Методические рекомендации для педагогов " Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"
учебно-методический материал

Дашкина Эльмира Аминулловна

Методические рекомендаци для педагогов " Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов

«Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников»

Ян Амос Коменский в книге «Материнская школа» впервые представил программу по дошкольному воспитанию. Он призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей: «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать»

 Организм ребенка словно пластилин, он чувствительнее к воздействиям внешней среды. И от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

 Детей с самого раннего возраста нужно обучать культурно-гигиеническим навыкам. Именно в работе дошкольного учреждения (далее – ДОУ), большое внимание уделяется воспитанию культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта работа ведётся в соответствии с возрастными особенностями детей и образовательной программой ДОУ .

Самые маленькие дети овладевают простейшими навыками - застегивать пуговицы, мыть руки и т.д. Усвоение различных навыков у детей происходит не моментально. У каждого ребенка это занимает различное количество времени. Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы взаимоотношений и поведения.

Большое внимание уделяется согласованному взаимодействию воспитателей ДОУ с родителями. Этот вопрос имеет едва ли не первостепенное значение. Так как именно родители являются авторитетом для своих детей (делаю как мама).

Значительно повышают качество работы использование разнообразных форм, методов и особенно игровых приемов. Именно их выбор представляет трудность для молодых специалистов, так как необходимо ориентироваться на личность ребенка, его интересы и возможности.

Методические рекомендации содержит материал по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста и рекомендации для работы с родителями.

Понятие, значение и задачи формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников 

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Одна из важнейших задач детского сада – прививать детям навыки, укрепляющие их здоровье. Л.К. Ионова, Н.Д. Терехова выделяют несколько видов культурно-гигиенических навыков -- навыки культуры еды (питье, прием пищи);

- навыки соблюдения чистоты тела (причесывание, содержание носа в чистоте, умывание и т.д.)

- навыки поддержания порядка в окружающей обстановке (уборка постели, одевание, чистка зубов и т.д.)

- навыки правильных взаимоотношений со взрослыми и друг с другом.

В развитии каждого ребенка существует время, когда он очень восприимчив к какому-либо виду деятельности или формированию поведения в целом, психологи называют его сензитивный период. Дошкольное детство наиболее благоприятно для формирования культурно-гигиенических навыков. Переход навыка в привычку достигается его систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку и требуют делать это всякий раз после игры, он станет складывать кубики без напоминания взрослых. Пока привычка не закрепилась ребенок нуждается в контроле и указании взрослых, а так же в поощрении, похвале. Целенаправленное формирование культурно-гигиенических навыков способствуют тому, что для ребенка выполнение действий становится важным, он учится доводить начатое дело до конца, не отвлекаться. И в итоге, уже ребенок сам, по своей инициативе контролирует ход выполнения действий. При этом формируются такие волевые качества как выдержка, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, целеустремленность, организованность.

Педагогические подходы к формированию культурно-гигиенических навыков.

 Педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Для формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

1.Соблюдение взрослыми (родителями) и детьми режима дня. Это обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек. 2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

3. Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома.

 4. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго определенном порядке.

5. Многократное повторение детьми действий с выделением способа и порядка их выполнения, при этом формы выполнения должны быть разные. 6. Индивидуальная работа с каждым ребенком. Обязательный учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Любой педагог безошибочно скажет, что в центре воспитательного процесса находится ребёнок – объект воспитания. По отношению к нему, педагог выступает субъектом воспитательного процесса и воздействует на личность использую специальные методы воспитания.

 Методы воспитания – это путь достижения цели воспитания. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.

 При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

 Прием – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчинительный характер.

В процессе формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков педагог может использовать различные методы:

Беседа, дидактическая игра, чтение художественной литературы, рассматривание картин, подражательные упражнения, схемы-модели.

Наглядные приемы обучения:

Пример взрослых, пример(показ), пример самих детей.

Показ того или иного действия для детей обязательно сопровождается проговариванием («Теперь каждый из вас возьмет свое полотенце и вытрите обязательно каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмысливать действия в целом.

