План работы с родителями и воспитанниками: «По правам ребёнка»
материал

Малинина Оксана Викторовна

На 2021 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_rebenka.docx129.18 КБ

Предварительный просмотр:

План работы  с родителями и воспитанниками: «По правам ребёнка» на 2021 учебный год

Группа №11 «Дюймовочка»

2 неделя ноября

1.Буклет:»Права и обязанности ребенка в РФ

2.Настольный театр: »Заюшкина избушка»

3.Памятка: »Не забывайте про права своего ребёнка» 

4.Словесная игра: «Поступаем правильно»

3 неделя ноября

1.Консультация:»Защитим детей от физического насилия»

2. Просмотр мультфильма: «Смешарики. Каждый ребёнок имеет право»

3.Информационный лист: «Создание благоприятной семейной атмосферы»

4.Игра – пантомима:»Помогаю взрослым»

4 неделя ноября

1.Консультация для родителей:»Права  ребёнка- соблюдение их в семье»

2.Игра-ситуация:»Волк и 7 козлят»

3.Консультация: «Знаете ли вы права своего ребёнка»

4.С.р.игра: «Семья»

Консультация для родителей

«Защитим детей от физического насилия»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов. По существу, нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинаются с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

Обучение правам человека – процесс долгосрочный, и осуществлять его надо на всех этапах обучения и воспитания ребенка. Главная направленность – признание человеческого достоинства, уважение прав, прежде всего, на жизнь и свободу человека, равенства ценностей, мира и согласия. Конвенция о правах ребенка утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной личностью, признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей.

     Затронем не те права, за которые отвечает государство, а остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Первыми гарантами прав ребенка в дошкольном возрасте являются родители. И не редко же именно родители первые нарушают права ребенка…

Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания.

     Проблема насилия над детьми приобретает все большее социальное и научное значение. Практически каждого ребенка в детстве наказывали либо родители, либо педагоги, либо родственники. В сознании взрослых людей сложился довольно устойчивый   стереотип: без применения наказания воспитать ребенка невозможно. Однако, как показывает практика, не всякое наказание помогает достижению благородной цели воспитания. Более того, формы наказания, которые выбирают родители для достижения желанного воспитательного эффекта, могут причинить тяжелый ущерб личности ребенка.

     Наказанием считается определенное воздействие, направленное на осознание человеком своего проступка. Специфика наказания распознается по двум признакам.

Во-первых, наказание должно быть справедливым, соразмерным проступку.

Во-вторых, и это, пожалуй, самое важное, - наказание не должно унижать человеческого достоинства, а наказывающий не должен стремиться к власти над ребенком. Нарушение одного из этих условий превращает наказание в насилие. Все наказания можно объединить в две группы:

·          наказания, основанные на лишении ребенка родительской любви;

·          наказания, основанные либо на болевом ощущении, либо на страхе перед болью.

     Типичными примерами наказания первого вида могут быть прекращение общения с ребенком; разная по длительности изоляция от родителей, близких, друзей; ограничения в свободном перемещении (например, стояние в углу); отказ от выполнения просьб и желаний; лишение удовольствий и развлечений и т.п. Пример физического наказания второго вида – побои ребенка разной силы и с применением разных средств. Такого рода наказания обязательно приводят к появлению страха: страха потерять родительскую любовь или страха испытать физическую боль.

     Страх потерять родительскую любовь как наказание превращается в ключевое переживание, которое влияет на все стороны личностного развития ребенка. Под влиянием наказания страхом снижается самооценка  ребенка, его уверенность в себе, способность отвечать за свои поступки, стремление к совершенствованию. Одновременно усиливается зависимость от родителей и растет недоверие к людям, возникает замкнутость и т.п. Эмоциональное отвержение ребенка, пренебрежительное или негативное отношение рождает у него тревогу, влекущую за собой агрессию.

     Избежать негативных последствий наказания можно при соблюдении двух условий.

Во-первых, родители должны дать почувствовать ребенку, что он любим, несмотря на наказание, что его лишают внимания лишь на какой-то срок, что родители огорчены его поступком так же, как и он.

