьбу воспитателя).

Подвижные игры

Листопад

Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад»

Материал: осенние листья

Ход игры

Воспитатель (В.): «Ребята! Все вы будете листочками, выберете листочек, который понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький».

    (Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине).

В. рассказывает: «Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят!

Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)

Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)

Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.)

Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)

Прилетел легкий ветерок, подул». (Дует взрослый, за ним дети.)

В. продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.)

Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят.

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю … листья». Игра повторяется 2-3 раза.

Птички и дождик

Цели: учить действовать по команде взрослого; упражнять в произнесении звуков.

Материал: эмблемы с изображением птиц.

Ход игры

В. раздает детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия». В. начинает: «Птички летают (дети бегут по площадке), клюют зернышки (дети присаживаются, «клюют»), опять, улетают.

Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. («Ввв!» - произносят дети.) Закапал частый дождь, застучал по крыше: «Тук! Тук! Тук!» - повторят дети.

«Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми, - зовет взрослый. – Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются). Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются». (Дети имитируют голоса знакомых птиц.)

Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на площадке собачки, автомобиля. Каждый раз «птички» разлетаются в разные стороны.

У медведя во бору

Цель: учить действовать согласно словам текста.

Материал: крупная игрушка (медведь).

Ход игры

Воспитатель (В.) сажает медведя под кустом и рассказывает детям, что осенью можно пойти в лес, набрать грибов и ягод; спрашивает, кто из детей ходил с родителями за грибами: «Много грибов принесли? Находили ли в лесу малину? Кто любит малину? Конечно медведь! Он приходит полакомиться сладкими ягодами, а как увидит кого, сразу рычит, отгоняет всех, хочет один ягоды собирать. Ишь какой мишка-сладкоежка! Пойдемте и мы в лес!

В. медленно читает стихотворение:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь глядит

И на нас рычит: «Рррр!»

Слушая текст, ребята медленно приближаются к медведю (мягкой игрушке).

Как только медведь «зарычит», все разбегаются в разные стороны. Затем В. спрашивает: «Кто хочет быть медведем? А рычать будешь? Тогда садись рядом. У нас будет два медведя». По желанию детей игра повторяется 3-4 раза, «медведи» могут меняться.

Солнышко и дождик

Цель: учить действовать по команде взрослого, выполнять действия согласно тексту; развивать чувство ритма.

Материал: зонт или место для укрытия.

Ход игры:

Дети ходят и поют:

«Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату».

«Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку». (Хлопают стоя на месте.)

Топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топ! (Ритмично притопывают на месте.)

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп! (Ритмично хлопают в ладоши.)

На сигнал «дождь идет, скорей прячьтесь!» дети бегут прятаться под зонт.

Воспитатель говорит: «Солнышко светит», игра повторяется.

Кружатся листочки.

Цель: учить действовать по команде взрослого, выполнять действия согласно тексту; развивать чувство ритма.

Ход игры:

Листья осенние тихо кружатся,

Листья под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят.

Будто опять закружиться хотят.

(Дети, под плавную музыку кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают, движения руками влево-вправо. Снова кружатся на носочках).

Листочки

Цель: учить действовать по команде взрослого, выполнять действия согласно тексту; развивать чувство ритма.

Ход игры: (Игра проводится с листочками в руках).

Листочки летали, (Дети свободно бегают по игровой площадке),

Листочки кружились; (кружатся, взмахивая листочками по показу взрослого).

Листочки устали

И вниз опустились. (Садятся на карточки, опускают руки).

Подул ветерочек. (Воспитатель изображает ветерок султанчиком),

На них – и опять (бегает, кружась, взмахивая руками).

Все детки – листочки

Хотят полетать! (Дети снова бегут, кружатся среди листопада).

Осенние листочки

Оборудование: осенние листья.

Цель: Побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.

Ход:

(Взрослый привлекает внимание детей к букету осенних листьев. Он говорит: «Ребята, посмотрите, какие красивые осенние листочки: красные, желтые, зеленые. Есть большие листья и маленькие. Вот как много в вазе листочков. Хотите с ними поиграть? Берите себе листочки в каждую руку». Дети берут по два листочка и по показу выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения)

Дует, дует ветер,

Дует-задувает. (Качаются вправо-влево, руки перед собой).

