Организация и проведение игр во второй младшей группе детского сада
материал
Основной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает источник знаний, а также развивает физически и духовно. Поэтому организации и проведению разных видов игр в дошкольном учреждении уделяется пристальное внимание. Особенно если речь идёт о воспитанниках младших групп, которые только начинают знакомиться с детским садом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_provedenie_igr_v_pervoy_i_vtoroy_mladshih_gruppah_detskogo_sada.docx | 37.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и проведение игр во второй младшей группе детского сада
Подготовила: Меньшикова Кристина Викторовна
Основной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает источник знаний, а также развивает физически и духовно. Поэтому организации и проведению разных видов игр в дошкольном учреждении уделяется пристальное внимание. Особенно если речь идёт о воспитанниках младших групп, которые только начинают знакомиться с детским садом.
Теоретические аспекты организации игровой деятельности во второй младшей группе ДОУ
Игровая деятельность в детском саду — это форма общественной жизни малыша, которая:
определяет направление его физического, психологического, интеллектуального роста;
формирует волевые, нравственные качества личности;
помогает раскрыть творческие способности.
Игра — это бесценный опыт социализации для малышей.
Цели
Как и любой другой вид деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), миссия игры заключается в сочетании трёх видов целевых компонентов:
- Дидактические (обучающие):
- Многолетняя практика показывает, что в игре проще организовывать познавательную деятельность детей. Так, в первой младшей группе через игру с переодеванием куклы ребята знакомятся с понятиями смены времён года, погодой, а также усваивают порядок одевания на прогулку и переодевания после неё.
- Игры расширяют кругозор детей. Например, складывая пазлы, малыши второй младшей группы знакомятся с представителями домашних, диких животных, птиц, насекомых.
- Игры способствуют формированию трудовых навыков и умений. К примеру, если перед завтраком во второй младшей группе объявлен день чистых столов, то ребята не только будут стараться аккуратно кушать, но и помогут няне убрать посуду.
- Развивающие:
- Тренировка внимания. Эта цель особенно актуальна для второй младшей группы, где ребята всё больше играют друг с другом, а не только с игрушкой, как это было в прошлом году. Взаимодействуя с другими участниками игрового процесса, ребёнок учится наблюдать и фиксировать действия партнёра, соперника по игре.
- Развитие памяти. Участие в игре требует запоминания не только самой сути игры, но и правил, атрибутов.
- Работа над развитием речи. Это основополагающая развивающая цель для младших групп, так как в первой детям важно «разговориться», а во второй — совершенствовать полученный навык. Кроме того, малыши пополняют пассивный и активный словарный запас, воспринимают взрослого как некую речевую модель, стараясь повторить не только интонации, но и слова, высказывания педагога.
- В игре дети постигают основы сравнения, сопоставления, анализа, то есть развивают мыслительные способности.
- Развитие фантазии. Игры с куклами, игрушками, природным материалом позволяют находить новые способы взаимодействия с объектами, примерять на себя разные роли: учителя, врача, мамы или папы и т. д. Игры развивают воображение малышей
- Стимуляция мотивации учебной деятельности. В игре ребёнок с удовольствием узнаёт новую информацию и выполняет задания.
- Воспитательные:
- В игре малыши учатся самостоятельно находить решение той или иной образовательной задачи. Например, если из кусочков картинки нужно сложить цельный образ льва (собаки, цветка и пр.), ребёнок сам определяет, с какого места он будет собирать изображение.
- Воспитание саморегуляции. В младших группах этот компонент вписывается в игры с переодеванием, конструктором, мозаиками — дети учатся терпеливо выполнять весь порядок действий, не поддаваться эмоциональным порывам.
- Формирование открытой коммуникативной позиции. Ребёнок через игру учится быть общительным, открытым людям.
- Установка на сотрудничество. Ребята младшего дошкольного возраста учатся делиться игрушками, играть вместе.
- Воспитание нравственных, эстетических представлений.
Задачи
Для реализации поставленных целей в младших группах ДОУ педагогу требуется решить ряд задач:
- Приобщение ребят к эвристическому подходу получения новых знаний: дети, задавая вопрос «Почему?», получают не мгновенный ответ, а направление для поиска ответа. Например, если малыша интересует вопрос, какие животные домашние, а какие — дикие, воспитатель не перечисляет представителей того и другого вида, он даёт маленькой почемучке книгу с большими картинками или наборы карточек, разложенные по видам зверей: отдельно дикие, отдельно домашние, птицы и т. д.