Использование словесных приемов требует большей осторожности. Нужно делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка. Порицание, замечание нужно делать в косвенной форме, не называя имен детей.

Одним из ведущих приемов, является прием неоднократного повторения действий («Посмотрите какие сухие стали наши руки»), создание совместных игровых ситуаций («Научим нашу Дашу мыть руки»).

Формы работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Игра, неотъемлемая часть жизни детей дошкольного возраста. И поэтому именно ей отводится главная роль в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей. Поэтому педагоги часто используют такие игровые формы как: дидактическая игра, игры-упражнения, игры-занятия.

В дидактических играх, используется кукла, позволяющая детям легче усвоить приемы одевания, раздевания, кормления («Уложи куклу спать», «Накорми куклу обедом» и т.д.).

Широко используются настольно-печатные ( «Что такое хорошо, что такое плохо», «Что чем едят») и словесные игры (« Кто больше знает приветствий» и т.д.)

Игры- упражнения помогают детям воспроизводить одну и ту же операцию, входящую в состав одного и того же культурно-гигиенического навыка, при сохранении устойчивого интереса к ее выполнению («Кукла Катя простудилась» - способы правильного пользования носовым платком).

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников используют сюжетно-ролевые игры, игры –инсценировки, которые помогают воспитателю закрепить культурно-гигиенические навыки каждого ребенка. При этом берут в основу литературные сюжеты таких произведений, как «Мойдодыр», «Федорино горе».

Одним из направлений в работе ДОУ является взаимодействие с семьей. Постепенно повышая требования к ребенку необходимо проводить работу с родителями дошкольников: приглашать их в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Можно проводить консультации, родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, развлечения. Большое внимание в работе с родителями уделяется наглядному материалу памяткам, выставкам литературы, папкам передвижкам.

Возрастные особенности формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников

В младшей группе детей приучают следить за своим внешнем видом, учатся правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, вешать полотенце на место. Пользоваться расческой и носовым платком. Внимание дошкольников сосредотачивают на последовательности выполнения действий. На данном возрастном этапе у детей начинают формироваться элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой ложкой, вилкой, салфетками, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не крошить хлеб. Проводится работа по обучению детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Культурно-гигиенические навыки (дети 5–6 лет), обретают выраженную социальную направленность, сочетаются с познавательным отношением к окружающей действительности. Содержание:

  1. Условия необходимые для формирования у детей КГН.
  2. Содержание КГН в старшей группе ДОУ

3. Методы и приемы по формированию культурно – гигиенических навыков у детей 5-6 лет в режиме дня.

      4. Виды НОД по формированию КГН у дошкольников в режимных моментах в ДОУ.

      5. Рекомендации родителям по формированию КГН у ребенка.

      6 . Результаты о совместной проделанной работе.

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, во время есть, во время спать, быть больше на свежем воздухе и так далее. Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствует нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья. 

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности.

Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

Содержание культурно-гигиенических навыков в старшей группе ДОУ

В старшем дошкольном звене воспитанники ДОУ должны совершенствовать следующие навыки самообслуживания, ухода за собственным телом, привычки культурного поведения:

• Постоянно поддерживать чистоту тела, опрятность причёски, одежды, обуви. Стараться необходимые процедуры выполняются быстро.

 • Самостоятельно чистить зубы, соблюдая определённые правила и последовательность действий.

• Следить за чистотой ногтей.

• Пользоваться носовым платком при кашле и чихании, отворачиваясь в сторону.

 • Быстро одеваться и раздеваться. При этом одежда аккуратно складывается в определённое место (в шкафчик раздевалки либо на стульчик в группе).

 • Опрятно убирать свою постель после дневного сна.

 • Правильно пользоваться столовыми приборами.

 • Есть аккуратно и бесшумно, поддерживать правильную осанку в процессе приёма пищи.

Показателем усвоения важных навыков является постепенное уменьшение времени, которое дети затрачивают на выполнение той или иной процедуры.

