"Куклы наших бабушек"
проект (старшая группа)

Приобщение к истокам русской народной культуры через образ традиционной обрядовой куклы, изучение значения кукол в русских обрядовых традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательно-творческий проект465.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

в старшей группе на тему:

«Куклы наших бабушек»

Выполнила воспитатель Шкинева Т.Г.

                                                                                                         Чабан Е.А.

Саратов 2021

Содержание

1.Паспорт проекта

2.Программа проекта

2.1. Цель

2.2. Задачи

3. Предполагаемый результат

4.Этапы реализации проекта

5.Планирование проекта

6.Результат проекта

7.Список используемой литературы.

Паспорт проекта

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители

Тип проекта: познавательный, творческий.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2021

Цель проекта: Приобщение к истокам русской народной культуры через образ традиционной обрядовой куклы, изучение значения кукол в русских обрядовых традициях.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать знания дошкольников об истории возникновения обрядовой куклы.

Рассмотреть значение кукол в русских обрядовых традициях.

 Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной обрядовой куклы.

Учить изготавливать простейшие куклы своими руками.

Развивающие:

  Развивать интерес к устному народному творчеству и рукоделию.

  Содействовать развитию творческих способностей.

  Обогащать чувственный опыт ребенка: развитие тактильных ощущений при работе с тканью, двигательного опыта рук;

Развивать зрительно-моторную координацию.

Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

Воспитывать интерес к ручному труду.

Воспитывать стремление помогать своим товарищам.

Предполагаемые результаты для детей:

- повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;

- дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой куклы;

- овладеют технологией изготовления обрядовых кукол, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.

-развитие творческой и познавательной способности детей.

 Предполагаемые результаты для воспитателей:

- появится тесный контакт с родителями воспитанников;

- повысится статус группы;

- пополнится предметно - развивающая среда;

- разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей:

- родители станут активными помощниками в жизни группы;

- отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

Этапы реализации проекта

          1этап. Подготовительный:

1.Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).

2.Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.).

3.Привлечение родителей к сбору информации о народных обрядовых куклах

4.Разработка плана по реализации проекта.

5.Обогащение развивающей среды.

6.Диагностика знаний детей

7.Изготовление обрядовых кукол для оформления календаря народной куклы.

8.Оформление альбома: «Народная обрядовая кукла».

9.Пополнение обрядовыми куклами  мини –музея в группе «Такие разные куклы».

7. Подготовка консультаций и рекомендаций для родителей

  1. этап. Реализация проекта:

1.Беседы «Зачем нашим предкам были нужны обрядовые куклы»

                «Зимние обрядовые куклы»

2.Рассказ об осенних обрядовых куклах

3.Конспект ООД: «Русская народная обрядовая кукла»

4.Изготовление с детьми обрядовых кукол: «Пеленашка», «Кувадка»

5.Рассматривание альбома «Народные обрядовые куклы».

6.Презентации: «Куклы в русских народных играх и обрядах»

                           «Весенние народные праздники и обрядовые куклы»

                           «Обрядовая кукла Кузьма и Демьян»

7.Сюжетно – ролевая игра: «У бабушки в гостях».

8.Чтение: стихотворение «Русские обрядовые куклы»

                                           «Кукольные сказки»

                               сказки «Куколка-покосница»

9.Заучивание: «Коляда. Коляда!»; «Как на Масляной неделе…»;                

                          «Масленица, Масленица», весенних закличек

10.Рисование зимних, весенних, летних и осенних обрядовых кукол для создания альбома «Русская обрядовая кукла»

11. Проведение консультаций для родителей

12.Организация выставок детского творчества.

 Работа с родителями:

Консультации:

 «Обрядовая кукла. Немного истории»

 «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».

Сбор материала для изготовления тряпичных кукол (ткань, нитки, вата и т.д.).

Привлечение родителей к созданию мини-музея «Такие разные куклы».

Мастерская «Рукодельницы» - мастер класс по созданию куклы –оберега «колокольчик»

3 этап. Заключительный.

  1. Диагностика полученных знаний
  2. Анализ полученных данных;
  3. Презентация мини-музея «Такие разные куклы».
  4. Создание папки - передвижки: «Обряды на Руси. Обрядовые куклы»
  5.  Итоговое мероприятие: создание альбома детских рисунков «Русская обрядовая кукла»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

неделя

мероприятие

цель

1

Беседа с детьми на тему  «Зачем нашим предкам были нужны обрядовые куклы»

познакомить детей с историей появления обрядовой куклы

Рассматривание альбома «Народные обрядовые куклы».

Продолжать знакомить с народными обрядовыми куклами.

ООД «Русская народная обрядовая кукла»

Формировать знания о разнообразии и назначении традиционных обрядовых кукол, их ролью в жизни людей.

 Презентация «Куклы в русских народных играх и обрядах»

Продолжать знакомить детей с миром народных обрядовых кукол, с русскими народными обрядами

Сюжетно – ролевая игра: «У бабушки в гостях»

Воспитывать интерес к народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.

2

Чтение стихотворения «РУССКИЕ ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ»

Надежды Яковлевны Мельниковой

Прививать интерес к искусству и истории русского народа  

Продуктивная деятельность

«Кукла -  пеленашка»

Развивать творческие способности при изготовлении кукол, моторику рук

Беседа «Зимние обрядовые куклы»

Цель: познакомить детей с народным календарём  зимних праздников и обрядовыми куклами «Кукла-коза», «Коляда», «Масленица»

Заучивание «Коляда. Коляда!»; «Как на Масляной неделе…»; «Масленица, Масленица».

Развитие творческой активности, обогащение активного словаря ребёнка

Рисование зимних обрядовых кукол для создания альбома  «Русская обрядовая кукла»

Развитие творческих способностей

3

Презентация «Весенние народные праздники и обрядовые куклы»

Дать понятие о народных весенних праздниках и познакомить с весенними обрядовыми куклами «Веснянка», «Мартинички», Птица-радость», Кукла Сорока (Жаворонок)

Разучивание весенних закличек

Развитие творческой активности, обогащение активного словаря ребёнка

Рисование весенних обрядовых кукол для создания альбома  «Русская обрядовая кукла»

Развитие творческих способностей

Чтение сказки «Куколка-покосница»

Знакомство с летними обрядовыми куклами «Покосница», «Кубышка-травница», «Купавка»

Продуктивная деятельность «Кукла -  кувадка»        Развивать творческие способности при изготовлении кукол, моторику рук

Развивать творческие способности при изготовлении кукол, моторику рук

4

Рисование летних обрядовых кукол для создания альбома  «Русская обрядовая кукла»

Развитие творческих способностей

Рассказ об осенних обрядовых куклах

Знакомство с куклами «Зерновушка», «Параскева Пятница», «Десятиручка»

Д/игра: «Какая кукла лишняя?»

Развитие у детей зрительного внимания, памяти, логического мышления, закрепить знания об обереговой кукле

Д /и «Кто ты куколка моя? »

Учить по описанию узнавать знакомые куклы

Д /и «Календарь народной куклы»

Учить соотносить обрядовую куклу с праздником

5

Чтение Татьяна Кирюшатова

«КУКОЛЬНЫЕ СКАЗКИ»

Прививать интерес к искусству и истории русского народа  

Презентация «Обрядовая кукла Кузьма и Демьян»

Закрепить понятие об обрядовых куклах, познакомить с новой куклой «Кузьма и Демьян»

Рисование  осенних обрядовых кукол для создания альбома  «Русская обрядовая кукла»

Развитие творческих способностей

Результат проекта

У детей появился интерес к традиционным и обрядам русского народа,

усовершенствовались трудовые навыки: сворачивание, скручивание,

завязывание, пеленание. Дети научились разыгрывать с помощью кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам, расширились представления о русских обрядовых куклах, традициях, праздниках и обрядах

Продукты проекта:

  1. Мини - музей «Такие разные куклы».
  2. Календарь народной куклы «Хоровод круглый год».
  3. Альбом «Народные обрядовые куклы».
  4. Альбом с рисунками детей «Русская обрядовая кукла»

Список литературы:

  1. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.
  2. Лыкова И.А. Бабушкины куколки. Панорама. 2014.
  3. Лыкова И.А. «Куколки из сундучка» Рукотворные игрушки. Цветной мир.2012.

 Интернет ресурсы:

  1. http://www.rukukla.ru/article/trya/vecnanka_avdotavecnovka.htm
  2. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/slavjanskie-kukly-oberegi.html
  3. http://stranamasterov.ru
  4. http://www.podelki–doma.ru
  5. http://skazki.ru
  6. http://www.krupenichka.ru/-народная тряпичная кукла

Приложение

Беседа на тему  «Зачем нашим предкам были нужны обрядовые куклы»

Цель: приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

- Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.

- Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

- Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).

Ожидаемые результаты:

- Усвоение знаний о традициях русского народа;

- Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются на ковре полукругом возле воспитателя.

Приветствие:

Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас!

Здравствуйте, ребята.

2. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку:

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка?

Дети: Кукла.

Сегодня мы с вами поговорим о русских куклах.

Хотите послушать сказку про Алёнушку и Иванушку? Тогда слушайте.

Жила-была в одной деревне девица красавица. Красны щёчки, алые губки, волос к волосу, одним словом неописанной красоты девица. Но не было у неё жениха в этой деревне. Много ли времени прошло, не зная, а нашёлся ей жених из далёких краёв, как раз под стать ей, здоровый, красивый. Как увидели они друг друга, так и сели глаз не отведут, наглядеться не могут. Сваты в это время договаривались о свадьбе, а жених взял невесту под локоток и повёл к упряжке с лошадьми, уж больно прокатится ему захотелось, да и говорит:

«Да, красива ты, а что же ты делать умеешь? Рубашку мне сошьёшь?»

А Алёнушка ему отвечает: «Я всё делать умею, только шить не могу».

Иван говорит: «Ладно, а блины испечёшь?»

Алёнушка ему в ответ: «Я всё делать умею, только блины испечь не могу».

«Ладно» - усмехнулся жених, « а мешок сошьёшь?»

Алёнушка опять за своё: «Я всё делать умею, только мешок сшить не могу».

Иван удивился: «Ну а плясать ты умеешь, да песни петь?»

Обрадовалась невеста: «Умею, умею!»

Остановил тут жених лошадей и просит её спеть и сплясать.

Красавица спрыгнула на землю и пустилась в пляс.

А жених в это время стегнул лошадей и умчался в свои края.

- Ребята, о чём эта сказка?

Дети: Эта сказка о ленивой девушке.

- Почему так поступил жених?

Дети: Ему не нужна была ленивая жена.

- Что умела делать невеста?

Дети: Ничего, кроме как плясать и танцевать.

Продолжим нашу беседу. Подумайте и скажите, как может девушка всему научится, и шить, и готовить, и ткать, прясть?

Дети: Её кто-нибудь научит.

Правильно. Ей показывает примером мама.

А ещё были помощницы - куклы, на них девушка оттачивала своё мастерство шить, вышивать.

В приготовлении пищи, ей помогала кукла «Крупеничка», почему она так называлась?

Дети: у нее внутри крупа.

У неё туловище шьётся мешочком и заполняется крупой, потом пришиваются руки и ноги и изготавливается сарафан. Кукла была с размер горшка, в котором обычно готовилась каша, потому, что крупы насыпали по пояс кукле, воды доливали по шею, а когда кукла была готова, то каша поднималась по голову. А чтобы узнать, когда можно было ставить горшочек с крупой в печь, то вначале туда помещали куклу, когда она становилась тёплой, то можно было ставить и горшок с крупой. Вот такие помощники были у девочек.

3. Новый материал.

Ребята! Посмотрите сколько много самых разных и удивительных кукол (показ современных кукол). Этими куклами мы играем в настоящее время. Посмотрите, какие они все красивые, не похожие друг на друга.

Показать тряпичные куклы. А что вы можете сказать об этих куклах?

Дети: Этими куклами играли наши предки, прабабушки и прадедушки. Куклы сделанные своими руками.

Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение.

А сейчас я хочу вас познакомить с новыми кукламим.

На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Дети: Красный – цвет крови, заката, красоты и т.п.

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

Дети: У кукол нет лица.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;
  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?

Дети: Куклы – обереги берегли людей, игровыми играли дети, обрядовые – нужны были для ритуала

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла на счастье.

Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Пеленашка.

Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

«Кубышка-травница».

Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

Неразлучники

Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

Сёмик и Семичиха

Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяева

Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

4. Физ. минутка

Гимнастика для глаз: А теперь наши глазки пусть немного отдохнут. Посмотрим на наших кукол сначала слева направо потом справа налево. Закроем наши глазки, а теперь широко-широко откроем. Какая кукла по счёту одета в зелёную юбку? В белую юбку? …

А сейчас все по-порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись-

Через левое плечо,

Через правое ещё,

Дружно присели,

Пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

РУССКИЕ ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ.

Надежда Яковлевна Мельникова

Куклы-самоделки выстроились в ряд.

И у каждой имя, а за ним обряд.

Славою покрыли куклы наш народ.

Делаем как символ их из года в год.

Куклу зерновушку мастерили все.

В голод появлялась кукла на окне.

Видел люд прохожий куклу по весне.

И спешил на помощь. Хлеб несли семье.

Молодым дарили куклу – оберег.

Чтоб не разлучались с милыми вовек.

На одной основе муж, его жена.

С ними пеленашка. Часто не одна.

С масленицей куклой шумный хоровод.

Жег зимы страданье, горе, боль невзгод.

В помощь десятиручка. В избах сотни дел.

Куколка не шее – бес был не у дел.

Зольная каталась из печной золы.

В путь же набивалась волосом жены.

В подорожку клали зерна, уголёк.

Чтобы путь обратный был не так далёк.

Травница висела в люльке малыша.

Так он благовоньем мог всегда дышать.

Куклой оберегом стала день и ночь.

Кукла – колокольчик гнала слезы прочь.

Вепские, кувадки, саженцы - все тут.

В памяти народной, живы - не умрут.

Татьяна Кирюшатова

КУКОЛЬНЫЕ СКАЗКИ

Параскева-Пятница

Давным-давно это было. Жила в одном хуторе девчоночка по имени Аннушка. Хорошая она была девчоночка: добрая да приветливая.

Только вот росла она без родной матушки. Сколь себя помнит, все при мачехе да при мачехе.

У мачехи своих детей пяток, а то и больше. Все наряжены, причесаны да накормлены. А Аннушке все время кушать хочется, на одном единственном сарафане дырки латать не успевает.

Мачеха у Аннушки - баба хозяйственная, домовитая, да больно уж строгая. Одно кричит:

- Аннушка корову паси, Аннушка воды неси, белье стирай, кашу мешай.

Аннушка везде поспевает, никому на свое житье-бытье не жалится.

Летний день долог – забот прибавляет, а осенью день на убыль. Лечь бы раньше спать Аннушке, отдохнуть, да какой там. Мачеха пальцем грозит:

- Свечереет, сразу в хату за рукоделие.

Аннушка по двору да по дому работу ловко делает, а вот с рукоделием беда у девчоночки. Нитки путаются, иголки пальцы колют. Мачеха заранее ветку молодой лещины выломала. Стоит над душою и чуть что стегает Аннушку по рукам:

- Косорукая ты девка, - говорит. – Косорукая.


В тот вечер, как раз под конец октября, отстегала мачеха Аннушку по ручкам сильнее сильного. Все в хате спать полегли, а Аннушка в сенцах села в уголок да плачет. Плакала она так, плакала, чует, кто-то по голове ее гладит. Подняла девчоночка глаза, стоит перед нею женщина красивая, глаз не отвести. Платье на ней светлое льняное, по рукавам да по полочкам мережки затейливые. Поясок атласной ленточкой струится, а волосы прибраны аккуратненько да легоньким платочком прикрыты.

- Не плачь, - говорит женщина, - это горе еще не горе.

- Ты кто? – спрашивает Аннушка.

- Лишнего не спрашивай, давай лучше ткань да иголку.

Взяла женщина в руки отрез ткани, нитку красную в иглу вдела.

- Смотри, - говорит. – Смотри, Аннушка. Вот так надо. Вот так. Один стежок, второй, третий.

- Я не смогу, - молвит Аннушка. – Я косорукая.

- Нет, – говорит женщина. – У тебя ручки ловкие да умелые.

Стежок за стежочком, вот уже и сама Аннушка пробует. Боли в ручках не чувствует, а чувствует силу свою да уверенность. Женщина рядом стоит по голове Аннушку гладит.

- Запоет петух, - говорит она девочке, - исчезну я в рассветных лучиках, а тебе на память останется куколка – в рукоделии первая помощница.

Утром, лишь расцвело, Аннушка глаза открыла, нет никого рядом, будто и не было.

- Сон, наверное, снился, - думает девчоночка. – Сон.

Только глядь, лежит на полу отрез ткани с ее стежками ровнехонькими да куколка.

Взяла Аннушка куколку, смотрит – не насмотрится. Куколка в сарафан льняной светлый ряжена, по рукавам да по полочкам мережки затейливые вышиты, голова платочком легоньким покрыта, а на ручках у куколки висят ленточки, булавочки, иголочки да катушечки с цветными нитками.