Желтые листочки

С дерева сдувает! Машут руками сверху вниз перед собой.

И летят листочки

Прямо по дорожке, (кружатся на месте).

Падают листочки

Прямо нам под ножки! (Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз).

Затем воспитатель произносит слова:

Ветер дует – полетим

Мы туда, куда хотим.

(Дети поднимаются, игра повторяется еще раз. Затем листья собираются в общий букет и ставятся в вазу).

Ветер и листья.

Цель: Бегать, не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу; действовать по сигналу

По сигналу «Ветер!» - дети бегают по площадке в разных направлениях, помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («листья упали на землю») (1,5-2 мин).

Огуречик - огуречик…

Цель: укрепить мышцы ног, формировать чувство ритма.

Ход: (на одной стороне зала – воспитатель (ловишка), на другой стороне – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.)

Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

(Дети убегают за условную черту, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза).

Собери фрукты в корзинку.

Цель: развивать быстроту и скорость бега.

Атрибуты: муляжи фруктов, корзина.

Ход игры: По сигналу воспитателя дети разбегаются по участку и находя муляжи фруктов и складывают их в корзину.

Пальчиковые игры

"Грибы"

Цель: развитие мелкой моторики рук

(ладонь сжата в кулак и по-очереди отгибаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел.

«Осень, осень к нам пришла». (муз. Михайленко, сл. Петренко)

Цель: развитие мелкой моторики рук

1. Осень, осень к нам пришла.

Дождь и ветер принесла.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап — (Стучим пальцем левой руки по ладони правой)

Дождь и ветер принесла.

2. Пожелтеет зеленый сад,

Листья желтые шуршат.

Шур-шур-шур, шур-шур-шур — (Трём ладонью о ладонь)

Листья желтые шуршат.

3. Птичьи песни не слышны.

Подождем их до весны.

Чик-чирик, чик-чирик — (Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)

Подождем их до весны.

«Капуста» (под музыку)

Цель: развитие мелкой моторики рук

1.Мы капусту чистим, чистим.

Мы капусту чистим, чистим. (трём кулаком по ладошке)

Мы всех просим не зевать (машем указательным пальцем)

И немного помогать. (Разводим руки в стороны)

2. Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту рубим, рубим. (Стучим ребром ладоней по ногам)

Мы всех просим не зевать (Машем указательным пальцем)

И немного помогать. (Разводим руки в стороны)

3. Мы капусту давим, давим.

Мы капусту давим, давим. (Сжимаем руку правую левой и наоборот)

Мы всех просим не зевать (Машем указательным пальцем)

И немного помогать. (Разводим руки в стороны)

4. Мы капусту солим, солим.

Мы капусту солим, солим. (Солим воображаемую капусту - имитация)

Мы всех просим не зевать (Машем указательным пальцем)

И немного помогать. (Разводим руки в стороны)

Дидактические игры

Собери урожай

Цель: формирование у детей представлений об овощах и фруктах; развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики рук.

Инструкция: распределите по корзинкам овощи и фрукты.

Разложи листочки

Цель: развитие у детей сенсорных эталонов.

Инструкция: разложите вместе с ребёнком листочки в кармашки по цвету: жёлтые листочки – в жёлтый кармашек, красные – в красный, зелёные – в зелёный.

Соберём грибочки

Цель: развитие у детей умения группировать предметы по величине.

Инструкция: разложите вместе с ребёнком грибы в корзинки: большие грибы в большую корзинку, маленькие – в маленькую.

Что растёт на грядке.

Цель: познакомить детей с урожаем овощей, упражнять в назывании овощей, формировать понятие «овощи». Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения

Материал: муляжи овощей, предметные картинки с изображением овощей (огурец, лук, капуста, помидор, морковь), корзинки, кукла.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке. На полу грядки овощей: моркови, огурцов, лука, капусты, помидор.