 Кроме того, учитывается и качество её выполнения (например, ребёнок не просто быстро вымыл руки, а тщательно вытер их, аккуратно повесил полотенце на крючок).

Методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 5–6 лет

Развитие культурно-гигиенических навыков (КГН) — длительный процесс. Если младшим дошкольникам на гигиенические моменты и самообслуживание выделяется гораздо больше времени (это можно заметить по режиму дня), то у пятилетних детей важные привычки уже, в принципе, сформированы.

Задача воспитателя — совершенствовать их и выводить на новый уровень. Речь идёт о воспитании культуры общения. Например, после прогулки ребята раздеваются, аккуратно складывая свои вещи в шкафчик. При этом они стараются своими действиями не мешать другим детям (ведь бывает, что один ребёнок держит кабинку широко открытой, а другим из-за этого не хватает места). Другой режимный момент — мытьё рук. Важно не просто хорошо и быстро их вымыть, а не обрызгать при этом водой тех, кто стоит рядом, не толкать товарищей (ведь раковин намного меньше, чем дошкольников в группе). Кроме того, в ходе гигиенических процедур, самообслуживания воспитатель должен поощрять взаимопомощь дошкольников. Например, дети поправляют друг другу капюшоны или шарфики перед выходом на прогулку. Аналогично во время обеда один ребёнок по просьбе другого передаёт ему хлеб.

В работе со старшими дошкольниками эффективным методом обобщения и закрепления КГН и связанных с ними нравственных представлений становится этическая беседа. Её содержанием могут быть реальные жизненные случаи, поведение окружающих людей, главным образом, самих детей. Педагог вместе с воспитанниками даёт оценку различным поступкам. Главная задача — сформировать у дошкольников нравственные мотивы поведения: ими они будут руководствоваться в дальнейших поступках. Пример темы для этической беседы — «Как своим внешним видом показать окружающим, что ты их уважаешь и ценишь». Совместное обсуждение различных ситуаций порождает у дошкольников сопереживание, обогащение нравственных представлений. Помимо нравственных бесед, в старшем звене широко используются познавательные, когда педагог обсуждает с ребятами те или иные аспекты гигиены и культуры: например, «Чем отличается шампунь от мыла», «Почему так важно чистить зубы». В ходе таких дискуссий важно приводить ребятам любопытные факты, доступные сведения из истории вещей (к примеру, как появилась зубная щётка и чем люди чистили зубы до изобретения зубной пасты и щетки. Для закрепления навыков личной гигиены старшим дошкольникам полезно давать различные поручения. Так, помимо обязательного дежурства по столовой, педагог может каждый день назначать «санитара». Он проверяет у своих сверстников чистоту рук, состояние ногтей, опрятность одежды, порядок в кабинах.

В режимные моменты, которые касаются гигиены и самообслуживания, в старшей группе, полезно вносить соревновательный элемент. Например, перед приёмом пищи нужно предупредить детей, что проводится конкурс на самый чистый и аккуратный стол. После обеда на стол - победитель ставится символический приз — флажок.

При работе с детьми шестого года жизни (как и с малышами) следует использовать игровой компонент, однако он заметно усложняется. Например, можно провести игру «Разрешается запрещается». Педагог называет различные правила гигиены и их нарушения. Дети же должны отреагировать соответствующим образом. Они могут просто сказать «можно» либо «нельзя» или же педагог добавляет в игру элемент подвижности: в первом случае — хлопнуть в ладоши, а во втором — топнуть ногами.

Можно использовать картинки, изображающие каждое из указанных действий. Ещё один вариант — настольная игра «Подбери пару». Пособие учит соотносить предмет и действие, закрепляет КГН. Дошкольникам предлагается множество картинок. Из них нужно составить логические пары. Например, одежда - шкаф, мыло - руки, зубная паста и щётка - зубы, игрушки - коробка для них. При этом ребята комментируют свой выбор. Гигиенические процедуры в старшей группе можно сопровождать художественным словом. Использование художественного слова создает у детей хорошее настроение по овладению определенными навыками. Однако это уже не просто стишок, потешка или коротенькая песенка, как в младшей или средней группе, а, например, пословица. После того как ребята умылись и помыли руки после прогулки, можно обсудить с ними значение пословицы «Чистота - залог здоровья». А на основе знакомых литературных произведений «Мойдодыр» или «Федорино горе» можно разыгрывать небольшие сценки.