День осенью на убыль. Только свечерело, кричит мачеха:

- Аннушка, садись за рукоделие.

Села Аннушка у окошечка, а мачеха ветку лещины наготове держит.

- Косорукая ты, - говорит. – Косорукая.

- Нет, - осмелела вдруг Аннушка. – Я не косорукая. У меня руки ловкие да умелые.

Мачеха от хохота чуть не лопнула.

- Ой, держите меня семеро, - кричит, – руки у нее умелые. Косоручка она и есть косоручка.

Пока свой смех усмиряла, Аннушка на рушнике петушка красного вышила.

Фыркнула мачеха, ногами потопала, а лещиной стегать не стала, пораньше спать Аннушку отпустила.

Мало ли много ли времени прошло. Приехала Аннушку проведать родная тетушка с дальнего хутора. Аннушка тетушке рада - радехонька, про свое житье-бытье рассказывает, на судьбу не жалится. А как свечерело, легли все спать, тут Аннушка тетке куколку свою показала. Тетушка так и ахнула:

- Это ж к тебе сама Параскева-Пятница приходила. Баб да девок первая заступница, в рукоделии первая помощница.


Аннушка как выросла, замуж вышла за хорошего парня. Жили они душа в душу, и слыла Аннушка по округе первой рукодельницей. Все к ней своих дочек малых приводили мастерству учиться. Аннушка научить завсегда рада, станет возле девчоночки: та стежочки шьет, а Аннушка ее по головке гладит да приговаривает:

- Ручки у тебя ловкие да умелые. Все у тебя получится.

А как устанут девчоночки, Аннушка из сундучка свою куколку достанет да начнет про Параскеву сказывать.

А куколок таких с тех давних пор рукодельницы сами мастерить начали, верят, что с Параскевою любое рукоделие освоить можно.

Крупеничка

Давным-давно это было. Жила на селе семья: Муж Иванко да жена Настасья. И было у них пятеро детушек: мал мала меньше.  Жили они плохо, с воды на хлебушек перебивались. 
Вот по осени собрали они урожай. Расстроился Иванко:
- Плох урожай в этом году, - говорит он жене. – Не знаю, дотянем ли мы до весны.
Только проговорил, слышит, стучит кто-то в дверь. Открыла Настасья, видит, стоит на пороге старуха древняя-предревняя, голова у старухи шалькой покрыта, а шалька вся молью поедена. Ветер дует, а старуха качается, дрожит, как осиновый листочек.
- Вечер добрый, - говорит старуха. – Пустите поночевать.
- Поночевать пустим, - отвечают хозяева. – Только вот отужинать у нас нечем. Дети всю похлебку съели, все крошечки подобрали.
- А мне ничего и ненадобно, - говорит старуха, – стакан кипяточка  дадите и то хорошо. 
Постелила Настасья старухе на лавочке. А старуха не спешит спать укладываться, все сидит  про свое рассказывает, да про чужое выспрашивает:
- А как урожай-то нынче? Богатый?
- Какой там, - жалуется Иванко. – Плох в этом году урожай. Пшеница вот совсем не уродилась.  Коль на семена отложить - зимой с голоду погибнем. 
- Ох-ох-ох, - вздыхает старуха. – Сходи-ка ты, хозяин в амбар, принеси мне хорошей пшеницы полный черпачок.
- Эт еще зачем? – удивляется Иванко.
- А ты принеси, не скупись. Потом все узнаешь.
Принес Иванко полный черпачок пшеницы. А старуха тем временем достала из своей котомки лоскуты да ниточки, сшила холщовый мешочек, в этот мешочек всю пшеницу из черпачка высыпала.  Завязала мешочек красной ниточкой  и принялась из этого мешочка куколку мастерить.
- А вы над душой не стойте, - говорит старуха хозяевам. – Спать лягайте, утро все покажет, да все расскажет.

Проснулись утром Иванко с Настасьей, а старуха им протягивает куколку. Куколка та, как пышная барыня, разодета в юбки с рюшами, да покрыта платком цветастым с бахромою.
- Вот вам Крупеничка, - говорит старуха. – Поставьте ее в Красный угол, пусть стоит. А как совсем худо вам будет, потяните за красную ниточку, Крупеничка пшеницею рассыплется.
Не успели Иванко с Настасьей опомниться, глядь, а старухи-то след простыл, будто и не было ее вовсе.

Вот прошла осень, зима наступила. Истопила Настасья печку, котелок на печку поставила, а положить-то в котелок нечего.
- Дай, - думает, - потяну за красную ниточку, пусть куколка пшеничкой рассыплется.
Только подошла она к Красному углу, смотрит, куколка волчком закрутилась, юбки с рюшами так и завертелись.
- Не тронь Крупеничку, - слышится Настасье. – Пойди лучше в амбар, помети по полочкам веничком, сундук открой да совком поскреби хорошенечко.
Удивилась Настасья, но Крупеничку не тронула. Пошла в амбар с совком и веничком. Помела, поскребла, сундук отодвинула, а там крупы не на один обед хватит. 
- И как это я сразу не углядела, - думает Настасья.
Наварила она похлебки, напекла лепешек, детей накормила.

Вот неделя прошла, да другая, да третья. Опять приуныла Настасья. Нечем детушек кормить. А детушки малые, им не объяснишь, что кушать нечего, сидят да плачут:
- Кушать хотим, матушка. Кушать хотим.
Настасья опять к Крупеничке.
- Дай, - думает, - дерну за красную ниточку.
Да не тут-то было. Крупеничка опять волчком завертелась, юбки пышные так и взлетают, так и кружатся.
- Не тронь Крупеничку, - слышится Настасье. – Сядь на лавку да жди-пожди.  Неровен час будет пища.
Удивилась Настасья, Крупеничку не тронула, села на лавку и ждет. А чего ждет, сама не знает.
Тут в дверь постучали. Открыла Настасья,  смотрит: стоит на пороге сосед Еремейка, через плечо мешок перекинут.
- Чего тебе, Еремейка? – спрашивает Настасья.
- Долг пришел возвратить, - отвечает сосед. – Твой Иванко мне еще в прошлом годе мешок пшеницы давал.
Обрадовалась Настасья. Вот так дела. То ничего не было, то сразу мешок зерна появился. Иванко тот мешок на мельницу свез, муку смолол. А Настасья на радостях детишкам пышечек да пирожочков напекла.

Время, как конь ретивый. Оглянуться не успели, весна пришла. Пора огород садить, да пшеницу сеять. 
Загрустили Иванко с Настасьюшкой.  Сеять-то им нечего.
- Придется к брату троюродному ехать с поклоном, - говорит Иванко. – Просить, чтоб дал в долг пшеницы до нового урожая.
Только он это сказал, смотрит, Крупеничка волчком завертелась. 
- Далеко ехать не надо, будет в дому награда, - слышится Иванке.
Удивиться не успели Иванко с Настасьей, смотрят, Крупяничка пшеницей рассыпается.  Сыплется из нее пшеница, сыплется. Весь пол в горнице пшеницей засыпало.
Стали они пшеницу сгребать, в мешки засыпать, на телегу грузить, чтоб в поле везти да сеять. Всю пшеницу с пола убрали, до единого зернышка, а куколку Крупеничку так и не нашли. 
- Как в землю канула, - удивляются хозяева.
Только потом уж выметала Настасья в хате, да вымела из-под лавки маленький цветастый платочек с бахромою.  Положила платочек в Красный угол, а историю эту про Крупеничкусвои детишкам часто стала рассказывать да наказывать: 
Старых уважать, 
убогих не обижать, 
просящим не отказывать
да свои деткам эту сказку сказывать.

Куколка-Покосница

 В одном селе жила-была молодуха по имени Аннушка. Все Аннушку любили: и мать с отцом, и свекор со свекровью, а уж муж в Аннушке души не чаял. Как только возвращается домой с похода, аль с работы какой, везет Аннушке подарочек. А Аннушка и рада радехонька, мужа привечает, на стол накрывает. Всем хороша была Аннушка, а уж в работе ей равных не было.

Вот однажды говорит Аннушке свекровь:

- Мужики наши на службе государевой, от них помощи не будет. Я стара больно. На покос, Аннушка, придется тебе одной идти.

- Одной так одной. - Отвечает Аннушка. – Серп возьму самый острый и на зорюшке пойду в поле.

- Не забудь про Покосницу, - говорит ей свекровь.

- Не забуду, маменька. Вот сяду прямо сейчас и сделаю.

Достала Аннушка сундучок с лоскутами да нитками. Принялась мастерить куколку. Не простую куколку, а обережную. Мастерит да приговаривает:

Золотые на небе лучики.

Сбереги от порезов рученьки.

Ты Покосница, ты красавица.

Мне бы поле сжать, не умаяться.

Свекровь мимо Аннушки ходит, то и дело спрашивает:

- Все ль ты правильно делаешь, доченька?

- Правильно, маменька.

- Смотри, не забудь ничего.

- Не забуду, маменька, не забуду.

Утром рано встала Аннушка, собрала узелок с хлебушком и водичкой, взяла серп поострее, положила в карман куколку Покосницу и отправилась в поле.

Только на поле пришла, достала Покосницу и в стог сена спрятала, а сама за работу принялась.

Солнышко высоко, до вечера далеко. Вылезла Покосница из стога и говорит:

- Что мне тут зазря сидеть? Пойду-ка я сестричек да подружек поищу.

И пошла она по полюшку. От одного стога к другому, от другого к третьему. Ни сестричек, ни подружек не нашла. Пока ходила-бродила, смотрит, солнышко за холм садится. Бросилась Покосница к своему стогу, спряталась и лежит, будто тут и была. Вернулась Аннушка, взяла Покосницу, пошла домой. А дома свекровь ее встречает, глядит на Аннушкины ручки, а ручки в мелких порезах и царапинках.

- Ох-ох-ох! – начала причитать свекровь. – Ручки-то попорезаны. Куда ж Покосница глядела?

- Все хорошо, маменька, - отвечает Аннушка. – Просто серп слишком острый был.

Свекровь давай травы целебные в ступке толочь да мази варить. Намазала Аннушке ручки мазями, спать ее уложила.

А на утро опять на покос идти надобно. Встала Аннушка на зореньке, пошла в поле. Покосницу в стог сена положила да наказала:

- Смотри, не подведи нынче. Сбереги от порезов мои рученьки.

Наказала так куколке да принялась за работу.

Солнышко высоко, до вечера далеко. Вылезла из стога Покосница.

- Пойду, - говорит, - поищу сестричек, подружек.

Подошла к одному стогу, вокруг три раза оббежала. Никого не видать, никого не слыхать. Решила тогда Покосница покричать:

- Баб да девок в поле много, а из кукол я одна что ли? Где вы, сестрички мои да подруженьки?

На ее крик вылезла из стога еще одна куколка, еще одна Покосница:

- Ты чего орешь? Чего работать не даешь?

- Чего по стогам сидеть? Пойдем в салки играть, хороводы водить.

- Некогда мне, - отвечает ей куколка. – Хозяюшка моя в поле до ноченьки спинку не разгибает. А я ее рученьки от порезов да мозолей берегу.

- Ну и береги. А я пойду дальше подружек искать.

Бегала-бегала нашаПокосница среди стогов, смотрит: солнышко за холм садится. Побежала она к своему стогу, только прибежала, отдышалась, уже и Аннушка идет. Идет Аннушка, плачет. Ручки ее все порезаны острым серпом, кровь из ран так и сочится. Взяла Аннушка Покосницу, пошла домой.

Свекровь как увидела Аннушку так и ахнула. Давай скорее целебные травы в ступке мять да мази варить, Аннушке раны мазать. Мажет раны, а сама сердится:

- Давай мне сюда своюПокосницу. Я сейчас разберу ее на тряпочки, а тряпочки те в печку кину.

- Не надо, матушка, - просит Аннушка. – Жалко куколку, с душою делана.

- Доставай, говорю, свою Покосницу! – не унимается свекровь. – Дай хоть пальцем ей погрожу.

Достала Аннушка куколку, протянула свекрови. А свекровь куклу взяла да и заохала:

- Аннушка-Аннушка, сама-то ты во всем виновата. Ручки-то Покоснице надо было красной ниточкой обмотать да потуже. А без красной ниточки кукла не обережная, а игровая получается.

Уложила свекровь Аннушку спать, а сама села у окошка да давай куколке ручки красной ниточкой обвивать. Обвивает да приговаривает:

Золотые на небе лучики.

Сбереги от порезов рученьки.

Ты Покосница, ты желаннушка.

Не поранит больше ручки наша Аннушка.

Утром, лишь петухи пропели, встала Аннушка, пошла в поле. Покосницу в стогу оставила и принялась за работу.

День за работой быстро пролетает. Не успела оглянуться, пора домой идти. Взяла Аннушка куколку, домой отправилась. А дома свекровь встречает, на ручки глядит:

- Ну, как твои рученьки, доченька?

- Все хорошо, маменька! От вашей мази раны зажили, а новых порезов нынче не было. Спасибо вам да моей Покоснице.

Не успели Аннушка со свекровью за стол сесть ужинать, как ворота заскрипели – это муж молодой да свекор вернулись. Привезли Аннушке подарочки: платочек цветастый, сарафан атласный, конфетки мятные да пряники печатные. Рада Аннушка, подарками любуется, а сама все мужу про покос рассказывает. Муж улыбается да приговаривает:

- Завтра вместе пойдем, быстро управимся.

Десятиручка

Давным-давно, на краю одного хутора, жила была баба по имени Пелагея. И была у Пелагеи дочка Агашка – красавица, всем на загляденье, да на удивленье. Одна беда: ленивая была та Агашка, ничего делать не хотела. Уж баба Пелагея ее и учила, и уговаривала, и хворостиной стегала. Да только все без толку.

Собралась однажды баба Пелагея в дальнюю дорогу. Шла она полем, лесом, снова полем и снова лесом, через болото по кочкам скакала, через высокий камыш лезла – лицо да руки ободрала. Очутилась баба на лесной полянке. Стоит на той полянке хатка ветхая-приветхая, вся перекошенная. Постучала Пелагея раз, потом другой, потом третий. Вышла к ней старуха: глаз сердитый, нос скрюченный, стоит косточками гремит:

- Чего тебе от меня надобно?

- Эх, Ведунья-Ведуньюшка, – запричитала баба Пелагея, – одна у меня доченька, одна у меня Агашенька. Всем хороша, да ленива больно. Женихи приходят свататься, а я и не знаю, как такую ленивую замуж отдавать. Это ж опосля, стыда не оберешься.

Послушала ее Ведунья, послушала, глаза прищурила и говорит:

- Заходи в мои хоромы, ложись на лавку, да спи крепким сном. Утром придумаем, что с твоей бедою делать.

Проснулась утром баба Пелагея, а старуха перед ней стоит да протягивает ей куколку. Пелагея на куклу глянула, да так и ахнула. Всем куколка хороша: белолица да румяна, коса русая под цветастым платком, сарафан жемчужинками розовыми расшит. Только рук у куколки не две, а целых десять.

- Бери куклу, - говорит старуха. – Неси домой. В дочкино приданое ее положи, между простынками да рушниками. И можешь смело свою Агашку замуж выдавать.

Послушалась Пелагея, сделала все, как старуха велела. Тут и жених для Агашкисыскался. Собрался на свадьбу весь хутор. Агашка и так всех краше была, а уж в свадебном наряде, совсем красавица, не описать.

Переехала Агашка в хату к мужу. Утром рано встает муж, коня запрягает, Агашке говорит:

- Поехал я на работу, к вечеру дома буду.

Агашка мужа проводила, на крылечке поцеловала, а как только его конь вороной за околицей скрылся, пошла в хату да легла спать. Только уснула Агашка, слышит, кто-то ее в бок легонечко толкает:

- Вставай, Агашка! Вставай! Не годится молодой жене белым днем в постели валяться.

Смотрит Агашка, стоит перед ней куколка Десятиручка, та самая, которую маменька ей в приданое положила, среди простынок да рушников вышитых. ОсерчалаАгашка:

- Ишь ты – подишь ты! Будет мне тут всякая кукла указывать. Отстань-перестань.

Укрылась Агашка с головой одеялом и снова заснула. Спит Агашка, а куколка по дому бегает. Одной ручкой пол метет, другой рубаху шьет, третьей щи варит, четвертой хлеб печет, пятой из печи золу выгребает, шестой сковородку чистит, седьмой крупу перебирает, восьмой кашу мешает, девятой пряжу прядет, а десятой кошку гладит. Управилась Десятиручка в хате, вышла во двор. И тут работы видимо - не видимо: двор подмети, в амбаре прибери, скотину накорми, корову подои, а тут еще и собачка Жучка хвостиком виляет: поиграй со мной, хозяюшка. Во дворе работы много, а в огороде еще больше: и полить надо, и сорняки вырвать надо, и подрыхлить, и подвязать, и проредить. Со всем справилась Десятиручка. Смотрит, а уже вечереет. Побежала она скорее к Агашкиному приданому, среди простынок да рушников спряталась.

К тому времени Агашка с постели встала, в сарафан красный нарядилась, щеки нарумянила, сидит у окна длину косу заплетает. А муж молодой тут как тут:

- Ну, женушка дорогая, расскажи, как твой день прошел?

- Как-как, - отвечает Агашка. - В делах да заботах.

Муж глядит вокруг, не нарадуется. В хате чистота, во дворе чистота, вся скотина накормлена да напоена.

- Ай, молодец моя женушка. Вот тебе в подарок бусики.

На следующий день снова муж запрягает коня, с Агашкой до вечера прощается. Лишь скрылся конь из виду, Агашка шмыг в теплую постельку, под пуховое одеяло. Только сон пошел, слышит, кто-то в бок толкает:

- Вставай, Агашка! Вставай! Не годится молодой жене белым днем в постели валяться.

- Ишь ты - подишь ты! – снова сердится Агашка. - Будет мне тут всякая кукла указывать. Отстань-перестань.

- Мне одной тяжело со всем управиться, – не унимается куколка. – Вставай, помоги мне. Вчера у меня силы много было, а сегодня поменьше. Одна ручка болит, не сгибается.

Отшвырнула Агашка куколку, с головой одеялом укрылась и спит себе дальше.

А куколка больную ручку тряпочкой белой перевязала и за работу принялась. В хате все дела переделала, во дворе все дела переделала, в огороде грядки прополола. Смотрит, уже и вечереет.

Побежала куколка, спряталась среди приданого, а Агашка тем временем встала, щеки нарумянила, в сарафан нарядилась, сидит мужа поджидает.

А муж тут как тут:

- Ай да женушка, ай да умницы. Когда ты только все успеваешь? Вот тебе в подарок атласная ленточка.

На третий день все точь-в-точь повторяется. Уехал муж, Агашка спать легла, а куколка тут как тут:

- Вставай, Агашка! Вставай! Не годится молодой жене белым днем в постели валяться. Мне одной со всей работой не справится. Вчера одна ручка болела, а нынче две ручки болят.

- Отстань! – кричит на куколку Агашка. – Захочу – встану, не захочу – не встану. Ты мне тут не указка.

Делать нечего. Куколка вторую ручку белой тряпочкой перевязала и за работу принялась.

Много ли мало ли времени проходит, снова куколка будит Агашку:

- Вставай! Вставай, хозяюшка. У меня одна только ручка осталась. Все остальные болят не сгибаются. Помоги мне, хозяюшка. Сил нету, одной мне с работой не справится.

- Пошла вон! – сердится опять Агашка. - Захочу – встану, не захочу – не встану. Ты мне тут не указка.

Одной рученькой куколка всю работу переделала. Устала и меж рушников да простынок спряталась.

На другой день уехал муж на работу, а Агашка весь день в постели на пуховых подушках провалялась. Вернулся муж к вечеру, а в хате не метено, кушать не сварено, скотина кричит не кормлена и не поена, корова орет не доена, в огороде все полегло не политое. Рассердился муж, давай ругаться на Агашку, а бусы, что в подарок привез, швырнул со всей силы. Ударились бусы об стену, рассыпались, раскатились бусины по углам да по щелям, захочешь собрать – не соберешь. Агашка сразу расплакалась. А муж и утешать не стал. Легли спать голодными, а утром рано уехал муж, с Агашкою не попрощавшись, не поцеловав, как принято.

Агашка, тем временем, спать не легла, а полезла в свое приданое. Перерыла все сундуки и шкафчики, раскидала по хате простынки, скатерти, рубахи, да вышитые рушники, нашла таки куколку. Лежит куколка, все ручки белой тряпочкой перевязаны.

- Чего лежишь? – топнула ногой Агашка. – Из-за тебя муж на меня вчера осерчал, бусы новые порвал.

- У меня все ручки болят, - плачет куколка. – Ты ж мне не помогала, все на пуховых перинках и подушках бока отлеживала. Нет теперь у меня силушки, ослабли мои рученьки.

Расплакалась тут Агашка:

- Что же мне делать, куколка? Муж опять осерчает, подарочком не одарит, а вдруг вообще из дома погонит.

- Не погонит, – говорит куколка. – Заправь сначала свою кровать, застели покрывалом с прошвою, да посади меня среди белых подушечек.

Агашка так и сделала. Сидит куколка среди подушечек и говорит:

- А теперь Агашечка, ставь на печь котелок, неси воды, доставай крупу.

Агашка куколку слушает, а та, знай себе приговаривает:

- Бери метелку, да пауков по углам погоняй, теперь пол подмети, теперь скатерть чистую на стол застели.

Управилась Агашка в хате, а куколка ей говорит:

- Возьми меня на ручки, снеси во двор, посади на завалинку.

Снесла Агашка куколку, посадила на завалинку, а куколка давай снова приговаривать:

- Ой, коровушка не доена. Ой, цыплята зернышек просят да свежей травушки. Ой, двор не метен, ой хата давно не белена.

Бегает Агашка туда-сюда, то с метлой, то с лейкой. Все у нее получается. Притихла куколка, а Агашка спрашивает:

- Что еще куколка?

- А ничего, отдыхай сегодня. В сарафан наряжайся, щеки румянь да мужа жди.

Вернулся с работы молодой муж:

- Ай да Агаша, ай да умница! Узнаю свою женушку. Вот тебе в подарочек колечко с камешком.

На следующее утро, Агашка только мужа проводила, сразу к приданому кинулась:

- Поможешь мне куколка?

- Отчего ж не помочь? Я поработать всегда не прочь!

- А белых тряпочек на ручках у тебя нет, это что ж не болят ручки?

- Уже не болят, – отвечает куколка. – Только не вздумай, Агашка, опять в постели весь белый день валяться, не вздумай опять на меня одну полагаться.

Агашка смеется:

- Не вздумаю, куколка, не вздумаю. Садись-ка среди пуховых подушечек, да наказывай, а я делать буду.

Все дела переделали Агашка с куколкой. Сели за стол, достала Агашка лукошко с лоскутами да тряпочками.

- Это зачем? – спрашивает куколка.

- Сарафан тебе новый сошью, - отвечает Агашка.

Так они и зажили с тех пор. Агашка совсем лениться перестала. А люди на том хуторе поговаривали, что хозяйки лучше, чем Агашка, нигде не видали. Стали бабы к ней ходить, да поглядывать, что и как она делает. Глядели, глядели да куколку и углядели. Стали себе таких куколок делать, приговаривать:

Ах, ты куколка моя, помогай.

Ты с хозяюшкой везде успевай.

Всю работу переделаем подряд,

Чтобы были в нашем доме мир да лад.

Мартинички

Жила-была в одном селе девочка по имени Дарьюшка. Жила она с отцом да с родной матушкой, а еще при них дед да бабушка. Сестриц да братиков у Дарьюшки много было, только все уже большенькие, а Дарьюшка всех меньше.

В ту пору зима долгая-предолгая приключилась. Как не глянет мать в окно, все охает:

- Где же весна заблудилася? Что же снег белый лежит да не тает? Что же жаворонков не видно? Что же солнышко не пригревает?

Семья Дарьюшкина жила тогда небогато. По весне отец с матерью да старшие братья с сестрами ходили по людям на разную работу наниматься. До поздней осени в полях работали, спины не разгибали. А зимой, какая работа, когда снег кругом?

- Бабушка, - спрашивает однажды Дарьюшка. – А почему весна все никак не приходит?

- Не знаю, деточка, - отвечает бабушка. – Заблудилась, наверное, никак до нашего села не доберется.

Вот уже и запасы все, что на зиму делали, закончились. Совсем худо стало Дарьюшкиной семье: ни картошки, ни крупы, ни муки не осталось.

Подумала-подумала тогда Дарьюшка и пока мать с бабушкой да сестрицами замешкались, надела на ноги теплые валенки, натянула тулупчик да бежать из хаты:

- Вот пойду, - говорит, - отыщу Весну-Красну, приведу в наше село всем на радость.

Шла она шла, два поля прошла. В сугробах вязнет, выбирается да дальше идет.

- Весна-Красна! – кличет Дарьюшка. – Ты где? Отзовись!

Добралась Дарьюшка до дремучего леса.

- Ох, и лес какой, - удивляется девочка. – Наверное, в нем Весна и заблудилась.

Идет Дарьюшка по лесу. Днем-то ничего: березки, дубы да ели. А как стемнело, страшно ей стало: совы с веток глаза таращат, вдалеке волки воют. Тут как назло мороз крепчать стал. Расплакалась Дарьюшка, из сил выбилась, упала под деревом и лежит, дальше идти не может.

