Игровая технология в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бычок Елена Владимировна

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.

Духовно – нравственное воспитание – это процесс содействия нравственного становления личности человека, формированию у него:
- нравственных чувств;
- нравственного облика;
- нравственной позиции;
- нравственного поведения.

Цель: создание системы игр для духовно-нравственного развития личности в дошкольном возрасте.

 

Содержание духовно-нравственного развития личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, такими, как:

патриотизм – любовь к Родине;

гражданственность - служение Отечеству;

семья – любовь и верность, уважение к родителям;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание;

природа – родная земля, планета Земля; и другие ценности.

 

Задачи воспитательной работы по формированию духовно-нравственной личности:

- Заложить основы духовно нравственной личности с активной жизненной позицией гражданина.

- Создать условие совершать хорошие поступки.

- Познакомить с основами духовности русского народа.

- Сформировать у детей представление о духовном мире.

- Помочь в формировании ценностей для каждой личности, на основе принятых традиций.

- Показать детям тесную связь государственных праздников с жизнью русского народа.

 

Методы

В дошкольном возрасте основной деятельностью детей является игра. Именно в игре легко и естественно развиваются личностные качества ребенка. Мы предлагаем систему игр на формирование духовно нравственных основ у детей дошкольного возраста.

Можно представить эту систему, как музыкальную гамму, законченный звукоряд, где каждая нота имеет свое значение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Актуальность.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.

Все начинается с детства. Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и белоствольные березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье родника. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно – нравственное воспитание – это процесс содействия нравственного становления личности человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, ответственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия);
- нравственной позиции ( способности различать добро и зло,
проявлению самоотверженной любви);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Цель: создание системы игр для духовно-нравственного развития личности в дошкольном возрасте.

Содержание духовно-нравственного развития личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, такими, как:

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к малой Родине;

гражданственность - служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор;

природа – родная земля, планета Земля; и другие ценности.

Проблематика.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сейчас весьма актуальна. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции:

Материальные ценности возвышаются над духовными;

Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка входят персонажи сказок и мультфильмов не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Искажены представления детей о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Все это привело к утере понятия истинных ценностей, патриотизма и человеколюбия; исчезли идеалы человека – труженика, воина - защитника Отечества. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших.

Задачи

Задачи воспитательной работы по формированию духовно-нравственной личности:

- Заложить основы духовно нравственной личности с активной жизненной позицией гражданина и патриота.

- Создать условие и вызвать желание совершать хорошие поступки.

- Познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни.

- Сформировать у детей первоначальное представление о духовном мире.

- Помочь семье в формировании ценностей для каждой личности, на основе принятых традиций.

- Показать детям тесную связь государственных праздников с жизнью русского народа.

Методы

В дошкольном возрасте основной деятельностью детей является игра. Именно в игре легко и естественно развиваются личностные качества ребенка. Мы предлагаем систему игр на формирование духовно нравственных основ у детей дошкольного возраста.

Можно представить эту систему, как музыкальную гамму, законченный звукоряд, где каждая нота имеет свое значение.

Система игр по духовно-нравственному воспитанию «Гамма»

До – добро, доверие, доброжелательность. Все это – основа любого общения. Игры на доверие помогают создать безопасную, доброжелательную среду в детском коллективе, необходимую для успешного формирования любых навыков.

Игра ПОВОДЫРЬ Задача: провести партнера мимо препятствий.

Для разных возрастных групп можно подобрать игру согласно возрасту детей, их уровню развития.

Ре – радость. Чувства наполняют нашу жизнь красками, мы испытываем эмоции ежеминутно. Умение управлять своими эмоциями, считывать эмоции окружающих и дарить положительные эмоции формируется в течении всей жизни.

Игра ПОДАРОК. Задача: демонстрировать эмоции при дарении и получении подарка. Дети передают коробку с конфетами (например) любому участнику игры.

Важно помнить, что радость должна быть общей, никто не должен быть обделен, иначе человек может испытать противоположные чувства: ревность, разочарование, равнодушие.

Ми- милосердие, миролюбие. «Блаженны милостивые, блаженны миротворцы». Неспроста в Евангелии говорится об этих качествах человека. Милосердие – проявление доброты и сострадания. Способность избегать конфликта говорит о зрелости личности. Немногим взрослым удается найти пути решения сложных задач без конфронтации с оппонентом.