Родителям можно почитать детям: Г.Зайцев « Дружи с водой», А. Барто « Девочка чумазая», З. Александрова «Купание», С. Бялковская «Юля – чистюля», потешки «Расти коса до пояса», загадки на тему КГН.

Дидактические игры

«Научим куклу Веру мыть руки»

Цель: формирование навыков умывания; воспитание желания умываться в определенной

последовательности, аккуратного обращения с гигиеническими предметами.

Материал и оборудование: кукла Вера, мыло, полотенце.

Методы и приемы: прямой показ последовательности способа действия, словесные указания,

художественное слово.

Предварительная работа: игра «Дочки-матери», рассматривание иллюстраций по этой проблеме.

Словарная работа: мыло, намыливать, смывать, вытирать.

Ход игры

В гости к детям приходит кукла Вера

Вера. Здравствуйте дети, я пришла к вам в гости поиграть с вами.

Воспитатель. Дорогая Вера, мы очень тебе рады. Дети готовятся к завтраку. Они сейчас будут мыть руки. А у тебя почему такие грязные руки? (Восп-ль обращает внимание детей на руки куклы)

Вера. Я рисовала рисунок своей подруге, замарала руки и они теперь не отмываются.

Воспитатель. А ты руки с мылом мыла?

Вера. Нет! Я мыла просто водой.

Воспитатель. Дети, что нужно делать чтобы руки у Веры были чистыми (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, руки нужно мыть с мылом. А ты Вера, умеешь мыть руки с мылом?

Вера. Я не умею намыливать руки

Воспитатель. А наши дети умеют правильно пользоваться мылом. Хочешь мы тебя научим? Дети, научим Веру мыть руки с мылом?

Воспитатель приглашает детей в умывальную комнату. Дети встают вокруг раковины не мешая друг другу.

Воспитатель читает стихотворение «Умывалочка Н. Пикулевой

Знаем, знаем, да,да,да, Лейся на ладошку

Где тут прячется вода! По-нем-нож-ку…

Выходи водица, Нет, не понемножку – посмелей,

Мы пришли умыться! Будем умываться веселей

Воспитатель предлагает детям засучить рукава до локтей. То же самое «делает» Катя. Затем ребята включают и регулируют воду. Они вместе с педагогом показывают Кате, как надо мочить руки, а потом взять мыло, намылить руки и сделать «рукавицы». Дети смывают мыло под струей воды. Кукла Катя «повторяет» за ними все действия. Воспитатель спрашивает у детей о том, что делать дальше? (Закрыть краны.)

Далее дети с педагогом и куклой Катей вытирают руки полотенцами. Вешают полотенца на место.

Воспитатель. Дети, посмотрите на свои руки и руки Кати. Какими они стали? (чистыми) ответы детей. Кукла Катя. Дорогие ребята, большое спасибо за то, что научили меня правильно мыть руки с мылом. Я теперь буду дружить с мылом. До свидания.

Работа с родителями

Одним из главных направлений в работе ДОУ является взаимодействие с семьей.

Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить и работу с родителями. Можно проводить консультации, конференции, вечера вопросов и ответов, использование интернет технологии.

Картотека тем по развитию культурно-гигиенических навыков у ребят 6 — 7 лет.

 Навыки самообслуживания формируются годами. Дома малыш неосознанно подражает взрослым. Происходит одновременное развитие множества гигиенических умений. Важно! В саду навыки оттачиваются, корректируются при необходимости, дополняются. Дети лучше осознают моральный аспект своих действий. Подготовительная группа продолжает знакомиться с такими темами (на основе предложенных карточек можно создать серию ключевых конспектов):

Карточка 1 «Давайте вспомним, как кушать правильно».