Мало ли много ли времени прошло, открыла Дарьюшка глаза, смотрит, лежит она на пуховой перинке, теплым одеялком укрыта, в печи огонь горит, на столе самовар стоит, а у окошка сидит старуха древняя-предревняя в руках у нее веретено волчком вертится.

Увидала старуха, что Дарьюшка глаза открыла, веретено в сторону отложила, подсела поближе к девочке.

- Ну, вот и проснулась. А я думала, ты совсем уж околела.

Дарьюшка глядит на старуху, да так тихонечко спрашивает:

- Бабушка, а ты кто такая? Ведьма?

Старуха смеется:

- Глупые ведьмой кличут, а кто поумнее знахаркой считает. Я тут в лесу триста лет живу. Каждое деревце знаю, каждую травку, да каждую ягодку.

- Бабушка, - осмелела тут Дарьюшка. – Я Весну-Красну ищу. Ты ее не видела?

- Не видела, - вздыхает старуха. – В этом году ее еще никто не видел. Ты давай-ка, деточка, поспи еще, а завтра что-нибудь придумаем.

Утром Дарьюшка только глаза открыла, старуха ее к себе подзывает.

- Вот тебе клубок красных ниточек. Садись рядышком, научу тебя куколок Мартиничек делать.

Сделала Дарьюшка куколку.

- А что теперь, бабушка?

- Что-то, - отвечает старуха, - делай еще, одной мало будет.

Весь день делала ДарьюшкаМартиничек. К вечеру устала, упала на кровать да крепким сном и уснула.

Поутру смотрит, нет куколок.

- Бабушка, - кричит Дарьюшка, - где ж все куколки?

- Пока ты спала – бока отлеживала, я твоих куколок по деревьям развешивала да весну зазывала.

- Только что-то весны не видать, как лежал снег, так и лежит.

- Знать мало куколок, садись еще делай.

Два дня до позднего вечера Дарьюшка рук не покладала, мартиничек делала, а старуха их по деревьям развешивала.

На третий день Дарьюшка выглянула в окошко, а береза, что под окном вся красная.

- Ой! – удивилась девочка.

- Чего ойкаешь? – смеется старуха. – Неужто Мартиничексвоих не признала?

- Признала, - отвечает Дарьюшка.

- А ты гляди внимательней: снег-то сходить начал.

- И то правда! – радуется девочка.

- Да и солнышко с небес веселее смотрит. Стало быть, весна где-то рядом. Пришла она в наш край вслед за куколками.

День за днем быстро идет. Не успели оглянуться, как снег совсем сошел да зеленая травка показалась.

- Дорога уже просохла, - говорит однажды Дарьюшке старуха, – пора тебе домой собираться.

- А я дорогу не помню, - говорит девочка.

- Я тебя на тропинку выведу, - говорит старуха, - а вдоль тропинки все березки одна за одной стоят все красные от твоихМартиничек. Вот по ним из леса и выберешься, а там и твое село видать.

Сказано-сделано. Вышла девочка из леса. Увидала родное село, обрадовалась. Побежала скорее к отцу да к матери. Вся семья как увидала Дарьюшку, давай ее обнимать, целовать.

- Мы уж как тебя искали-искали, - причитает матушка, - днем с огнем отыскать не могли.

- А я весну искала, - отвечает девочка.

Принялась им Дарьюшка рассказывать как у старухи-знахарки жила, как Мартиничек делала, как весна дорогу в их край по Мартиничкам нашла.

Все слушают да удивляются. А как совсем потеплело, повела всех Дарьюшка в лес, чтобы показать березки красные от Мартиничек, да со старухой-знахаркой познакомить. Только березки уже стояли не красные, а зеленые, Мартиничек и след простыл. И тропинки, по которой Дарьюшка из леса вышла, будто и не было вовсе.

А ночью Дарьюшке сон привиделся, как стоит перед ней сама Весна-Красна в красном сарафане, на голове венок из красных цветов да березовых веточек с молодыми листиками. Стоит весна, улыбается да говорит Дарьюшке:

- Разлетелись Мартинички, будто птички малые, а ниточки красные я на сарафан себе пустила да на ленты атласные. Спасибо тебе, Дарьюшка, что помогла мне путь-дорогу найти да в беде не оставила.

Тексты русских народных песен закличек для детей:

А вы, люди, знайте, сани снаряжайте,
Зиму встречайте, мороз величайте!
С глубокими снегами, с долгими вечерами!

***

Мороз, мороз,
Через тын перерос,
Бабу снежную принёс.
Баба, баба,
Нос крючком,
Получайка снега ком!

***

Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Живёт Масленица семь деньков.
Оставайся, Масленица, семь годков

***

Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, наша широкая!
Ты пришла с добром: сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами да с оладьями.
Блины масленые, шаньги мазаные.
Мы катаемся с горы от зари и до зари.
А сегодня в воскресенье наше кончится веселье,
Ты прощай, прощай, наша Масленица!

***

Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март
Солнцу рад;
Апрель, апрель -
Откроет дверь;
Май, май -
Сколько хошь гуляй!
Аy, ау, аукаем!

***

Весна - красна,
Ты с чем пришла?
- С сохой, бороной,
С лошадкой вороной;
С рожью зернистой,
С пшеницей золотистой;
С травой шёлковою,
С водой ключевою!
С калиной - малиной,
С красной рябиной!

***

Синички-сестрички,
Чечётки-тётки,
Кулички- мужички,
Скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шёлковой травой,
С жемчужной росой,
С тёплым солнышком,
С пшеничным зёрнышком!

***

Жаворонки, прилетите,
Красну весну принесите.
Нам зима-то надоела,
И весь хлеб у нас доела,
И дрова все пожгла,
Молоко всё унесла.

***

Солнышко, ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну- красну кликают.

Жаворонок~дуда,
Прилетай к нам сюда.
Нам зима~то надоела,
Всю солому переела.

***

Жавороночки, прилетите к нам.
Красно летечко принесите нам,
А зимушку унесите от нас.

***

***

Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
В поле густы,
На столе вкусны.

***

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

ООД в старшей  группе « Народная обрядовая кукла»

Цель: Формирование интереса к народным традициям и духовным ценностям русского народа, по средством народной тряпичной куклы.

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие!

                         Здравствуйте, мои пригожие!

                         Вы рады нашей новой встрече?

                         Я тоже очень рада вас видеть.

 

 Ну а если мы друг другу рады. Давайте возьмёмся за руки. Поскорей вставайте в круг. Улыбнитесь всем вокруг.

Давайте пожелаем доброго утра солнцу, небу (Дети стоят в кругу)
Доброе утро, солнце!(руки вверх)
Доброе утро, небо! (руки вверх)
Ребята, я вижу к нам пришли гости.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями по старинному русскому обычаю.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон)

 

Воспитатель: А теперь сядем с вами рядком, да поговорим ладком      Сегодня, как я и обещала, расскажу вам сказку.

Сейчас открою мой старинный сундучок, ой, я, кажется, слова заветные забыла. Ребятушки, вы мне поможете, слова заветные помните, давайте все вместе хором попросим сундучок открыться.

 

ДЕТИ: «Сундучок мой сундучок

              Приоткрой нам свой бочок»

Звучит музыка, воспитатель открывает сундучок. 

 

Воспитатель: Сундучок открывается, сказка начинается. Уши слушают – и все слышат, глаза смотрят – и все видят.

В давней-давней старине,

Да в далёкой слободе,

Как-то поздно вечерком

Встали куколки рядком.

Лился речкой разговор,

Да возник у кукол спор.

Спор подслушать нам не грех:

Кто из них важнее всех?

Десятиручка:

Без меня хозяйке туго.

Я одна – десятирука.

Я с хозяйкой хлеб пеку

И холсты на кроснах тку.

Не ленюсь и не зеваю,

Шью, вяжу и вышиваю.

С ней в заботах день-деньской:

Дома, в полюшке с косой,

Во дворе, в хлеву, на речке,

В огороде и у печки.

Крупеничка:

Я ведь тоже не пустяк.

Без меня в избе никак.

Хлеб взрастить – тяжелый труд.

Меня люди берегут.

До весны, до посевной

Не тревожат мой покой.

Если только год тяжелый,

Раньше скину я обновы

И рассыплюсь на столе –

Будет пища детворе.

Неразлучники:

Чтоб подружка ты не пела,

Мы-то знаем своё дело.

Повторим тебе мы вновь:

Мы в семье храним любовь!

Веснянка:

Нет, не ваша правота.

Всех важнее красота.

Уж хозяюшку свою

Красотой я одарю.

Долго будет молодица

Краснощека, светлолица.

Глазки, словно бирюза

И на зависть всем коса..

