Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию
методическая разработка (старшая группа)

Сергеева Ольга Константиновна

Методический материал по патриотическому воспитанию  старших  дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://trafaret-decor.ru/sites/default/files/2022-09/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%202.jpghttps://trafaret-decor.ru/sites/default/files/2022-09/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%202.jpgМуниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «ТЕРЕМОК» п. Залари  иркутской области

Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию старшего дошкольного возраста

Составитель: воспитатель Сергеева О.К.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Цель методической разработки - создание условий для формирования патриотических чувств у дошкольников через знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом; развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; воспитание нравственно-эстетических норм поведения и моральных качеств ребенка.

В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Задачи:

 воспитание гордости и любви к своей Родине;

 бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну;

-формировать представление о себе как о члене семьи, значение семьи в жизни человека.

-расширять представление детей о богатстве родной природы

В методической разработке представлена серия дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста:

«РОССИЯ – РОДНАЯ СТРАНА»

«МОЙ РОДНОЙ ПОСЕЛОК»,  «Я И МОЕ ОКРУЖЕНИЕ:МОЯ СЕМЬЯ, МОЙ ДЕТСКИЙ САД», «ПРИРОДА  РОДНОГО КРАЯ – ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

Данная разработка доступна для педагогов дошкольного образования, так как не требует особых материальных затрат. Предлагаемые игровые технологии просты и понятны педагогам, могут быть использованы в процессе организованной деятельности, праздниках, развлечениях, досугах, на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.

Ожидаемые результаты:

1.Расширение знаний детей о малой и большой Родине.

2.Приобщение к русской народной культуре, русским народным традициям.

3. Формирование патриотических чувств.

4.Развитие познавательного интереса к истории Родины.

5.Развитие коммуникативных и социальных навыков в процессе игровой деятельности.

6.Развитие психических процессов: речи, внимания, логического мышления, памяти, мелкой моторики рук.

 

РОССИЯ – РОДНАЯ СТРАНА

Дидактическая игра «Государственные символы»

Цель: расширять знания детей о государственных символах России — Герб, Флаг, Гимн, о гербе своего города воспитывать уважение к ним; чувство принадлежности к своему народу.

Материал: изображение Герба, Флага России, герба родного города, аудиозапись.

Ход игры

Детям предлагают поочередно рассмотреть изображения государственных символов России, а также герб своего города, описать их и объяснить, что означают такие символы — обозначение. В конце дети, стоя, слушают Гимн России (в записи).

Дидактическая игра «Самое дорогое»

Цель: формировать у детей понимание понятия «Родина»; раскрыть его общую сущность — люди из разных стран и разных национальностей относятся к своей родине, как к матери; воспитывать любовь к родной земле.

Ход игры

Воспитатель. Родной край есть не только у нас, людей, но и у животных. Когда человек находится далеко от родной земли, она скучает по ней. А теперь представьте, что вам пришлось оказаться вдали от родного дома. Чтобы вы хотели получить от мамы и почему именно это?

Дети обосновывают свои ответы.

Дидактическая игра «Народные жемчужины»

Цель: расширять знания детей о Родине; развивать познавательный интерес к устному народному творчеству (пословицы, поговорки) воспитывать ценностное отношение к родному краю.

Материал: (пословицы и поговорки).

Человек без Родины — как птичка без крыльев.

Каждому мила своя сторона.

Где родной край, там и под елью рай.

Тот родину любит, кто ей служит.

Родина славит тех, кто трудится.

В родном доме и вода сладкая.

Ход игры

Вариант 1. Воспитатель говорит начало пословицы, а дети заканчивают.

Вариант 2. Воспитатель дает произвольный набор слов с известной пословицы, а дети составляют их правильно.

Дидактическая игра «Угадай праздник»

 «Цель: знакомить детей с народными праздниками, учить распознавать и называть их, рассказывать о символическом значении праздников и связанных с ними традиций. Развивать внимание, наблюдательность.

Материал: большие карточки с изображением праздников «Пасхи», «Рождества», «Масленицы» и т.п., и маленькие карточки с фрагментами атрибутов праздника.

Ход игры. Детям раздают большие карты, нужно подобрать маленькие в соответствии с темой праздника.

Дидактическая игра «Национальные блюда»

Цель: формировать знания о национальной кухне. Формировать представление о характерных чертах родного народа: гостеприимство, трудолюбие.

Материал: карточки с блюдами разных национальностей, скатерть в этностиле.

Ход игры: дети накрывают на стол и объясняют почему выбрали именно это блюдо.