- Работа над развитием воображения. Например, во второй младшей группе уже можно просто предложить ребятам роль мамы, доктора, продавца, не вдаваясь в детали образов, а предоставив детям самим показывать характерные черты героев.
- Тренировка мелкой моторики и координации. Удобными и увлекательными видами игр для младших дошкольников являются всевозможные шнуровки, мозаики. В первой младшей группе это могут быть картинки-основы, которые подкладываются под игровое поле и выкладываются подходящими по цвету фишками. Тренировке мелкой моторики в играх уделяется особое внимание, поскольку это способствует развитию речи
- Воспитание дружественного отношения к другим детям.
Приёмы
При организации игровой деятельности с младшими дошкольниками педагог использует ряд приёмов.
Словесные
Ключевое значение для развития речи малышей играет то, как часто и в каком объёме они слышат звучащую речь. Именно на вербальном факторе основывается подражательность в мимике, жестах, которые вскоре составят индивидуальный речевой образ ребёнка.
Словесные приёмы подразделяются на:
- Объяснения. Педагог подробно описывает детям каждое игровое действие, направляет деятельность малышей в ходе проведения игры. Важно, чтобы указания были чёткими, доступными для ребят, без сложных предложений и непонятных слов.
Каждое действие педагог сопровождает пояснениями
- Загадки. По мнению большинства методистов ДОУ, это самый удачный мотивационный приём для младшего дошкольного возраста. В своей практике при работе с сериями игр с Лисичкой, Зайчиком, Петушком и др., когда все игры предлагаются этими персонажами, именно с помощью загадок я объясняю детям, как выглядят зверушки, основные особенности их образа жизни. В первой и второй младшей группе загадки используются в основном с договорками, то есть ответы на них подбираются не только по смыслу, но и, прежде всего, по рифме:
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса). - Растут на макушки,
Длинненькие ушки.
Он хоть и мальчишка,
А такой трусишка!
Ну-ка угадай-ка,
Как зовётся? (Зайка). - Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья, пух!
И зовут его … (Петух).
- Короткие сказки. Через этот приём педагог представляет малышам сюжет игры.
Например, в своей практике, когда я знакомлю малышей с геометрическими фигурами, в частности, с кругом, мы, конечно, вспоминаем сказку про Колобка. А перед тем как представить детям новую фигуру — квадрат, я рассказывают историю о том, что и в нашем детском саду живёт Колобок. Как-то он пошёл гулять и забрёл на футбольное поле, на котором мальчики играли в мяч. Колобок засмотрелся на игру и не заметил, как мяч у ребят улетел далеко-далеко. Они начали искать второй и заприметили Колобка. Наш круглый друг испугался, что его за мячик примут, но вдруг вспомнил, что у него есть носовой платочек. Он им прикрылся, мальчики его не заметили и пошли искать свой мячик. В результате мы с ребятами по примеру Колобка играем с платочками: прячем голову под платочком, прикрываем лицо под рифмовку. В некоторых случаях игры представляются героями — гостями занятия, приглашающими малышей в свой «Играй-город», где каждый этап путешествия — игра.
- В работе с младшими дошкольниками ещё один словесный приём — чтение — применяется педагогом в процессе знакомства с героями игр (например, животными, растениями), историями, связанными с традициями народных игр. При этом именно в игровой деятельности он используется не слишком часто, так как малыши должны быть полностью вовлечены в процесс подготовительного этапа игры, а сами они ещё не читают. То есть пока педагог будет читать, внимание может быть потеряно.
Словесные приёмы — самые продуктивные для повышения мотивации воспитанников
Наглядные
Наглядно-образное мышление дошкольников обуславливает то, что для любого вида деятельности им важно видеть:
- картинки (исходя из характера активности — с изображениями детей, выполняющих игровые действия);
- демонстрационные материалы (это могут быть видеоролики, презентации для знакомства, к примеру, с правилами народных игр, или «проигрывание» воспитателем всех действий игры).