Воспитатель:

Посмотрите-ка ребята

Урожай у нас богатый-

Очень много овощей.

Показывает детям овощи по порядку. Дети называют овощи на грядке.

Предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберёт?»

Дети с каждой грядки собирают в свою корзину.

Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что лежит в корзине.

Съедобное- несъедобное

Цель: Научить детей разделять предметы на съедобные и несъедобные. Закреплять названия овощей и фруктов.

Материал: Коробка с изображением лица мальчика, предметные картинки с изображением овощей, фруктов, продуктов питания и различных предметов мебели, посуды, бытовой техники.

Воспитатель знакомит детей с мальчиком Антошкой, который изображен на коробке. «Ребята, Антошка пришёл к нам в гости. Чем мы можем накормить нашего гостя? Давайте посмотрим, что у нас есть?»

(Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одной карточке с изображениями продуктов питания и разных предметов. Ребенок достает картинку, показывает детям, называет, что на ней изображено (например, банан). Воспитатель задает вопрос: «Можно банан кушать?» (да). Воспитатель предлагает покормить им Машу. Другой ребенок берет карточку с изображением несъедобного предмета (например, стол). «Можно скушать стол?» (нет). «Тогда мы отложим стол в сторону» и т. д.)

Усложнение:

1) Воспитатель предлагает ребенку из всех картинок выбрать только съедобное или только не съедобное.

2) Воспитатель предлагает обобщить понятия: фрукты, овощи, ягоды,

хлебобулочные изделия, молочные продукты, напитки, мебель, посуда, бытовая техника.

Назови одним словом

Цель: Закрепить умение называть предметы, закрепить умение называть предметы, одним словом.

Выкладываем перед ребенком карточки по одной теме (например, «Одежда»). Просим назвать все предметы, одним словом. Если сразу не получается, подскажите (платье-это одежда, кофта -)


Конспект занятия по познавательному развитию  Тема: «Осень золотая»

Цель: Расширение представлений детей об окружающей природе, о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

1.     Образовательные: Дать представление о времени года осень.

2.     Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.

3.     Развивающие: Развивать художественное восприятие, внимание.

4.     Оздоровительные: Выполнение физминуток, динамичных пауз.

Ход занятия:

Воспитатель:: Глазки смотрят и всё видят,

Ушки слушают и все слышат.

 Ребята, сегодня к нам в гости пришла необычная девочка. Её зовут Осень. (Нарисованная девочка в осеннем наряде, рассматривание девочки)

Давайте с ней поздороваемся. 

Посмотрите на неё внимательно. У неё на платье много листочков.

Какого цвета листочки на платье?

Дети: Желтые.

Воспитатель: А что девочка держит в руках?

Дети : Зонтик.

Воспитатель: Правильно, зонт нужен для того, чтобы укрываться от дождя. Осенью часто идут дожди.

А что еще девочка принесла с собой? Посмотрите внимательно на картинку.

Дети: Грибы.

Воспитатель: Осень принесла корзинку с грибочками. Осенью в лесу растут грибы.

Ребята, девочка Осень так долго к нам шла, поэтому очень устала. Пусть она немного отдохнет, а мы пока поиграем.

Динам. Пауза:     «Осенние листочки»

                            Листопад! Листопад!

                            Листья желтые летят,

   Кружатся красивые желтые листочки

                            (Дети кружатся вокруг себя)

                            Полетели (Имитация полета)

                            Покружились (Кружатся)

                            И на землю опустились (Присели)

Дыхательная гимнастика «Дует легкий ветерок»

                                                 «Дует сильный ветерок»

Воспитатель: Молодцы ребята, мне очень понравилось с вами играть. Но нашей гостье уже пора уходить, давайте мы ей расскажем, что мы узнали сегодня нового.

Итог:

Воспитатель: Сегодня мы узнали, что осенью листочки желтеют и опадают с деревьев. Осенью часто идут дожди. В лесу растут грибы, а птицы улетают на юг.