Игра ЛАСКОВОЕ СЛОВО  Задача: назвать соседа ласковым именем, сказать ему что-то приятное.

Эта игра помогает повысить самооценку каждого участника, позволяет понять, что добрые слова могут подарить приятные эмоции всем.

Фа- фантазия. Фантазировать, придумывать любят все дети. Иногда мы можем наблюдать, что увлекаясь, ребенок начинает врать. Поэтому нужно создать такие условия, чтобы фатазирование было продуктивным и имело положительный настрой.

Игра ПАНТОМИМА Задача: жестами, мимикой сопровождать рассказ ведущего

Эта игра позволяет развивать эмоциональную сферу детей, побуждает к придумыванию, обогащению словарного запаса.

Соль – сострадание, сопереживание. Испытывать сострадание способны даже очень маленькие дети. Чтение литературных произведений, стихов, рассказов, способствуют развитию этих способностей. Ребенок сопереживает литературному герою, испытывает жалость, желание помочь, пожалеть.

Игра СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ Задача: необходимо пройти путь вдвоем, со связанными парно ногами.

Цель этих упражнений: научить чувствовать партнера, соотносить его переживания с собственным опытом, поддерживать.

Ля – развитие лидерских качеств. У каждого человека есть сильные и слабые стороны, при этом каждый может быть лидером в чем-то, полезным для общества. Помочь ребенку почувствовать себя в центре внимания помогают различные конкурсы, соревнования и, конечно же, игры.

Игра У ДЕДУШКИ ТРИФОНА (традиционная русская игра) Задача: повторять движения за ведущим, ведущий передает ход любому участнику.

Ребенок чувствует себя в центре внимания, даже робкие дети могут стать лидером. Использование традиционных народных игр в свою очередь позволяет развивать патриотизм, любовь к Родине и уважение к культуре других народов.

Си – сотрудничество, сила в совместной деятельности. Значительных результатов можно добиться только вместе. Даже самые высокие индивидуальные заслуги и умения не помогут построить город или полететь в космос. Для этого необходимо сотрудничество многих людей.

Игра ОРКЕСТР Задача: дети с помощью музыкальных инструментов подыгрывают мелодии, каждый в свое время.

Совместный результат помогает всем испытать удовлетворение от проделанной работы. Придает уверенность, осознание собственной значимости.

До – доброжелательность педагога в общении с детьми. Сколько бы мы не говорили, но ребенок в первую очередь копирует поведение значимых для него взрослых. Воспитание детей, их развитие, невозможно без саморазвития. Формирование личности не заканчивается в каком-то определенном возрасте, а продолжается на протяжении всей жизни.

Иногда опускаются руки и кажется, что силы кончились. Поддержать себя, настроиться на позитив может помочь простое упражнение, аутотренинг. Откройте широко свои руки, обнимите себя крепко и скажите себе: какой я хороший, умный, красивый, сильный…у меня все получится! Улыбнитесь широко окружающим, и, с улыбкой, принимайтесь за дело.

Диагностика.

Анализ уровня нравственной зрелости у дошкольников проводился в подготовительной к школе группе по нескольким методикам.

Тест1: Методика «Изучение осознания нравственных норм» 

(Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)  Г.А.УрунтаеваЮА.Афонькина "Практикум по детской психологии". - М.: ВЛАДОС, 1995 г., - с. 59 - 61.

Цель: определение уровня нравственных норм у дошкольников.

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях, принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 5-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Воспитатель предлагает ребёнку с перерывом в несколько дней выполнить два задания: сначала ответить на вопросы по стихотворениям и затем закончить рассказы. Ребенка просят отвечать полно, развёрнуто, подробно.

Мы поссорились с подругой и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала, только мишку подержала,

Только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам».

После чтения стихотворения детям можно задать вопросы: «Почему поссорились девочки? Кто из них был виноват? Почему? Почему героиня решила помириться с подругой? Как она хочет это сделать? Есть ли у тебя друзья? Назови их. Ссоришься ты с ними или нет? Почему? Если ты вдруг поссорился с другом (подругой, то, как можно с ними помириться?»