Вариант №2. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают блюда

Дидактическая игра «Веселая ярмарка»

Цель: знакомить детей с ярмаркой, и традициями которые с ней связаны. Называть и описывать товары. Делать обобщения, разделяя товары на группы. Составляем пазл.

Материал: набор больших и малых карточек по теме, разрезные карточки.

Ход игры: Дети выбирают товары, рассказывают о них, а также составляют пазл из картинок товара.

Речевое упражнение «Закончи пословицу»

Цель: знакомить с пословицами краеведческой тематики; развивать коммуникативные способности.

Дети должны закончить пословица.

Хорошо тому, кто … (в своем доме).

Дома и стены … (греют).

Где родился, там … (и пригодился).

Везде хорошо, а дома … (лучше).

Волшебное слово. Воспитатель называет слово (рядом, недалеко от т.д.), а ребенок должен составить с ним предложение (Я живу вблизи театра и т.д.). Затем ребенок называет слово, а предложение составляет сидящий дальше по кругу.

«С кем бились богатыри»

Цель: Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа.

Ход игры

В игре участвует  2 команды: у каждой команды карта  (вложена в файл А3) и даны маркеры.

За 1 минуту дети должны стрелками соединить богатырей с героями (Змей Горыныч, Соловей разбойник, Тугарин Змей) с которыми они бились. Получается игра многоразового использования.

 

«Служу России»

Цель: Учить подбирать воинскую должность к виду войск (например: танк-танкист). Воспитывать любовь и уважение к Российской армии.

Игровое действие: Разложить карточки на столе, изображением вниз. Ребенок (или группа детей) выбирает карточку. Рассказывает, что на ней изображено, и подбирает к изображению военную профессию.

МОЙ РОДНОЙ ПОСЕЛОК

«Где я живу?»

Цель: Учить детей свободно использовать свои знания о родном поселке, его своеобразии, основных отраслях производства. Формировать желание как можно больше узнать о своей Родине, воспитывать чувство любви к ней и гордости за нее.

Игровое задание: заинтересовать других рассказом о родном поселке.

Материал: Художественные открытки или рисунки детей, изображающие картинки с изображением  поселка, ведущих предприятий.

Ход игры

 Воспитатель показывает детям картинки с изображением. Просит вспомнить все, что они знают о родном поселке. Предлагает им представит себя взрослыми и решить, где бы они хотели работать. Просит рассказать об этом так, чтобы другим тоже захотелось работать там же; проводится конкурс рассказов: побеждает тот, кто интереснее других расскажет. Как быть ему полезным.

Игровое правило: Не повторять предыдущий ответ. Рассказывать увлекательно.

           

«Родные улицы»

Цель игры: в игровой форме закрепить названия улиц.

Ход игры

Воспитатель задает детям вопросы, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

- Что такое улица?

- Назовите части улицы (тротуар, мостовая, перекресток).

- Кто такие пешеходы?

- Как надо переходить улицу?

- На какой улице стоит наш детский сад?

- Какие еще улицы вы знаете?

- Что такое площадь?

В конце игры воспитатель подчитывает фишки, побеждает тот, кто набрал больше.

 «Сложи картинку»

Цель: закреплять знания детей о внешнем виде зданий поселка;

 учить складывать из частей целое.

Ход игры

1. Ребенок собирает из частей картинку с видом музея (дома детского творчества, детского сада).

2. Участвуют 2-3 ребенка. Используется несколько комплектов разрезных картинок, части картинок перемешиваются. Дети выбирают нужные части картинок.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто соберет картинки первым.

Игровое действие:

Подбор нужных частей картинок.

В комплект игры входят картинки с видом музея, детского сада, дома детского творчества, разрезанные на несколько частей. В игре могут принимать участие 1-3 человека.

Дидактическая игра «Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, развивать ориентировку в родном  поселке

Материал: изображения памятников

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник. 

                               

Дидактическая игра «Знаешь ли ты?»

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете, и рассказать, чем он знаменит.

 

 Дидактическая игра «Кто знает, тот угадает!»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного города; развивать память, речь; воспитывать наблюдательность, любознательность.

Материал: Картинки .

Ход игры: Ребёнок с закрытыми глазами берёт на столе одну открытку с видами родного города, затем даёт краткое описание, не называя самого места. Остальные дети задают наводящие вопросы, до того момента пока место родного города не будет отгадано. Ответивший верно ребёнок, становится ведущим. Игра повторяется. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ – образец.

Дидактическая игра «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, побуждать узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: фишки домино с изображением народных промыслов

Ход игры Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.

 

Я и мое окружение: моя семья, мой детский сад

«Моя семья»

Цель: формировать у детей позитивное представление о семье, своих близких.

Задачи:

- систематизировать знания детей о семье;

-закреплять знания имен членов своей семьи;

-воспитывать любовь и чувство привязанности к родным.

Материал и оборудование:

мяч или игрушка. Ход игры:

Для игры нужен мяч. Педагог, бросив мяч ребенку, просит назвать членов семьи ласковыми словами. Например: «мама – мамочка», «бабушка – бабуля», «брат – братишка» и так далее.

 

 

«Клубочек ласковых слов»

Цель:

- формировать у детей позитивное представление о семье , своих близких. Задачи:

- актуализировать и уточнить знания детей о семье;

-развивать в детях эмоциональность, умение и желание выражать свои чувства;

-воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, нравственно-эстетические нормы поведения и моральные качества.

Материал и оборудование:

клубочек ниток для вязания. Ход игры:

Дети сидят в кругу и передают друг другу клубочек. Передавая клубочек нужно наматывать ниточку и называть ласково члена семьи: мамочка любимая, дорогая, красивая и т.д.

 

Дидактическая игра «Наш детский сад»

Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.  Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации  детского сада, работников дет.сада. Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детсада.

 

Дидактическая игра «Как найти дорожку в детский сад?»

  Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение  определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона) макет местности.

Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.

Дидактическая игра «Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

Дидактическая игра «Расскажи о своей  семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал:  Фотоальбом, составленный совместно с родителями с  семейными фотографиями  с генеалогическим древом семьи.

Ход игры: Дети выкладывают фото  членов своих семей и рассказывают о них.

 

 

Дидактическая игра «Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу, номер дома, квартиры, телефона, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на, ребёнок продолжает, называя свой  адрес, и передаёт мяч соседу и т. д.

ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ – ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«Что за ягода такая»

Цель: познакомить детей с видами ягод и учить называть их; учить узнавать ягоды, которые произрастают в  Иркутской области ; развивать у детей внимание, интерес, бережное отношение к растениям.

Ход игры

1 вариант:

Карточки лежать на столе у детей. Воспитатель называет ягоду, дети показывают нужную карточку.

2 вариант:

Из общего количества карточек дети выбирают те ягоды, которые произрастают в крае.

«Кто такой?»

Цель: закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу  Иркутской области; воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать.

Ход игры

1 вариант:

Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу

2 вариант:

Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу области, дети называют его.

3 вариант:

Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают  нужную.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

 «Зеленая аптека»

Цель игры: закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Ход игры

Дети делятся на две команды.

У одной команды картинки с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, крапива, одуванчик, мята, лопух, облепиха.

У второй команды картинки: порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с облепиховым маслом.

По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга, соединяют картинки, потом объясняют свой выбор.

- Подорожник прикладывают к ранке.

- Из крапивы варят витаминные щи.

- Отваром шалфея и ромашки полощут горло при ангине.

- Из одуванчика делают полезный салат.

- Из мяты заваривают ароматный снотворный чай.

- Из облепихи делают масло для смазывания ссадин.

- Отвар цветков липы принимают при простуде.

       «С какого дерева листок»

Цель игры: закрепить названия деревьев родного края.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев, это могут быть крупные картинки или гербарий листьев с участка.

- С какого дерева прилетел этот листок?

Дети отвечают: с дуба, с березы, с тополя, с ирги, с акации и т.д.

 «Птицы нашего края»

Цель игры: формировать обобщённое представление у детей о зимующих и перелётных птицах: повадках, внешнем виде, питании, месте обитания.

Варианты игры:

1. «Найди перелётных и зимующих птиц». Детям предлагается найти перелётных птиц и зимующих на картине.

2. «Отгадай и назови». Педагог загадывает загадку, ребёнок должен отгадать и найти птицу.

3. «Найди по описанию». Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т. д. Ребёнок отгадывает и находит птицу.

4. «Найди, кого назову». Необходимо найти птицу по названию.

5. «Найди, о ком расскажу». Педагог подбирает заранее произведения художественной литературы: стихи, рассказы, сказки. После прочтения, дети отгадывают и находят птицу.

6. «Опиши, а мы отгадаем». Ребёнок старшей и подготовительной группы может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

7. «Кого не стало? » Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог закрывает одну птицу. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

8. «Расскажи, чем питается». Педагог называет птицу, ребёнок находит и рассказывает, чем она питается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

Предлагаю картотеку дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидакти...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию в детском саду.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии ар...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию

Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку картотек....