Ребята, нашей гостье пора уходить, но сначала, она хотела бы каждому из вас подарить свой подарок - осенний листочек. Смотрите, какие они красивые. Мы сделаем из них букет и поставим в вазу. Давайте скажем Осени спасибо за листочки и попрощаемся с ней, скажем ей «До свидания!»

Дети: До свидания

Воспитатель: До свидания осень, приходи к нам ещё.

Конспект занятия по рисованию пальчиками «Осеннее дерево»

Цель:

- учить детей рисовать в технике "Рисование пальчиком" листья деревьев;

- Учить внимательно, рассматривать образец и следовать ему;

- Закреплять знание цветов (красный, жёлтый);

- Учить радоваться полученному результату.

Предварительная работа:

Наблюдение за листопадом, на прогулке, рассматривание листьев.

Игры с осенними листочками.

Д/И «Собери по цвету»

Материалы: лист бумаги формат А-3 с изображением ствола дерева, желтая, красная, гуашь, иллюстрации осени и листьев.

Наглядность: Тематические плакаты "Осень".

Ход ООД:

Воспитатель:

Ребята наступило прекрасное время года осень. Осень очень красивое щедрое время года. И, конечно же, осень – это листопад! (рассматривание иллюстраций) Жёлтые, красные, оранжевые и даже ещё зелёные листья, сорванные налетевшим ветерком, падают на землю, грациозно и плавно кружась. И когда мы идём по осенним листочкам в парке, они шуршат у нас под ногами!

Стук в дверь: Посмотрите-ка, ребята, к нам из леса прилетела сорока.

-Здравствуйте, ребятки, а вы знаете какое сейчас время года?

-Осень (ответ ребят)

Сорока: Осенний клад

Падают с ветки желтые монетки.

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья, не считая.

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

И. Пивоварова

сорока: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру.

Игра «1,2,3 листочек подбери!»

Цель: учить детей различать цвета (желтый, красный); развивать зрительное внимание.

Ход игры: воспитатель «делает листопад» и предлагает детям собрать листочки в коробку. Дети делятся на две команды: команда мальчиков и команда девочек. Мальчики собирают жёлтые листочки, а девочки – красные. Победит та команда, которая быстрее соберет цветочки своего цвета.

Сорока: Молодцы ребята!

(Рассматривание иллюстраций с изображением листьев.)

Воспитатель: Ребята, кто знает какого цвета листочки? (ответы детей) Посмотрите какие они красивые. Мы сегодня с вами будем волшебниками, мы будем рисовать ни кисточками, а нашими пальчиками. Я каждому из вас раздам листок бумаги на которых нарисован только ствол и ветки дерева. А чего не хватает этому дереву? (ответы детей). Правильно! Не хватает осенних листочков. И рисовать мы будем яркие осенние листочки на дереве. Смотрите внимательно, как мы будем рисовать осенние листочки. Свой пальчик обмакиваю в краску и прикладываю его к веткам дерева. И убираю - получился листочек. Посмотрите пальчик грязный, что нужно делать?

Да, вытереть мокрой салфеткой хорошо.

Давайте с вами потренируемся, как будто краска стоит возле нас:

Обмакиваем пальчик в краску, прикладываем к листу бумаги. Еще раз попробуем (2-ой раз)обмакиваем в краску и прикладываем.

Аккуратно обмакиваем пальчик в краску и прикладываем его к нашему дереву. Будьте аккуратны, набирайте по больше краски что бы нашили осенние листочки были яркими, красочными. Теперь у меня получилось осеннее дерево.

Ребята, а кто скажет какого цвета краски? (желтого, красного) .Молодцы!

(Помогаю детям.)

Ой, какое красивое деревце у нас получилось! Давайте полюбуемся!

Конспект занятия по рисованию

в  группе раннего возраста

«Дождик, дождик, кап-кап-кап »

Цель: способствовать формированию познавательной активности детей.

Задачи:

- познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком;

- учить рисовать из тучек дождик, передавая его характер (мелкий, капельками); использовать точку как средство выразительности;

-правильно располагать элементы рисунка на листе;

- развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;

- воспитывать аккуратность;

- формировать интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: наблюдение за дождем, чтение стихов про дождь, слушание песен.