Практические
Ребята выражают свои игровые образы, впечатления от игры в продуктах творческой деятельности:
- рисунках (для первой младшей группы в виде раскрасок с героями игры, для второй подойдёт обведение картинок по контуру);
- аппликациях (из заготовок, сделанных педагогом);
Процесс игры — самый важный продукт этого вида деятельности
- лепке (с помощью простых элементов — «колбасок», «блинчиков», «шариков» из пластилина).
Виды игровой деятельности младших дошкольников в детском саду
В методической литературе можно найти несколько видов классификации игровой активности малышей. Однако в ДОУ общепринятой считается группировка игр, сочетающая содержание, форму организации игр и степень самостоятельности ребят.
Дидактические игры
Такие игры используются при:
- знакомстве с новым обучающим материалом (например, в процессе рассмотрения особенностей разных времён года дети складывают пазлы из четырёх крупных элементов с изображениями картин природы);
- закреплении полученных знаний, умений и навыков (к примеру, соединяя две части картинки, одна из которых — отличительный знак сезона, а вторая — подходящая для этого времени года одежда, малыши закрепляют темы «Времена года», «Сезонная одежда»).
Дидактические игры имеют:
- чётко обозначенные игровые действия для каждого участника;
- правила;
- цель и предполагаемый конечный итог.
Группировка дидактических игр основывается на нескольких принципах.
По содержательному компоненту
По своему содержанию дидактические игры могут быть:
- Логические или математические. В младшем дошкольном возрасте дети получают первичные представления о простых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), поэтому этот вид игр представлен в основном играми со счётными палочками, которыми малыши выкладывают изученные формы, а также составляют с их помощью домики для игрушек, посетивших занятие.
- Сенсорные. Для первой младшей группы это особенно важный вид игр, ведь с его помощью дети знакомятся с названиями цветов, размерами. Так, в игре «Собери урожай» малыши в разноцветные ведёрки собирают элементы конструктора подходящего цвета, а для усложнения — ещё и определённой формы или размера.
- Словесно-речевые. Для малышей два вида дидактических игр объединены в один, так как в чистом виде ребятам, которые ещё не знакомы с буквами и закономерностями составления предложений, эти игры не по силам. А вот такие игры, как, например, «Обвожу и называю», когда малыши обводят детали игрушек, машинок на картинках и называют, что это, вполне доступны для понимания 2–4-леток.
- Музыкальные. Эти игры применяются чаще всего именно на музыкальных занятиях. Они направлены на развитие чувства ритма, слуха у малышей, а также знакомство со звуками природы. Примером может быть игра «Курица, цыплята, петушок»: ребята первой младшей группы угадывают, кто как «говорит», ориентируясь на издаваемые педагогом звуки.
- Природоведческие. Поскольку эти игры имеют характер опытов, то проводить их начинают обычно со второй младшей группы. К примеру, при знакомстве со свойством песка принимать форму ёмкости, в которую его насыпают, малыши экспериментируют с разными формочками для куличиков.
Природоведческие игры знакомят ребят с объектами и явлениями природы
- Для ознакомления с окружающим миром. В младшем дошкольном возрасте эти игры связаны, как правило, с освоением разных видов деятельности. Так, дети, рассматривая картинки, отбирают те, на которых персонажи отдыхают, играют, работают.
В эту же классификацию включены деловые игры как форма организации учебной деятельности с целым рядом особенностей проведения, благодаря которым некоторые методисты относят такие игры не к видам игровой деятельности, а к типу занятий. В любом случае в младшем дошкольном возрасте деловые игры не проводятся.
По дидактическому материалу
Эта классификация разделяет обучающие игры на:
- манипуляции с предметами и игрушками (в частности, когда роль персонажей выполняют природные материалы — каштаны, шишки и пр.);
- настольно-печатные (пазлы, лото, домино); пазлы для ребят младшей группы должны быть с крупными элементами
- интерактивные, подразумевающие использование интерактивной доски (не во всех детских садах материально-техническая база позволяет приобрести такое оборудование).
Некоторые методисты придерживаются мнения, что игры с предметами, игрушками относятся к сюжетно-ролевым играм. Однако есть одно характерное отличие: по содержанию игровой деятельности дидактические игры, и с предметами в том числе, направлены на обучение, а сюжетно-ролевые — на развитие (воображения, фантазии и т. д.).