Цель: совершенствовать навык пользоваться вилкой при помощи среднего и большого пальцев; употреблять разные блюда, не меняя положения прибора; закреплять умение безопасно намазывать на хлеб масло, отрезать ломтики мясных продуктов.

• Карточка 2 «Все вещи — на своих местах».

Цель: закреплять умение самостоятельного последовательного одевания-раздевания, правильного размещения предметов на полках, развешивание одежды на спинке стула, использования пуговиц, молний и застежек.

Карточка 3 «Труд или еда — мои ладошки чистые всегда».

Цель: закреплять навык правильного последовательного умывания: намыливания до получения пены, смывания, вытирания насухо; развитие умения своевременного использования носового платочка.

• Карточка 4 «Как мы ведем себя во время еды».

Цель: совершенствовать навык задействовать вилку с ножом для второго блюда, правильно их держать; вовремя пользоваться салфетками.

Наиболее эффективные методические приемы для развития КГН в подготовительной группе

Планирование работы с 6-7-летними ребятами должно сосредотачиваться, прежде всего, на речевых приемах:  этическая беседа; объяснение; загадки; чтение; стихотворения.

Действенные приемы формирования навыков самообслуживания среди детей

подготовительной группы

Включение в работу разных приемов помогает заинтересовать детей, незаметно увлечь, мотивировать.

Выделяют такие приемы:

• наглядные: картинки-алгоритмы действий, демонстрация педагогом, иллюстрации,

мультфильмы;

• словесные: сопровождение демонстрации объяснениями, разъяснение без показа, напоминание, чтение, оценка выполнения действий детьми;

• игровые, практичные: сюрпризные ситуации, развлечения с игрушками, практичные упражнения (многократное повторение заданных действий), использование пособий, эксперименты, моделирование (задействование символов, знаков, предметов-заместителей).
Важно! Привитие КГН — составляющая физического и социального воспитания.

Задачи физического совершенствования:

• полноценное психосоматического развития;

• повышение иммунитета;

• формирование работоспособности, самостоятельности.

Без привития КГН невозможно осуществить в полной мере социализацию малыша, его вхождение во взрослый мир. Откладывать эти процессы на потом, бояться перегрузить маленького человека — неверное решение. Приобретение навыков определяется психическим развитием, которое состоит из более и менее благоприятных фаз для усвоения конкретных умений.

Литература

1. Алямовская, В.Г. Ребенок за столом [Текст] : методическое пособие по формированию

культурно-гигиенических навыков / В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

  1. Ермакова, Н. Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников [Электронный ресурс] / Н. Ермакова – Режим доступа: http://www./maam.ru/detskijsad/-formirovanie-kulturno-gigienicheskih-navykov-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

3. Программа воспитания и обучения в детском саду[Текст] /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 240 с.

4. Решетникова, Т.Н. Как научить дошкольника одеваться [Текст]/ Т.Н. Решетникова //

Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2009. - № 9. – С. 45-49.

5. Смирнова, Т. Собираем куклу на прогулку [Текст]/Т. Смирнова//Дошкольное образование. – 2008. - № 10. – С. 53-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...

Програмно-методический материал по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Задачи:1. Определить значение воспитания культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста;2. Изучить особенности проявления навыков опрятности в период адаптации;3. Сформировать культурно-ги...

Учебно-методическое пособие для развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Данные методические рекомендации предназначены для родителей, имеющих детей раннего возраста, воспитателей дошкольных учреждений.Методические рекомендации направлены на расширение представления родите...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Рекомендации родителям "Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе"

Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе по теме "Мы едим"...

Рекомендации для родителей: " Культурно-гигиенические навыки детей 2-3 года"

В данной рекомендации ,учим родителей,как првильно пользоваться детям: краном,водой,мылом.полотенцем,расчёской ....

Рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 6-7 лет

Консультация для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...