"Как научить ребенка экспериментировать"
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе
"Как научить ребенка экспериментировать"
Цель: показать родителям значимость экспериментальной деятельности для развития малышей, для ознакомления и расширения представлений об окружающем мире.
Оборудование:
Материалы для опыта: мешочек с камешками, губка поролоновая, кусочек ваты, ванночка с водой, пинцеты, сачки для вылавливания предметов, салфетки, маленькие ложечки, подносы или тарелочки на которых лежат камешки, коробочки для раскладывания камешков по цвету, форме, размеру;
Компьютерная презентация "Уголок экспериментирования".
Бумажные осенние листочки в корзинке.
Материалы из опыта семейного воспитания "Эксперименты в домашних условиях".
Ход собрания
I. часть Приветствие.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вновь встретиться с вами!
Традиционно начинаем нашу встречу с приветствия. Сегодня мы поприветствуем друг друга следующим образом.
Перед вами на столах лежат осенние листочки. Напишите, пожалуйста, на них слова, которыми вы хотите поприветствовать собравшихся, что-то пожелать им и положите листочки в корзинку.
- Вот и заполнилась наша корзинка. Сейчас я достану листочки и от имени всех собравшихся поприветствую вас.
(Зачитывает приветствия и пожелания).
- Спасибо за приветливые слова и пожелания, и с таким позитивным настроем продолжаем нашу встречу.
II. часть Беседа " Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития малышей".
- Сегодня мы с вами поговорим о значимости экспериментальной деятельности для развития малышей, для ознакомления и расширения представлений об окружающем мире.
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: "Что такое экспериментирование, как дети, по-вашему, могут экспериментировать? Назовите примеры экспериментов, которые ваш ребенок проводил уже с вами или самостоятельно".
- Большое спасибо, очень интересно вы рассказали о ваших малышах и их деятельности, приносящей иногда очень много забот по ликвидации последствий экспериментирования.
Многим родителям кажется, что это проказы, но это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира».
Вспомните, как ваш малыш, еще совсем маленький брат в рот погремушку, свою ножку, пытался засунуть пальчик в отверстие, дергал мамы за волосы и т.д. Для чего он это делал?
Конечно, эти действиями он познавал мир, себя. Это была ориентировочно-исследовательская деятельность.
Но сейчас малыш подрос, и он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, но и пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.
Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти!» Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это самое настоящее социальное экспериментирование.
Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
- Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал? (ответы родителей)
- Вы правильно подметили, что родителям необходимо:
- самим быть любознательными;
- давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка;
- предлагать новые интересные объекты для исследований;
- не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения;
- стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.
Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Приведите примеры, где и какие дети могут дома провести эксперименты.
- Действительно, местом для экспериментов может стать любое помещение комнаты.
Ванная комната.
Что здесь может узнать ребенок с помощью экспериментирования?
- Это свойства воды.
Вода бывает холодная , теплая, горячая, чистая и грязная.
Воду можно подкрасить.
В воде можно играть с игрушками. Воду можно набрать в баночки, флакончики, выливать, переливать, пускать пузыри, делать пену и т.д.
Кухня
- замешивать тесто, подсыпая в воду муку и размешивая ложкой;
- лепка и раскатывание теста;
- приготовление сладкой и соленой воды;
- сортировка крупы;
- что лучше ложка или вилка, когда кушаешь макароны или кашу и т.д.
Комната
- полив цветов - рассмотреть листья, цветы, понюхать;
- пылесосить - почему пыль засасывает пылесос, куда она попадает;
- рисовать - эксперименирование со цветом (смешивание красок, рисование на разных поверхностях);
- игры с дидактическими игрушками (вкладыши, сортеры, забивалочки, волчки, пирамидки и т.д.).
Прогулка
- игры с песком;
- хождение по лужам;
- игры с природными материалами (листья, шишки, палочки и т.д.);
- наблюдения за ветром, растениями, животными (рассматриваем, спасаем, нюхаем, трогаем и т.д.).
(Подуем на семечко- крылатку, на одуванчик белый и желтый, потрогаем мать - и- мачеху, какая сторона нежнее и т.д.).