Сюжетно-ролевые игры
Эти игры требуют от дошкольников определённого социального и игрового опыта. Поэтому в первой младшей группе они используются редко и проводятся в тех случаях, когда общее развитие детей находится на достаточном уровне и только с непосредственным участием воспитателя. Обычно сюжетно-ролевые игры вводятся в образовательный процесс во второй младшей группе. Среди наиболее доступных для понимания детей 3–4 лет форм такого вида игровой деятельности:
- бытовые (малыши знакомятся со статусными ролями в семье, например, в игре «Дочки-матери»); сюжетно-ролевые игры сначала проводятся под руководством взрослого, постепенно его участие сводится к минимуму
- профессиональные (играющие примеряют на себя роли доктора, продавца);
- игры на патриотические темы (войнушки, стрелялки у мальчиков);
- игры по мотивам сюжетов просмотренных мультфильмов, когда ребёнок действует от имени персонажа.
Сюжетно-ролевые игры, как правило, носят характер самостоятельной деятельности, но в младшей группе проводятся под руководством педагога, направляющего и объясняющего игровую суть по ходу дела.
Подвижные игры
Самый любимый у детей любого возраста вид занятий. Подвижные игры не только способствуют укреплению здоровья, но и развивают внимательность, память, ловкость, а также помогают разнообразить виды активности на занятиях.
Среди применяемых в работе с детьми младшего дошкольного возраста подвижных игр можно выделить:
- подражательные, требующие попрыгать «как зайчики», потопать «как медведь» и т. д.;
- сюжетные (к примеру, «Гуси-лебеди», «Лохматый пёс»), требующие от детей знания сюжета литературного произведения, на основе которого игра придумана;
В сюжетных подвижных играх очень важно донести до ребят фабулу истории, которую они будут разыгрывать
- с правилами («Прятки», «Салки» и др.) — бессюжетные игры с правилами;
- соревновательные — в беге, прыжках (проводятся, начиная со второй младшей группы, когда ребята уже имеют некоторые представления о том, что значит состязание);
- хороводные (большинство народных игр, например, «Ручеёк»).
Театрализованные игры
Театрализованная игровая деятельность может проходить в виде:
- драматизации, то есть малыш выступает в роли артиста, создающего образ вербальными и невербальными средствами выразительности;
- режиссёрской игры, начиная со второй младшей группы (ребёнок выступает в роли кукловода плоских, объёмных игрушек).
Драматизация в первой и второй младшей группе представлена в форме:
- имитации (когда дети показывают животных, например);
- инсценировки (малыши показывают отрывки изученной сказки).
Сюжеты известных сказок — самый благодарный материал для ролевых сценок
Режиссёрские игры, как уже было отмечено, подразумевают руководящую роль ребёнка. При этом они основываются на владении куклами разных видов театра. Поэтому в силу возраста дети второй младшей группы осваивают лишь:
- кукольный (ребята показывают элементарные сюжеты пальчиковыми куклами, бибабо);
- театр на фланелеграфе (персонажами являются фигурки из фетра, которые липучками крепятся на доску);
- баночный (герои постановки — стаканчики, баночки, ложки, то есть «артисты», сделанные из подручного материала).
В ряде методической литературы говорится о досуговых играх, организуемых на прогулках, в процессе проведения утренников и развлечений. К этой группе относят народные игры, а также некоторые подвижные игры.
Игры-упражнения для пальчиков
Пальчиковая гимнастика в младшем дошкольном возрасте играет ключевую роль для развития мелкой моторики, стимуляции речевого развития. Эти игры проводятся как в качестве физкультпауз на занятиях, так и в виде отдельных упражнений до или после выполнения режимных моментов, на прогулке. Тематика игр подбирается обычно под тему занятия, на котором проводится.
Пальчиковая гимнастика — обязательный элемент любого занятия в младшей группе
Примеры пальчиковых упражнений:
- Осень.
Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)
Птицы к югу полетели, — (Изображаем крылья)
Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши). - Овощи.
В огороде много гряд, (Сжимаем и разжимаем пальцы)
Тут и репа, и салат, (Загибаем пальцы поочерёдно)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопаем в ладоши)
Нас прокормит целый год. - Домашние животные.
Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя)
И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди)
В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд)
А цыплятки не нырнут. (Грозим пальчиком).
Проведение игр в первой и второй младших группах ДОУ
В игре дошкольники усваивают правила поведения в обществе, проигрывают различные роли.