Материалы и оборудование: игрушка ежик, альбомный лист с аппликацией тучки, гуашь синего цвета; запись шума дождя; влажные салфетки, зонт.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, к нам пришел лесной гость. Отгадайте, кто это?

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной (Еж)

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это ежик. (Показ игрушки)

Ежик живет в лесу. Он очень любит собирать грибы. А что бы грибов в лесу выросло много, нужен дождик. А откуда идет дождь? (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика :

Дождик — кап!

Дождик – кап! Ударяют указательным пальцем

То сильней, то тише. одной руки по ладони другой.

Не стучи, не стучи, Грозят пальцем.

Не стучи по крыше!

Непослушный какой! Укоризненно качают головой.

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам Манят руками.

И в тепле погрейся! Кладут ладони на плечи,

скрестив руки на груди.

Воспитатель:  А теперь давайте нарисуем дождь, чтобы грибов в лесу было много –много. Посмотрите на свой листочек, что у вас нарисовано? (Тучка).

Воспитатель: (Показ воспитателем способа рисования). Обмакну пальчик в краску, потом перенесу краску на картинку, примакивая по всему листу пальчиком. Вот какой красивый дождик получился.

Дети рисуют на своих листах. (Дети рисуют под аудиозапись шума дождя) Все любуются своими рисунками.

Ежик хвалит детей.

Игра «Солнышко и дождик»

Конспект занятия по аппликации в группе раннего возраста «Листопад в лесу»

Цель: вызвать   интерес к созданию коллективной композиции «Листопад».

Задачи: развивать умение детей раскладывать готовые листья разной формы и цвета. Аккуратно приклеивать.

Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям подойти к окну и посмотреть в него.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с нашими деревьями? Листочки на деревьях стали яркие, разноцветные и очень красивые! Наступила осень, и деревья оделись в красивый наряд!

Как называется, явление, когда падают листочки? Правильно, это листопад!

Ребята, а вы помните, на прогулке мы с вами собирали красивые листочки? Давайте сейчас с ними поиграем? Воспитатель раздает детям кленовые листочки и читает отрывок стихотворение С. Белова.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Дети с листочками бегут за воспитателем по кругу

Листья желтые летят,

Словно зонтики кружат,

Кружатся с листочками.

Ветер дунул: раз-два-три

Оторвались от земли

И взлетели высоко

Но до неба далеко.

Подняли ручки с листочками вверх и покружились.

Покружили и опять

На землю опустились спать.

Присели и опустили листочки на пол. 

Ветер дунул – полетим

Мы туда, куда хотим.

 Дети поднимаются, игра повторяется еще раз. Затем листья собираются в общий букет и ставятся в вазу.

Воспитатель: Ребята, скоро все листочки с деревьев опадут, и мы еще долго не увидим деревья такими красивыми. Давайте на память об осени мы украсим деревья в лесу и будем на них любоваться.   Посмотрите, какие красивые листочки лежат у вас на столах. Сейчас мы промажем листочки клеем и приклеим на деревья.

Дети по очереди под наблюдением воспитателя украшают деревья листочками.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Дружно трудились и очень красиво украсили наш лес. Теперь мы будем любоваться им и вспоминать об осени!

Дети вместе с воспитателем любуются листопадом в лесу, ищут на нем листочки, которые сами к нему прикрепляли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в группе раннего возраста по теме: "Наше здоровье"

В проекте планирование с детьми раннего возраста по развитию культурно-гигиенических навыков на 2 недели. Лаконично, понятно и доступно все описано....

Проект "Солнышко " Детско – родительский проект для группы раннего возраста.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной п...

Проект "Солнышко " Детско – родительский проект для группы раннего возраста.

Консультация и тематическое родительское собрание к  детско - родительскому проекту "Солнышко"...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Проект в группе раннего возраста "Ковралинография в работе с детьми раннего возраста"

Метод  ковролинографии позволяет  использовать его как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах, а также при ознакомлении малышей со сказк...

Проект в группе раннего развития «Гендерное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности»

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девоче...