- Уважаемые родители, ваша фантазия беспредельна, стоит только захотеть и главное, понять, как это необходимо вашему ребенку для развития. Поверьте, это время не пройдет зря и окупится вам сторицей. И не только в познавательном развитии вашего ребенка. Ведь общаясь с малышом, живя его интересами, вы налаживаете эту тоненькую пока еще нить взаимопонимания, которой подчас так не будет вам хватать в более старшем возрасте, если сейчас вы упустите эту возможность.
III. часть. Практическая часть
1. Уголок "Юные экспериментаторы"
- Ознакомление родителей с групповым уголком для детского экспериментирования.
(Компьютерная презентация).
2.Мастер класс "Эти удивительные камешки"
- А сейчас от сов перейдем к делу и побудем немного сами в роли малышей - экспериментаторов.
Родителям предлагается провести ряд опытов с камешками.
1. Рассматривание камешков.
- Я положу все камешки на тарелочку. Вот их как много. Давайте возьмем по одному камешку, какой нравится. - Потрогайте камешек, погладьте его, покатайте между ладонями. Какой он? Гладкий или шершавый? - Приложим камешек к щечке. Камешек холодный или теплый? - Пальчиком надавите на камешек. Легко давить его? Он мягкий или твердый? - Теперь надавите на губку. Легко давить? Она мягкая или твердая? - Сожмите камешек в руке. Сжимается? - Сожмите губку. Она легко сжимается? - Что мы скажем про камешки, какие они? - А как вы думаете, если мы подуем на камешки, они полетят? А если на ватный шарик подуем, он полетит? - Давайте проверим. Подуем на ватный шарик, он полетел? А на камешек подуем, он полетел? Почему? -Вот они какие камешки бывают: холодные, гладкие и шершавые, твердые и тяжелые. 2. «Камешки, камешки – стук да стук» - Возьмите еще один камешек. Теперь у вас в каждой руке по камешку. Постучите камешками. - Что вы слышите? - Да, камешки издают звук. Если тихонько ударим камешек о камушек, то звук получится тихий. А если сильно ударим, то камешки застучат громко. - Вот так камешки! Они еще и звуки издают, песенку поют, если будем ударять их друг о друга 3. Купание камешков. - Камешки, как и вы любят купаться. Хотите искупать камешки? |
- Вот у нас ванна для камешков. Давайте посмотрим, что произойдет с камешком, если на него полить воды.
Воспитатель капает воду на камешек.
- Что случилось с камешком?
- Посмотрите еще раз. Вот сухой камешек, а сейчас я поливаю его, и он становится темнее. Вот как интересно.
- Полейте на свои камешки и посмотрите, какие они будут.
- Расскажите, что случилось с вашими камешками. Почему они потемнели? Вот так можно играть, купать камешки.
4. "Тонет - не тонет".
- А хотите узнать, тонут камешки в воде или нет?
- Давайте сначала опустим в воду кусочек ваты.
Утонула вата? Почему?
- Бросим губку. Утонула? Почему?
- А если бросим камешек, утонет?
- Бросаем камешек. Что случилось? Почему?
- Проверьте и вы, что тонет, а что не тонет.
- Камешки тяжелые, они в воде тонут.
- А сейчас возьмите сачки и пинцеты и достаньте предметы из воды.
3. Из опыта семейного воспитания "Эксперименты в домашних условиях".
(Выступление родителей).
IY. часть. Заключение.
- Уважаемые родители!
В конце нашей встречи просим высказать свое мнение о нашем с вами разговоре, о практической деятельности и ваших планах в этом направлении.
(Высказывания родителей).
- Мы подготовили для вас памятки с описанием некоторых опытов, которые вы можете провести с детьми в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...
К недели книги: "Как заучивать стихи" , "Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение", "Как научить ребенка беречь книги"
Подборка материалов к недели книги...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться
Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...
"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"
Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...
Рекомендации родителям «Чему необходимо научить ребенка» 25 полезных вещей, которым мы можем научить детей.
Рекомендации родителям«Чему необходимо научить ребенка»25 полезных вещей, которым мы можем научить детей....