Принципы организации игр
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) установлены требования к организации и проведению игр любого вида в детском саду:
- Принцип активности. Это требование считается основным для игровой деятельности, нуждающейся в проявлении физической и интеллектуальной инициативы играющих.
- Принцип открытости и доступности. Все игры в детском саду должны быть понятными целевой аудитории. То есть выкладывание замысловатых картинок мозаикой для воспитанников первой младшей группы будет ещё сложно, а вот повторение готового рисунка элементами этой игрушки — вполне по силам.
- Принцип динамичности. В младшем дошкольном возрасте ребята могут концентрировать внимание не более 15 минут. Такой хронометраж не отменяет необходимость смены видов деятельности на занятии.
- Принцип наглядности. Заключается в том, что малыши должны видеть игровые действия, которые они будут выполнять. Например, в подвижных играх действия каждого играющего показывает воспитатель. Как вариант, все зрительные иллюстрации могут быть представлены на картинках, разложенных или висящих на уровне глаз ребёнка.
- Принцип положительной эмоциональности. Только дружелюбное, открытое отношение к детям способно увлечь их общим видом активности.
- Принцип коллективности. В младшей группе этот принцип реализуется тем, что дети заняты выполнением единого задания, но при этом работа осуществляется индивидуально каждым воспитанником.
Дети выполняют одинаковые задания, но в индивидуальном темпе и с помощью воспитателя при необходимости.
Принцип индивидуальности. В 1,5–4 года у малыша уже есть какие-то любимые виды занятий. Поэтому педагогу важно найти «ключик» к каждому воспитаннику.
Принцип состязательности. Дети 1,5–3 лет с трудом дают себе отчёт о том, что такое соревнование. Поэтому педагог знакомит малышей с этим понятием постепенно через оценку: сначала положительную всех воспитанников без исключения, а затем переходя к выделению наиболее успешных.
Принцип повторяемости. Обучающие и подвижные игры для знакомства с правилами и отработки игровых действий проводятся 3–4 раза в неделю, а для повторения — один.
Принцип самостоятельности. В младшем дошкольном возрасте это требование условно и возможно только в случаях, когда игра уже хорошо знакома детям.
Так, в игре с куклой «Оденем Зину по погоде» малыши первой младшей группы каждый день перед прогулкой вместе с воспитателем одевают куклу и к середине второго полугодия с этой задачей смогут справляться уже самостоятельно.
Повторяемость позволяет увеличивать степень самостоятельности детей при выполнении игрового задания
Принцип проблемности. В игре ребята учатся видеть решение проблемы там, где это незаметно сопернику. Например, сортируя картинки/игрушки/детали конструктора по цвету, дети сами ищут подходящие по цвету контейнеры.
Этапы организации игры
И в первой, и во второй младшей группе игры организуются по плану, соблюдение которого является залогом успешного проведения игры, без проволочек и сбоев. Воспитатель руководит игрой младших дошкольников следующим образом:
- Обеспечивает игру дидактическим материалом и необходимыми атрибутами.
- Расширяет представления детей об окружающем мире, мотивирует их к игровой деятельности.
- При необходимости повторяет правила игры (если игра новая, знакомит ребят с ними).
- Использует прямой метод руководства — показ.
- Даёт словесные указания, направляет игру.
- Побуждает дошкольников взаимодействовать друг с другом.
- Подводит итоги игры, проводит рефлексию (понравилось детям или нет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых педагогов "Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду"
Праздники - это важная составная часть воспитательного процесса. Она воздействует на формирование личности дошкольника....
Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду»
Детство – самая счастливая, но, к сожалению, необратимая пора жизни.Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь....
Подготовка, организация и проведения праздников и развлечений в детском саду
Консультация для педагогов«Подготовка, организация и проведение праздников и развлеченийв детском саду» Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздник...
Консультация для воспитателей «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду»
Консультация для воспитателей «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду»....
Консультация «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду», 2015
Консультация для педагогов...
Организация и проведение прогулок в подготовительной группе детского сада "Родничок".
Актуальность темы:В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберега...
Организация и проведение «Часа свободного творчества» в детском саду.
Организация и проведение «Часа свободного творчества» в детском саду. Творческая активность, как качество личности проявляется уже в раннем детстве, когда ребенок настойчиво ищет и са...