Полезно попросить ребёнка придумать окончание к незаконченному рассказу-ситуации, описывающему нравственную проблемную ситуацию:

Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, а другая валялась рядом. Подошла Оля и попросила: «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила… Что ответила Маша и почему?

Мама стирала. Витя играл: он строил мост из кубиков. «Витя, помоги мне развесить бельёЯ очень устала», - сказала мама. Тогда Витя ответил… Что ответил Витя и почему?

Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет, и нечаянно толкнула башню. Кубики рассыпались. И тут Вова… Что сделал Вова и почему?

Обработка результатов:

Какой способ поведения предлагает ребёнок, соответствует ли он социально одобряемому образцу, описанной ситуации?

Мотивирует ли малышам и как предполагаемый поступок?

 При правильном ответе ссылается на:

• требования взрослого, выполняя норму только под его контролем («Мама всегда говорит, что надо делиться»);

• предполагаемые нежелательные последствия, стремясь избежать общественных санкций, мер воздействия («Надо правду говорить, а то накажут»«Я с ним поделюсь, а то он не будет со мной играть»);

• свои утилитарные потребности, желания, не понимая смысл общественной нормы, выполняя её в целях личной выгоды («Я ей дам куклу, а потом она мне что-нибудь даст»);

• описанную в рассказе ситуацию, но не понимает общественного содержания нормы («Дала лопатку, потому что она валялась рядом»);

• эмоциональное состояние, желание другого, умея вставать на его позицию, понять, но оставаясь в плену конкретной ситуации («Нужно помочь, потому что больно»«Дать куклу, потому что девочка хочет поиграть»);

• нравственное качество или норму, которые превратились в мотив поведения («Жадничать нельзя, надо делиться»«Даст куклу, потому что она не жадная»). Здесь можно говорить о формировании сознательной, а не стихийной нравственности, ведь ребёнок выполняет общественную норму, потому что иначе поступить не может, т. е. исходит из своей внутренней потребности.

При неправильном ответе ссылается на:

- авторитет взрослого («Не дала куклу, мне мама не разрешает»);

- свои интересы и желания («Не даст игрушку, она же одна»«Я тоже хочу играть»);

Тест 2: Методика «Закончи историю» (Р. Р. Калинина) методика «Закончи историю» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост.И.Б. Дерманова. - СПб.,2002.

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях, принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 5-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов.

Если ребенок не может оценить поступки детей, то это говорит о несформированности понятий нравственных норм.

Низкий - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

Средний - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

Высокий - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

3 тест: Методика «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина) Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.35.

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость – лживость.

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях, принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 4-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.

Обработка результатов:

Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют, интерпретируется как несформированность понятия нравственных норм.

Низкий (2 балла) - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

Средний (3 балла) - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

Высокий (4 балла) - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Следует учитывать, что оценивается не каждый ответ испытуемого, а его ответы в целом. Возрастной нормой считается результат в 3 балла, указывающий на то, что эмоциональные реакции ребёнка адекватны, а нравственные ориентиры сформированы в достаточной степени. Результат в 2 балла также считается удовлетворительным. Если ребёнок справляется с заданиями плохо, набрал 0–1 баллов, рекомендуется индивидуальная беседа с психологом, занимающимся вопросами развития

Результаты.

 Опрос проводился в начале  и в конце учебного года.

Начало года

Конец года.

Вывод.

Использование игровой технологии в качестве метода развития духовно-нравственных качеств у дошкольников дает хорошие результаты, вызывает у детей позитивный эмоциональный отклик и заинтересованность. Система игр «Гамма» может применяться в детском саду наряду с другими методиками духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: развитие, воспитание, нравственность, эмоции, дошкольники.

Используемая источники:

1.Методика «Сюжетные картинки», методика «Закончи историю»

 « Диагностика эмоционально-нравственного развития». Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002.

2. "Практикум по детской психологии". Г.А.Урунтаева, Ю. А.Афонькина  - М.: ВЛАДОС, 1995 г., - с. 59 - 61.

3. https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/394


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру»...

«Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

ТЕМА ПУБЛИКАЦИИ: «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» (сертификат)...

Проект на тему «Игровые технологии как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста».

Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с 5 – 6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. Вед...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста...