«Сказки в корзинке» Рабочая программа внеурочной деятельности в старшей группе
материал

«Сказки в корзинке»
Рабочая программа внеурочной деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_v_korzinke_programma.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сказки в корзинке»

Рабочая программа внеурочной деятельности в старшей группе

Разработала Терещенко З.В.

воспитатель старшей группы МБДОУ д/с «Ягодка» с. Ванавара ЭМР

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие

духовного мира детей…  Б. М. Теплов

Актуальность данного направления обусловлена тем, что на всех этапах становления педагогики, проблема развития детского творчества имеет большое педагогическое и социальное значение. Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка очень велико.

Театр радует детей, наполняет ребенка положительными эмоциями, им нравится общаться играя, они учатся творчески мыслить, делать анализ, ощущать себя в ином мире. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

Один  из путей, по которому развивается детское творчество является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра.

Игра  - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

В театрализованной деятельности происходит эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями, эмоциями, учатся их выражать. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов, монологов, освоение выразительности речи)Театрализованная игра дает возможность найти пути к самовыражению и самореализации ребенка, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, бороться со страхами, позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.

Таким образомтеатрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим.

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Рабочая программа разработана на основе программы театрального кружка по ФГОС в школе и в детском саду.

 

Цель рабочей программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Формированию условий для развития творческого потенциала каждого участника постановочной деятельности.
  2. Совершенствованию артистических навыков в плане переживания и воплощения образов, исполнительских умений ребят.
  3. Формированию простейших образно-выразительных умений, обучению подражанию сказочным животным.
  4. Активизации словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи, интонационного строя, навыков вести диалоги.
  5. Обучению элементам выразительных средств художественно-образного типа (мимике, интонации, пантомимике).
  6. Развитию интереса к постановочно-игровой деятельности.

Формы работы с детьми:

-игра

-инсценировки и драматизация

-рассказ детей

-чтение воспитателя

-беседы

-разучивание произведений устного народного творчества

-обсуждение

-наблюдения

-словесные, настольные и подвижные игры.

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

Основные направления программы:

1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

3. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

-Что такое театр, театральное искусство;

-Какие представления бывают в театре;

-Кто такие актеры;

-Как вести себя в театре.

Организация деятельности и режим кружка:

Кружок проводится один раз в неделю – четверг, 4 раза в месяц во вторую половину дня  продолжительностью 25 минут.

Требования к подготовке.

Программа театрального кружка (по ФГОС) предполагает, что по итогам занятий ребенок будет уметь:

  1. Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью.
  2. Разыгрывать простые представления по известным ему литературным произведениям и сюжетам с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, интонации).
  3. Выступать перед детьми и родителями с инсценировками.
  4. Изображать ответы к загадкам, используя при этом выразительные средства.

Календарно-тематическое

планирование кружковых занятий

Ноябрь

1. Тема. Знакомство с понятием театр (показ слайдов, картин, фотографий).

Цель: дать детям представление о театре; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

2. Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

3. Тема. Как вести себя в театре.

Цель: знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

4. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».

Цель: вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира»«билетера»«зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

Декабрь

1. Тема. Знакомство с видами театров.

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

2. Тема. "К бабушке в деревню".

Цель: вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие, побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать с воображемыми предметами. (Н. Ф. Губанова "Театр. деятельн. дошк." с.84)

3. Тема. А. Барто «Игрушки», прибаутки.

Цели: развивать интерес и бережное отношение к игрушкам; поддерживать желание слушать стихи, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. (Н. Ф. Губанова "Театр. деят. дошкольн." с.47)

4. Тема. Сказки из сундука.

Цель: познакомить детей с новой сказкой; учить внимательно слушать ее, пробудить обыгрывать понравившуюся сказку в пластических этюдах. (Н. Ф. Губанова "Театр. деятельн. дошк." с.181)

Январь

1. Тема. Чтение сказки «Теремок».

Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

2. Тема. Распределение ролей в сказке «Теремок».

Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

3. Тема. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

Цель: продолжить формировать эмоциональную выразительность речи детей;

4. Тема. Выступление со сказкой "Теремок" перед малышами.

Цель: учить детей принимать на себя роли сказочных героев; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных.

Февраль

1. Тема. Зимние забавы.

Цель: создать атмосферу волшебства; учить детей придумывать игровые ситуации; порадовать и увлечь детей игровой ситуации. (Н. Ф. Губанова "Театр. деятельн. дошк." с.175)

2. Тема. Игровые упражнения «Пойми меня»«Измени голос».

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.

3. Тема. Культура и техника речи. "Забавные стихи"

Цель: учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно).

Март

1. Тема. Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: продолжать знакомить детей с кукольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.

2. Тема. Чтение сказки "Репка".

Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми

3. Тема. Распределение ролей. Работа над речью.

Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

4. Тема. Инсценировка сказки "Репка". (настольный театр – для детей своей группы).

Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества..

Апрель

1. Тема. Развлечение Улыбайся детвора"

Цель: вызвать интерес к персонажам праздника. Доставить детям радость и удовольствие от праздника.

2. Тема. Сказка «Заюшкина избушка». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

3. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

4. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

Май

1. Тема. Показ спектакля по сказке «Заюшкина избушка» (для родителей).

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

2. Тема. Театральные игры. Артикуляционная гимнастика;

Цель: развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность.

3. Тема. «Игры с бабушкой Забавушкой»

Цель: создание игровой мотивации. Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.

Список литературы

  1. Г.В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.: 2011г.
  2. Н.Ф. Губанова "Театрализованная деятельность дошкольников".
  3. А.Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г.
  4. 3.Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: 1983г.
  5. ГА. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности 2 старшей группы для детей от 5 до 6 лет за 2015-2016 г

Рабочая программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности (5 – 6 лет) на 2016/2017 учебный год

СОДЕРЖАНИЕI. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.Пояснительная записка........................................................................................................... ……31.1  Цели Рабочей Программы...........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности старшей  группе общеобразовательной направлености на 2016 - 2017 учебный год...

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе...

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе

Данная программа создана в соответствии с новейшими требованиями ФГОС...