возрастные особенности
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КАК ВЛИЯЮТ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ?
Очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Возрастные особенности детей 2–3 лет:
— продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребёнка и взрослого;
— совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление;
— в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Психическое развитие
Слушает простые рассказы, понимает значение некоторых абстрактных слов (большой, маленький, мокрый, сухой и т.д). Начинает понимать точку зрения другого человека. Отвечает «Нет» на абсурдные вопросы.
В этом возрасте, ребенок очень эмоционален, однако эмоции не постоянны, его легко отвлечь, переключить с одной деятельности на другую.
Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравится другим, подражает сверстникам.
Понимание речи
Происходит быстрое увеличение словарного запаса, понимает простые вопросы: «Что у тебя в руках?», выполняет двухстороннюю инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, потом будем обедать».
Возрастные особенности детей 3–4 лет:
- Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка.
- Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады.
- Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка.
- Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.
- Растет речевая активность малышей.
- Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание.
- В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
- Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер.
-Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях.
Психологическое развитие
Формируется «противоволя», поэтому ребенок хочет сделать все по-своему. Проявляет осознание себя как отдельного от родителя человека, поэтому часто отвергает любую помощь. Игра становится более коллективной, образно-ролевой. Ребенок представляет себя кем то или чем то и соответственно действует.
Понимание речи
Словарный запас пополняется, он активно осваивает речь, придумывает новые слова. Ребенок все чаще задает вопросы, расспрашивает, уточняет.
Возрастные особенности 4-5 лет:
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
— стремление к самостоятельности;
— этические представления;
— творческие способности;
— страхи как следствие развитого воображения;
— интерес к ровесникам;
— активная любознательность.
Психологическое развитие
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно делать многое самому, он уже больше способен позаботится о себе, и меньше нуждается в помощи.
Заявляет о своих правах, потребностях, пытается установить свои правила в окружающем мире. Начинает понимать чувства других людей, сопереживать.
В этом возрасте ребенок живет в мире сказок, фантазий он способен создавать целые миры.
Понимание речи
Улучшается понятие звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они хорошо имитируют голоса животных. Интонационно выделяют речь разных персонажей.
Возрастные особенности детей 5-6 лет:
— Игровая деятельность: освоение окружающего мира продолжает осуществляться посредством игры, меняются лишь её форма и смысловая нагрузка.
— Сенсорика и образное мышление: восприятие цвета, представления о строении предметов, их величине и форме продолжают совершенствоваться.
— Изобразительная и конструкторская деятельность: 5–6-летний возраст отличается периодом активного рисования — ребенок может создать около 2000 рисунков за год.
— Речь и воображение: совершенствование речи затрагивает, в первую очередь, её звуковую составляющую — улучшается воспроизведение звуков.
— Математические представления: старшему дошкольнику под силу определять направление, производить счёт в пределах 10, отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счёту?», «Который?».
Психологическое развитие
Желает показать себя миру. Часто в этом возрасте дети привлекают к себе внимание. Иногда для него негативное внимание важнее, чем никакое, поэтому ребенок может провоцировать взрослого.
С трудом соизмеряет собственное «хочу» с чужими потребностями, поэтому все время проверяет прочность выстроенных границ, желая заполучить то, что он хочет.
Понимание речи
Имеет достаточно богатый словарный запас. Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение. Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.
Возрастные особенности детей 6-7 лет:
— Это период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе;
— К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе;
— Ребенок может и делает не то, что ему хочется, а то, что нужно, что просит взрослый или определено правилами;
— Возникает первая реальная картина мира, о которой у ребенка формируется собственное мнение;
— Ребенок начинает понимать свои чувства и переживания в полной мере и сообщает об этом взрослым;
— Детям очень важно, как к ним относятся окружающие люди;
— Происходит полное доверие взрослому, принятие его точки зрения.
Психологическое развитие
Дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и выполнять задание по ней. Они умеют планировать свою деятельность, а не действовать хаотично. Ребята способны, сосредоточено без оставления внимая работать по инструкции 10-15 мин. Они способны оценить, в общем, качество своей работы. Способны самостоятельно исправить свои ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Понимание речи
Правильно произносит все звуки родного языка, умеет различать и называть слова с определенным звуком, делить слова на слоги, составлять слова из слогов. Имеет представление о предложении, подбирают синонимы, антонимы. Пересказывают знакомые сказки и рассказы.
Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой
Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова Г. А....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/26/picture-369460-1585246285.jpg)
Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.
В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-692236-1505475710.jpg)
1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.
1. Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...
Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "
Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-770650-1488033121.jpg)
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»
Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1012568-1602588932.jpg)
Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»
Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...