Во-вторых, наказание должно относиться не ко всей личности ребенка, а только к тому отдельному случаю поведения, за который он наказан.

     Огромное число взрослых в современном обществе используют физическое наказание в воспитании детей. В литературе приводится описание последствий применения физического наказания родителями по отношению к детям:

·          нарушение в физическом развитии и здоровье;

·          поведенческие нарушения;

·          эмоциональные нарушения;

·          суицидальное поведение.

     Систематическое применение физического наказания может надломить волю ребенка, превратить его в покорную, изворотливую личность, не способную выработать собственную, независимую позицию и принимать самостоятельные решения. Возможно и то, что ребенок, которого в детстве родители сдерживали постоянными физическими наказаниями, в подростковом возрасте начинает бурно демонстрировать протест. Его поведение становится трудно управляемым, приобретает черты отклонений от общепринятых нормативов (в частности, побеги из дома, фанатическое поклонение кумирам, вплоть до асоциальных поступков, например, воровства и т.п.). Тысячи детей являются молчаливыми жертвами физических воздействий родителей. Многие родители подчас даже не догадываются, какой непоправимый вред наносят своим детям. Наказывая маленького ребенка, родители часто неосознанно пользуются полной его незащищенностью и беспомощностью.

     Применяя к ребенку физическое наказание, родители показывают, что насилие и рукоприкладство допустимы, и тем самым увеличивают риск причинения не только физической травмы, но и психической. Довольно часто последствия физического наказания сводятся ко сну и плачу ребенка. Это может свидетельствовать о трудностях в преодолении им эмоционального напряжения, не исключена нервная истощаемость ребенка.

     Наказание вряд ли можно назвать эффективным методом воспитания. Часто ребенок остается в замешательстве – «Чего хотели взрослые?». Наказание возбуждает противоречивые чувства. Дети, которых наказывали физически, испытывают чувство беспокойства, унижение, у них появляется желание отомстить за оскорбление. Такие дети имеют в общении проблемы, обусловленные, прежде всего, повышенной агрессивностью и тревожностью, сниженной самооценкой. Их поведение выражается в драчливости, капризности, раздражительности. Эти дети враждебно реагируют на слова взрослых, не воспринимают их критики, занимают по отношению ко взрослым оборонительную позицию. Можно предположить, что им комфортнее в одиночестве, поскольку исчезают основные источники угрозы.

     Синдром избиваемого ребенка включает в себя ряд психологических особенностей:

·         Осознание ребенком факта применения физического наказания со стороны;

·         Частая драчливость;

·         Редкие проявления дружелюбия по отношению к сверстникам;

·         Злость;

·         Агрессия во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками;

·         Высокая личная тревожность;

·         Тревога во взаимоотношениях со взрослыми, с детьми;

·         Ощущение нездоровья;

·         Сниженная самооценка;

·         Неприятие в семье.

Прибегая к любой форме воздействия на ребенка, взрослые должны помнить, что наказание должно вести к изменениям поведения. Если этого не происходит, продолжать наказывать ребенка нет смысла и вредно.

Помните, при дефиците любви становится наказанием сама жизнь…   Ребенок всегда верит в любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту.

*"Мамы, папы всей страны

Это точно знать должны.

Есть права у их детишек,

Например, на чтенье книжек,

Так же на заботу, ласку

И на жизнь, как будто в сказке.

Ещё право быть счастливым

В нашем самом лучшем мире!"

Информационный лист для родителей по созданию благоприятной семейной атмосферы.

Семья – это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми.

Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности.

Дети не выбирают родителей, они принадлежат им фактом своего появления на свет. Поэтому очень важно, чтобы родители были приняты, узаконены собственными детьми.

Семья для ребёнка – это место его рождения и становления. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь.

* Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, всё делайте сообща. Семья – это частная республика. Дети – члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье необходимо распределить. С раннего детства детей необходимо приучать к чистоте, осознанно выполнять все действия, связанные с гигиеной, объяснять, что навыки эти помогут им сохранить здоровье, не болеть, быть сильными, физически крепкими.

* Во всём нужно действовать собственным примером. Личный пример – это единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребёнку курить, если сам родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде девочки, если сама мама неаккуратно и безвкусно одевается.

* Говорите обо всём без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задаёт каверзные вопросы и противоречит. Вызывайте детей на разговор: о вашей работе, о ваших делах, о предстоящем отпуске и т. д. Спорьте, но уважительно и сохраняйте доброе отношение и доверие к тем детям, которые спорят с вами с уважением.

* Радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они отличаются от ваших, лишь бы были они разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья первая среда приобщения ребёнка к социальной жизни.

* Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

* Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

* Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

* Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал? » - лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике? », «Чем занимался? », «Как твои успехи? » и т. п.

* Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

* Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

Принимайте ребёнка таким, каким он есть. В одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети прямо противоположные первым. И каждого, независимо от их качеств, родители должны с любовью принять, ибо только деятельная любовь родителей поможет одним детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим скорректировать свои недостатки и проявить свои достоинства.

Секреты любви и взаимопонимания

(Тайные мечты каждого ребенка)

* Любите меня и позволяйте мне любить вас.

* Любите меня, даже когда я плохой.

* Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.

* Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.

* Верьте мне. С вашей помощью у меня все получится.

* Говорите мне, что я вам нравлюсь. Говорите, что я единственный, что вы всегда будете любить меня, чтобы не случилось.

* Не давайте мне того, что вы сами не имеете.

* Спросите меня, что я делал сегодня в детском саду.

* Разговаривайте со мной, спрашивайте мое мнение.

* Учите меня, что хорошо и что плохо. Делитесь со мной своими планами.

* Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими братьями и сестрами.

* Наказывайте меня, когда я поступаю плохо. Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. * Не командуйте, просите меня.

* Обещаю, что я научусь говорить "извините", "пожалуйста" и "спасибо".

* Я знаю ещё некоторые замечательные

слова:

* "Я люблю тебя, мама и я люблю тебя, папа".

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

3Консультация для родителей «Права ребенка — соблюдение их в семье»

Основные международные документы, касающиеся прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Семейный Кодекс РФ

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:

  • жить и воспитываться в семье;
  • знать, кто является его родителями;
  • на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;
  • на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;
  • на всестороннее развитие;
  • на уважение человеческого достоинства;
  • на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. ;
  • на защиту;
  • на выражение собственного мнения;
  • на получение фамилии, имени, отчества;
  • на получение средств, к существованию и на собственные доходы.

Советы родителям.

Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.

Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребенка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.

Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

Права ребенка в семье

Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:

  • жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
  • на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
  • на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);
  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
  • на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);
  • на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Совместное проживание со своими родителями является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей.

Если ребенку исполнилось 10 лет, то его согласие обязательно для решения таких вопросов,как:

  • изменение имени и фамилии;
  • усыновление;
  • восстановление родителей в родительских правах;
  • в ряде вопросов, связанных с усыновлением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план организации работы по проблеме защиты прав ребёнка

Представлен перспективный план работы социального педагога в детском саду по защите прав ребёнка на 2011-2012 учебный год....

Советы для родителей "Как мы нарушаем права ребёнка!"

Советы для родителей по уважению прав и интересов детей....

Анкета для родителей "Детский сад и права ребёнка".

Анкета "Детский сад и  права ребёнка"....

Консультация для родителей на тему: "Соблюдение прав ребёнка, уважение к его личности - гарантия развития его личности"

Консультация для родителей на тему: "Соблюдение прав ребёнка, уважение к его личности - гарантия развития его личности"...

Консультация для родителей: «Как мы нарушаем права ребёнка? Что нам мешает в общении с ним?»

Консультация для родителей: «Как мы нарушаем права ребёнка? Что нам мешает в общении с ним?»...

Рекомендации родителям по теме недели "Права ребёнка"

В помощь воспитателю даны рекомендации родителям по правам ребёнка....

Перспективный план работыс родителями

Содержание работы учителя - логопеда с родителями детей подготовительной группы компенсирующей направленности по речи....