Хозяюшка:

Всех я куколок люблю,

От души благодарю.

Куклы лишней нет у нас

И у каждой свой наказ.

Всяка сделана с душой,

В час особый непростой.

Хватит спорить без нужды.

Все вы куколки важны!

Воспитатель: Понравилась вам сказка? А как вы думаете, к какой  группе народных кукол относятся эти куклы.

Дети: обрядовые.

Воспитатель: Правильно. А кто  мне расскажет про обрядовые куклы.

Предполагаемые ответы детей:

Обрядовую куклу делали к народному празднику  или для обряда, нельзя было пользоваться  иглой и  ножницами. Лицо кукле не рисовали, считалось, что в неё может вселиться злой дух. В наряде должен был присутствовать красный цвет, потому что считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Воспитатель: Какие же вы молодцы, все правильно рассказали.

                         А вы знаете, какую куклу, в какое время года делали.

                         Сейчас я проверю ваши знания.

В моем сундучке есть задание для вас.

Сначала нужно разделиться на четыре группы.

Дети делятся на группы, воспитатель выставляет для каждой группы картинку со временем года.

Ребятки, послушайте меня внимательно, сейчас я буду показывать вам обрядовую куклу и спрашивать «Кому нужна эта кукла, если ее делали в то время года, которое у вас изображено,  вы говорите «нам нужна», рассказываете про эту куклу и вешаете ее на свою картинку.

Веснянка. Родители делали её весной и дарили детям, чтобы привлечь весну. Она очень яркая, как весна.

Коза. делают на Святки для обрядом колядования. Ее украшали ленточками и бантиками и загадывали желания. Она приносила радость.

Купавка. Ее мастерили летом на праздник Ивана Купалы.  На руки Купавки вешали ленточки, потом куклу пускали в реку. Ленточки, забирали с собой несчастья.

 

Десятиручка.  У нее 10 рук, чтобы она помогала девушкам и женщинам по хозяйству все  делать и шить и вязать и вышивать. На каждую ручку загадывали  дело, в котором нужна помощь.

Воспитатель: Молодцы, ребята справились с заданием.

           Видите, ребята, какие замечательные куклы умел делать русский народ, сколько  усердия, добра и теплоты вкладывали люди в куклы.

Но на Руси умели не только работать, а умели и отдыхать и в  игры разные играть!

 Не пора ли и нам поиграть?  Приглашаю вас в круг, будем играть в русскую народную игру «У Маланьи». 

Народна я игра «У Маланьи»

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки под углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одно рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели (руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так (ребёнок показывает любое движение)

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Ребята, а знаете, почему в тряпичные куклы в основном похожи на женщину, девушку, девочку?  Женщина- это мать, мама даёт нам жизнь, она - хранительница домашнего очага. Хотя кукол с мужским образом мало, но  сегодня я хочу познакомить вас с одной такой куклой. Это  кукла, которая называется «Кузьма и Демьян» (воспитатель показывает куклу). Посмотрите,  чем она отличается от других народных кукол.

Предполагаемые ответы детей. Это две куклы вместе.

Воспитатель: Правильно. У куклы одна общая рука, которая их объединяет. А делали эту куклу в честь братьев Кузьмы и Демьяна.

На кукле кузнечный фартук, а за поясом кузнечный молот, потому что Кузьма и Демьян были кузнецами. Они ходили по деревням и всем помогали. Ведь в деревне все делается своими руками: и печь, и стол, и ложки и плошки. Они были добрыми и денег за свою помощь не брали, делали просто так от души и поэтому их называли бессеребрянники. На Руси Кузьма и Демьян почитаются как покровители ремесленных дел, причем, ремесел не, только мужских, но и женских. Куклой этой не играли, ее помещали над рабочим местом и оставляли до следующего праздника. Делали эту куклу на праздник Кузьминки. Праздник этот на Руси широко отмечался, народ провожал осень и встречал зиму. А вот для праздника делали чучело Кузьмы, набивали соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову, подвязывали кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. После завершения праздника чучело, раздевали и раздергивали по соломинке и вместе с соломинками плясали.

Ну вот, ребята, в следующий раз я принесу кусочки ткани и мы с вами попробуем сделать куклу Кузьма и Демьян.

 А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им чего -нибудь хорошего и доброго.

дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».

Кто придумал – выходит в круг, произносит свое доброе пожелание, вытягивает руку вперед и кладет ее сверху на ладонь педагога или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

После того, как все дети выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра из своих ладошек.

Педагог тихонько раскачивает пирамиду рук со словами: «Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие ладони детей вверх, рассыпая пирамиду добра.

«Зимние обрядовые куклы»

С наступлением холодов народ начинал заниматься рукоделием и разного рода ремеслами. Девушки собирались в хате и делали кукол - обережных и игровых, очистительных и обрядовых, больших и малых.

Двадцать пятое декабря, день святого Спиридона, в народном календаре отмечен совершенно особыми приметами-поверьями, присущими исключительно ему. Это день, когда, по народной примете, солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз.

Поэтому-то всегда к имени вспоминаемого в этот день святого и присоединяются слова«солноворот»«солнцеворот»«поворот» и т. д. Солнце, поворачивая с зимы на лето, словно возрождается к новой жизни с новой силою, хотя и говорят, что со Спиридона - солноворота до Нового года день прибавляется всего только на «куриный шаг» или даже и того менее — на «гусиную лапу».

В Туле по рассказам старожилов, был такой обычай у детей — ловить солнышко в материнский платок на день Спиридона-солнцеворота. Дети брали большой платок,выходили на берег реки и со словами:

«Солнце, солнце!

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

Приходи ко мне,

В платок,

Тебе будет закуток!» — вчетвером ходили по кругу, взявшись за четыре конца большого платка. Со словами «приходи ко мне в платок, тебе будет закуток!» — сходились в центр, и солнышко как бы оказывалось внутри платка. Потом расходились по разные стороны, встряхивали платок и как бы возвращали солнце на небо. Повторяли это еще несколько раз — то зазывали солнце в платок, то от-пускали его.

В старину делали соломенную куклу Спиридона-солнцеворота. Это был мужчина из соломы в один или 1,5 м ростом, одетый в рубаху, порты и шапку, подпоясанный красным поясом. К ручкам куклы Спиридона-солнцеворота привязывали колесо, которое символизировало движение времени (в данном случае движение к весне и лету). После того, как кукла была готова, все жители выходили к ней с поклоном, почтительно здоровались, кланялись, мужики снимали шапки. На празднике совершали обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца,приговаривали: "Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!" К вечеру устраивали большой хоровод, а затем сжигали куклу, предварительно раздев, вместе с ненужным хламом. Сжигали со старьем, имеющим круглую форму, будто куколка должна была забрать все старое и негодное от людей и высвободить силы для новой жизни. После костра люди расходились, шли в гости друг к другу. Женщины показывали свое рукоделие, которое они успели спрясти, соткать, сплести до праздника Спиридона-солнцеворота.

С наступлением холодов народ начинал заниматься рукоделием и разного рода ремеслами. Девушки собирались в хате и делали кукол - обережных и игровых, очистительных и обрядовых, больших и малых.

Двадцать пятое декабря, день святого Спиридона, в народном календаре отмечен совершенно особыми приметами-поверьями, присущими исключительно ему. Это день, когда, по народной примете, солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз.

Поэтому-то всегда к имени вспоминаемого в этот день святого и присоединяются слова«солноворот»«солнцеворот»«поворот» и т. д. Солнце, поворачивая с зимы на лето, словно возрождается к новой жизни с новой силою, хотя и говорят, что со Спиридона - солноворота до Нового года день прибавляется всего только на «куриный шаг» или даже и того менее — на «гусиную лапу».

В Туле по рассказам старожилов, был такой обычай у детей — ловить солнышко в материнский платок на день Спиридона-солнцеворота. Дети брали большой платок, выходили на берег реки и со словами:

«Солнце, солнце!

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

Приходи ко мне,

В платок,

Тебе будет закуток!» — вчетвером ходили по кругу, взявшись за четыре конца большого платка. Со словами «приходи ко мне в платок, тебе будет закуток!» — сходились в центр, и солнышко как бы оказывалось внутри платка. Потом расходились по разные стороны, встряхивали платок и как бы возвращали солнце на небо. Повторяли это еще несколько раз — то зазывали солнце в платок, то отпускали его.

