ТРИЗ-метод "Каталога"
консультация (подготовительная группа)

Таракановская Анна Константиновна

Ознакомление с методом ТРИЗ развивает интеллектуальные, познавательные и творческие способности дошкольников в разных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie.docx14.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Применение-ТРИЗ технологии «Метод Каталога» в работе с детьми дошкольного возраста.

Метод «Каталога» или управляемый был разработан профессором Берлинского университета Эмиль Кунце в 1932 году.

Суть его заключается в свободном поиске и случайной « примерке» новых обстоятельств для заданной ситуации. Это как ткнуть в каталог-книгу пальцем наугад, посмотреть фразу, проанализировать и подставить к изначальному обьекту. Стимулирует креативное мышление, воображение, новаторские навыки.

Цель метода: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные обьекты; формировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя- положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть.

Существует определенный алгоритм сочинения сказки с помощью выбранных героев- по картинке, игрушке, из мешочка или из книги.

Далее обращаемся к детям с вопросами, на которые они «находят» слова на открытой наугад странице книги. Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его необходимо переделать в нужную часть речи или попросить ребенка показать другое слово.

Но то слово, на которое указал палец и будет ответом на вопрос.

Ответы детей постепенно собираются в единую сюжетную линию.

Где можно применять:

Метод «Каталога» можно применять в разных видах деятельности- по ознакомлению с окружающим миром, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности, театральной, игровой.

Данный метод эффективен с небольшим количеством детей. (от двух до пяти).

Результат метода:

Дети учатся анализировать, размышлять, передавать свои размышления через рассуждения.

Речь становится более образной, интересной.

Формируются способности к изобразительной деятельности.

Происходит познавательное развитие ребенка.

Развивается творческое воображение, фантазия.

В своей группе, я начала знакомство с этим методом с игры «Чудесный мешочек» (игрушки и картинки).

Затем я перешла к тому, что обьекты выбирали в книгах, книги должны быть незнакомые детям. И уже цепочка вопросов увеличивается.

Во время работы с книгой, дети теряли интерес к сочинительству, я стала использовать приемы драматизации и самостоятельное придумывание детьми сказок при помощи схем (дети сами зарисовывали схематично), а также спичек и геометрических фигур.

Предлагаю использовать в работе такие игры и творческие задания-«Назови героя» (обьединение героев по заданному признаку).

«Действия героя» (перечислить все возможные действия героя).

«Где -то, кто- то (представление обьекта в каком либо сказочном месте). «Парад волшебников» (преобразование обьекта с помощью изменения свойств). «В какой сказке» (нахождение сказочных текстов, которые бы учили жизненному правилу).

Ознакомление с методом ТРИЗ развивает интеллектуальные, познавательные и творческие способности дошкольников в разных видах деятельности.

«Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами, творчески научить может только творческий человек»- Я.А.Коменский.