В старину делали соломенную куклу Спиридона-солнцеворота. Это был мужчина из соломы в один или 1,5 м ростом, одетый в рубаху, порты и шапку, подпоясанный красным поясом. К ручкам куклы Спиридона-солнцеворота привязывали колесо, которое символизировало движение времени (в данном случае движение к весне и лету). После того, как кукла была готова, все жители выходили к ней с поклоном, почтительно здоровались, кланялись, мужики снимали шапки. На празднике совершали обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривали: "Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!" К вечеру устраивали большой хоровод, а затем сжигали куклу, предварительно раздев, вместе с ненужным хламом. Сжигали со старьем, имеющим круглую форму, будто куколка должна была забрать все старое и негодное от людей и высвободить силы для новой жизни. После костра люди расходились, шли в гости друг к другу. Женщины показывали свое рукоделие, которое они успели спрясти, соткать, сплести до праздника Спиридона-солнцеворота.

Козу делают каждый год. Она приносит исполнение желаний и успех во всех начинаниях, а также поможет избавиться от хандры и депрессии. Своими колокольчиками она словно дарит свое веселье и жизнерадостность и отгоняет тоску и печаль из сердца.

А к приходу весны в феврале делали кукол маслениц. Это и тряпичная Масленица, и Домашняя Масленица и даже Масленица Большая, которую сжигали в прощеное воскресенье. Масленица издавна была общенародным праздником. Масленичное чучело - атрибут праздника Масленицы, являвшийся главным действующим лицом в цикле обрядовых действий. Масленая неделя представляла собой дни обильных угощений, когда традиционное славянское хлебосольство и гостеприимство проявлялись во всей своей широте.

Помимо Большой Масленицы существует еще тряпичная кукла масленица. Такую куклу делают в канун масленицы и хранят ее круглый год. Это мощный оберег дома, семьи и тепла. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту. На следующий праздник куклу сжигают. Уничтожая Масленицу, крестьяне всеми обрядовыми действиями символически уничтожали и прогоняли зиму и смерть.

«Листая страницы народного календаря». Куклы зимних празднеств

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-292953-1477132449.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-292953-1477132498.jpg

Сказка "Куколка-Покосница"

В одном селе жила-была молодуха по имени Аннушка. Все Аннушку любили: и мать с отцом, и свекор со свекровью, а уж муж в Аннушке души не чаял. Как только возвращается домой с похода, аль с работы какой, везет Аннушке подарочек. А Аннушка и рада радехонька, мужа привечает, на стол накрывает. Всем хороша была Аннушка, а уж в работе ей равных не было.

Вот однажды говорит Аннушке свекровь:

- Мужики наши на службе государевой, от них помощи не будет. Я стара больно. На покос, Аннушка, придется тебе одной идти.

- Одной так одной. - Отвечает Аннушка. – Серп возьму самый острый и на зорюшке пойду в поле.

- Не забудь про Покосницу, - говорит ей свекровь.

- Не забуду, маменька. Вот сяду прямо сейчас и сделаю.

Достала Аннушка сундучок с лоскутами да нитками. Принялась мастерить куколку. Не простую куколку, а обережную.Мастерит да приговаривает:

Золотые на небе лучики.

Сбереги от порезов рученьки.

Ты Покосница, ты красавица.

Мне бы поле сжать, не умаяться.

Свекровь мимо Аннушки ходит,то и дело спрашивает:

- Все ль ты правильно делаешь, доченька?

- Правильно, маменька.

- Смотри, не забудь ничего.

- Не забуду, маменька, не забуду.

Утром рано встала Аннушка, собрала узелок с хлебушком и водичкой, взяла серп поострее, положила в карман куколку Покосницу и отправилась в поле.

Только на поле пришла, достала Покосницу и в стог сена спрятала, а сама за работу принялась.

Солнышко высоко, до вечера далеко.Вылезла Покосница из стога и говорит:

- Что мне тут зазря сидеть? Пойду-ка я сестричек да подружек поищу.

И пошла она по полюшку. От одного стога к другому, от другого к третьему. Ни сестричек, ни подружек не нашла. Пока ходила-бродила, смотрит, солнышко за холм садится. Бросилась Покосница к своему стогу, спряталась и лежит, будто тут и была. Вернулась Аннушка, взяла Покосницу, пошла домой. А дома свекровь ее встречает, глядит на Аннушкины ручки, а ручки в мелких порезах и царапинках.

- Ох-ох-ох! – начала причитать свекровь. – Ручки-то попорезаны. Куда ж Покосница глядела?

- Все хорошо, маменька, - отвечает Аннушка. – Просто серп слишком острый был.

Свекровь давай травы целебные в ступке толочь да мази варить. Намазала Аннушке ручки мазями, спать ее уложила.

А на утро опять на покос идти надобно. Встала Аннушка на зореньке, пошла в поле.Покосницу в стог сена положила да наказала:

- Смотри, не подведи нынче. Сбереги от порезов мои рученьки.

Наказала так куколке да принялась за работу.

Солнышко высоко, до вечера далеко. Вылезла из стога Покосница.

- Пойду, - говорит, - поищу сестричек, подружек.

Подошла к одному стогу, вокруг три раза оббежала. Никого не видать, никого не слыхать.Решила тогда Покосница покричать:

- Баб да девок в поле много, а из кукол я одна что ли? Где вы, сестрички мои да подруженьки?

На ее крик вылезла из стога еще одна куколка,еще одна Покосница:

- Ты чего орешь? Чего работать не даешь?

- Чего по стогам сидеть? Пойдем в салки играть, хороводы водить.

- Некогда мне, - отвечает ей куколка. – Хозяюшка моя в поле до ноченьки спинку не разгибает. А я ее рученьки от порезов да мозолей берегу.

- Ну и береги. А я пойду дальше подружек искать.

Бегала-бегала наша Покосница среди стогов,смотрит: солнышко за холм садится. Побежала она к своему стогу, только прибежала, отдышалась, уже и Аннушка идет. Идет Аннушка, плачет. Ручки ее все порезаны острым серпом, кровь из ран так и сочится. Взяла Аннушка Покосницу, пошла домой.

Свекровь как увидела Аннушку так и ахнула. Давай скорее целебные травы в ступке мять да мази варить, Аннушке раны мазать. Мажет раны,а сама сердится:

- Давай мне сюда свою Покосницу. Я сейчас разберу ее на тряпочки, а тряпочки те в печку кину.

- Не надо, матушка, - просит Аннушка. – Жалко куколку, с душою делана.

- Доставай, говорю, свою Покосницу! – не унимается свекровь. – Дай хоть пальцем ей погрожу.

Достала Аннушка куколку, протянула свекрови.А свекровь куклу взяла да и заохала:

- Аннушка-Аннушка, сама-то ты во всем виновата. Ручки-то Покоснице надо было красной ниточкой обмотать да потуже. А без красной ниточки кукла не обережная, а игровая получается.

Уложила свекровь Аннушку спать, а сама села у окошка да давай куколке ручки красной ниточкой обвивать.Обвивает да приговаривает:

Золотые на небе лучики.

Сбереги от порезов рученьки.

Ты Покосница, ты желаннушка.

Не поранит больше ручки наша Аннушка.

Утром, лишь петухи пропели, встала Аннушка, пошла в поле. Покосницу в стогу оставила и принялась за работу.

День за работой быстро пролетает. Не успела оглянуться, пора домой идти. Взяла Аннушка куколку, домой отправилась. А дома свекровь встречает,на ручки глядит:

- Ну, как твои рученьки, доченька?

- Все хорошо, маменька! От вашей мази раны зажили, а новых порезов нынче не было. Спасибо вам да моей Покоснице.

Не успели Аннушка со свекровью за стол сесть ужинать, как ворота заскрипели – это муж молодой да свекор вернулись.Привезли Аннушке подарочки: платочек цветастый, сарафан атласный, конфетки мятные да пряники печатные. Рада Аннушка, подарками любуется, а сама все мужу про покос рассказывает.Муж улыбается да приговаривает:

- Завтра вместе пойдем, быстро управимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс для педагогов "Куклы наших бабушек"

показатьзначимостьнародной игрушки в воспитании ребенка - докольника, познакомитьс приемами изготовления тряпичной куклы - оберега "куватки"...

Презентация исследовательского проекта "Куклы наших бабушек"

В презентации отражена цель, задачи, проблема проекта.; поэтапная работа над проектом....

конспект занятия "куклы наших бабушек".

на занятие дети знакомятся с разными видами народных кукол...

Куклы наших бабушек

проектная деятельность...

Проект в средней группе "Куклы наших бабушек"

Проект в средней группе по ознакомлению с окружающим миром...

Проект в средней группе "Куклы наших бабушек"

Проект в средней группе по ознакомлению с окружающим миром...

Презентация для воспитателей доу " Куклы наших бабушек"

Образовательная : познакомить с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны.  Воспитательная :прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа, приобщить к нацио...